Рабочая программа по литературе (11 класс)
Рабочая программа по литературе в 11 классе (базовый уровень)
Статус документа
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).
Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Методическое письмо Министерства образование и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е
. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения; основное содержание, в которой дается распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемая последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Преподавание курса в каждом из классов основной школы строится по концентрическому принципу на хронологической основе. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
Данная программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.
Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Пояснительная записка
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает распределение часов, выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. В рабочей программе указаны конкретные произведения, выделены этапы развития русской литературы, а также блоки «Литература народов России» и «Зарубежная литература».
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление, классификация;
умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ:
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Основные теоретико-литературные понятия
− Художественная литература как искусство слова.
− Художественный образ.
− Содержание и форма.
− Художественный вымысел, фантастика.
−Историко-литературный процесс Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX – XX века.
− Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада,; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
− Форма и содержание литературного произведения: авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
− Деталь. Символ.
− Психологизм. Народность. Историзм.
− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Составление планов и написание отзывов о произведениях.
Написание изложений с элементами сочинения.
Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; на овладение учащимися знаниями, формирующими их мировоззрение, духовно-нравственные качества и эстетический вкус, на овладение умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с Примерной программой для основной школы. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
− выразительное чтение художественного текста;
− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
− анализ и интерпретация произведения;
− составление планов и написание отзывов о произведениях;
−написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.
И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели обучения
Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;
• обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики.
Место литературы в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. Из них в XI классе выделяется 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.
Учебно-тематическое планирование по литературе
Личностно-ориентированный подход к преподаванию предмета реализуется с помощью основного содержательного принципа этой части УМК: обеспечение изучения литературы как на базовом, так и на профильном уровнях. Представленный в программе объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (общеобразовательный и гуманитарный уровень)
Всего часов |
Уроков развития речи (Р/р) |
Уроков внеклассного чтения (В/ч) |
||||
1 четверть |
9 недель |
27 |
2 |
1 |
||
2 четверть |
7 недель |
21 |
2 |
2 |
||
3 четверть |
10 недель |
30 |
2 |
1 |
||
4 четверть |
8 недель |
24 |
4 |
2 |
||
год |
34 недель |
102 |
10 |
6 |
Базовый учебник: Литература. 11 класс. Учебник под. ред. Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века». - М. «Просвещение», 2013 г.
Программа для 11 класса рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю).
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
(базовый уровень)
по «Программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы». Авторы-составители: Г.С.Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Москва. «Русское слово», 2009.
Тема уроков |
Кол-во уроков |
Тип урока |
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности |
Виды контроля, измерители |
Планируемые результаты освоения материала |
Домашнее задание |
Дата проведения |
||
план |
факт |
||||||||
1 ЧЕТВЕРТЬ |
|||||||||
|
Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века. |
1 |
Урок изучения и первичного закрепле ния новых знаний |
Показать взаимосвязь литературы и общественной мысли с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние |
Предвари тельный контроль. Фронталь ный опрос |
Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы |
Знакомство с учебником, его разделами, хрестоматией Стр.10-16, вопр.1-3 |
02.09 |
|
Литература первой половины XX -го века |
|||||||||
|
Обзор русской литературы первой половины XX -го века |
1 |
Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний Лекция учителя с элемента ми беседы |
Дать представление о тенденциях русской литературы, дать толкование понятиям «Серебряный век», «модернизм», «декаданс» |
Текущий контроль |
«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков Разноречивость тенденций в культуре «нового времени». Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. |
Доработать конспект лекции. Перечитать рассказы Бунина. Подготовить сообщения о писателе. |
03.09 |
|
|
И. А. Бунин Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина |
1 |
Лекция учителя Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Дать краткий обзор жизненного и творческого пути, показать своеобразие стиля И.А.Бунина на примере его стихов и рассказов |
Фронталь-ный опрос. Анализ текста |
