12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ala888
Россия, Астраханская обл., Астрахань
5

Урок искусства в 8 классе «Чтобы помнили!»



Урок искусства в 8 классе «Чтобы помнили!» (Основная идея автопортрета В.Попкова «Шинель отца»)

 

Подготовил учитель музыки МБОУ г.Астрахани «СОШ№40»

Кайбелева Алия Айсаевна.
Март 2018г.

Цель урока:

•      определить основную идею автопортрета В.Попкова «Шинель отца» через её анализ (раскрытие драматургии сюжета, вечных тем и проблем произведения через символические образы) ;

  актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; способствовать проявлению интереса учащихся к музыке, литературе и живописи как к ценности национальной и мировой культуры;

Задачи урока:

Образовательные:

•           выражение личностного отношения к музыке, литературе и живописи, к героям, основным проблемам произведения

Развивающие:

•       формировать способность к самостоятельной работе в школе;

•     развивать умения анализа, синтеза, оценки произведения, своей работы на уроке; •        развивать способности по составлению таблиц, вычленять нужную информацию из различных ресурсов-контентов (обучающие видеоролики, теоретический материал из Интернета), классификации полученных знаний;

расширять музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,

Воспитательные:

•        воспитывать уважение к разным видам искусств,

•        воспитывать умение работать в группах,

•        воспитывать художественный вкус учащихся.

Планируемые результаты для ученика:

Личностные у обучающихся будет  сформирована мотивация к изучению разных видов искусств, умение  в процессе рефлексии проводить самооценку; обучающиеся научатся различать чувства, настроения, выраженные в произведениях искусства.

Ученики получат возможность:  совершенствовать свой художественный вкус.

Предметные: ученики научатся: 1)разбираться в понятии «автопортрет», «символы-образы», «суровый стиль».

Ученики  получат возможность научиться  устанавливать связи между различными видами искусства, представлять результаты собственной творческой работы на данном и последующих уроках.

Метапредметные.

Личностные:  ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии разных видов искусств;

Ученики  получат возможность научиться  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: обучающиеся научатся анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Ученики получат возможность  научиться  владеть понятийным аппаратом, терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы.

Регулятивные:  учащиеся научатся: проявлять мотивацию к изучению разных видов искусств.

 Обучающиеся получат возможность  научиться составлять план действий по решению проблемы урока.

Коммуникативные: обучающиеся научатся организовывать работу в паре, группе, коллективе.

 Обучающиеся получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Методы урока:  Проблемный метод.

Формы организации учебной деятельности:  групповая, индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория: 8 класс

УМК:

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Искусство 8 класс» - М. :Просвещение, 2017.

Фонохрестоматия музыкального материала (mp3) 8класс.

Музыкальный материал:песни

Оборудование:  проектор, компьютер, доска.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока, контенты .  

 

Подготовительный этап.

Выучить стихотворение по выбору Михаила Садовского «Шинель», Е. Благинина «Шинель», ,Ю. Воронова «Чтоб снова на земной планете» троим учащимся 8 класса.

Контенты

https://stihi-russkih-poetov.ru/poems/mihail-sadovskiy-shinel

http://olganikiv.blogspot.ru/2012/04/blog-post_5397.html

https://www.chitalnya.ru/work/976513/


 

ХОД УРОКА

I. Организация учащихся на урок. (2минуты)

Музыкальное приветствие.

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте, учитель!

Попевка «Сейчас музыкальный начнется урок»

.

II. Актуализация знаний.. (10 минут)

Мотивирование учебной деятельности.Слово учителя:

-Ребята, кто из вас гордится своим отцом?

-На прошлом уроке мы разучивали песню «Величальная отцу».

Презентация по теме урока. Слайд 2

Давайте исполним её , посвятив всем папам.

-Давайте сформулируем тему и проблемный вопрос урока. Для этого надо

Послушать стихотворения Михаила Садовского «Шинель», Е. Благининой «Шинель» ,Ю. Воронова «Чтоб снова на земной планете» в исполнении учащихся 8 класса. Слайд 3-4

Михаил Садовский «Шинель»

К чему такая канитель:
Кроить и лицевать...
Надену старую шинель -
На моду наплевать!

