12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина44
3

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ, ПРОЕКТА «МАСТЕРСКАЯ ЦВЕТА»

Методическая разработка

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ  ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ, ПРОЕКТА

 «МАСТЕРСКАЯ ЦВЕТА»

ФИО: Гракова Ирина Валерьевна

воспитатель МБДОУ детский сад № 136

 

                Аннотация. Методическая разработка посвящена важности развития у детей  дошкольного  возраста творческих способностей. Одна их форм способствующих этому - это проектная деятельность, именно эта деятельность идет от интересов детей и реализуется вместе с ними. Задача педагогов и   родителей, создать условия для формирования интереса к творчеству.

       В статье представлена педагогическая работа с детьми по формированию у детей творческих способностей, через эксперимент с разными видами художественно-эстетических материалов.

           

   В эпоху 21 века, жизнь современного человека становится все разнообразнее и сложнее. Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Изучение проблемы развития творческих способностей детей отвечает требованиям ФГОС ДО и соответствует закону «Об образовании в РФ». ФГОС ДО, подчеркивает необходимость, «поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми».

     У каждого человека есть задатки к творческой деятельности. Педагог должен эти задатки развить. Как сказал Л.С. Выготский: «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Мы должны создать условия для инициативы и самостоятельности ребенка   в разных видах деятельности, в том числе и продуктивной.

    В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется изображению, которое он создал, или огорчается, если что-то не получилось. Самое главное, что, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в ходе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознано использовать приобретенные знания. Проблема исследования: являются ли занятия по изобразительной деятельности эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

  Объектом исследования является процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

 Предмет исследования – комплекс мероприятий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Каждый ребёнок по своей природе экспериментатор, он может превратить ширму, стул - в красивый замок, сделать злого волшебника - добрым.

В эпоху компьютеризации, отмечается, что дети разучились фантазировать, изобретать, их рисунки   характеризуются ограниченностью цветовых сочетаний. Исходя из этого, мы поставили для себя цель: способствовать развитию творческого потенциала, активной, самостоятельной личности дошкольника, используя проектную деятельность при экспериментировании с цветом.

Целью нашего проекта является исследование в области изменения цвета при рисовании.

Задачи проекта:

1.Познакомить детей с произведениями живописи

2.Использлвать в своей деятельности разные материалы

3.Совершенствоать изобразительные навыки и умения

4.. Формировать художественно-творческие способности

5. Развивать умения замечать выразительное решение изображений

6.Способствовать умению различать цвета и оттенки используя при этом разные виды художественно эстетической деятельности

Нами был разработан проект «Мастерская цвета». Работа состояла из четырех этапов.

   На первом этапе работы мы познакомились с картинами известных художников – пейзажистов. Использовалось ИКТ, мы совершили онлайн экскурсию по Третьяковской галерее, рассмотрели работы разных направлений: от пейзажей до абстракционизма. Отправились в виртуальное путешествие   «Иллюстраторы детских книг». Познакомились с творчеством иллюстраторов детских книг, таких как В. Сутеев, Ю. Коровин, который создал много иллюстраций к книгам С. Маршака, С. Михалкова.

   В художественно-эстетическом уголке была организована выставка, мы рассматривали картины художников, иллюстрации в книгах. Познакомили детей с книгами о цвете: В. Сутеев «Петух и краски», «Три котенка», иллюстрациями Ю. Коровина к книге  С. Маршака «Мастер-Ломастер», С. Михалкова  «Дядя Степа», стихотворение   А. Шлыгина «Разноцветный шар земной» и др.

Были   организованы беседы о том, как же может измениться цвет: «Цвет в рисунке», «Цвет в природе», «Цвет в одежде», за основы были взяты как ИКТ (онлайн путешествие по художественным галереям России), так и наши наблюдениям в природе, рассматривание журнала мод. Для того, чтобы эксперимент был интереснее и разнообразнее мы придумали метод «Подзорная труба». Сами смастерили с детьми из втулок, из-под бумажного полотенца подзорные трубы и бинокли, через них мы замечали цвета в природе,  в интерьере группы, старались вносить в нее изменения, добавляя новые цвета. А еще мы любовались нарядами деревьев, растущими на нашем участке в разное время года.

   В нашем проекте участвовала музыкальный руководитель. Она подобрала для нас музыку для слушания: А. Вивальди «Буря на море», «Времена года», И. Гайдн музыка из серии «Звуки природы», «Пение птиц», «Музыка воды», В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада», И. Штраус «Шум океана», «Звуки природы», Ф. Шопен «Морской прибой», П. И. Чайковский «Времена года». После прослушивания музыки детям было предложено отразить свое впечатление от музыки в красках - это были очень яркие цвета у одного ребёнка, смешанные цвета у другого, одинаковых работ не было, а это значит, что каждый ребёнок проявил самостоятельность и индивидуальность, своё личное творчество.