Знать основные биографические сведения о И.А. Бунине, особенности произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества писателя для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями. Понимать Бунинскую поэтику «остывших» усадеб и лирических воспоминаний, тему «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем», мотивы ускользающей красоты, преодолении суетного в стихии вечности, тему России, её духовных тайн и нерушимых ценностей. |
Выучить наизусть 1 стих на выбор Сост. план «Основные темы лирики Бунина» |
05.09 |
|
|
«Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. |
1 |
Урок закрепления знаний |
Показать своеобразие стиля писателя на примере рассказа «Антоновские яблоки». Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. |
Предвари тельный контроль. Фронталь ный опрос Составить опорный конспект |
Стр 30-37, читать, отв. вопросы . |
08.09 |
||
|
«Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». |
1 |
Урок закрепления знаний |
Раскрыть философское содержание рассказа И.А.Бунина. Аналитическое чтение. |
Создание творческого текста на основе прочитан- ного произ ведения |
Стр. 38-40. Задания по группам. Подготовить обзор рассказов о любви |
09.09 |
||
|
«Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. |
1 |
Урок обобще ния и систематизации знаний учащихся |
Показать своеобразие рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека, вызвать желание обсудить прочитанное. |
Викторина, постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника |
Подготовить рассказ по теме урока. Стр41-54, перечитать рассказы М.Горького |
12.09 |
||
- |
А.И. Куприн «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. Жизнь и творчество А.И Куприна |
2 |
Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний |
Показать своеобразие стиля писателя на примере повести «Олеся». Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. |
Предвари тельный контроль. Фронталь ный опрос Работа с карточками |
Знать основные биографические сведения об А.И.Куприне, содержание произведения, особенности жанра и конфликта произведения. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом. |
Стр. 88-92, Отв. на вопросы. Сделать закладки по темам |
15,16.09 |
|
|
«Олеся». Воплощение нравственного идеала в повести. |
1 |
Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение |
19.09 |
|||||
|
«Гранатовый браслет».Талант любви в рассказе «...что это было: любовь или сумасшествие?» |
1 |
Урок изучения и закрепле ния знаний |
Раскрыть идею и художественные особенности повести. Указать на роль детали в художественном повествовании |
Текущий контроль. Устная проверка знаний |
Стр. 92-95, пересказ, подготовитьвопросы по повести. |
22.09 |
||
|
«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. |
1 |
Урок обобще ния и система тизации знаний учащих ся |
Показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств. Раскрыть идею и художественные особенности повести. |
Создание творческих текстов на основе прочитанного произведе ния |
Стр.96-98, читать, ответить на вопросы. Сбор материалов к классному сочинению |
23.09 |
||
|
Р/р Классное сочинение по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина |
1 |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащих ся |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Заключительный контроль |
Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Задания по группам |
26.09 |
||
|
В/ч Урок-размышление по произведению А.Битова «Русский устный и русский письменный» |
1 |
Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний |
Научить ребят воспринимать современную прозу, анализировать публицистическое произведение |
Викторина, постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника |
Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы. |
Пересказ статьи учебника о поэтах Серебряного века, перечитать стихи |
29.09 |
|
|
М. Горький . Страницы жизни. «Старуха Изергиль».Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. |
2 |
Лекция с элементами беседы. Урок закрепления знаний |
Показать особенности романтизма А.М.Горького. Проследить, как в композиции раскрывается замысел писателя. |
Заполнить таблицу, работа по материалам учебника |
Знать основные биографические сведения о М.Горьком, особенности романтических произведений, значение творчества писателя для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя. Видеть воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в рассказах-легендах, протест героя-одиночки против «бескрылого существования» в повести «Фома Гордеев», философско-этическую проблематику пьесы о людях «дна». Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению. |
Стр. 62-65, пересказ |
30.09, 03.10 |
|
|
Протест героя против «бескрылого существования, «пустыря в душе» в повести « Фома Гордеев» |
2 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Показать своеобразие повести, новизну в изображении психологического состояния человека, вызвать желание обсудить прочитанное. |
Предвари тельный контроль. Фронталь ный опрос Работа с карточками |
Стр. 65-72, перечитать пьесу «На дне» |
06.10 |
||
|
Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» |
1 |
07.10 |
||||||
|
«На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. |
1 |
Комбинированный урок |
Показать своеобразие стиля писателя на примере рассказа. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. |
Устная проверка знаний. |
Стр.72-80, пересказ |
10.10 |
||
|
Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. |
1 |
Урок комплексного применения ЗУН учащихся |
Выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде |
Устная проверка знаний |
Выписать высказывания героев (по вариантам) |
13.10 |
||
|
Р/р Классное сочинение. Ответ на проблемный вопрос по творчеству М.Горького |
1 |
Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Викторина,постанов- ка вопро -сов по теме урока, работа по материалам учебника |
Подготовить сообщения о писателе. Задания по группам |