Она любой дохи теплей
И прибавляет сил,
Отец ведь был на фронте в ней,
Отец её носил.

Она почти что мне до пят,
И рукава длинны,
Но кто достанет из ребят
Шинель, шинель с войны?!

Всё! Решено!
Я в ней иду.
Я в школу в ней пошёл
И самый лучший день в году
В шинели той провёл.

Но дружным был наш пятый класс -
Никто не отставал.
На утро не узнаешь нас:
В шинелях класс шагал.

По снегу полы волоча,
Мы гордо в школу шли,

Мы и подумать в этот час
О боли не могли.

А мы несли её с собой:
Не все шинель нашли,
У всех отцы ушли на бой,
Не все назад пришли.

Как много было вас в пальто,
Ребята...
кто же знал...
И больше, в класс идя, никто
Шинель не надевал.

1975

Е. Благинина «Шинель»

Почему ты шинель бережешь? -
Я у папы спросила. -
Почему не порвешь, не сожжешь? -
Я у папы спросила.

Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!

Потому я ее берегу, -
Отвечает мне папа, -

Потому не порву, не сожгу, -
Отвечает мне папа. -

Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!

Ю. Воронов

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она
Как сила нам нужна….

 

- Что объединяет эти стихи? Что нам предстоит выяснить в ходе урока?

Работа в парах. Выслушивание ответов.

(Темы : «Шинель как символ памяти», «Почему ты шинель бережешь?» , «Чтобы помнили»

Проблемные вопросы: «Какие нравственные вопросы поднимают произведения искусства? Чему учат нас они?» )

III. Основной этап урока.(20 минут)

-Сегодня на примере картины В.Попкова «Шинель отца» мы с вами, ребята, попытаемся раскрыть тему и проблемный вопрос урока.

Презентация по теме урока. Слайд 1

1. Распределение детей на 4 группы «Вытяни из коробки один элемент пазла картины В.Попкова «Шинель отца» и ты узнаешь, в какой группе предстоит заниматься».

2)Практические задания для групп: выйти по ссылке,найти нужную информацию и донести её до остальных учащихся Слайд 5-18

1 группа. Биографическая справка о художнике В.Попкове. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%95%D1%84%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

2 группа. Суровый стиль в искусстве художника В.Попкова.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C

https://infourok.ru/prezentaciya-mezenskie-stradaniya-viktora-popkova-911451.html

3 группа. Картины художника В.Попкова из «Мезенского цикла».

https://infourok.ru/prezentaciya-mezenskie-stradaniya-viktora-popkova-911451.html

https://ok.ru/mirovayaz/topic/66752732851131

4 группа. История создания картины В.Попкова «Шинель отца».

http://www.stihi.ru/2015/08/09/4376

Ответы представителей групп. Обсуждение с учителем, корректировка.

3)Анализ картины В.Попкова «Шинель отца» по плану: Слайд 19-20

образы, характер и средства воплощения. Роль символов. Основная идея автопортрета В.Попкова «Шинель отца» .

1 группа. Шинель, болотный

2 группа. Тени старух , сиреневый

3 группа. Герой сын, серый , черный

4 группа. Палитра, красный

4)Составление таблицы. Обсуждение с учителем, корректировка. Слайд 22

Образы-символы

Толкование образов-символов

Основная идея автопортрета

Шинель

 

нравственно-духовные проблемы: связь поколений,

тема отцов и детей;

призыв помнить прошлое ,подвиг русских солдат,отдавших жизни на полях сражений в годы ВОВ ради светлого будущего потомков, новых поколений людей; воспитывание чувства уважения к людям старшего поколения,к родителям;

формирование и становление патриотов страны.

Тени старух

 

Герой сын

 

Палитра

 

Цветовые символы

 

болотный

 

сиреневый

 

красный

 

черный

 

серый

 

5) Обсуждение .

