Обучающие карточки «Осенние эксперименты»
Можно ли сделать воск мягким?
Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её?
(пчела)
Вам понадобятся:комочки воска;водяная баня.
Пчелы дают нам не только мед, но и воск. Они строят из него свои гнезда - соты. Воск прекрасный строительный материал. Можно ли сделать воск мягким, чтобы из него пчелам было удобнее «строить»? Почему так происходит? Давай узнаем как это сделать. Воск - это твердое вещество.
Ход эксперимента:
Предложить обследовать комочки воска, определить цвет, запах, твердость.
Может изменять свое состояние под действием температуры. Мягкий воск хорошо лепится,подобно глине, пластилину, поэтому становится прекрасным строительным материалом для п ч е л .
Попробовать разломать, смять воск. Затем разогреть воск на водяной бане.
Посмотрите, что произошло.
Исследовать мягкий воск (нажать, разорвать, отщипнуть, скотать).
Пчелы тщательно запечатывают воском соты, полные нектара, так он созревает и превращается в мед.
Воск твердый, ломается и крошится. Воск становится мягким, если его разогреть.
Спросите ребёнка
Можно ли сделать воск мягким?
Вывод: Можно. Под действием тепла воск становится мягким. Пчелы выделяют воск из
своего брюшка, поэтому он теплый и мягкий. Они строят из него соты для хранения
нектара. Воск сохраняет ту форму, которую ему придали пчёлы, не портится со временем.
портится со временем. Можно ли сделать воск мягким? Вам понадобятся: комочки воска; водяная баня. Почему так происходит? Воск - это твердое вещество. Может изменять свое состояние под действием температуры. Мягкий воск хорошо лепится, подобно глине, пластилину, поэтому становится прекрасным строительным материалом для п ч е л . Пч е лы тща т е л ь н о запечатывают воском соты, полные нектара, так он созревает и превращается в мед.
Что такое туман?
Сквозь густую пелену
Ничего я не пойму.
Дом, деревья, водоем
Серый гость накрыл плащом. (туман)
Вам понадобятся:сухой предмет,вынесенный из помещения.
Что это за сюрприз приготовила нам осень? Кажется, что облака спустились на землю и закрыли все вокруг. Это явление называется туман. Что же такое туман? Как увидеть следы тумана? Почему так происходит? Давай узнаем. Капли воды на предмете - это капли тумана, упавшего на него.
Ход эксперимента:
На площадку вынести сухой предмет из помещения. Через некоторое время рассмотреть капельки, появившиеся на предмете. Когда воздух осенью становится прохладнее, капли воды скапливаются, становятся видимыми и образуют белую пелену. Если капли образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей - туманом.
В воздухе всегда есть водяной пар, но в теплую погоду его не видно.
Предложить «окунуться» в туман, прикоснуться к растениям и земле. Выдохнуть изо рта воздух в помещении. Воздух не видно.
Выдохнуть воздух на улице в прохладную погоду. Воздух стал видимым. Посмотрите, что произошло.
Предмет и всё вокруг стало влажными - покрылось маленькими капельками воды.
Спросите ребёнка
При какой погоде возникает туман? Какую пользу приносит и чем опасен?
Вывод: При какой погоде возникает туман? Какую пользу приносит и чем опасен? Туман возникает, когда на улице холодно. Он увлажняет землю, поит растения.
Но может быть опасен во время движения транспорта и пешеходов.
Откуда берется ветер?
Пустите кораблики на воду. Подуйте на них вместе с ребенком. Почему кораблики поплыли? (их толкает ветерок). А откуда взялся ветерок? Это мы выдохнули воздух.
Устройте соревнование корабликов. Какой кораблик быстрее доплывет до другого берега (для этого нужно брать таз квадратной формы или детскую ванночку). Спросите малыша, как нужно дуть, чтобы кораблик быстро плыл?
Попробуйте сделать разный ветер – мягкий и легкий ветерок, сильный ураган, свирепую бурю.
Кораблики для этой игры можно сделать не только из бумаги, но и из скорлупки грецкого ореха. С помощью пластилина прикрепите к скорлупке палочку с парусом (подойдет бумажный парус на палочке-зубочистке). Подуйте на парус. Как надо дуть, чтобы кораблик поплыл?
Сделайте веер из полоски бумаги, сложив ее «гармошкой». Или возьмите готовый веер. Попросите малыша помахать веером перед лицом. Что он чувствует? Для чего нужен веер? (в жаркую погоду веер дает нам ветерок, который охлаждает и помогает нам). А теперь пусть малыш попробует помахать веером над водой. Что происходит с водой в тазу? Откуда взялись волны?
На следующий день загадайте ребенку загадку. Спросите, почему в загадке говорится — «Дует ветер — я не дую» (потому что и так прохладно, и люди не пользуются веером).
Где теплее?
Этот опыт поможет выяснить, что легче – теплый воздух или холодный.
1. Давайте попробуем выяснить, где в комнате теплее, а где холоднее – на полу или на диване (выше или ниже). Можно взять термометр и измерить температуру и сравнить. Можно подержать руку у пола (рядом с дверью) и вверху.
2.Затем предложите ребенку подержать свою ладошку над батареей и под батареей. Где теплее?