14.10 |
||
Серебряный век |
(8ч) |
||||||||
|
Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор) |
1 |
Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний |
Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэтов. Показать яркую индивидуальность поэзии. Проанализировать стихи |
Предварительный контроль. Устная проверка знаний |
Знать истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса», художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Различать основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм). Знать основные биографические сведения о поэтах Серебряного века, содержание произведений, роль символики, новые понятия. Понимать истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Распознать глубину лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф.Анненского. «муза дальных странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике Н.С.Гумилева Эгофутуризм (И.Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян») Творчество В.Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Уметь анализировать стихи Владеть монологическим устным и письменным ответом. |
Написать соч.-миниат. Подготовить выразитель-ное чтение стихов |
17.10 |
|
|
Истоки русского символизма. Художественные открытия, поиски новых форм. |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Охарактеризовать творчество основоположников русского символизма |
Кратковременная самостоятельная работа. |
Стр.116-139, пересказ. Отв. на вопросы в тетради. |
20.10. |
||
|
В. Брюсов. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики поэта. |
1 |
Урок закрепления знаний |
Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. |
Текущий контроль. Индивидуальные письменные задания |
Выучить наизусть и проанализировать стихотвор-е В.Брюсова |
21.10 |
||
|
К. Бальмонт. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. |
1 |
Комбинирован ный урок |
Показать яркую индивидуальность поэта. Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи |
Текущий контроль. Тестовые задания |
Письменный анализ одного из стих-й К.Бальмонта. |
24.10 |
||
|
Истоки русского акмеизма. Утверждение красоты земной жизни, создание зримых образов конкретного мира. |
1 |
Урок изучения и закрепле ния знаний |
Дать понятие об акмеизме, выделить основные черты его поэтики; дать краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов |
Устная проверка знаний Тестовые задания |
Сделать закладки по темам Задания по группа (анализ глав) |
27.10 |
||
|
Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов. |
1 |
Урок изучения и закрепле ния знаний |
Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи Н. Гумилева |
Срез знаний. Работа по карточкам |
Дать развернутый ответ на вопрос. Инд. задания |
28.10 |
||
|
Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос, проблематика. |
1 |
Урок изучения и закрепле ния знаний |
Дать понятие о футуризме; сделать обзор творчества поэтов-футуристов |
Кратковременная самостоятельная работа. |
Творческие задания на выбор |
10.11 |
||
|
И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества. |
1 |
Комбинированный урок |
Познакомить с личностью и поэзией И.Северянина, показать истоки и значение его творчества. Проанализировать стихи |
Срез знаний. Работа по карточкам |
Подготовить ся к письм. работе |
11.11 |
||
|
Р/р Урок-концерт по творчеству поэтов Серебряного века |
1 |
Урок контроля.оценки и коррекции знаний учащихся |
Выразительное осознанное чтение стихов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Устная проверка знаний |
Уметь выразительно читать стихи. Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы. |
Подготовить сообщения о А.Блоке Стр. 173-178, пересказ |
14.11 |
|
|
А. А. Блок Жизнь и судьба поэта. |
1 |
Урок изучения и закрепле ния знаний |
Познакомить с атмосферой, в которой вырос Блок, показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока. |
Предварительный контроль. Фронтальный опрос |
Знать основные биографические сведения об А.А. Блоке, содержание Понять, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока, увидеть значение образа России в творчестве поэта, идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать» Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Уметь анализировать стихи. Владеть монологическим устным и письменным ответом. |
Перечитать «Стихи о Прекрасной Даме», выучить одно из них и разобрать его |
17.11 |
|
|
Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». |
1 |
Урок изучения и закрепле ния знаний |
Показать особенности поэтики первой книги Блока. |
Текущий контроль. Фронтальный опрос |
Отв. на вопросы. Подготовить ся к самост. работе |
18.11 |
||
|
Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». |
1 |
Урок закрепле ния знаний |
Показать историю и значение образа России в творчестве Блока |
Текущий контроль. Фронтальный опрос |
Сделать сообщения по предложенным темам |
21.11 |
||
|
Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения. |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся |
Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи |
Текущий контроль. Тестовые задания |
Раскрыть смысл образов в стихах (по вариантам). |
24.11 |
||
|
Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме. |
1 |
Комбинированный урок |
Показать полемический характер поэмы, её художественные особенности |
Текущий контроль. Работа по карточкам. |
Подготовить вопросы к семинару |
25.11 |
||
|
Р/р Образ Христа и христианские мотивы в поэме. Споры по поводу финала (семинар). |
1 |
Урок комплексного примене ния ЗУН учащихся |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Заключи тельный контроль. Семинар |
Подготовить сообщения о поэте. Задания по группам |
28.11 |
||
|
А. А. Ахматова Психологическая глубина и яркость любовной лирики. |
1 |
Урок изучения и закрепле ния знаний |