-Что призывает помнить картина В.Попкова «Шинель отца»?Какие нравственные вопросы поднимает Виктор Ефимович в автопортрете?

IV. Рефлексия. Оценка работы группы, своего личного участия на занятии, полезности данного урока в изучении материала. (3 минуты) на распечатанных листках.

 
 

(оценка 1-5 баллов)

(Не) нужны

полученные знания и умения на уроке

(-/ + )

Мое настроение

Моя работа в группе

     

Работа всей группы

     

Итог

     


V.Домашнее задание. (5 минут)

Базовый уровень- почитать материалы учебника повторно.
Повышенный уровень - творческие минипроекты - исполнение понравившихся песен, стихов о ВОВ, подвиге русского солдата .

Высокий уровень –презентация на тему «Чтобы помнили!» о воевавших в1940-1945г.г.(родственник, сосед-ветеран, «Мой дедушка-герой!»)

VI.Вывод
Учитель: Что каждый из вас обрёл для себя на уроке? 

Всем спасибо! Урок завершён!!! До новых встреч!!!


 

Список интернет-ресурсов

https://ok.ru/mirovayaz/topic/66752732851131

http://artpoisk.info/artist/popkov_viktor_efimovich_1932/severnaya_pesnya_oy_da_kak_vseh_muzhey_pobrali_na_voynu/

http://art.1september.ru/article.php?ID=200600716

http://artyx.ru/news/item/f00/s11/n0001143/index.shtml

https://8-poster.ru/onenews/962/

http://artpoisk.info/artist/popkov_viktor_efimovich_1932/shinel_otca/

https://infourok.ru/prezentaciya-mezenskie-stradaniya-viktora-popkova-911451.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%8C_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)

https://ok.ru/mirovayaz/topic/66752732851131

http://artpoisk.info/artist/popkov_viktor_efimovich_1932/severnaya_pesnya_oy_da_kak_vseh_muzhey_pobrali_na_voynu/

Справочный материал (контенты из интернет-ресурсов)

«Чтобы помнили» — цикл документальных программ[3] об известных в советское время актёрах, уже ушедших из жизни и незаслуженно забытых[2]. Автор и ведущий — Леонид Филатов. Многих актёров Филатов знал лично.

Леони́д Алексе́евич Фила́тов (24 декабря 1946, КазаньРСФСРСССР — 26 октября 2003, Москва,Россия) — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, поэт, писатель, публицист, телеведущий, Народный артист Российской Федерации (1995), лауреат Государственной премии Российской Федерации в области кино и телевидения и премии «Триумф»

Мезе́нь — город (с1780) в России,административный центр Мезенского муниципального районаАрхангельской области.

Город находится впограничной зоне[2]. Вблизи города расположенморской порт(портопункт Кривка).

Суро́вый стиль — направление в реалистической советской живописи, характерное для рубежа 1950-х и 1960-хгодов. Термин «суровый стиль» ввёл искусствовед А. А. Каменский [1]. Мастера этого направления ориентировались на изобразительное искусство СССР досталинского периода (1920-х гг.): в первую очередь, творчество А. Дейнеки и Г. Нисского, в меньшей степени — на П. КончаловскогоА. ОсмёркинаА. Лентулова и др.

Некоторое влияние оказал и итальянский неореализм, как живописный (Ренато Гуттузо), так и неореализм в кинематографе (например, известная картина Г. Коржева «Влюбленные» — это реминисценция кадра из итальянского фильма).

Основные представители «сурового стиля»:

Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, академик Иззат Клычев(1923—2006)

Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, академик Таир Салахов(р. 1928)

народный художник СССР, академик Виктор Иванов (р. 1924)

народный художник СССР, академик Андрей Васнецов (1924—2009)

народный художник СССР, академик Гелий Коржев (1925—2012)

народный художник СССР, академик Пётр Оссовский (1925—2015)

народный художник РСФСР, академик Обросов, Игорь Павлович (1930—2010)

народный художник РФ, академик Николай Андронов (1929—1998)

народный художник РФ, академик Никонов, Павел Фёдорович (р. 1930)

Виктор Попков (1932—1974)

братья Смолины

Михаил Савицкий

Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней». Изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур.

