Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Обучение и игра — это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.
Развивающих игр огромное количество. Остановлюсь на играх, которые использую в своей работе с детьми.
- настольно-печатные игры
1. Шашки, шахматы
Играющих двое, ходы делают поочередно, соблюдая определенные правила. Выигрывает тот, кто планирует и обдумывает каждый ход.
2. Домино
Пентарадуга Пифагор (домино)
- В игре 5 цветов
- Игра заключается в складывании фигур из прямоугольных фишек.
- Лицевая поверхность фишек разбита на треугольники разных цветов.
- Игра развивает пространственное и комбинаторное мышление, воспитывает волю.
- В процессе игры ребенок учится из множества возможных ходов выбирать оптимальный, а сочетание цветов на фишках дает положительный психологический эффект.
3. Настольно-печатные
- «Цвет и форма»цвету, форме и размеру)
- «Подбери по смыслу»
- «Логика»
- «Запомни и узнай»
- «Противоположности»
- «Третий лишний» и др.
- игры на плоскостное моделирование
Игры - головоломки, или геометрические конструкторы.
- Развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, смекалку, находчивость.
- Игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.
1."Колумбово яйцо"
- Овал размером 15х12 см разрезают, как показано на рисунке В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной.
- Правила: создавая силуэт, использовать все части игры, присоединяя одну к другой.
2.«Волшебный круг»
- Круг, разделенный на части по принципу «каждый раз пополам» (набор из 10-ти фигур).
- Суть игр заключается в построении из плоских геометрических фигур различных силуэтов – животных, людей, растений, предметов окружающего мира.
- Обязательно детали должны быть окрашены одинаково с обеих сторон
3.«Вьетнамская игра»
- В этой игре круг разрезается на 7 частей.
- Головоломка особенно полезна для развития воображения и образного мышления.
- Все детали имеют обтекаемую форму, некоторые из них одинаковы по размеру.
- Из набора составляются животные, птицы, насекомые, деревья, цветы
4."Головоломка Архимеда"
- Набор элементов, полученных при делении прямоугольника на 14 частей.
- Суть игры заключается в построении из плоских геометрических фигур различных силуэтов – животных, людей, растений, предметов окружающего мира.
- Игра имеет методические рекомендации по ее использованию.
- К игре прилагается набор изображений – заданий для сборки разного уровня сложности.
5."Пентамино".
- 12 элементов, различных по форме, но равных по площади.
- Суть игр заключается в построении из плоских геометрических фигур различных силуэтов – животных, людей, растений, предметов окружающего мира.
- Игра развивают восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, способность к выделению основных признаков объекта, глазомер, воображение, зрительно-моторную координацию, мышление, умение работать по правилам.
- Для тренировки изобразительных умений ребенка можно обводить карандашом как отдельные геометрические фигуры, так и получаемые из них силуэты.
6."Монгольская игра"
- Квадрат размером 10х10 см разрезается, как показано на рисунке. В результате получается 11частей: среди них 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой).
- Правила: при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну часть на другую.
7.Квадрат "Пифагора"
- Квадрат разрезан на 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм).
- Цель: Составление из всех фигур плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.
- Набор представлен фигурами. Поэтому игра может быть использована воспитателем в обучении детей на занятиях с целью закрепления представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из 2-5 имеющихся.
8."Танграм"
- Называют ее и "Головоломкой из картона", "Геометрическим конструктором" и др.
- Игра состоит из 7 частей: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.
- Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу
9.«Игровой квадрат» (Воскобович)
- 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга.
- Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется.
- Может быть двухцветным и четырехцветным.
- Эта игра-головоломка. Ребенку или взрослому придется подумать, чтобы получить, на первый взгляд, легкую фигурку. Для этого нужно складывать «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях до получения фигур.
- Есть фигуры плоские, а есть объемные.
10.«Змейка» (Воскобович)
- Модификация идеи четырехцветного квадрата.
- Можно собирать фигуры, объемные и плоские, можно собирать цветные дорожки.
- игры на объемное моделирование
1.«Кубики - хамелеон»
- Игра по методике Б.П.Никитина.
- Путем подбора кубиков по цвету можно складывать различные мозаики, постройки, фигуры: самолет, ворота, башню, домик и др. Варианты складывания и цветовые сочетания неисчерпаемы.
- По собственному желанию, замыслу дети могут одну и ту же постройку варьировать многократно.
2.«Уголки»
- Игра по методике Б.П.Никитина.
- Игра состоит из 27 кубиков, склеенных по 3 так, что получается "уголок«.
- Уголки окрашиваются в 3 цвета: 3 - в красный, 3 - в синий, 3 - в зеленый.
- Комбинирование цвета и формы дает возможность складывать узоры, постройки, разнообразные фигуры.
