Развивающие игры и упражнения при изучении лексической темы «Продукты питания»

10
2
Материал опубликован 3 January в группе

Развивающие игры и упражнения при изучении лексической темы «Продукты питания»

Тема: Продукты питания

Цель: формирование лексико – грамматической стороны речи у детей с ОВЗ при изучении темы «Продукты питания».

Игра «Что положим в холодильник?»

Что положим в холодильник?

Расскажи – ка ты, дружок.

Может с домиком улитка

Там сегодня поживет?

Может чудо – пирамидка,

Аппетитный бутерброд?

Что отправим в холодильник?

Мячик, масло иль компот?

Цель: расширение представлений детей по данной теме.

Оборудование: карточки с изображением холодильника, продуктов питания, несъедобных предметов.

Задание: ребенок должен положить в холодильник продукты питания.

Ребенок называет все изображенные на карточках предметы. Затем складывает в холодильник только продукты питания, комментируя свой выбор. Например: в холодильник я положу бутерброд, морковь, масло, рыбу, колбасу – их можно есть. Остаются несъедобные предметы: пирамидка, мячик, улитка, цветок.

t1704288001aa.jpg

Игра «Съедобное – несъедобное»

Саша с Машей в магазине

Раскладывают по корзинам

Овощи и фрукты,

Молочные продукты,

Мягкие игрушки,

Посуду, погремушки.

Сколько Маша собрала

Предметов, посчитай.

Саше поскорей

Съедобное отдай!

Цель: развитие умения использовать обобщающие понятия, различать съедобные и несъедобные предметы, сортировать их по корзинам.

Оборудование: карточки со съедобными и несъедобными предметами, игрушки – помощники – Саша и Маша, корзинки.

Задание: Саше нужно отдать все съедобные предметы, Маше – несъедобные.

Педагог создает игровую ситуацию « В магазине».

Например: Саше я складываю в корзинку яблоко, морковь, хлеб, молоко. Маше - чайник, зонт, мягкого медведя.

t1704288001ab.jpg

Игра «Четвертый лишний»

Посмотри на все предметы,

Назови, определи

Что к чему относится,

Лишний выбери.

Цели: развитие мыслительных процессов (внимания, умения анализировать, обобщать, сравнивать, группировать предметы по общему признаку, выделять существенные признаки), закрепление понятий по данной теме, обогащение словаря.

Оборудование: наборы карточек с изображением фруктов, овощей, молочных, мясных продуктов.

Задание: педагог выкладывает на столе перед ребенком ряды из четырех предметов. Ребенку нужно назвать лишний, объяснить свой выбор.

Например:

1 ряд – морковь, баклажан, слива, помидор. Лишний предмет «слива», так как относится к фруктам, остальные – это овощи.

2 ряд – абрикос, яблоко, апельсин, перец. Лишний предмет «перец» - это овощ, остальные – фрукты.

3 ряд – выкладывает перед ребенком все овощи, только три предмета – зеленого цвета, один – красного: красный помидор, зеленые перец, огурец, капуста.

4 ряд – сыр, колбаса, творог, масло. Лишний предмет «колбаса», относится к мясным продуктам.

5 ряд – молоко, мясо, колбаса, сосиски. Лишний предмет «молоко», относится к молочным продуктам.

6 ряд – ребенок должен выделить два признака – цвет и принадлежность к множеству. В ряду педагог выкладывает изображения бананов, груши, яблока желтого цвета, свеклы фиолетового цвета. Лишний предмет «свекла» отличается по цвету и является овощем.


t1704288001ac.jpg

t1704288001ad.jpg

Игра «Что растет на грядке?»

Что растет на грядке?

Книжки да тетрадки?

Яблоки, бананы

Или торт сметанный?

Может сахарный арбуз?

Назови мне, карапуз.

Цель: обогащение словаря, закрепление представлений ребенка о том, что из овощей и фруктов где растет.

Оборудование: предметные картинки с изображениями фруктов, овощей, ягод, огорода.

Здание: педагог выкладывает все картинки перед ребенком. Ему нужно назвать все предметы и объяснить, что растет на грядке в огороде.

Предметные картинки: арбуз, вишня, капуста, бананы, лук, баклажаны, тыква, малина, груша, огурец, морковь, яблоко. В огороде растут: арбуз, капуста, лук, баклажаны, тыква, огурец, морковь.

t1704288001ae.jpg

Игра «Что растет на дереве?»