Некоторые мастера в противоположность навязываемой соцреализмом тематической картины обратились к «низким» в академической иерархии жанрам — портрету, пейзажу, натюрморту.

Алексей Бобриков называет «суровый стиль» советской Реформацией: «Он демонстрирует протестантский тип героя — взрослого и ответственного, обладающего собственным опытом, личной верой и вообще развитой внутренней мотивацией (и потому не нуждающегося во внешнем идеологическом стимулировании со стороныпартии-церкви), хотя и действующего в рамках общего преобразовательного проекта»

Суровый стиль в творчестве Попкова - художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней». Изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Картина становится похожей на плакат.

Его остросоциальные произведения всегда вызывали раздражение у представителей власти. Попков был глубоко национальным художником. Его патриотические работы касались всех сторон жизни общества и близких ему по духу людей. Он, как режиссер, вживался в материал и проникался сочувствием к персонажам своих полотен.

Отличительной чертой творчества Виктора является притчевый характер его произведений. Языком символов он пишет настоящий рассказ, повесть или даже роман, пластикой линий и пятен, цвета и фактуры достигая виртуозной техники исполнения.

В конце 1960-х — начале 1970-х гг. Виктор Попков, вдохновленный природой и людьми русского Севера, создал прекрасные картины, составившие Мезенский цикл. По словам самого художника, это произошло почти случайно: «Мне пришлось прожить 29 дней на востоке от Архангельска, в деревне Зимняя Золотица, и заездом побывать в двух деревнях на реке Мезени. Замыслов новых работ у меня не было… Север не хотелось включать в свою творческую жизнь. Может быть, в этом было виновато громадное количество работ: бесконечных пейзажей, церквей и натюрмортов из предметов, ставших декорацией, вышедших из употребления вещей, уже увиденное В. Стожаровым и др. Поэтому я ехал туда просто посмотреть новые места, зная, что эта поездка первая и последняя. Приехав в Москву, я забыл крепко-накрепко про Золотицу и Мезень.

Но проходило время, и в минуты, которые нельзя назвать радостными, мои мысли обращались к тому северному месяцу. Стало ясно, что так просто от Мезени мне не уйти. Где-то самое дорогое в моей прошлой жизни живет сейчас там… И на следующий год — опять я в тех краях, уже зная и предчувствуя, что мне нужно».

Судьбу деревенских женщин, оставшихся вдовами в Отечественную войну, Попков переосмыслил как драматическую судьбу целого поколения, потерянного и, в сущности, никому не нужного. Воспоминания. Вдовы. 1966 год

Нищее, обездоленное и бесправное русское крестьянство, из сознания которого выбивали даже память о его прошлом. В красном углу вместо икон — портрет Карла Маркса в раме с подсунутой под нее фотографией погибшего мужа. Лампаду заменила «лампочка Ильича». Воспоминания. Вдовы. Фрагмент картины. 1966 год

Воспоминания. Вдовы. Фрагмент картины. 1966 год В. Попков сознательно деформирует натурные формы. Руки колхозниц выписаны непропорционально большими. Становится понятно, что эти старые женщины всю свою жизнь выполняли тяжелую, порой непосильную крестьянскую работу.

Из воспоминаний художника: «Вечер, когда бабы пели, забыв про нас, не давал мне покоя весь год. Хозяйка, где я жил, собрала гостей — своих подруг — и, приняв меня в свою компанию, пили брагу и ели лепешки да треску с душком. Они долго сидели, вспоминая свою молодость. Я лежал возле стены на чистом полу и смотрел на них снизу. То ли я задремал, то ли забылся, но, очнувшись, ясно увидел всю сцену, которая сдвинула и время, и пространство, и их жизнь, и мою жизнь, и жизнь погибших дорогих людей, и моего в 36 лет убитого отца, и мою несчастную мать, и весь трагический смысл происходящего.

