12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рыжова Надежда Ивановна607
Россия, Ивановская обл., Кинешма

Конспект развлечения в старшей группе.

«ЗДРАВСТВУЙ МАСЛЕНИЦА»

Рыжова Надежда Ивановна,

первая квалификационная категория, воспитатель

Цель: расширение знаний детей о Масленице, как о русском народном празднике.

Задачи:

«Познавательное развитие»:

Развивать любознательность, воображение детей и познавательную мотивацию.

Формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы.

Закрепить последовательность дней масленичной недели, традиционных развлечениях в эти дни.

«Социально - коммуникативное развитие»:

Формировать умение взаимодействовать друг с другом.

Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

Формировать умение работать в парах, умение договариваться, распределять обязанности.

«Речевое развитие»:

Обогащать активный словарь (встреча, заигрыш, лакомка, разгул, посиделки, прощённое воскресенье).

Развивать связную диалогическую и монологическую речь, согласовывать существительные и прилагательные, правильно произносить окончания слов.

Побуждать детей говорить полными предложениями, давать полный ответ на вопрос взрослого.

«Художественно-эстетическое развитие»:

Обогащать представление о русской зрелищной культурой в процессе театрализованной игры – импровизации.

Закрепить умение детей пользоваться перчаточной куклой.

Стимулировать самостоятельную творческую деятельность.

«Физическое развитие»:

Совершенствовать мелкую моторику рук детей.

Развивать двигательную активность.

Планируемые результаты: дети с интересом участвуют в игровой деятельности, наблюдают, проводят опыт, делают выводы; умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, активно и доброжелательно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решение игровых, познавательных, творческих задач.

Оборудование для педагога: Картина «Встреча Масленицы», компьютер, аудиозапись (р.н.п. «Камаринская», р.н.п. «Ой, блины, блины»), компьютерная презентация «История блинов», куклы домовенок Кузя, Масленица (напольная), перчаточные петрушка, медведь, ширма, мольберт с шаблоном афишы, стол накрытый скатертью, лавочка, самовар, блины.

Оборудование для детей: для экспериментирования с мукой: стаканы пластиковые с водой, тарелочки пластиковые цветные, сито по количеству детей, ложки металлические; ленточки атласные, нить для бус, колечки деревянные широким отверстием, набор пазлов - разрезных картинок (1 комплект на 2 их детей), блины.


 

Ход.


 

Из-за печки раздается голос «Хочу блинов со сметаной».

Воспитатель: Ребята, кто-то просит блинов, да еще со сметаной. Кто это, как вы думаете?

- Я догадалась, это наш домовенок Кузя блины требует.

Дети сбираются у печки . Предположения детей

Воспитатель:-Ребята давайте поздороваемся с нашим домовенком .

Кузя: «Хочу блинов со сметаной, хочу много гостей, хочу праздник»

Воспитатель: Кузенька, ты хочешь приготовить блины и пригласить гостей на масленицу?

Кузя: «Хочу, хочу блинов со сметаной, хочу много гостей, помогите мне ребята»

Воспитатель:-Ребята, поможем Кузеньке?

Дети :-- Да, поможем Кузе. Можем испечь блины

Воспитатель: А как пригласить сразу много гостей?

Дети делают предположения. Можно позвонить по телефону. Послать приглашение. Рассказать всем о празднике. Сделать афишу и разместить ее на видном месте.

Воспитатель: Что можно написать на афише?

Дети :-Где, когда будет проходить масленица и еще какие игры и развлечения будут проводиться.

Воспитатель: Если мы изготовим такую афишу, то у тебя Кузя будет много гостей.

- Давайте ребята пройдем в соседнюю комнату.

Посмотрите на мольберт, на нашей афише написано приглашение: « Все, все на Масленицу» Место проведения детский сад №36. уже есть названия каждого дня Масленицы. Мы будем вспоминать с вами о каждом из дней Масленицы и его традициях, а вы будете прикреплять миниатюрную картинку и прикреплять к афише по порядку, чтобы гости, которые придут могли знать как будет проходить праздник

Воспитатель: «Ребята, а что такое Масленица?»