Что растет на дереве?

Называй мне смело

Ежевика спелая

Или слива зрелая?

Цель: обогащение словаря, закрепление представлений ребенка о том, что из овощей, фруктов, ягод где растет.

Оборудование: предметные картинки с изображениями фруктов, овощей, ягод, других предметов, дерева.

Здание: педагог выкладывает все картинки перед ребенком. Ему нужно назвать все предметы и объяснить, что растет на дереве в саду.

Предметные картинки: конфета, слива, абрикос, виноград, груша, ежевика, лайм, капуста, клубника, яблоко, цветок, вишня, картофель. На дереве растут: слива, абрикос, груша, лайм, яблоко, вишня.

t1704288001af.jpg

Игра «Играем со словами»

Поиграем со словами.

Называй и прочитай.

И количество слогов

Ты хлопками посчитай.

Первый звук, последний –

Слушай ты внимательно!

Предложение составляй,

Фантазируй и мечтай!

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия, мыслительных процессов, речи, навыков чтения, понимание обращенной речи.

Оборудование: предметные картинки с подписанными словами – названиями предметов.

Задание: вниманию ребенка представлены предметные картинки, на которых изображены продукты питания. Картинки подписаны.

Возможные варианты заданий:

Назови, предметы, прочитай названия под картинкой.

Покажи нужный предмет – картинку после описания. Например:

вкусный, круглый, красный; белое, мягкое, сливочное и т.д.

Определи первый и последний звук/букву в слове, количество слогов.

Назови сначала слова из одного, двух, а затем из трех слогов. Найди слова с заданным звуком. Например: лук – первый звук «л», последний «к». Звук и буква «р» есть в словах: помидор, сыр, картофель, морковь, груша. Слова из одного слога: сыр, суп, хлеб и т.д.

Что ты любишь больше всего есть и пить из тех продуктов, которые

нарисованы? Что можно из них приготовить? Составь словосочетания с данными словами, придумай предложения, начиная со слов: «Я люблю….», от третьего лица: «Миша любит ….», «Из…..я приготовлю». Картинки – слова: лук, сыр, суп, хлеб, масло, вишня, груша, морковь, молоко, помидор, картофель, баклажан.

t1704288001ag.jpg

Игры «Варим борщ», «Готовим блины»

Очень я люблю готовить,

Маме доме помогать,

Борщ варить, блины и кашу,

А потом всех угощать.

Знаю я ингредиенты,

Что за чем мне положить,

Я готовлю по рецепту,

Всем стараюсь угодить!

Цель: обогащение словарного запаса по изучаемой теме.

Оборудование: предметные картинки – карточки с изображением продуктов питания, овощей.

Задание: педагог создает на занятии игровую ситуацию и предлагает составить рецепт и необходимые продукты для приготовления борща и блинов. Ребенок комментирует свой выбор: «Для приготовления борща мне нужны продукты….», «Для того, чтобы пожарить блины, нужно приготовить тесто. Для теста мне понадобятся продукты…», «Сначала я положу в кастрюлю….» и т.д.

t1704288001ah.jpg

t1704288001ai.jpg


Игра «Готовим салат»

Овощной или фруктовый

Приготовить вам салат?

Капуста и бананы

Сегодня нарасхват.

Нашинкуем мелко

Красный помидор,

Морковь и апельсины -

Салат почти готов!

Цель: закрепление представлений ребенка о фруктах и овощах, расширение представлений о том, что можно приготовить из тех или иных продуктов.

Оборудование: карточки с изображением фруктов и овощей, из которых можно приготовить фруктовый и овощной салат.

Задание: педагог с ребенком рассматривают карточки, обсуждают, какие предметы нарисованы, как их можно назвать, подбирают обобщающее слово. Ребенок распределяет все картинки на две группы. Например: для приготовления фруктового салата мне необходимо взять бананы, грушу, клубнику, апельсин, яблоко. Для овощного салата – помидор, перец и т.д.

t1704288001aj.png



Авторский материал, стихи мои, литературой не пользовалась, картинки из моей презентации.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за распространение опыта!

4 January

Спасибо за отклик!

4 January

Похожие публикации