Обучающие карточки «Развиваем память»
Пояснительная записка.
Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенной сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Благодаря памяти человек может обучаться, приобретать свой индивидуальный жизненный опыт, знания. Именно память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Без памяти нормальное функционирование личности и общества невозможно.
Дошкольный возраст – это время бурного развития всех высших психических функций. Память лежит в основе любого психического явления, поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста является одной из первоочередных задач.
У младших дошкольников преобладает образная память – они запоминают то, что их наиболее сильно впечатлило. Развитие памяти у них начинается с непроизвольного запоминания. С четырех лет ребенок учится подключать к запоминанию волевой компонент, что позволяет начать развивать его произвольную память. Развитие произвольной памяти происходит благодаря развитию мнемических способностей.
Предлагаемый набор включает в себя 40 развивающих карточек:
- Карточки цвета – 10 шт. (красный, оранжевый, синий, желтый, коричневый, розовый, зеленый, фиолетовый, черный, серый).
- Карточки предметов на белом фоне, не связанных между собой – 10 шт. (машина, цыпленок, радуга, мышь, светофор, роза, кузнечик, корабль, пальма, солнце).
- Карточки цветные с предметами – 10 шт. (машина на черном фоне, радуга-фиолетовый, пальма – коричневый, корабль – синий, мышь – серый, кузнечик – зеленый, светофор – красный, солнце – оранжевый, роза – розовый, цыпленок – желтый).
- Карточки цветные с цифрами – 10 шт. (0-оранжевый, 1-красный. 2-зеленый, 3-серый, 4-синий, 5-коричневый, 6-желтый, 7-фиолетовый, 8-розовый, 9-черный).
Размер каждой карточки 10х15см.
/data/files/l1579537999.jpg (1920x1440)
/data/files/i1579537979.jpg (1440x1920)
/data/files/b1579537948.jpg (1440x1920)
/data/files/b1579537924.jpg (1493x1717)
Как организовать занятия с развивающими карточками.
Для организации работы с развивающими карточками сформируйте группу детей, нуждающихся в развитии мнемических процессов.
Что бы отобрать детей для занятий, проведите диагностику развития памяти.
Для диагностики можно использовать следующие методики на зрительную память: «Угадай, чего не стало» 3-4 года, «8 предметов» 4- 5 лет, «10 предметов» 5-7 лет. (Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду.- М.: Генезис, 2016)
Работа с карточками возможна как индивидуально, так и с подгруппой. В группе должно быть не более 6-10 человек. При низком уровне развития памяти рекомендуется проводить индивидуальные занятия.
Занятия целесообразно организовывать не менее двух раз в неделю, время проведения занятий соответствует возрастным нормам СанПин. В течение занятия необходимо предложить детям физкультминутку и/или веселую гимнастику для глаз. При индивидуальных занятиях карточки можно раскладывать на столе, при работе с подгруппой рационально разместить карточки на доске или коврографе (фон должен быть однотонным и не ярким).
Обязательно опросите родителей, согласны ли они, что бы их ребенок посещал занятия.
Цель:
Развитие мнемических способностей дошкольников 3-7 лет.
Задачи:
- Развитие зрительной и ассоциативной памяти у дошкольников.
- Развитие сенсорно-перцептивных процессов (цвета, цифры, предметы).
- Развитие мышления.
- Формирование самоконтроля запоминания.
Ожидаемые результаты.
У ребенка улучшиться зрительная память, станет более развитой ассоциативная. Будет устойчиво знать основные цвета, цифры, сличать и выделять их. Уметь устанавливать логические связи между объектами, сам учится произвольно запоминать информацию. Научится запоминать на более длительный срок, увеличится скорость запоминания нужной информации.
Преимущества
Развивающие или как их ещё называют обучающие карточки – отличное средство для обучения. Это очень интересный, полезный наглядный материал для развития ребёнка начиная с раннего возраста. Сами карточки яркие, с весёлыми образами–картинками, привлекающими детей. Причём, на одной обучающей карточке содержится один образ, поскольку именно такой вариант подачи считается наиболее оптимальным для обучающего процесса с маленькими детьми.
Большое преимущество использования карточек заключается в их компактном и удобном формате, а также в том, что они просты и очень практичны в использовании. Карточки дополняют своим содержанием друг друга. Их можно использовать как часть занятия с ребенком, так и в качестве отдельной развивающей программы.
