Развивающие игры и упражнения при изучении лексической темы «Продукты питания»
Развивающие игры и упражнения при изучении лексической темы «Продукты питания»
Тема: Продукты питания
Цель: формирование лексико – грамматической стороны речи у детей с ОВЗ при изучении темы «Продукты питания».
Игра «Что положим в холодильник?»
Что положим в холодильник?
Расскажи – ка ты, дружок.
Может с домиком улитка
Там сегодня поживет?
Может чудо – пирамидка,
Аппетитный бутерброд?
Что отправим в холодильник?
Мячик, масло иль компот?
Цель: расширение представлений детей по данной теме.
Оборудование: карточки с изображением холодильника, продуктов питания, несъедобных предметов.
Задание: ребенок должен положить в холодильник продукты питания.
Ребенок называет все изображенные на карточках предметы. Затем складывает в холодильник только продукты питания, комментируя свой выбор. Например: в холодильник я положу бутерброд, морковь, масло, рыбу, колбасу – их можно есть. Остаются несъедобные предметы: пирамидка, мячик, улитка, цветок.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Саша с Машей в магазине
Раскладывают по корзинам
Овощи и фрукты,
Молочные продукты,
Мягкие игрушки,
Посуду, погремушки.
Сколько Маша собрала
Предметов, посчитай.
Саше поскорей
Съедобное отдай!
Цель: развитие умения использовать обобщающие понятия, различать съедобные и несъедобные предметы, сортировать их по корзинам.
Оборудование: карточки со съедобными и несъедобными предметами, игрушки – помощники – Саша и Маша, корзинки.
Задание: Саше нужно отдать все съедобные предметы, Маше – несъедобные.
Педагог создает игровую ситуацию « В магазине».
Например: Саше я складываю в корзинку яблоко, морковь, хлеб, молоко. Маше - чайник, зонт, мягкого медведя.
Игра «Четвертый лишний»
Посмотри на все предметы,
Назови, определи
Что к чему относится,
Лишний выбери.
Цели: развитие мыслительных процессов (внимания, умения анализировать, обобщать, сравнивать, группировать предметы по общему признаку, выделять существенные признаки), закрепление понятий по данной теме, обогащение словаря.
Оборудование: наборы карточек с изображением фруктов, овощей, молочных, мясных продуктов.
Задание: педагог выкладывает на столе перед ребенком ряды из четырех предметов. Ребенку нужно назвать лишний, объяснить свой выбор.
Например:
1 ряд – морковь, баклажан, слива, помидор. Лишний предмет «слива», так как относится к фруктам, остальные – это овощи.
2 ряд – абрикос, яблоко, апельсин, перец. Лишний предмет «перец» - это овощ, остальные – фрукты.
3 ряд – выкладывает перед ребенком все овощи, только три предмета – зеленого цвета, один – красного: красный помидор, зеленые перец, огурец, капуста.
4 ряд – сыр, колбаса, творог, масло. Лишний предмет «колбаса», относится к мясным продуктам.
5 ряд – молоко, мясо, колбаса, сосиски. Лишний предмет «молоко», относится к молочным продуктам.
6 ряд – ребенок должен выделить два признака – цвет и принадлежность к множеству. В ряду педагог выкладывает изображения бананов, груши, яблока желтого цвета, свеклы фиолетового цвета. Лишний предмет «свекла» отличается по цвету и является овощем.
Игра «Что растет на грядке?»
Что растет на грядке?
Книжки да тетрадки?
Яблоки, бананы
Или торт сметанный?
Может сахарный арбуз?
Назови мне, карапуз.
Цель: обогащение словаря, закрепление представлений ребенка о том, что из овощей и фруктов где растет.
Оборудование: предметные картинки с изображениями фруктов, овощей, ягод, огорода.
Здание: педагог выкладывает все картинки перед ребенком. Ему нужно назвать все предметы и объяснить, что растет на грядке в огороде.
Предметные картинки: арбуз, вишня, капуста, бананы, лук, баклажаны, тыква, малина, груша, огурец, морковь, яблоко. В огороде растут: арбуз, капуста, лук, баклажаны, тыква, огурец, морковь.