3.А еще можно взять тоненькую бумажку (салфетку) или ватку. Прикрепите верхний конец полоски бумаги на стену над батареей (можно прикрепить строительным скотчем или с помощью пластиковой массы Uni patafix). Одновременно откройте форточку над батареей. Теплый воздух будет подниматься наверх, и бумажка начнет шевелиться и подниматься кверху.
4.Делаем вывод, что теплее всегда вверху. А это означает, что теплый воздух легче и он поднимается наверх.
5.Спросите ребенка: «Где ты спишь? Да, в кроватке. Это сейчас так устроено, что дети и взрослые спят в кроватях. ведь в наших городских домах тепло. А раньше, когда батарей не было, дети да старики спали на полатях. Полати располагались высоко над полом и устраивались между печкой и стеной дома. Спальное место на полатях не одно, а сразу много — на них спало рядом несколько человек. Почему спали на полатях? (там даже зимой было тепло, ведь полати находятся вверху, где теплый воздух)
Почему осенью листья меняют цвет?
Осенью листья растений теряют свой яркий зеленый цвет. Например, листья тополя становятся золотистыми, а у клена как бы вспыхивают красным цветом. В листьях начинаются какие-то химические превращения, то есть что-то происходит с хлорофиллом.
С приходом осени растения готовятся к зиме. Питательные вещества медленно перемещаются из листьев в ветви, ствол, корень и запасаются там, на время суровых холодов. С наступлением весны растения используют запасенную энергию для выращивания новых зеленых листьев.
Когда энергия запасенных питательных веществ исчерпывается, синтез хлорофилла прекращается. Оставшийся в листьях хлорофилл частично распадается, при этом образуются пигменты другого цвета. В листьях некоторых растений появляются желтые и оранжевые пигменты. Эти пигменты состоят большей частью из каротинов — веществ, которые окрашивают морковь в оранжевый цвет. Например, листья березы и орешника по мере распада хлорофилла становятся ярко-желтыми, листья некоторых других деревьев приобретают разнообразные оттенки красного цвета.
Вам понадобится:
Миска с водой. Листья
Этот эксперимент интересен по двум причинам. Во-первых, дети не всегда думают о растениях и деревьев, как о "живых" существах. А, во-вторых, это способ реально увидеть то, что обычно скрыто от глаз. Налейте в миску теплую воду. Лучше чтобы миска была прозрачной. Сорвите с дерева листок (не подбирайте с земли!). Поместите лист в миску и придавите его небольшим камнем, чтобы он был полностью погружен под воду. Затем поместите миску на солнце. Теперь самое сложное для ребенка - подождать несколько часов. Поэтому начните его перед прогулкой, а завершите после нее. Заглянув в миску через несколько часов, вы сможете увидеть небольшие пузырьки, которые образуются вокруг листа и краев чаши. Внимание, вопрос детям: что произойдет, если они нырнут под воду и начнут дышать там. Правильно – пойдут пузыри! С листьями происходит нечто подобное. В процессе фотосинтеза лист выделяет кислород, который можно увидеть в виде пузырьков в воде.
Занимательная хромотография
Смена цвета листьев осенью – волшебство не только для детей, но часто и для взрослых. С помощью простой активности, вы с ребенком сможете разложить каждый найденный осенний лис по цветам. Поехали?
Вам понадобится:
Банки (столько, сколько листьев)
Ступки и пестик (или ложка) для растирания листьев
Медицинский спирт
Фильтры от кофе (идеальная для впитывания поверхность)
Листья
Возьмите несколько листьев, которые уже поменяли цвет, и несколько еще зеленых листьев. Начните с зеленого. Разорвите листок и положите его в ступку. Растирайте, пока не выдавится сок. Затем переместите месиво в банку. Повторите со всеми листьями всех цветов. Не забудьте надписать банки, чтобы не забыть, в какой из них находится тот или иной лист. Теперь самая пахнущая часть эксперимента! Возьмите пару медицинского спирта и налейте в каждую банку с листьями. Потом надо аккуратно нагреть спирт с помощью водяной бани. Можно и не нагревать, но тогда нужно будет подождать ночь или даже сутки. Если вы нагрели спирт, то уже через 30 минут увидите, как пигменты листа окрашивают спирт. Нарежьте полоски фильтра и поместите один его конец в банку, а другой свесьте через край. Через час-два вы уже увидите, как пигменты впитались в фильтр. Разглядывать их – особое удовольствие. Например, если у вас был разноцветный лист, то пигменты расслоятся на фильтре, как радуга. Кстати, очень интересно, что пигменты разных цветов впитываются с разной скоростью. Так, зеленый пигмент оказался менее растворим, чем желтовато-зеленый, поэтому он впитывался и двигался по бумаге медленнее.
Осень на ощупь.
Сенсорные коробки и игры – актуальны в любом возрасте (ну, до школы точно), а идей по их наполнению и не сосчитать. Соберите на прогулке желуди, сосновые шишки, яблоки, разные листья, добавьте к ним домашние вещи, перемешайте и положите в мешок.
Вариант для дошкольника: наденьте ребенку повязку на глаза и попросите его угадать предмет на ощупь. Пусть сравнит потом свой вариант с оригиналом. Очень полезное занятие, честно-честно.
Вариант для годовасика: пусть просто вытаскивает предметы из мешка и ощупывает их. А вы называйте такие слова, как шершавый, колючий, гладкий, бархатистый. Это формирует словарный запас и обогащает тактильный опыт.
Полянская Оксана Николаевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Барламова Е.Ю.
Барламова Е.Ю.