Дети :-- С давних времен Масленица - самый веселый праздник.

- Отмечают его в конце зимы.

- Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна».

Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы - Масленицу. Масленица-это праздник встречи весны и солнца. 

Воспитатель: «Масленица семь дней гуляет» - говорили в народе. Кто из вас знает, почему?

Дети :-Праздник Масленицы бывает весной и длиться целую неделю семь дней.

Воспитатель: Каждый день Масленицы имел свое особое название.

- Понедельник называется встреча.

Приезжай к нам в гости Масленица,

На широкий двор - на горах покататься

В блинах поваляться, сердцам потешаться!

Как отмечали этот день в старину?

Дети :-- В этот день из соломы сооружали чучело, надевали на него женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне.

Воспитатель: - Пели радостные веселые песни и громко закликали Масленицу.

А вот послушайте. (Включить аудизапись заклички на масленицу)

Воспитатель: Давайте мы тоже встретим Масленицу ласковыми словами, очень приветливо

Дети :-Масленичка, Гостьюшка дорогая, красавица, барыня, госпожа.

Воспитатель: Ну, а чего нашей гостьюшке не хватает?

Дети : Ее надо нарядить.

Воспитатель: Давайте порадуем нашу Масленицу и украсим ее: девочки лентами, а мальчики сделают бусы для масленицы

(Девочки украшают куклу ленточками, мальчики делают бусы из колечек от пирамидки)

Воспитатель: Будет наша Масленица украшена на диво, будет наша Масленица красива.

Воспитатель: Вот какая получилась красавица! Она к нам в гости собиралась и красиво наряжалась! Мы должны Масленице быть под стать. Молодчики, ай да - картузы надевать. Девицы красные, разбирайте платки атласные!

Мальчики надевают шапочки, девочки платочки.

(Воспитатель накидывает шаль)

- Кузя, давай вместе подберем картинку для первого дня Масленицы.

Прикрепляют картинку

Кузя: А как называется второй день масленицы?

Дети : Второй день Масленицы называли «Заигрыш».

Расскажите мне, пожалуйста, как веселились во вторник?

Дети : Во второй день масленичной недели строили высокие горки, девицы и парни собирались на игрища и потехи.

Воспитатель: В старину существовало поверье: кто не скатился с горки – тот обидел Масленицу. А еще приговаривали:

Широкорожая масленица, мы тобою хвалимся,

на горах катаемся, блинами объедаемся.

На таких встречах парни высматривали невест.

А какие забавы еще были в старину вы узнаете, когда соберёте картинки -пазлы

Во второй день масленичной недели строили высокие горки, девицы и парни собирались на игрища и потехи.

Воспитатель: Делу – время, потехе – час, будем мы играть сейчас.

Дети собирают картину под «Камаринскую» из пазлов на тему «забавы на масленицу» и говорят, что на них изображено.

Воспитатель: Нужно подобрать правильную картинку и прикрепить ее к календарю.

Дети подбирают правильную картинку и прикрепляют ее к календарю.

Воспитатель: среда - лакомка. У Масленицы герой один. Круглый, вкусный и зовут его ......

Дети : блин

Воспитатель: - А вы с чем любите блины есть?

Дети : С икрой, со сметаной, с маслом, с вареньем с медом?

Воспитатель: - Давайте посмотрим, как появился самый первый блин

(презентация на ноутбуке)

Воспитатель: Блины считаются одним из самых любимых русских блюд. История их создания покрыта тайной. Существует много версий возникновения этого кулинарного изделия.

Вот одна из них. Однажды, разогревая овсяный кисель, наш предок зазевался, и кисель поджарился и подрумянился, так получился первый блин. По мнению историка В. Похлебкина, блины появились на Руси до IX в., и само слово «блин» - это искаженное слово «млин», берущее начало от слова «молоть». Таким образом, слово «млин» - это мучное изделие.

Блины пеклись на Руси в течение всего года, а с XIX века они стали основным угощением во время Масленицы.

Кузя: А вы умеете печь блины? Научите-ка меня.

Что нужно для блинов?

В ходе работы с таблицей:

Воспитатель: - Можно ли самостоятельно разбивать яйца ножом?

- Зачем нужно нюхать яйцо?

Воспитатель: - Можно ли включать плиту самостоятельно?

Дети рассказывают с опорой на мнемотаблицу.

Дети : - Нет, можно порезать руки.

- Не свежее яйцо можно определить по запаху.

- Нет, надо пригласить взрослых, это опасно и можно обжечься.

Воспитатель: А какой ингредиент в блинах самый важный?

Дети : - Мука

Воспитатель: - Посмотрите, перед вами мука. Скажите мне какая она по цвету?

Дети : - Мука белого цвета.

Воспитатель: - Потрогайте её руками. Какая она на ощупь?

Дети : - Мука мягкая, пушистая.

Воспитатель: Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах?

Дети : Мука не имеет запаха.

Воспитатель: Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой?

Дети : –  Мука сыпучая.

Воспитатель: - Мука сухая, рассыпчатая. Разровняйте её пальчиками, а теперь сделайте из неё горку. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем.

Дети : - На муке можно писать и рисовать.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем муку на вкус. Возьмите в ложечку немного муки и попробуйте её. Какая она на вкус?

Воспитатель: - Да, ребята, мука на вкус не горькая, не сладкая, не кислая. Значит, у муки нет вкуса.

Воспитатель: - Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой?

Дети : - Мука растворилась.

Воспитатель: - Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось?
Дети : Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.


 

Воспитатель: «Блинцы, блинчики, блины как колёса у Весны». Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети : Блины круглые и колеса тоже круглые.

Воспитатель: А какие пословицы о масленице и блинах вы знаете?

Дети : - Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают.

- Масленица идет, блин да мед несет.

- Не все коту Масленица

- Масленица объедуха, деньгам приберуха.

- Масленница семь дней гуляет.

- На Масленой повеселись, да блинком угостись.

- На горах покататься, в блинах поваляться.
Без блинов – не Масленица.
Воспитатель: - Ребята, какая картинка подходит для лакомки.

Дети подбирают правильную картинку и прикрепляют ее к календарю
Воспитатель: Четверг-разгул: строили снежные крепости, города, играли в снежки, брали крепости с «боем», это самый весёлый день Масленицы

Обращает внимание на картину с кулачными боями.

-Посмотрите, чем заняты эти люди?

Дети : - Они дерутся

Воспитатель: В этот день устраивались кулачные бои, со своими строгими правилами.

1.пословица - «лежачего не бьют».

Дети : Это значит -- нельзя бить лежачего.

2. «Двое дерутся - третий не лезь» .

Дети : нельзя вдвоем и больше, нападать на одного

Воспитатель: За нарушение этих правил грозило наказание.

Воспитатель: А на площадях собирался народ посмотреть балаганный театр, где главным персонажем был петрушка,

Кузя: Хочу театр, хочу петрушку

Воспитатель:

На Петрушку посмотрите, и какой у него характер расскажите.

1.Нос

Дети : - Петрушка был любопытный, и потому «любил совать свой длинный нос в чужие дела».

2.Взгляд

- Дети : У Петрушки пронзительный взгляд, и он всё вокруг замечает.


 

3.Рот

Дети : У Петрушки большой рот, он громко разговаривает и смеётся. Так его «лучше слышно в толпе».

4.Поза

Дети : Руки у Петрушки широко раскинуты в разные стороны. Так его «лучше видно в толпе».

Воспитатель: Ребята кто хочет быть петрушкой? А медведем?(дети подготовлены заранее)

На ширме появляется Петрушка, за которым идёт медведь.

Петрушка. Здравствуйте, всем моё почтение,

Петрушка кланяется.

Петрушка. Начинается выступление!

Все хлопают в ладоши.

Петрушка. Мишка, не ленись,

А всем скорее поклонись.

Мишка всем кланяется.

Петрушка. Мишка, покажи, как солдатики шагают?

А как птицы летают?

Как плачут маленькие детишки?

А как, кривляются… мартышки?

Как зайчик волка боится,

А как медведь в теремок стучится?