Во время игры ребёнок учится выполнять поставленные задачи. Большиство игр имеют разные этапы сложности. Также в процессе работы с карточками происходит развитие воображения. При правильном подходе к игре у ребёнка развивает самостоятельность, самоконтроль и самосовершенствование.
Четыре красочных комплекта могут стать основой для увлекательнейшая и полезнейших, для развития маленькой личности, занятий.
Как работать с развивающими карточками.
Самое важное правило при занятиях с детьми – не забывать о том, что это дети! А для детей важна игра, важна мотивация, а не целенаправленные тренировки. Поэтому необходимо, что бы любое задание имело цель – помочь кому-либо, посоревноваться, выполнить задание для получения награды и так далее. Например, у меня в кабинете живет ученый кот Яша, который помогает сказочным героям, попавшим в беду, а мы с детьми помогаем Яше, выполняя его задания.
Этапы развития памяти предполагают изложение материала «от простого к сложному». Сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, потом избирательности памяти.
Как выстраивать занятия от простого к сложному – сначала даются задания по рассмотрению и воспроизведению минимального количества карточек в хаотичном порядке. Затем увеличивается количество карточек. На последнем этапе добавляется заданный порядок воспроизведения.
Минимальное количество карточек для начала работы не менее трех (возможны исключения в связи с индивидуальными особенностями ребенка).
Каждое новое упражнение предлагайте детям на протяжении 3-4 занятий. Первое занятие – знакомство с игрой через подробное объяснение и простой вариант упражнения. Последующие занятия – вариации и усложнения упражнения. Усложнение каждого варианта идет за счет увеличения количества предлагаемых карточек и/или выстраивания ряда в заданном порядке.
Вариантов использования данных карточек достаточно много.
Примерный план занятий для детей 3-5 лет
Месяц | № занятия | Упражнение | Содержание |
Октябрь | 1 | Знакомство | Предлагаются к рассмотрению наборы карточек 1-3, закладывается мотивация к работе. Предлагается определить ассоциации фон-предмет. |
2 | Цвет 1 | Используется набор карточек цвета (1) – основные цвета красный, синий, зеленый, желтый. Поочередно предъявляются карточки, взрослый просит назвать что это, сколько их. Затем карточки убираются (переворачиваются). Детей просят воспроизвести, что они запомнили в любом порядке. При правильном назывании карточки открываются. | |
3 | Цвет 2 | К предыдущему заданию добавляются розовый и черный цвет. | |
4 | Цвет 3 | К предыдущему заданию добавляются оранжевый и коричневый цвет. | |
5 | Цвет 4 | К предыдущему заданию добавляются фиолетовый и серый цвета. | |
6 | Запоминайка. Цвет. | Используется весь набор карточек цвета (1). Поочередно предъявляются карточки, взрослый просит назвать что это, сколько их. Затем карточки убираются (переворачиваются). Детей просят воспроизвести, что было в заданном порядке. При правильном назывании карточки открываются. | |
7 | Предметы 1 | Используется набор карточек предметов на белом фоне (2).. Поочередно предъявляются карточки - четыре предмета (цыпленок, светофор, кузнечик, корабль), взрослый просит назвать что это, сколько их. Затем карточки убираются (переворачиваются). Детей просят воспроизвести, что они запомнили в любом порядке. При правильном назывании карточки открываются. | |
8 | Предметы 2 | К предыдущему заданию добавляются роза и машина. | |
Ноябрь | 9 | Предметы 3 | К предыдущему заданию добавляются солнце и пальма. |
10 | Предметы 4 | К предыдущему заданию добавляются радуга и мышь. | |
11 | Запоминайка. Предметы | Используется весь набор карточек предметов (2). Поочередно предъявляются карточки, взрослый просит назвать что это, сколько их. Затем карточки убираются (переворачиваются). Детей просят воспроизвести, что было в заданном порядке. При правильном назывании карточки открываются. | |
12 | Цветные предметы 1 | Используется набор карточек цвета (1), предметов на белом фоне (2) и предметов на цветном фоне (3). Поочередно предъявляются карточки - четыре предмета на цветном фоне (цыпленок, светофор, кузнечик, корабль), взрослый просит назвать что это, сколько их. Затем карточки убираются (переворачиваются). Детям предлагаются поочередно эти же предметы, но без фона и просят назвать цвет фона. При назывании к карточке без фона добавляется карточка цвета. В конце упражнения снова поочередно предъявляются заданные карточки предметов на цветном фоне и детей просят проверить правильность подобранных карточек (предмет+цвет). | |