Игра «Что растет на дереве?»
Что растет на дереве?
Называй мне смело
Ежевика спелая
Или слива зрелая?
Цель: обогащение словаря, закрепление представлений ребенка о том, что из овощей, фруктов, ягод где растет.
Оборудование: предметные картинки с изображениями фруктов, овощей, ягод, других предметов, дерева.
Здание: педагог выкладывает все картинки перед ребенком. Ему нужно назвать все предметы и объяснить, что растет на дереве в саду.
Предметные картинки: конфета, слива, абрикос, виноград, груша, ежевика, лайм, капуста, клубника, яблоко, цветок, вишня, картофель. На дереве растут: слива, абрикос, груша, лайм, яблоко, вишня.
Игра «Играем со словами»
Поиграем со словами.
Называй и прочитай.
И количество слогов
Ты хлопками посчитай.
Первый звук, последний –
Слушай ты внимательно!
Предложение составляй,
Фантазируй и мечтай!
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия, мыслительных процессов, речи, навыков чтения, понимание обращенной речи.
Оборудование: предметные картинки с подписанными словами – названиями предметов.
Задание: вниманию ребенка представлены предметные картинки, на которых изображены продукты питания. Картинки подписаны.
Возможные варианты заданий:
Назови, предметы, прочитай названия под картинкой.
Покажи нужный предмет – картинку после описания. Например:
вкусный, круглый, красный; белое, мягкое, сливочное и т.д.
Определи первый и последний звук/букву в слове, количество слогов.
Назови сначала слова из одного, двух, а затем из трех слогов. Найди слова с заданным звуком. Например: лук – первый звук «л», последний «к». Звук и буква «р» есть в словах: помидор, сыр, картофель, морковь, груша. Слова из одного слога: сыр, суп, хлеб и т.д.
Что ты любишь больше всего есть и пить из тех продуктов, которые
нарисованы? Что можно из них приготовить? Составь словосочетания с данными словами, придумай предложения, начиная со слов: «Я люблю….», от третьего лица: «Миша любит ….», «Из…..я приготовлю». Картинки – слова: лук, сыр, суп, хлеб, масло, вишня, груша, морковь, молоко, помидор, картофель, баклажан.
Игры «Варим борщ», «Готовим блины»
Очень я люблю готовить,
Маме доме помогать,
Борщ варить, блины и кашу,
А потом всех угощать.
Знаю я ингредиенты,
Что за чем мне положить,
Я готовлю по рецепту,
Всем стараюсь угодить!
Цель: обогащение словарного запаса по изучаемой теме.
Оборудование: предметные картинки – карточки с изображением продуктов питания, овощей.
Задание: педагог создает на занятии игровую ситуацию и предлагает составить рецепт и необходимые продукты для приготовления борща и блинов. Ребенок комментирует свой выбор: «Для приготовления борща мне нужны продукты….», «Для того, чтобы пожарить блины, нужно приготовить тесто. Для теста мне понадобятся продукты…», «Сначала я положу в кастрюлю….» и т.д.
Игра «Готовим салат»
Овощной или фруктовый
Приготовить вам салат?
Капуста и бананы
Сегодня нарасхват.
Нашинкуем мелко
Красный помидор,
Морковь и апельсины -
Салат почти готов!
Цель: закрепление представлений ребенка о фруктах и овощах, расширение представлений о том, что можно приготовить из тех или иных продуктов.
Оборудование: карточки с изображением фруктов и овощей, из которых можно приготовить фруктовый и овощной салат.
Задание: педагог с ребенком рассматривают карточки, обсуждают, какие предметы нарисованы, как их можно назвать, подбирают обобщающее слово. Ребенок распределяет все картинки на две группы. Например: для приготовления фруктового салата мне необходимо взять бананы, грушу, клубнику, апельсин, яблоко. Для овощного салата – помидор, перец и т.д.
Авторский материал, стихи мои, литературой не пользовалась, картинки из моей презентации.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Светлана Сергеевна Погорелова