    На втором этапе нашего проекта мы познакомились   с понятием «Абстракция». Рассмотрели картины К. Малевича (использовали ИКТ). Рассмотрели репродукцию В. Стенбера «Цвет конструкция №4». Затем предложили детям самими стать художниками и попробовать изобразить   абстрактные картины. Дети были в восторге от своих результатов, мы, экспериментируя, отошли от традиционных техник рисования. У детей был полный полёт фантазии.

 Мы не остановились в своём эксперименте только на использование красок. Начали экспериментировать с пластилином - «Картины из пластилина». Однажды, в процессе работы, не оказалось нужного цвета пластилина, ребёнок очень расстроился, что он  не сможет закончить свою картину. Тут на помощь, ему поспешила  Цветная фея и на изумлённых глазах детей она соединила два цвета и получила тот цвет, который был нужен. Работа была спасена. Оказывается, пластилин можно смешивать так же как и краски. Мы получили много разных оттенков, а если пластилин не смешивать до конца, то можно получить «мраморный» эффект. После проведения опытов мы придумали схему, в которую занесли результаты смешивания пластилина (например: красный + жёлтый = оранжевый и др.).  Далее мы играли в такие игры, как «Радужный ковер», «Разноцветный хоровод», «Составь букет для мамочки любимой», «Костюмы для петрушки», «Краски времен года» для того, чтобы лучше запомнить цвета и их оттенки. 

В нашей группе (мастерской) помимо разных красок было собрано много разного материала для проведения опытов – это   бумага разной фактуры и цвета, цветные фантики, коллекция тканей и листьев, камушков, альбомы с картинами и рисунками, цветные калейдоскопы.

Следующий этап нашей работы (третий) — это опытническая деятельность.

  • Опыты с водой и цветом

Зная, что с красками для получения цвета помогает вода, мы смешивали воду с красками. Делали это в прозрачных закрывающихся пластиковых бутылках. С помощью бутылок можно получить больше эффектов: ее можно поставить на стол и следить за процессом смешивания красок, или энергично потрясти, покатать по столу, сделать «цветной вихрь».

         В своей работе мы использовали схемы, модели для изображения цвета. Делали «Цветную воду» разной интенсивности (цветной водой можно рисовать нежные оттенки). 

  • Опыты с цветными стеклышками

   Сначала нарисовали на белой бумаге цветы красным фломастером. Когда мы смотрели на эти цветы через зелёное стёклышко, то красный цветок мы видели чёрным на зелёном фоне, а когда смотрели через красное стёклышко, то на красном фоне цветы были не видны.

  • А ещё мы рисовали песочные картины палочкой на песке, смешивая цветной песок и получая новые оттенки. 

    В нашей «Мастерской цвета» мы научились проводить опыты с разными цветами, научились получать новые цвета.  С помощью цветового круга мы научились сочетать цвета и получать новые оттенки.

Для каждого цвета мы определили свою характеристику и создали таблицу с характеристиками. Все цвета мы разделили на группы и создали карточки с этими цветами, с описанием любого опыта, таблицы, схемы.

 

На заключительном этапе, была устроена выставка детских работ: «Красочная страна», «Все сезоны хороши», «Платок для мамы», «Ковер для куклы». Весь процесс проведения выставки мы транслировали через мессенджер Вайбер для наших родителей. Родители очень были рады, находясь на работе, они в то же время были вместе с нами. Дети получили огромный заряд положительных эмоций.

     Вывод: в результате проектной деятельности по художественно-эстетическому развитию дети познакомились с разными направлениями в живописи, научились различать цвета и оттенки, стали больше проявлять самостоятельности в деятельности, повысился интерес к рисованию, лепке, живописи, улучшились навыки детей в изобразительной деятельности. Дети стали увереннее в своих силах. Они научились договариваться между собой. Родители стали проявлять больше интереса к образовательной деятельности в детском саду.

     Мы полностью согласны с мнением Н.Е.Вераксы: «Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют в серии связанных одной темой занятий и игр»

 

                           

                              Используемая литература

 

1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)

2.«От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. М., 2015

3. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников» - М., 2015 г.-с.6

4.Дронова Т.Н. Художественное творчество детей 2-7 лет [Текст] / Т.Н. Дронова. - М., 2011. - 270 с.,

5. Р.Г.Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста  -М.Творческий центр, 2004.- С.2-3



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.