13 | Цветные предметы 2 | К предыдущему заданию добавляются роза и машина. | |
14 | Цветные предметы 3 | К предыдущему заданию добавляются солнце и пальма. | |
15 | Цветные предметы 4 | К предыдущему заданию добавляются радуга и мышь. | |
16 | Запоминайка. Цветные предметы | Используется набор карточек цвета (1), предметов на белом фоне (2) и предметов на цветном фоне (3). Поочередно предъявляются карточки десяти предметов на цветном фоне, взрослый просит назвать что это, сколько их. Затем карточки убираются (переворачиваются). Детям предлагаются поочередно эти же предметы, но без фона и просят назвать цвет фона. При назывании к карточке без фона добавляется карточка цвета. В конце упражнения снова поочередно предъявляются карточки предметов на цветном фоне и детей просят проверить правильность подобранных карточек (предмет+цвет). | |
Декабрь | 17 | Найди такие же. Цвет+предмет 1 | Дошкольникам предлагаются пять карточек цвета (1) – оранжевый, серый, фиолетовый, зеленый, синий. Затем эталонные стимулы убираются. Ребенку предлагается найти их среди 10 аналогичных карточек с предметами на цветном фоне (3). |
18 | Найди такие же. Цвет+предмет 2 | Предлагаются пять карточек цвета (1) – желтый, розовый, красный, коричневый, черный. Затем эталонные стимулы убираются. Ребенку предлагается найти их среди 10 аналогичных карточек с предметами на цветном фоне (3). | |
19 | Найди такие же. Цвет+предмет+ цветной предмет 1 | Дошкольникам предлагаются пять карточек предметов без фона (2) – кузнечик, светофор, солнце, машина, роза. Затем эталонные стимулы убираются. Ребенку предлагается найти их среди 10 аналогичных карточек с предметами на цветном фоне (3). | |
20 | Найди такие же. Цвет+предмет+ цветной предмет 2 | Предлагаются пять карточек предметов на белом фоне (2) – цыпленок, радуга, мышь, пальма, корабль. Затем эталонные стимулы убираются. Ребенку предлагается найти их среди 10 аналогичных карточек с предметами на цветном фоне (3). | |
21 | Разложи на группы. Цвет | К запоминанию предлагаются пять карточек цвета (1) – цыпленок, мышь, радуга, светофор, солнце. Затем эталонные стимулы убираются. Карточки предметов на цветном фоне (3) перевернуть картинками вниз (можно держать в руке «веером») и предложить каждому ребенку по очереди вытянуть одну и положить ее в одну из двух групп – подходящие карточки по цвету (те, что предъявлялись вначале) и те, что не подходят (каких не было). | |
22 | Разложи на группы. Предметы | Дошкольникам предлагаются к запоминанию пять карточек предметов без фона (2) – кузнечик, светофор, солнце, машина, роза. Затем эталонные стимулы убираются. Карточки предметов на цветном фоне (3) перевернуть картинками вниз (можно держать в руке «веером») и предложить каждому ребенку по очереди вытянуть одну и положить ее в одну из двух групп – подходящие карточки по цвету (те, что предъявлялись вначале) и те, что не подходят (каких не было). | |
23 | Что изменилось 1 | Используется весь набор карточек цвета (1). Перед детьми выстраивается определенный ряд карточек, дается инструкция внимательно рассмотреть их и запомнить. Далее дети закрывают глаза по команде: «Раз, два, три, глазки закрой (отвернись) и не смотри» (можно попросить детей отвернуться или если сидят за столом – положить голову на сложенные руки). Взрослый несколько карточек меняет местами. По команде «Раз, два, три, что изменилось, посмотри?» дети открывают глаза и называют, что изменилось. | |
24 | Что изменилось 2 | Используется весь набор карточек предметов на белом фоне (2). Перед детьми выстраивается определенный ряд карточек, дается инструкция внимательно рассмотреть их и запомнить. Далее дети закрывают глаза по команде: «Раз, два, три, глазки закрой (отвернись) и не смотри» (можно попросить детей отвернуться или если сидят за столом – положить голову на сложенные руки). Взрослый предлагает одному из детей несколько карточек поменять местами. По команде «Раз, два, три, что изменилось, посмотри?» дети открывают глаза и называют, что изменилось, ведущий меняет карточки местами «как было». | |