Боже мой, ведь во всей избе только они, обиженные войной в самой молодости — теперь уже старухи, — вдовы. И только я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас у меня перед глазами. Остались только воспоминания. «Ах, война, что ты сделала, подлая». Ничего не оставалось, как тут же, лежа на полу, скомпоновать линейный эскиз будущей картины, куда вошел, кстати, весь замысел без изменения… Работа над картиной длилась недолго — чуть меньше месяца.

Северная песня. 1968 год Виктору Попкову «хотелось показать в картине слитность двух противоположных групп людей» (город и деревня), как он сам писал в своих записках.

Из воспоминаний художника: «Ну, а для «Северной песни» понадобилось еще одно лето, хотя эскиз был уже готов. Черновой трудной работы было очень много. Пришлось почти для каждой фигуры рисовать и писать несколько человек, чтобы потом случайный (якобы) набросочек получился самым необходимым. И если бы не те дивные песни, за которыми прошла вся жизнь этих безвестных баб, да перекличка этих песен с днем сегодняшним, может, не написал бы я «Северную песню». Саму тему, смысл происходящего можно было выразить только в жанровом плане: женщины-вдовы поют, их слушают студенты-физики, музыканты…»

Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл "Мезенские вдовы". Все портреты - "Старость", "Ожидание", "Одна" и др., написанные в конце 60-х - начале 70-х годов, звучат особой, полной боли и трагизма нотой. В каждой картине - характер и судьба. Сам Виктор Попков вспоминал: "Я попытался написать работы, которые на первое смотрение некоторыми зрителями воспринимались как тяжелые, мрачные, пронизанные чувством тоски и угнетенности... И когда эти работы ругали и обвиняли в мрачности, мне было досадно не за свои работы, а за тех людей, баб-вдов, которых не хотели видеть, их горя..." Он считал, что обязан был отдать несколько лет "этой трагедии, которой не удалось избежать человечеству в наш XX век", "донести до зрителя мысль, что этого не должно быть".

История создания.

Автопортрет художника «Шинель отца» (1972) стал одной из работ, олицетворяющих творчество Виктора Попкова. Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал». Отец Попкова был фронтовиком. Уже многие годы художник бережно хранит его шинель, как память о близком человеке. Перед тем, как приступить к работе над картиной, он обязательно набрасывал на плечи отцовскую шинель, что помогало ему еще больше проникнуться идеей произведения. В годыВеликой Отечественной войны Попков был еще маленьким ребенком, но на всю жизнь в его памяти запечатлелось то тяжелое время, голод и разруха, и невыносимая боль потери родных и близких людей. Картина явилась продолжением «Мезенского цикла» художника, итогом его размышлений о судьбе Родины. Больше двух лет было отдано ее созданию - с 1970 по 1972 год.
Работа над картиной шла трудно - слишком много стояло за этим замыслом. Мучительно размышляя над темой, художник  делал эскиз  за эскизом,  включая в композицию то  фигуру своей матери, то фотографии родных, то снова отказываясь от найденного в поисках предельной цельности. В каждом его полотне проглядывает  духовный портрет его матери, Степаниды Ивановны, разделившей горькую судьбу страны. Крестьянка, сорванная голодом с родной земли, многодетная мать, потерявшая мужа в первые месяцы войны, в одиночку поднимала  она четверых детей и - хоронила их … «Она рассказывала, как  возвращаясь с работы, на причт плакала». 9 лет было Виктору, когда пришло сообщение о том, что его отец, Ефим Акимович Попков,  пропал без вести под Смоленском. Это было в конце 1941. А вскоре новое потрясение: умер младший брат Виктора -Толя… Эта смерть очень надломила его. 

Произведения, принадлежащие кисти Виктора Попкова, отличаются своеобразием и необычностью. В картине «Шинель отца» отражено стремление мастера через простой сюжет рассказать о серьезном: об ужасах войны и о трагической судьбе целого поколения. Отец Попкова был фронтовиком. Уже многие годы художник бережно хранит его шинель, как память о близком человеке. Перед тем, как приступить к работе над картиной, он обязательно набрасывал на плечи отцовскую шинель, что помогало ему еще больше проникнуться идеей произведения. В годыВеликой Отечественной войны Попков был еще маленьким ребенком, но на всю жизнь в его памяти запечатлелось то тяжелое время, голод и разруха, и невыносимая боль потери родных и близких людей.