А как Дуняша пляшет

И платочком машет?

Дети аплодируют

- Подберите картинку для этого дня масленицы

Дети подбирают правильную картинку и прикрепляют ее к календарю

Воспитатель: А в пятницу масленичной неделе. «Тещины вечерки», в субботу «Золовкины посиделки». Как выдумаете чем занимались в эти дни?

Дети: - В этот день ходили в гости.

Воспитатель: Пятница и суббота - были гостевыми днями и посвящались хождению по родне. В этот день наши бабушки должны накрывать стол и угощать блинами, пирогами и другими кушаньями. А чтоб было веселее, устраивались веселые посиделки с песнями, плясками, хороводами и частушками

- Что означает слово частушка?

Дети: Частушка - это маленькая шуточная песенка.

Воспитатель: Запевай частушку Саша…


 

Масленичные частушки.

1.Испеку четыре солнца, да присыплю сахарком,

На лошадке праздник едет, праздник едет с ветерком.


 

Припев. Здорово, здорово, у ворот Егорова,

А у наших у ворот будет все наоборот.


 

2. Моя мама на диете и блины не кушает

Я спою частушки эти, пусть она послушает.


 

3. Как на масляной неделе всем становится теплей

Уходи зима подальше, нам с блинами веселей.


 

4. Приходите, заходите, на румяные блины

Нынче Маслена неделя, будьте счастливы как мы.


 

5.До свиданья зимушка, зимушка колючая,

Через годик приходи, не такая злючая.


 

6. Как на масленой неделе из печи блины летели,

С пылу с жару из печи, все румяны, горячи.


 

7. Я на масленку готов,скушать пятьдесят блинов

Закушу их сдобою, похудеть попробую.


 

8. Пятый блин я слопала, на мне юбка лопнула

Пойду юбку зашивать, чтобы есть блины опять.


 

9. Напеки кума блинов, да чтоб были пышные

Нынче маслена неделя, можно съесть и лишнего.


 

10. Мы частушки вам пропели.хорошо ли плохо ли

А теперь мы вас попросим ,чтобы нам похлопали.


 

Дети поют частушки.

Дети подбирают правильную картинку и прикрепляют ее к календарю

Воспитатель: Вот мы и добрались до последнего седьмого заключительного дня

Кузя: воскресенье - Прощённое воскресенье или целовальник.

Воспитатель: Блинами провожали Масленицу, чтобы год был урожайный, плодородный.

-Воспитатель: Как поступали с чучелом масленицы?

Дети: Куклу из соломы сжигали. Вместе с остатками блинов и ненужными вещами

Воспитатель: - А еще как вели себя люди в Прощенное воскресенье?

Дети: А еще обычай этого дня таков, надо было друг у друга просить прощения, особенно, если люди до этого были в ссоре, произносилось: «Прости меня, пожалуйста». Второй отвечал: «Бог тебя простит». Обида была забыта. Люди обнимались и целовались.

Воспитатель: Давайте и мы попробуем попросить прощения друг у друга, обняться и простить друг друга за былые обиды.

У нас осталась только одна картинка, прикрепите ее, пожалуйста.

Дети подбирают правильную картинку и прикрепляют ее к календарю

Воспитатель: Кузенька, вот такая, нарядная праздничная получилась афиша о Масленице. Теперь все узнают, как и когда будет проходить Масленица. Ребята, напомните еще раз как называются дни на масленице.

Дети рассматривают афишу.

Теперь, Кузенька, к тебе придет много гостей, будут вкусные блины и все мы отлично повеселимся.

Воспитатель: Заварила крепко чаю, всех к столу вас приглашаю

Эти вкусные блины мной для вас испечены.

К самовару подходите, ароматный чай бери.

Рассматривают афишу.

Звучит русская народная песня «Блины» дети уходят в группу, моют руки, переодеваются, затем подходят к столу с самоваром и угощаются блинами.

Опубликовано


Комментарии (1)

Ватолина Светлана Анатольевна, 29.05.19 в 12:20 0Ответить Пожаловаться
Надежда Ивановна, поздравляю с Победой в конкурсе!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.