Настольная развивающая игра для детей дошкольного возраста «Пробковая мозаика»
Автор: Воронкова Наталья Анатольевна воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы:Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №254 Тракторозаводского района Волгограда
Настольная развивающая игра для детей дошкольного возраста
«Пробковая мозаика»
Сегодня существует огромное количество различных видов мозаики, но ее возможности редко используются в полной мере. Это связано с ограниченностью поля, оно зачастую маленькое и ограничивает действия ребенка.
Показать детям, что рисование мозаикой возможно не только с помощью купленных наборов, но и с помощью подручных средств – это значит дать возможность почувствовать себя творцами, открыть им целый мир.
«Пробковая мозаика» - альтернативная мозаика, с ее всевозможными деталями, из большого количества которых можно создавать целые рисунки. Кроме того, разнообразие этих предметов в одном рисунке сделают его только богаче, насыщенней, фактурней, а иной раз даже придаст определенный смысл.
Пробковая мозаика сделана из винных и пробок от шампанского (фото 1). Пробки нарезаны в виде различных геометрических фигур, толщиной от 2-4 мм, для удобства хранятся в отдельных контейнерах (фото 2,3). Из этих деталей можно сконструировать огромное множество изображений, придумать много интересных сюжетов! Например, по сюжетам любимых сказок или мультфильмов. Ведь дети, особенно 4-7 лет, которым адресована данная игра - такие выдумщики
Фото 1
Фото2 Фото 3
Цель игры: Развитие мелкой моторики рук и речи детей дошкольников.
Задачи:
-Развитие психических и интеллектуальных процессов: внимания, восприятия, мышления, воображения, фантазии;
-Развитие эмоциональности и волевой регуляции;
-Развитие целеполагания и целенаправленной деятельности;
-Развитие творчества и самостоятельности.
-Воспитывать умение ориентироваться на листе бумаги.
-Закреплять знания геометрических фигур, речевой материал по лексическим темам (в соответствии с программой).
Мозаика это игра, которая имеет развлекательный и обучающий характер. Она раскрывает способности детей в разных направлениях, помогает различать и строить различные формы, укрепляет память и мелкую моторику рук, влияет на общее развитие. Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития мелкой моторики. Пальцы должны быть готовы к овладению письмом. Мелкая моторика оказывает влияние на развитие речи, потому как ловкость пальцев стимулирует речевые зоны головного мозга. Существует мнение, что пространственное воображение, фантазия, логика формируются не на чьих-то пояснениях, а на личном опыте. Поэтому не нужно ограничивать фантазию детей шаблонами.
«Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира. Хочется отметить, что особую актуальность, все-таки эта мозаика приобретает в возрасте 4-6 лет. Это время расцвета всех продуктивных видов деятельности: рисования, лепки, конструирования и др. Мозаика в этом ряду не исключение. Более того, она занимает в нем особое положение в связи с упомянутыми особенностями: создание точечного рисунка – дело не простое, требующее и длительного удержания образа, как желаемой цели деятельности, и немалой произвольности, и развитости представлений» (И.Рябкова http://puzyaka.ru/advices/raznoye/detskaya-mozaika/t36284)
Содержание и правила игры:
Необходимо подготовить разнообразные пробковые детали в виде геометрических фигур в большом количестве. Можно сделать карточки с нарисованными шаблонами рисунков (по лексическим темам). Все приготовления закончены. Можно играть! Играют с мозаикой вдвоем, втроем и более человек. Можно одному, как индивидуальное задание. Вначале детям дают простые картинки (узоры), а по мере освоения картинки усложняются. Дети составляют не просто узоры, они начинают фантазировать, придумывать различные истории, сказки.
Возможные темы для шаблонов (или самостоятельных заданий)
Деревья
Овощи и фрукты
Грибы игрушки
Одежда
Обувь
Мебель
Посуда
Птицы
Животные
транспорт
Цветы
Насекомые
Рыбы
Постройки (дома, здания)
Задание «Собери картинку» (птицы, транспорта и т.д.) по готовым шаблонам для мозаики (силуэтам). Силуэты воспитатель может нарисовать на отдельных листах карандашом или цветными фломастерами. Картинки шаблоны заготавливают по лексическим темам. Это задание, как закрепление, можно выполнять в конце занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Задание «Придумай сам», стимулирует проявлять фантазию, создавать что-то индивидуальное, закрепить пройденный материал. Воспитатель просит сложить какую-либо фигуру по памяти, можно дать изображение книжное. Ребенок, вспомнив, как выглядит данный предмет, сам конструирует. Далее ребенка просят рассказать про животное, назвать части, чем питается, где живет, в каких сказках встречается и т.п.
Примерные образцы шаблонов по темам «Транспорт», «Дикие животные»
Попробуйте сделать такую мозаику, это не трудно а ваши воспитанники будут с удовольствием проявлять свое творчество!
Шабанова Алёна
Ефимова Алла Ивановна
Павел
Кива Ирина Юрьевна
Воронкова Наталья Анатольевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кадырова Ольга Игоревна
Булыкина Елена
Воронкова Наталья Анатольевна
Иванова Мария Владимировна
Воронкова Наталья Анатольевна