Январь | 25 | Что изменилось 3 | Используется смешанный набор из 10-15 карточек цвета и предметов на белом фоне (1 и 2). Перед детьми выстраивается определенный ряд карточек, дается инструкция внимательно рассмотреть их и запомнить. Далее дети закрывают глаза по команде: «Раз, два, три, глазки закрой (отвернись) и не смотри» (можно попросить детей отвернуться или если сидят за столом – положить голову на сложенные руки). Взрослый предлагает одному из детей несколько карточек поменять местами. По команде «Раз, два, три, что изменилось, посмотри?» дети открывают глаза и называют, что изменилось, ведущий меняет карточки местами «как было». |
26 | «Чего не стало?» | Используется весь набор карточек цвета (1). Перед детьми выстраивается определенный ряд карточек, дается инструкция внимательно рассмотреть их и запомнить. Далее дети закрывают глаза по команде: «Раз, два, три, глазки закрой (отвернись) и не смотри» (можно попросить детей отвернуться или если сидят за столом – положить голову на сложенные руки). Одна (или несколько) карточек убираются из ряда и необходимо угадать что и откуда исчезло. | |
27 | «Чего не стало?» 2 | Используется весь набор карточек предметов на белом фоне (2). Перед детьми выстраивается определенный ряд карточек, дается инструкция внимательно рассмотреть их и запомнить. Далее дети закрывают глаза по команде: «Раз, два, три, глазки закрой (отвернись) и не смотри» (можно попросить детей отвернуться или если сидят за столом – положить голову на сложенные руки). Одна (или несколько) карточек убираются из ряда и необходимо угадать что и откуда исчезло. | |
28 | «Чего не стало?» 3 | Используется смешанный набор из 10-15 карточек цвета и предметов на белом фоне (1 и 2). Перед детьми выстраивается определенный ряд карточек, дается инструкция внимательно рассмотреть их и запомнить. Далее дети закрывают глаза по команде: «Раз, два, три, глазки закрой (отвернись) и не смотри» (можно попросить детей отвернуться или если сидят за столом – положить голову на сложенные руки). Одна (или несколько) карточек убираются из ряда и необходимо угадать что и откуда исчезло. | |
29 | Ассоциации | Используется набор карточек 1, 2 и 3. Детям предъявляется 5 карточек из набора 3 – предметы на цветном фоне и просят угадать, почему именно этот фон подходит к этому предмету. Рассматривается отдельно каждая карточка. Затем они переворачиваются. Детям показывают другие карточки из наборов 1 и 2 – отдельно цвет и предметы. Педагог просит разложить карточки попарно, что бы получилось как в предыдущем варианте (цвет+предмет). Затем даются карточки из набора 3 для самопроверки и анализа результата детьми. | |
30 | Ассоциации 2 | Используется набор карточек 1, 2 и 3. Детям предъявляется 10 карточек из набора 3 – предметы на цветном фоне и просят угадать, почему именно этот фон подходит к этому предмету. Рассматривается отдельно каждая карточка. Затем они переворачиваются. Детям показывают другие карточки из наборов 1 и 2 – отдельно цвет и предметы. Педагог просит разложить карточки попарно, что бы получилось как в предыдущем варианте (цвет+предмет). Затем даются карточки из набора 3 для самопроверки и анализа результата детьми. | |
Февраль | 31 | Вспомни цвет | Перед детьми на 30 секунд выстраивается ряд из цветных карточек с предметами (3). Затем карточки переворачивают. Педагог называет предмет, а ребенок называет цвет его фона Правильно названная карточка переворачивается. |
32 | Вспомни цвет | Перед детьми на 10 секунд выстраивается ряд из цветных карточек с предметами (3). Затем карточки переворачивают. Педагог называет предмет а ребенок выбирает и показывает соответствующий цвет из карточек набора 1. Правильно названная карточка переворачивается. | |
33 | Найди пару | Используются карточки цвета (1) и цветные карточки с предметами (3). Подбираются пары, совпадающие по цвету или предмету. Их переворачивают, перемешивают и раскладывают перед детьми (на столе или доске/коврографе). Детям предлагается переворачивать по одной карточке, запоминая что и где находится и составлять пары. Собранные пары убираются из ряда. | |
34 | Найди пару 2 | Используются карточки предметов (2) и цветные карточки с предметами (3). Подбираются пары, совпадающие по цвету или предмету. Их переворачивают, перемешивают и раскладывают перед детьми (на столе или доске/коврографе). Детям предлагается переворачивать по одной карточке, запоминая что и где находится и составлять пары. Собранные пары убираются из ряда. | |
35 | Сравнение | Используется набор карточек цвета (1) и цветные карточки с предметами (3). Перед детьми на 10 секунд выстраивают ряд из карточек и просят внимательно на них посмотреть. Затем карточки переворачивают и выстраивают еще один ряд, предлагая сравнить его (по цвету) с предыдущим – повторяется или отличается. После ответов детей первый ряд переворачивается и происходит итоговое сравнение и анализ ответов. | |
36 | Сравнение 2 | Используется набор карточек предметов (2) и цветные карточки с предметами (3). Перед детьми на 10 секунд выстраивают ряд из карточек и просят внимательно на них посмотреть. Затем карточки переворачивают и выстраивают еще один ряд, предлагая сравнить его (по предметам) с предыдущим – повторяется или отличается. После ответов первый ряд переворачивается и происходит итоговое сравнение и анализ ответов. | |
37 | Скоростное сравнение | Используется набор карточек цвета (1) и цветные карточки с предметами (3). Карточки предъявляются попарно на 5-10 секунд и детям предлагается проанализировать их – похожи или нет и чем. | |
38 | Скоростное сравнение 2 | Используется набор карточек предметов (2) и цветные карточки с предметами (3). Карточки предъявляются попарно на 3-5 секунд и детям предлагается проанализировать их – похожи или нет и чем. | |
Март | 39 | Вспомни предмет | Перед детьми на 30 секунд выстраивается ряд из цветных карточек с предметами (3). Затем карточки переворачивают. Педагог называет цвет, а ребенок называет предмет. Правильно названная карточка переворачивается. |
40 | Вспомни предмет 2 | Перед детьми на 10 секунд выстраивается ряд из цветных карточек с предметами (3). Затем карточки переворачивают. Педагог называет цвет а ребенок выбирает и показывает соответствующий предмет из карточек набора 2. Правильно названная карточка переворачивается. | |
41 | Построй ряд | Перед детьми на 10 секунд выстраивается смешаный ряд из карточек цвета (1) и предметов на белом фоне (2). Затем карточки переворачивают. Педагог просит детей посторить тот же ряд, но из карточек набора 3. В конце карточки переворачиваются для самопроверки детьми. | |
42 | Дополни историю | Педагог рассказывает историю, а дети подбирают к ней ряд из карточек набора 3, затем картинки переворачиваются и просят назвать какие картинки были использованы для рассказа; повторить отдельных детей часть рассказа педагога по определенной карточке, которая к ней относится. Вариант ряда: Солнце, цыпленок, роза, кузнечик, мышь. Вариант рассказа: Это случилось днем, когда ярко светило солнце. Из белоснежного яйца вылупился маленький желтый цыпленок и пошел знакомиться с окружающим миром. На зеленом лугу он встретил веселого кузнечика. В поле запасалась на зиму серая мышь. Когда солнце садилось и небо стало розовым, цыпленок полюбовался прекрасной розой и отправился спать. | |
43 | Дополни историю 2 | Педагог рассказывает историю, а дети подбирают к ней ряд из карточек набора 3, затем картинки переворачиваются и просят назвать какие картинки были использованы для рассказа; повторить отдельных детей часть рассказа педагога по определенной карточке, которая к ней относится. | |
44 | Сочини историю 1 | Детям предлагается сочинить историю, используя несколько карточек с предметами (3). Взрослый сам задает порядок рассказа, выстраивая ряд заданных карточек и помогает каждому ребенку составить часть рассказа с помощью наводящих вопросов. (Например: цыпленок, корабль, пальма. Вопросы: Кто, какой, что хотел, в чем проблема, что произошло, что было дальше, чем все закончилось? Вариант рассказа: Жил-был цыпленок. Он был пушистый, желтый и очень милый. У него была мечта – попробовать банан. Но там где он жил, бананы не росли. И вот однажды цыпленок сел на корабль и поплыл по морю в поисках своей мечты. Плыл, плыл и увидел остров. На острове жила обезьяна. Цыпленок подружился с ней и она угостила его бананом со своей пальмы. Так сбылась мечта цыпленка и он обрел нового друга.) | |
45 | Сочини историю 2 | Дошкольникам предлагается сочинить историю, используя карточки с предметами на цветном фоне (3). Взрослый предлагает каждому ребенку взять одну карточку (лучше из перевернутых) и придумать по ней часть рассказа. Затем по очереди сочиняется совместная история. | |
46 | Сочини историю 3 | Дошкольникам предлагается сочинить историю, используя карточки с предметами на цветном фоне (3). Взрослый предлагает каждому ребенку взять одну карточку (лучше из перевернутых) и придумать по ней часть рассказа. Затем по очереди сочиняется совместная история. | |
6 мес | 46 занятий |
Возможна комбинация методики с общеразвивающими программами, играми на развитие высших психических функций, а так же технологиями Воскобовича, Дьенеша.
