12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина М1463
Россия, Вологодская обл., Вологда
Материал размещён в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»

           Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Обучение  и игра — это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Задача педагога  – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие  игры.

Развивающих игр огромное количество. Остановлюсь на играх, которые использую в своей работе с детьми.


  • настольно-печатные игры

1. Шашки, шахматы   

Играющих двое, ходы делают поочередно, соблюдая определенные правила. Выигрывает тот, кто планирует и обдумывает каждый ход.

2. Домино

Пентарадуга Пифагор (домино)

  •  В игре 5 цветов
  • Игра заключается в складывании фигур из прямоугольных фишек.
  • Лицевая поверхность фишек разбита на треугольники разных цветов.
  • Игра развивает пространственное и комбинаторное мышление,    воспитывает волю.
  • В процессе игры ребенок учится из множества возможных ходов выбирать оптимальный, а сочетание  цветов на фишках дает положительный психологический эффект.

3. Настольно-печатные

  •  «Цвет и форма»цвету, форме и размеру)
  • «Подбери по смыслу»
  • «Логика»
  • «Запомни и узнай»
  • «Противоположности»
  • «Третий лишний» и др.


  •     игры на плоскостное моделирование                                                                   

           Игры - головоломки, или геометрические конструкторы.

  • Развивают пространственные представления, воображение,   конструктивное мышление, сообразительность, смекалку, находчивость.
  • Игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.

    1."Колумбово яйцо" 

  • Овал размером 15х12 см разрезают, как показано на рисунке В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной.
  •    Правила: создавая силуэт,  использовать все части игры, присоединяя одну к другой.

    2.«Волшебный круг»

  • Круг, разделенный на части по принципу «каждый раз пополам» (набор из 10-ти фигур).
  • Суть игр заключается в построении из плоских геометрических фигур различных   силуэтов – животных, людей, растений, предметов окружающего мира. 
  • Обязательно детали должны  быть  окрашены одинаково с обеих сторон

     3.«Вьетнамская игра»

  • В этой игре круг разрезается на 7 частей.
  • Головоломка особенно полезна для развития воображения и образного мышления.
  • Все детали имеют обтекаемую форму,  некоторые из них одинаковы по размеру.
  • Из набора составляются животные, птицы, насекомые, деревья, цветы

     4."Головоломка Архимеда"

  • Набор элементов, полученных при делении прямоугольника  на 14 частей.
  • Суть игры заключается в построении из плоских геометрических фигур        различных силуэтов – животных, людей, растений, предметов окружающего мира.
  • Игра имеет методические рекомендации по ее использованию.
  • К игре прилагается набор изображений – заданий для сборки разного уровня сложности.

     5."Пентамино".

  • 12 элементов, различных по форме, но равных по площади. 
  • Суть игр заключается в построении из плоских геометрических фигур различных силуэтов – животных, людей, растений, предметов окружающего мира.
  • Игра развивают восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, способность к выделению основных признаков объекта, глазомер, воображение, зрительно-моторную  координацию, мышление, умение работать  по правилам.
  • Для тренировки изобразительных умений ребенка можно обводить карандашом как отдельные геометрические фигуры, так и  получаемые из них силуэты.

      6."Монгольская игра" 

  • Квадрат размером 10х10 см разрезается, как показано на рисунке. В результате получается 11частей: среди них 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников  (4 маленьких и 1 большой).
  • Правила:  при составлении фигур-силуэтов использовать  все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну часть на другую.

      7.Квадрат  "Пифагора"

  • Квадрат разрезан на 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм).
  • Цель: Составление из всех фигур плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.
  •  Набор представлен фигурами. Поэтому игра может быть использована воспитателем в обучении детей на занятиях с целью закрепления представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из 2-5 имеющихся.

     8."Танграм"

  • Называют ее и "Головоломкой из картона", "Геометрическим конструктором" и др.           
  •    Игра состоит из 7 частей: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.
  •    Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу

      9.«Игровой квадрат» (Воскобович)

  • 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга.
  • Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется.
  • Может быть двухцветным и четырехцветным. 
  • Эта игра-головоломка. Ребенку или взрослому придется подумать, чтобы получить, на первый взгляд, легкую фигурку. Для этого нужно складывать «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях до получения фигур.
  • Есть фигуры плоские, а есть объемные.

     10.«Змейка» (Воскобович)

  • Модификация идеи четырехцветного квадрата.
  • Можно собирать фигуры, объемные и плоские, можно собирать цветные дорожки.


  • игры на объемное моделирование

     1.«Кубики - хамелеон»

  • Игра по методике Б.П.Никитина.
  •     Путем подбора кубиков по цвету можно складывать различные мозаики, постройки, фигуры: самолет, ворота, башню, домик и др. Варианты складывания и цветовые сочетания неисчерпаемы.
  •     По собственному желанию, замыслу дети могут одну и  ту же постройку варьировать  многократно.

     2.«Уголки»

  • Игра по методике Б.П.Никитина.
  •    Игра состоит из 27 кубиков, склеенных по 3 так, что получается "уголок«.
  •    Уголки окрашиваются в 3 цвета: 3 - в красный, 3 - в синий, 3 - в зеленый.
  •     Комбинирование цвета и формы дает возможность складывать узоры, постройки, разнообразные фигуры.