На картине мужчина случайно наткнулся в гардеробе на шинель и решил ее примерить. Однако, надев обмундирование, на него нахлынули воспоминания о военном времени. Не в силах совладать с эмоциями, он будто окаменел. А на заднем плане возникают три нечетких женских фигуры. На их лицах печаль и скорбь. Старушка, сгорбив плечи, как будто хочет покинуть полотно. Женщина среднего возраста стоит, прикрыв глаза, из последних сил держится, чтобы не издать крик отчаяния и горя. Самая молодая женщина стремится что-то сказать или прокричать, но ей мешают слезы. Виктор Попков с помощью женских образов, возникших из ниоткуда, и облаченных в багряные одежды, хотел рассказать о невзгодах и лишениях минувшей войны. Взгляд мужчины, облаченного в шинель советского воина, задумчив и печален. Он думает о нелегкой судьбе молодых ребят, уходивших на фронт летом 41-го. Не напрасно ли они отдавали свои жизни? А его бы поколение смогло пройти через те же испытания, что и они? Помним ли мы о бессмертном подвиге своих отцов и дедов, сражавшихся на фронтах жестокой войны?

«Шинель отца» Виктора Попкова - одна из знаковых картин ХХ столетия, своего рода Lacrimosa молодости, опаленной трагической Войной, и образ России, перенесшей свою утрату. Картина явилась продолжением «Мезенского цикла» художника, итогом его размышлений о судьбе Родины. Больше двух лет было отдано ее созданию - с 1970 по 1972 год.
Работа над картиной шла трудно - слишком много стояло за этим замыслом. Мучительно размышляя над темой, художник  делал эскиз  за эскизом,  включая в композицию то  фигуру своей матери, то фотографии родных, то снова отказываясь от найденного в поисках предельной цельности. Наконец, он нашел окончательный вариант картины, отказавшись от всех бытовых подробностей и обобщив полотно до символа. 
Попков тяготел к очищенному символизму – что роднит его творчество с иконописью и с творчеством другого нашего великого соотечественника – Кузьмы Петрова-Водкина. Лучшие картины Попкова, уйдя от бытописательства и «жанра», поднялись до лаконизма архетипа, обымающего все явление в целом: трагедии войны, сиротства, вдовства,  единства ушедших и ныне живущих, непрерывности самосознания народа.  Попков создал образ  русской женщины, вынесшей на своих плечах все потрясения России ХХ века: три войны: - Империалистическую, Гражданскую, и Великую Отечественную; революцию, коллективизацию, голод, годы репрессий, и послевоенную пору становления страны. В каждом его полотне проглядывает  духовный портрет его матери, Степаниды Ивановны, разделившей горькую судьбу страны. Крестьянка, сорванная голодом с родной земли, многодетная мать, потерявшая мужа в первые месяцы войны, в одиночку поднимала  она четверых детей и - хоронила их … «Она рассказывала, как  возвращаясь с работы, на причт плакала». 9 лет было Виктору, когда пришло сообщение о том, что его отец, Ефим Акимович Попков,  пропал без вести под Смоленском. Это было в конце 1941. А вскоре новое потрясение: умер младший брат Виктора -Толя… Эта смерть очень надломила его. Уже подростком он отличался ранимой чуткостью  и острой любовью к ближним.
Большой художник не мыслим вне темы смерти. Русское же искусство отличается глубиной погружения в онтологические вопросы. Для Виктора Попкова эта тема была особенно больной , можно сказать , кровоточащей. Отсюда такое количество работ зрелого периода, словно опаленных трагичностью бытия, и поставивших художника в один ряд с лучшими русскими писателями, композиторами, и философами своего времени: В.Шукшиным, В.Распутиным, Ч. Айтматовым, Н. Рубцовым, М. Мамардашвилли, Г.Свиридовым.
В первоначальном замысле картины  художник и хотел передать эту обнаженность, оголенность человека перед лицом утраты, боли по отечеству. На первых эскизах главный герой стоит нагим под шинелью, с зияющей раной в сердце. Образ был разящий и невольно ассоциировался с Распятием, напоминая о той жертве, которая была принесена народом ради победы в Великой Отечественной войне. Однако понимая, что такую картину не допустят к экспозиции по идеологическим соображениям, Попков скрепя сердце отказывается от этого решения, и приступает к тому варианту, в котором эта картина известна сегодня каждому. В центре полотна мы видим самого  художника, в отцовской шинели не по росту, прокопченной и чуть тронутой ржавчиной крови. Художника обступают образы его Мезенских Вдов. Их прозрачные фигуры представляют собой хоровод, коловращение жизни и смерти -  в ритуальном оплакивании, тризне по сыновьям и мужьям, не пришедшим  с войны. Бесплодные, но несгибаемые, эти безвестные, великие женщины, волею судьбы лишенные участия в продолжении жизни, являются солью земли, нравственным стержнем народа, выражением духа самой жизни, которую не может одолеть никакая беда.  В центре этого хоровода – художник, демиург, создатель иной жизни, и проводник своего времени. «Ты времени заложник, у вечности в плену»… (Б. Пастернак). Он – скрепа времени, он -  осуществляющий память поколений, «связь времен», по словам Шекспира. Он, избывающий свое сиротство, ощущающий себя продолжением своего отца – и есть залог победы жизни над смертью. Так размыкается скорбный круг и  преодолевается ночь отчаяния. 
В картине «Шинель отца» значима каждая деталь. Центральным в ней является и образ пурпурно-алого цветка, называемого в народе «солдатская кровь». Лейтмотивом проходящий  через полотна «Мезенского цикла», этот цветок - вещественный знак гибели целого поколения, но и знак памяти о нем. Цвет в картинах Попкова  всегда символичен  и несет ключевую нагрузку. Здесь Попков следует иконописной традиции, наделяющей красный цвет символикой мученичества - и пасхального торжества и воскресения.  Не случайно его лучшие работы по напряженности противоборствующего колорита напоминают икону Андрея Рублева «Михаил Архангел» из Троицкого  собора Троице-Сергиевой Лавры…  Другой говорящей деталью картины является палитра художника с ошметками краски – той  «глины», из которой творит художник свою вселенную. С болью давался ему этот акт творения. «Писал картину – и плакал», признался  однажды Виктор Ефимович своему другу, живописцу Карлу Фридману.
…Ну, а сама шинель, запечатленная художником, принадлежала его тестю, Ивану Павловичу Калинычеву, прошедшему три войны, и которому однажды Виктор Ефимович сказал: «Вам я обязан своим вторым рождением…»
                                                                                                                                                   
Приношу благодарность Юрию Николаевичу Попкову, племяннику художника, за консультацию по собранному материалу.
7.04.2015.
Журнал "Талант" № 19

Песни

«Величальная отцу»

Владимир Высоцкий-Игорь Галич

Ай не стойте в гордыне -

Подходите к крыльцу,

А и вы, молодые,

Поклонитесь отцу!

Он сердитый, да строгий, -

Как сподлобья взглянёт,

Так вы кланяйтесь в ноги -

Может он отойдет.

Вам отцу поклониться -

Тоже труд небольшой, -

Он лицом просветлится,

Помягчеет душой.

Вы с того начинайте

И потом до конца

Во всю жизнь привечайте

Дорогого отца!

1974

ВОЙНА

Жена мужа на фронт провожала,
Говорила ему: «Не скучай!»
А сама в глазах слезы держала:
«Ты с победой домой приезжай!

Посмотри на жену и на сына» -
Покатилась прощальная слеза.
«Ты себя береги и детишек,
Остаешься ты третья сама».

Распрощался отец с своим сыном,
И обнял он любимую жену:
- Ты себя береги и детишек,
Я с победой домой к вам приду.