3. Логические блоки Дьенеша
- Состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине.
- Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами.
- В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
- Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам
- игры из серии «Кубики и цвет»
1.Сложи узор
- Игра состоит из 16 кубиков, грани которых окрашены в четыре цвета (красный, желтый, синий, белый) определенным образом.
- С помощью игры можно развить у ребенка пространственное воображение, аккуратность, внимание, графические способности, а также умение анализировать, синтезировать, комбинировать.
- Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу.
2. Уникуб
- Игра по методике Б.П.Никитина.
- Игра состоит из 27 кубиков, окрашенных в желтый, красный, синий цвета и собранных в куб по определенной схеме.
- Задания в “Уникубе” трудные, и требуют от ребенка больших затрат времени и сил, но они расположены в порядке возрастания сложности.
- Никитин предлагает 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1.5-3 лет, а самые сложные - доступны далеко не всем взрослым.
- Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.
- игры на составление целого из частей
1. Дроби
- Игра по методике Б.П.Никитина.
- Разработано 3 уровня игры
- Игра состоит из нескольких кругов, каждый из которых разделен на определенное число равных долей, от двух до десяти. Собирая круги из частей-дробей, ребенок постепенно начнет понимать, что такое "четверть", "треть", "половинка", «пятая часть» и как из частей собирается круг.
2.«Сложи квадрат»
- Игра по методике Б.П.Никитина.
- Для детей от 2-6 лет.
- Три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов.
- Правила: из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат.
- Во всех квадратах четко соблюдается принцип "от простого к сложному
3.Пазлы
- Красочные пазлы на основе сюжетов сказок и мультфильмов давно уже стали классикой развивающих игр.
- Собирать шикарные картины из маленьких фрагментов можно всей семьей.
- Разной сложности(от самых простых до сложных)
- игры-забавы
1.Лабиринты
- Для их разгадывания требуется разрешить практическую задачу: помочь слонику дойти до цирка, белке - найти свое дупло, девочке - выйти из леса, накормить животных, налить в лейку воды, чтобы полить цветы, и т. д.
- Они представлены переплетением 3- 4 линий. В последующем используют более сложные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет, выбирая ходы, минуя тупики, т. е. разгадать геометрическую сеть ходов.
2.«Логико-малыш"
- Пособие состоит из пластикового планшета и комплектов карточек по разным направлениям развития ребенка.
- С помощью цветных подвижных фишек ребенок отвечает на поставленные в карточке вопросы
- Может самостоятельно проверить правильность своих ответов (оборотная сторона карточки содержит ответы для самопроверки)
- Комплекты карточек выпускаются по разным направлениям развития и для разных возрастных групп.
3.Игры на передвижение с целью составления картинки
- Это упрощенный вариант игры в "15"
- Можно взять картинки с изображением цветов, животных, предметов, имеющих форму квадрата.
- Цель игры состоит в восстановлении картинки передвижением частей, используя пустую клетку.
- Правила игры. Перестановку квадратов (частей) осуществлять передвижением фигур. Нельзя брать их в руки и перекладывать.
4.Математический планшет
- Представляет собой квадратное поле с 25-ю штырьками для рисования «резиночками»
- Дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить некоторые базовые концепции планиметрии: периметр, площадь, фигура и т.д., дать представление о симметрии ...
- В комплекте приложение с вариантами заданий:
- на знакомство с геометрическими фигурами,
- на ориентацию в пространстве, на симметрию,
- на выкладывание букв, цифр и др.
- с помощью планшета можно познакомить ребенка с системой координат.
- очень полезными являются упражнения на "оживление фигур" (на поле изображается геометрическая фигура, а затем с помощью резиночек и геометрических фигур картинка дорисовывается).
- также предлагается рисовать «резиночками» свои собственные сказки, истории.
5.Развивающие коврики
- Задания для развития мелкой моторики (щнуровка, завязывание узелков и бантиков, застегивание пуговиц, молний, крючков)
- Задания по ФЭМП (геометрические фигуры, форма, количество, счет (прямой и обратный, порядковый)
- Конструирование (моделирование плоскостных изображений предметов, деревьев, домов)
- Развитие речи (придумывание сюжета, рассказывание сказок)
- Ознакомление с природой: растения, домашние и дикие животные, овощи-фрукты.
- игры-забавы с палочками
1.Цветные счетные палочки
- Дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их.
- Даются задания с последующим усложнением: сначала составляют из палочек предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров.
2.Палочки Кюизенера
- Это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
- В наборе содержатся палочки 10 цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число.
- Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
- Пособие ориентировано на детей от 1года до 7 лет.
Использование развивающих игр помогает развитию интеллектуальных способностей и логико - математического мышления у ребят, сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным.