Реализация авторской программы по литературе «"Чтобы помнили": основные формы работы на уроке» (5–11 класс)

2
0
Материал опубликован 15 March 2020


Реализация авторской программы «Чтобы помнили»: основные формы работы на уроке.

Форма реализации программы – литературная студия – рассчитана на создание группы единомышленников, способных «заразительно» влиять на окружающих своим пристрастием к чтению, потенциалом интеллектуального и духовного личностного роста. Учебные занятия данного курса строятся на диалоговой основе, в основе которой эмоционально-эстетический ресурс литературного чтения и аналитико-оценочная мыслительная деятельность учащихся. Все произведения, предусмотренные данной программой, не входят в общеобразовательную программу по литературе для 6-11 классов.

Главная особенность содержания программы заключается в том, что каждый ученик в классе в течение каждой учебной четверти, работая индивидуально или в группе (2-3 человека), выбирает литературное произведение, прочитывает самостоятельно и презентует перед одноклассниками. Содержание произведения каждый пропускает через себя, через собственную систему ценностей. Ученик имеет полное право, сжато пересказав сюжет произведения, остановиться на одном эпизоде, особенно запомнившемся ему нравственным смыслом, художественными образами, богатыми языковыми средствами. Основные формы работы: чтение эпизодов, эссе, аннотация, резюме, реферат, дискуссия. Отбор художественных произведений – результат совместной деятельности ученика с учителем в рамках технологии продуктивного чтения, которая призвана обеспечить правильное формирование читательской компетенции школьников.

Данный курс является продолжением учебного предмета «Литература» и реализуется в вариативном компоненте учебного плана в объеме 17 часов в год. Он призван расширить ресурс художественных произведений для самостоятельного чтения. Курс направлен на изучение художественных произведений вне списка произведений, изучаемых по школьной программе.


Учебный предмет

класс

6

7

8

9

10

11

Инвариантная часть

Литература

3

2

2

3

3

3

Вариативная часть (интегрирована в инвариантную часть)

Чтобы помнили

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Программа предусматривает организацию самостоятельного домашнего чтения и студийные занятия разного формата: семинар, презентация, библиотечный час, дискуссия, инсценировка. Главное отличие занятий – работа с книгой.Ведущей является технология формирования правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).

Программа предусматривает организацию самостоятельного домашнего чтения и студийные занятия разного формата: семинар, презентация, библиотечный час, дискуссия, инсценировка. Главное отличие занятий – работа с книгой. Главный результат заключается в том, что каждый ребенок в течение учебного года устраивает публичную презентацию самостоятельно прочитанных книг гражданско-патриотической направленности.

Ведущей является технология формирования правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения). Технология включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста с опорой на читательский опыт.

2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное самостоятельное чтение текста. Чтение-слушание эпизодов текста по выбору учащегося, презентующего книгу, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Первичное восприятие (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

2.Перечитывание текста. «Вдумчивое» повторное чтение отдельных фрагментов текста. Анализ эпизодов текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному и проч.). Выделение аргументов для использования в сочинениях ЕГЭ по русскому языку и литературе.

3.Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка проблем исходного текста. Обращение к отдельным фрагментам текста.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием и его смыслом.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Система оценки предусматривает самооценку, взаимооценку, внешнюю экспертизу - эти виды являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы развития читательских умений школьников.

В ходе разработки авторской программы была использована литература и информационные сайты:

1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М.: Академия, 1999

2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение. М., 2005.

3. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М. ,1991.

4. Газета «Педсовет» №3; №6 2005.

5. http://knig 100.spbu.ru/ books/

6. ria.ru/societ/20130130

7. chitai6class.blogpot.ru


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.