     3. Логические блоки Дьенеша

  • Состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине.
  • Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами.
  •  В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
  • Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам


  • игры из серии «Кубики и цвет»

   1.Сложи узор

  • Игра состоит из 16 кубиков, грани которых окрашены в четыре цвета (красный, желтый, синий, белый) определенным образом.
  •   С помощью игры можно развить у ребенка пространственное воображение, аккуратность, внимание, графические способности, а также умение анализировать, синтезировать, комбинировать.
  • Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они  образуют.  И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить  уже творческую работу.

2. Уникуб

  •  Игра по методике Б.П.Никитина.
  •  Игра состоит из 27 кубиков, окрашенных в желтый, красный, синий цвета и собранных в куб по определенной схеме.
  • Задания в “Уникубе” трудные, и требуют от ребенка больших затрат времени и сил, но они расположены в порядке возрастания сложности.
  •  Никитин предлагает 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1.5-3 лет, а самые сложные - доступны далеко не всем взрослым.
  • Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.


  • игры на составление целого из частей

     1. Дроби

  • Игра по методике Б.П.Никитина.
  •  Разработано 3 уровня игры
  • Игра состоит из нескольких кругов, каждый из которых разделен на определенное число равных долей, от двух до десяти. Собирая круги из частей-дробей, ребенок  постепенно начнет понимать, что  такое "четверть", "треть", "половинка", «пятая часть» и как из частей собирается круг.

    2.«Сложи квадрат»

  • Игра по методике Б.П.Никитина.
  • Для детей от 2-6 лет.
  • Три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов.
  • Правила: из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат.
  • Во всех квадратах четко соблюдается принцип "от простого к сложному

      3.Пазлы

  • Красочные пазлы на основе сюжетов сказок и мультфильмов давно уже стали классикой развивающих игр.
  • Собирать шикарные картины из маленьких фрагментов можно всей семьей.
  •  Разной сложности(от самых простых до сложных)


  • игры-забавы

     1.Лабиринты

  • Для их разгадывания требуется разрешить практическую задачу: помочь слонику дойти до цирка, белке - найти свое дупло, девочке - выйти из леса, накормить животных, налить в лейку воды, чтобы полить цветы, и т. д.
  • Они представлены переплетением 3- 4 линий. В последующем используют  более сложные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик,      продвинуть предмет, выбирая ходы, минуя тупики, т. е. разгадать                            геометрическую сеть ходов.

      2.«Логико-малыш"

  • Пособие состоит из пластикового планшета  и комплектов карточек по разным  направлениям развития ребенка.
  • С помощью цветных подвижных фишек  ребенок отвечает на поставленные  в карточке вопросы
  • Может самостоятельно проверить правильность своих ответов (оборотная  сторона карточки содержит ответы  для самопроверки)
  • Комплекты карточек выпускаются  по разным направлениям развития  и для разных возрастных групп.

    3.Игры на передвижение с целью составления картинки

  • Это упрощенный вариант игры в "15"
  • Можно взять картинки с изображением цветов, животных, предметов, имеющих форму квадрата.
  • Цель игры состоит в восстановлении картинки передвижением частей, используя   пустую клетку.
  • Правила игры. Перестановку квадратов (частей) осуществлять             передвижением фигур.  Нельзя брать их в руки и перекладывать.

     4.Математический планшет

  • Представляет собой квадратное поле с 25-ю штырьками для рисования «резиночками»
  • Дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить некоторые базовые концепции планиметрии: периметр, площадь, фигура и т.д., дать представление о симметрии ... 
  • В комплекте приложение с вариантами заданий:
  • на знакомство с геометрическими фигурами,
  • на ориентацию в пространстве, на симметрию,
  • на выкладывание букв, цифр и др.
  • с помощью планшета можно познакомить ребенка с системой координат.
  • очень полезными являются упражнения на "оживление фигур" (на поле  изображается  геометрическая фигура, а затем с помощью резиночек и  геометрических фигур картинка  дорисовывается).
  • также предлагается рисовать «резиночками»  свои собственные сказки, истории.

      5.Развивающие коврики

  • Задания для развития мелкой моторики (щнуровка, завязывание узелков и бантиков, застегивание пуговиц, молний, крючков)
  • Задания по ФЭМП (геометрические фигуры, форма, количество, счет  (прямой и обратный, порядковый)
  • Конструирование (моделирование плоскостных изображений предметов, деревьев, домов)
  • Развитие речи (придумывание сюжета, рассказывание сказок)
  •  Ознакомление с природой: растения, домашние и дикие животные, овощи-фрукты.


  • игры-забавы с палочками

      1.Цветные счетные палочки

  • Дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их.
  • Даются задания с последующим усложнением: сначала составляют из палочек предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров.

    2.Палочки Кюизенера

  • Это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
  • В наборе содержатся палочки 10 цветов и длиной от 1 до 10 см.   Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число.
  • Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
  • Пособие ориентировано на детей от 1года до 7 лет.

Использование развивающих игр помогает развитию интеллектуальных способностей и логико - математического мышления у ребят, сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным.


развивающие игры
PPTX / 7.47 Мб

Опубликовано в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.