Доклад «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»

5
1
Материал опубликован 31 August 2019

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе   познавательно-исследовательской деятельности

 

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, на­блюдать.

В. Сухомлинский

 

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Познание есть активный творческий процесс поиска нового, оригинального и даже уникального — того, чего раньше не было. В этом процессе «задействованы» все таланты и способности познающего субъекта — его органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия в их единстве и взаимодействии. Важная особенность творческого познания — умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Творческое познание невозможно без гибкости и самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, умения делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро, отделять существенное от несущественного и самостоятельно приходить ко все новым и новым выводам и обобщениям.

В окружающей нас среде есть всё для развития творчества. На прогулках наблюдая за предметами живой и неживой природы, мы часто фантазируем с детьми, например, на что похожи облака, силуэты деревьев, моя тень и т.д.. Не раз проводили опыт с муравьями, сравнивая их поведение с поведением и возможностями человека. Сначала мы в группе выкладывали различные препятствия и пробовали пробраться через них. Потом на тропинке, где проходят муравьи, тонким слоем насыпали песок. Отметили с детьми то, что муравьи обязательно огибают его и возвращаются на проторенную тропинку, тогда как человек может препятствие легко преодолеть (перешагнуть). Для того, чтобы получше разглядеть и изучить муравья, мы проводили эксперимент, легко ли поймать его и как это лучше сделать? Определили, что легче всего поймать муравья, подставив палочку или ладошку. С большим интересом и удовольствием дети выкладывают из природного материала ( камушек, палочек, листиков и т.д.) силуэты наблюдаемых объектов, закрепляя при этом строение и характерные особенности каждого из них. Например, мы пробовали изобразить муравьев, солнышко, бабочку, цветы камушками, из веточек скворечник, кормушку и птиц из семян клена.

Так же развитию творческого взгляда ребёнка на мир способствует изготовление поделок из природного материала: листьев, семян, шишек, каштанов, ракушек, морских камешков, песка и т.д. Осенью в нашей группе состоялась выставка «Осенняя фантазия», на которой были представлены работы из природных материалов, выполненные родителями совместно с детьми.

В зимний период времени мы с детьми не раз наблюдали за таким природным явлением, как снегопад, рассматривали снежинки, сравнивали их между собой, обращали внимание детей на их разный и красивый узор. Проводили эксперимент: где быстрее тает снег – на варежке или руке и почему, что произойдет со снежинкой, если на нее подуть и что в результате образуется из снега. Знакомились таким образом со свойствами воды. Пробовали изобразить снежинки, рисуя на снегу, мокрой бумаге. На прогулках наблюдали за красотой природы в зимний период времени, любовались деревьями, покрытыми инеем. Рассматривая веточки, исследовали иней на колкость и хрупкость. После чего попробовали изобразить их методом тычка. Делали цветные льдинки и украшали ими деревья. Надували на улице мыльные пузыри и наблюдали как они замерзали на морозе.

Наша группа принимала активное участие в конкурсе снеговиков. Для начала мы предложили детям выложить снеговиков на бумаге из кружочков разного размера, закрепив при этом их расположение. Потом каждый ребенок попробовал слепить его из пластилина. Затем на прогулках исследовали снег на липкость, пришли к выводу, что не всегда снег лепится. Для этого нужны определенные погодные условия. В мороз он рассыпается, а в теплую погоду липнет. После этого обсудили, какого снеговика можно слепить и как это лучше сделать, во что его одеть. Посоветовались из чего можно изготовить мелкие детали, такие как глаза, нос, рот и т.д.. Особенно детям понравилось раскрашивать снеговика красками. Они с особым интересом наблюдали как снег вбирал в себя воду и при этом не таял, а окрашивался. В результате у нас получился вот такой замечательный снеговик. Потом вместе с детьми мы дали ему имя, назвав его Холодком! После чего, предложили детям сочинить небольшой рассказ про нашего снеговика. И вот что у нас вышло: «Жили были ребята, которые очень любили ходить в детский садик. Стояла зима. Вышли как-то ребята гулять. И захотели слепить снеговика. Они сделали три снежных комка: большой, средний и маленький. Соединили их. Приделали морковку, вылепили ему глаза, рот и руки. Раскрасили его красками. Надели шарф и шапку. Ребята решили назвать его Холодком. Вечером дети ушли домой, а когда они легли спать, снеговик задвигался и ожил. И начал делать хоровод вокруг елочки со своими друзьями».

В нашем уголке экспериментирования мы часто проводим игры-опыты с песком, в результате чего, дети закрепляют знание свойств сухого и мокрого песка. Пробовали заменить песок на манную крупу. Отметили, что она близка по свойствам к песку. Путем добавления воды в крупу, обнаружили интересное свойство манки, она превратилась в массу, похожую на пластилин и дети с удовольствием из нее лепили различные фигурки, пирожки. Так же мы пробовали рисовать картины манкой. Но в картине не хватало цветов. Тогда мы решили покрасить ее. И картины оживились. Оказывается манку можно не только есть, но еще из нее лепить и рисовать ею. Из остатков окрашенной манки мы сделали украшение для группы «Радужное чудо».

Проводили опыт с использованием соли. В банку с пресной водой опустили сырое яйцо, отметили, что оно сразу же опустилось на дно. Потом навели в этой жен банке крепкий солёный раствор, снова опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать на поверхности. В эту банку потихоньку начали подливать пресной воды. Яйцо стало опускаться вниз, но не утонуло. Оно плавало в середине раствора, но при этом казалось большим и круглым. Дети с удовольствием наблюдали за этим волшебством. Таким образом, мы познакомились со свойством соли, она растворяется в воде и изменяет ее плотность.

Кроме того, обыкновенная кухонная соль- замечательный материал для нетрадиционного рисования и изготовления с детьми интересных поделок. С помощью нее на акварельном рисунке можно создать множество причудливых эффектов, посыпав ее на ещё влажный прокрашенный лист. Это может быть снег, дождь, просто рябь. Так, например, средне-крупная соль при высыхании оставляет «снежинки» на синем. На зелёном фоне получится полупрозрачная листва. С помощью мелкой соли можно добавить фактуры дороге, камню, создать галактику. Мы с ребятами рисовали снежное небо, посыпая картину солью. С большим удивление дети смотрели, как соль вбирает в себя воду и окрашивается в голубой цвет, а вокруг каждого кусочка соли оставался светлый круг. Получилось очень красиво, снег стал блестящий и переливался словно настоящий. Так же можно сначала насыпать соль на клей, а потом уже покрасить краской. Получается тоже интересно. Пробовали использовать разную соль, и крупную и мелкую.

Творческое начало человека лежит в основе всей его жизни. Первоначальные творческие проявления детей являются важными для дальнейшего формирования ребёнка. Они начало будущей творческой его деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность ребёнка не может быть полноценной без развития его творческих способностей. Поэтому мы- педагоги-дошкольники должны активно и целенаправленно воздействовать на развитие детского творчества.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный материал, который смогут использовать в работе коллеги. Благодарю!

31 August 2019

Похожие публикации