Как работать с детьми с ОВЗ
Используйте комплексный личностный развивающий подход. Важным правилом является усвоение материала – упражнение необходимо повторять в начальном варианте, пока у ребенка ошибок будет минимальное количество. Чтобы заинтересовать новой деятельностью – демонстрируйте личный интерес, играйте вместе. Не забывайте, что дети очень чутко чувствуют фальш.
В случае частых ошибок, необходимо увеличить время запоминания, проговаривать с ребенком то, что необходимо запомнить.
Картотека игр с развивающими карточками.
Вариант 1. Запоминайка
Используется набор карточек цвета (1) или предметов на белом фоне (2). Поочередно предъявляются карточки, взрослый просит назвать что это, сколько их. Затем карточки убираются (переворачиваются). Ребенка просят воспроизвести, что он запомнил (какие были цвета или предметы) в начале в случайном порядке, затем в исходном. При правильном назывании карточки предъявляются ребенку.
Вариант 2. Найди такие же.
Дошкольнику предлагаются несколько карточек цвета (1) или предметов (2). Затем эталонные стимулы убираются. Ребенку предлагается найти их среди 10 аналогичных карточек с предметами на цветном фоне (3).
Для усложнения фоновые карточки (3) можно перевернуть картинками вниз и предложить ребенку вытягивать их по одной и разделить на 2 группы – подходящие карточки по цвету или картинкам (те, что предъявлялись вначале) и те, что не подходят (каких не было).
Вариант 3. Сочини историю.
Ребенку предлагается сочинить историю, используя несколько карточек с предметами (2). Сначала взрослый сам задает порядок рассказа, выстраивая ряд заданных карточек и помогает ребенку составить рассказ с помощью наводящих вопросов. (Например: цыпленок, корабль, пальма. Вопросы: Кто, какой, что хотел, в чем проблема, что произошло, что было дальше, чем все закончилось? Вариант рассказа: Жил-был цыпленок. Он был пушистый, желтый и очень милый. У него была мечта – попробовать банан. Но там где он жил бананы не росли. И вот однажды цыпленок сел на корабль и поплыл по морю в поисках своей мечты. Плыл, плыл и увидел остров. На острове жила обезьяна. Цыпленок подружился с ней и она угостила его бананом со своей пальмы. Так сбылась мечта цыпленка и он обрел нового друга.) Затем ребенку предлагаются карточки в хаотичном порядке (можно перевернутые) и он сам задает ряд.
Как модификация, педагог рассказывает историю, а ребенок подбирает к ней ряд, затем картинки переворачиваются и просят назвать какие картинки были использованы для рассказа; повторить рассказ педагога; повторить по определенной карточке часть рассказа, которая к ней относится.
Вариант 4. Что изменилось?
Используется любой набор карточек или смешанные наборы. Перед ребенком выстраивается определенный ряд карточек, дается инструкция внимательно рассмотреть их и запомнить. Далее ребенок закрывает глаза по команде: «Раз, два, три, глазки закрой (отвернись) и не смотри» (можно попросить детей отвернуться или если сидят за столом – положить голову на сложенные руки). Взрослый несколько карточек меняет местами (в последствие можно предложить это делать одному из детей – ведущему). По команде «Раз, два, три, что изменилось, посмотри?» дети открывают глаза и называют, что изменилось и/или меняют карточки местами «как было».
Возможна модификация игры по типу «Чего не стало?», когда одна (или несколько) карточек убираются из ряда и необходимо угадать что и откуда исчезло.