Жена мужа на фронт проводила,
Наступила тут темная ночь,
И под звуки воздушной тревоги
Родилася красавица дочь.

Она скоро здоровьем окрепла. 
Дочь и сына любила она – 
В детский дом она их приютила,
А сама в партизанки пошла.

- Милы детки, я вас так любила,
Но люблю и Отчизну свою.
Помни, сын, материнское слово,
Не бросай ты сестренку свою!

Оставайся вдвоем ты с сестренкой,
Сам ты знаешь, что взяли отца -
Вот и я ухожу в партизанки...
Покатилась прощальна слеза.

Вот попала она немцам в руки,
И жестоко пытали ее:
Ей красивы глаза удалили
И прикончили жизнь у нее.

Вот какая была патриотка -
Все, что можно, она отдала.
«Не забудет народ моей муки!» -
Перед смертью сказала она.

Брат с сестренкой везде были вместе,
И нигде не бросал он ее.
Когда немцы к селу подходили,
Их отправили в тыл далеко.

И отец также славный был воин,
Беспощадно врагов истреблял,
Но что дома творилось, не знал он,
 
И никто письмеца не послал...

Раз пошел он с отрядом в разведку,
И там ранило сильно его.
Положили его на носилки
 
И отправили в тыл далеко.

Одна дама жила одиноко -
Мастерица, портниха была...
Ее мужа убили на фронте,
Она мужа другого нашла.

Раз в беседе она и спросила:
- Разреши мне приемыша взять,
Я хочу, чтоб у нас были дети,
Ведь они будут нам помогать.

- Я не против твоего предложенья,
Кого хочешь, того и бери.
Ты сходи к заву детского дома
И получше себе подбери.

Вот идет она к детскому дому,
Окружили детишки ее.
Зав стоит на крыльце и смеется,
Забирайте, коль надо кого.

Посмотрела кругом на детишек,
Ей понравилась дочка одна,
Но в нее уцепился братишка:
- Не отдам! То ж сестренка моя!

Воротилась домой со слезами,
Муж увидел и сам уж не рад.
- Подобрала себе я дочурку,
Не пускает ее родный брат!

- Ты не плачь, дорогая супруга,
Приводи их обоих домой!
Тебе будет дочурка родная,
А мне будет сыночек родной.

И вторично к детдому подходит:
- Дайте тех мне красивых детей...
Забирает дочурку и сына
 
И ведет их домой поскорей.

Муж душою волнуется дома,
Что-то сердце болит так в груди,
Вспоминает родного он сына:
«Где, сыночек, находишься ты?»

Вот шаги раздаются у входа,
Открывается в комнату дверь,
И мальчишка стоит у порога -
От испуга он весь побледнел.

- Ты чего испугался, мой мальчик?
Ты не бойся! Ты ближе иди!
Ведь теперь же ты жить будешь с нами -
Мы родители будем твои.

Его глазки налились слезами,
И от радости он задрожал...
И он бросился папе не шею:
- Милый папа, тебя я узнал!

Милый папа, неужель не узнаешь
Своего сына Вовку, меня?
Я сестренку свою не бросаю -
Родилася она без тебя...

Тут слеза у отца покатилась,
Обнимает он родных детей:
- Вот теперь мое сердце спокойно!
Дети с нами - и нам веселей!

«Уважаемая редакция «Золотого кольца», я пенсионерка, ветеран труда, инвалид 2-й группы, мне 71 год и давно выписываю вашу газету, - пишет Вера Александровна НАЗАРОВА из Ростова. - Я вспомнила военные песни и хочу с вами ими поделиться».

/data/files/s1520795405.pptx (Презентация)

/data/files/p1520795456.mp3 (Величальная отцу)

/data/files/t1520795508.mp3 (Песня"Жена мужа провожала")

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Шарандина Валентина Владимировна, 01.05.18 в 11:08 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе!!!
Ala, 02.05.18 в 12:33 1Ответить Пожаловаться
Уважаемая Валентина Владимировна! Благодарю Вас за поздравление! С майскими праздниками Вас!!! Успехов во всех делах!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.