12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Емельянова Наталья Александровна144
Россия, Свердловская обл., Нижний Тагил

«Развивающие карточки по музыкальному воспитанию»

Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • развитие таких способностей как: чувство ритма, тембрового слуха, эмоциональной отзывчивости, ритмического слуха;
  • развитие коммуникативных способностей, памяти, мышления, воображения;
  • обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре;
  • прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности.

Возраст: дети старшего дошкольного возраста

Кому будет полезен: музыкальные руководители, воспитатели, а также дополнение картотеки группового центра музыкально – театрализованной деятельности.

Тип занятий: изучение нового материала, повторение, формирование умений и навыков, закрепление пройденного материала.

Комплект карточек №1

«Словарь эстетических эмоций»

Цель: развитие у детей дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости через восприятие музыки

Из чего состоит: карточки на которых прописаны прилагательные, например, «весёлый», «озорной», «грустный», «плаксивый», также размещены картинки изображающие данные прилагательные. Карточки оформлены в разной цветовой гамме, что помогло воспитанником ассоциировать прилагательные с различными цветами.

Как пользоваться:

  1. Музыкальный руководитель предлагает детям прослушать музыкальное произведение.
  2. Педагог предлагает детям рассмотреть карточки и выбрать ту, на которой есть картинки соответствующие характеру произведения;
  3. Педагог читает прилагательные, которые написаны на карточке и спрашивает: «Можем мы такими словами описать прослушанное произведение?».
  4. Если дети отвечают положительно, то можно призвать детей пофантазировать и придумать, что ещё можно изобразить под прослушанную музыку (это может быть музыкально – ритмическое упражнение,  танец – импровизация, взаимодействие с предметом, например бутафорские листья, ленточки и т.д.). Если дети дают отрицательный ответ, предлагаем снова прослушать музыкальное произведение и выбрать другую карточку.
  5. Данные карточки могут быть использованы как на групповых занятиях, так же и на индивидуальных и подгрупповых.
  6. При дальнейшей работе, можно обращать внимание детей, что каждая карточка окрашена в определенный цвет. Например «желтый» - «весёлый», «красный» - бодрый» и т.д. И поэтому одним из заданий после прослушивания музыкального произведения может быть следующее: «При помощи красок и бумаги «изобрази» музыку, которую ты услышал».

Примечание: некоторые карточки, например фиолетова с прилагательными «сказочно», «волшебно», была создана вместе с детьми, именно они мне предложили такой вариант.

Комплект карточек  № 2

«Озвучивание картинок»

Цель: развитие тембрового слуха, ассоциативного мышления, воображения.

Из чего состоит: два набора карточек, один с изображением музыкальных инструментов, второй – изображение явлений природы и различных животных, птиц. Для начального этапа понадобятся так же музыкальные инструменты, изображенные на карточках.

Как пользоваться:

  1. Перед ребенком либо подгруппой детей, раскладываются карточки с изображением явлений природы, животных, птиц и музыкальные инструменты (не карточки с изображением музыкальных инструментов).
  2. Педагог предлагает выбрать любую карточку. Ребёнок делает выбор, «например» карточка с изображением лошадки.
  3. Педагог спрашивает: «Как ты думаешь, каким музыкальным инструментом можно озвучить, как цокает лошадка?». Ребёнку даётся возможность попробовать поиграть на всех предложенных инструментах и выбрать тот который, по его мнению, больше всего подходит. И выбирает следящую карточку.
  4. После можно убрать музыкальные инструменты и выложить уже карточки с изображением музыкальных инструментов. Поэкспериментировав несколько раз со звуками музыкальных инструментов ребёнок уже может сопоставлять карточки «музыкальные инструменты» – «явления, животные, птицы».
  5. Ещё одним вариантом более сложным, может быть составление небольшой сказки из предложенных карточек» и озвучивание её ребёнком (либо подгруппой детей) музыкальными инструментами. Например: однажды по лесу бежал зайчик ( удары молоточком по ксилофону), вокруг пели птички (свистульки). Вдруг, неожиданно налетели тучи и закапал дождь (удары молоточком по металлофону). Мимо зайчика очень быстро проскакал олень, было слышно, как под его копытцами хрустят веточки (трещётка). Ударил гром (удар по бубну, либо барабану), зайчик испугался и со всей прыти пустился к своей норке (быстрые удары молоточком по ксилофону).

Комплект карточек № 3

«Кто спрятался за заборчиком?»

Цель: развитие ритмического слуха, обогащение музыкальных впечатлений дошкольника.

Из чего состоит: карточки с изображением заборчиков – партитур, металлофон с разноцветными пластинами.