Вариант 5. Ассоциации.
Используется набор карточек 1, 2 и 3. Ребенку предъявляется несколько карточек из набора 3 – предметы на цветном фоне и просят угадать, почему именно этот фон подходит к этому предмету. Рассматривается отдельно каждая карточка. Затем они переворачиваются. Ребенку показывают другие карточки из наборов 1 и 2 – отдельно цвет и предметы. Педагог просит разложить карточки попарно, что бы получилось как в предыдущем варианте (цвет+предмет). Затем даются карточки из набора 3 для самопроверки и анализа результата ребенком.
Вариант 6. Вспомни цвет.
Перед ребенком на некоторое время (до 2х минут) выстраивается ряд из цветных карточек с предметами (3) или цифрами (4). Затем карточки переворачивают. Педагог называет предмет или цифру, а ребенок называет цвет его фона (возможен выбор из карточек набора 1). Правильно названная карточка переворачивается.
Вариант 7. Радуга.
Используются наборы цветных карточек 3 и 4. Перед ребенком на некоторое время (до 2х минут) выстраивается ряд из цветных карточек с предметами (3) и ряд с цифрами (4). Затем карточки закрывают (убирают или переворачивают). Взрослый называет цвет – ребенок подходящий к нему предмет и цифру.
Вариант 8. Найди пару.
Используются карточки цвета (1) и/или предметов (2) и цветные карточки с предметами (3). Подбираются пары, совпадающие по цвету или предмету. Их переворачивают, перемешивают и раскладывают перед ребенком (на столе или доске/коврографе). Ребенку предлагается переворачивать по одной карточке, запоминая что и где находится и составлять пары. Собранные пары убираются из ряда.
Вариант 9. Цифровой охват.
Используются карточки с цифрами (4). Перед ребенком выстраивается ряд из случайных чисел, через несколько секунд переворачивается. Необходимо повторить числа. Можно начинать игру с 1-2 чисел и увеличивать по возможностям ребенка. Как усложнение, ребенку предлагается перевернуть карточку с определенной цифрой. Еще более сложный вариант – перевернуть карточку с самым маленьким или самым большим числом.
Вариант 10. Цифровой ряд
Используются карточки с цифрами (4). Перед ребенком выстраивается ряд из порядковых чисел, через несколько секунд переворачивается. Необходимо повторить числа. Числовой ряд выстраивается сначала в прямом порядке, затем в обратном.
Сравнение.
Используется набор карточек цвета (1) и/или предметов (2) и цветные карточки с предметами (3) или цифрами (4).
Перед ребенком на несколько секунд выстраивают ряд из карточек и просят внимательно на них посмотреть. Затем карточки переворачивают и выстраивают еще один ряд, предлагая сравнить его (по цвету или предметам) с предыдущим – повторяется или отличается. После ответа ребенка первый ряд переворачивается и происходит итоговое сравнение и анализ своего ответа.
Возможен вариант скоростного сравнения, когда карточки предъявляются попарно на несколько секунд и ребенку предлагается проанализировать их – похожи или нет и чем.
Используемые термины:
- Память - (англ. memory) — запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге.
- Зрительная память – это запоминание информации, воспринимаемой органами зрения. Другие названия: фотографическая, визуальная. Те, у кого она хорошо развита, быстрее заучивают текст, который они видят, чем тот, который услышали.
- Ассоциативная память – это связь представлений и обстоятельств друг с другом.
- Мнемические способности - это одна из составляющих памяти, средства запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
- Непроизвольная и произвольная память – в первом случае это запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
- Сенсорные процессы - это процессы, связанные с формированием и изменением ощущений человека; связанные с работой органов чувств человека в результате которой появляются ощущения.
- Перцептивные процессы – процессы отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (восприятие).
- Мышление - (англ. thinking) - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.
- Самоконтроль - (англ. Self-control) - способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле - высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль тесно связан с понятием психической саморегуляции. Самоконтроль является важнейшим элементом в способности человека достигать поставленных целей. Уровень самоконтроля определяется как врождёнными генетическими характеристиками, так и психологическими навыками человека. Самоконтроль противопоставляется импульсивности - неспособности противостоять сиюминутным соблазнам.
Литература:
- Большой психологический словарь. Издание 4-е, расширенное Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко.-М., 2008
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с. С. 219-228.