Как пользоваться:

  1. Ребёнок выбирает любую карточку из представленных.
  2. Педагог: «за волшебным заборчиком спрятался герой мультфильма либо знакомой песенки, что бы узнать, кто это тебе необходимо на металлофоне сыграть мелодию, и вспомнить чья это песенка или о ком она»
  3. На карточке, цвет дощечки соответствует цвету пластинам на металлофоне. Длинный дощечки – четвертные ноты, короткие дощечки – восьмушки. На цветочках изображены четвертные паузы, которые должны быть выдержаны. Стрелочка вниз говорит о том, что нота находится в малой октаве, стрелочка вверх – нота во второй октаве, где нет стрелочек – значит ноты из первой октавы.
  4. После того как ребёнок сыграл мелодию и отгадал чья это песенка или о ком, можно перевернуть карточку и посмотреть правильный ответ.

Комплект карточек № 4

«Ритмические картинки»

Цель: развитие чувства ритма, а также развитие ритмического слуха.

Из чего состоит: карточки с различным «ритмическим рисунком». Большие картинки – длинный звук, маленькие картинки – короткий звук.

Как пользоваться:

  1. Можно использовать как с одним ребёнком так и с подгруппой детей.
  2. Ребёнку предлагается выбрать любую карточку и прохлопать ритм.
  3. Другой вариант, один ребёнок выбирает карточку (другой ребёнок или дети её не видят), прохлопывает ритм, и другой ребёнок или подгруппа детей на слух должны повторить этот ритм.
  4. Ритмы можно хлопать, топать, отстукивать, так же - использовать музыкальные инструменты.

Комплект карточек №5

«Полянка»

Цель: развитие у детей дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости через восприятие музыки

Из чего состоит: карточка – «полянка» с прорезями, карточки с эмоциями (грустный цветочек, сердитая оса, плачущий колобок и т.д.), диск с программными музыкальными произведениями, карточка с алгоритмом выполнения задания.

Как пользоваться:

  1. Музыкальный руководитель предлогает ребёнку прослушать музыкальное произведение.
  2. Педагог: «Выбери пожалуйста из представленных героев тех, котоые могли бы передать характер музыки»
  3. Ребёнок выбирает «героев» и размещает их на «полянке»
  4. Педагог: «Хорошо. А теперь снова прослушаем музыкальное произведение и попробуем составить небольшой рассказ»
  5. Ребёнок самостоятельно, либо при помощи педагога составляет небольшой рассказ, в котором озвучивает какие же эмоции испытывают «герои» под данную музыку.

Комплект карточек № 6

«Волшебная копилка»

Цель: развитие у детей дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости через восприятие музыки

Из чего состоит: коробочка – копилка, комплекты карточек со смайликами изображающих различные эмоции и чувства (на каждого ребенка), фрагменты программных музыкальных произведений.

Как пользоваться:

  1. Детям предлагается прослушать музыкальное произведение.
  2. Выбрать смайлик из представленных, который лучше изображает настроение музыкальной пьесы.
  3. Опустить в копилку.
  4. После педагог открывает копилку и показывает детям сколько каких смайликов они выбрали.

Примечание: с виду игра может показаться очень легкой, но ранее мной было замечено, что некоторые дети боятся ответить неправильно на вопрос «Как вы думаете, какую эмоцию у вас вызывает данная музыкальное произведение». А с помощью данных смайликов дети могут спокойно сделать выбор.

Комплект карточек № 7

« На празднике весело играем»

Данные карточки использую в качестве игр на различных музыкальных праздниках и развлечениях.

Игра «Магазин»

Атрибуты: карточки с примерами и изображением овощей и фруктов, бутафорские овощи и фрукты, два корзинки, два подноса.

Ход игры:

  1. Дети делятся на две команды.
  2. Каждой команде выдаётся корзинка. Напротив команд стоят столы, где лежат карточки с примерами и подносы с бутафорскими овощами и фруктами.
  3. По очереди каждый ребёнок выбирает любую карточку на столе, решает пример и складывает в корзину необходимое количество овощей и фруктов. Например, на карточке изображено 3+1 «лимон», значит ребёнок должен со стола взять 4 лимона, положить в корзину и передать эстафету следующему участнику.

Игра «Угадай мультфильм»

Атрибуты: карточки – медальки с изображением героя мультфильма, елочка, либо деревце, которое будет украшено «медальками», аудио фрагменты из мультфильмов.

Ход игры:

  1. Детям по очереди включают аудио фрагменты из мультфильмов.
  2. Тот ребёнок кто первый угадает название мультфильма, получает «медальку» с изображением героя из данного мультфильма и украшает ей, например, ёлочку или деревце.


Фотографии всех карточек представлены в презентации

​​​​​​​​​​​​​​


Фотографии развивающих карточек по музыкальному воспитанию
PPTX / 5.74 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.