Дать представление о личности поэта, о мотивах и настроениях ранней лирики |
Предварительный контроль. Фронтальный опрос |
Знать основные биографические сведения о А.А.Ахматовой, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры., особенности жанра и конфликта поэмы, роль символики в стихах, новые понятия, соотносить произведения с литературными направлениями эпохи. |
Закончить конспект лекции. Сообщение «Портреты Ахматовой» |
01.12 |
|
|
Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике. |
1 |
Урок изучения и закрепле ния знаний |
Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. |
Текущий контроль. Тестовые задания |
Перечитать поэму. Выделить мотивы пр-я. Задание по группам |
02.12 |
||
|
«Реквием». Монументальность, трагическая мощь поэмы. |
1 |
Урок обобще ния и система тизации знаний учащих ся |
Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой |
Текущий контроль. Устная проверка знаний |
Подготовиться к письменной работе. |
05.12 |
||
|
Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы. |
1 |
Комбинирован ный урок |
Показать, как поэмой исполнена гражданская и поэтическая миссия А.Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве |
Создание творческого текста на основе прочитан- ного произве дения |
Подгото вить сообщения о поэте. Задания по группам |
08.12 |
||
|
М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. |
1 |
Урок изучения и первичного закрепле ния новых знаний |
Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. |
Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника |
Знать основные биографические сведения о М.А.Цветаевой, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, выразительно читать стихи наизусть |
Пересказ конспекта лекции, читать программные стихи М.Цветаевой. |
09.12 |
|
|
Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. |
1 |
Урок изучения и первичного закрепле ния новых знаний |
Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи |
Групповая работа, сообщения учащихся, чтение стихов |
Выучить наизусть, проанализи-ровать стих-е. Отв. на вопросы |
12.12 |
||
|
Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир. |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений |
Заключи тельный контроль |
Выучить стихотворение. Сделать его анализ. Отв. на вопросы |
15.12 |
||
|
А. Аверченко.Темы и мотивы сатирической новеллистики |
2 |
Урок закрепле ния знаний |
Представить творчество А.Т.Аверченко с точки зрения продолжения традиций русской литературы. |
Текущий контроль. Устная проверка знаний |
Подготовить развернутый ответ на вопрос. |
16,19.12 |
||
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов |
1 |
||||||||
|
Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи. Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован» |
2 |
Урок изучения и закрепле ния знаний |
Показать актуальность и вневременную ценность произведения А.Платонова |
Предвари тельный контроль |
Понять оригинальность, самобытность художественного мира писателя. Смысл трагического финала повести «Котлован».Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя. Знать основные биографические сведения о писателе соотнести его произведение с литературными и историческими событиями эпохи. |
Подготовить сообщения о писателе. Задания по группам |
22.12 |
|
|
Пространство и время в повести А.Платонова «Котлован» |
1 |
Урок закрепле ния знаний. |
Показать философский, обобщающий смысл категории пространства и времени в повести «Котлован» |
Текущий контроль. Групповая работа, сообщения учащихся |
Пересказ лекции. Подготовить вопросы по теме. |
23.12 |
||
|
Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести «Котлован» |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Объяснить значение метафоричности, образов-символов для понимания художественного замысла Платонова |
Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника |
Перечитать роман Е.Замятина «Мы» |
26.12 |
||
|
Б.Лавренёв «41».Нравственные ценности рассказа. |
2 |
Урок изучения и первич- ного закрепле- ния новых знаний |
29,30.12 |
|||||
|
Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама. |
2 |
Урок комплекс ного примене ния ЗУН учащих ся |
Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи |
Текущий контроль |
Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к стихам О.Э. Мандельштама |
Выучить стихотворен. Сделать его анализ. Отв. на вопросы |
12.01 |
|
|
В. В. Маяковский.Тема поэта и толпы в ранней лирике. |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Дать представление о раннем творчестве Маяковского, его новаторском характере |
Предварительный контроль. Фронтальный опрос |
Понять тему поэта и толпы в ранней лирике В.В.Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», её образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Новаторство поэта в области художественной формы Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений Уметь анализировать произведения, свободно использовать конкретные понятия теории литературы |
Закончить конспект лекции. Отв. на вопросы |
13.01 |
|
|
Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике пота. |
1 |
Комбинирован ный урок |
Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи |
Кратковременная самостоя тельная работа. |
Подготовить сообщения о писателе. Задания по группам |
16.01 |
||
|
Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. |
1 |
Урок закрепления знаний учащихся |
Разобраться, что является объектом сатиры в пьесах Маяковского |
Групповая работа, сообщения учащихся |
Выучить стихотв. и поставить вопросы, кот оно вызывает, для обсуждения в классе. |
19.01 |
||
|
Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского. |
1 |
Урок обобще ния и систематизации знаний учащихся |
Показать специфику изображения традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского. |
Текущий контроль. Работа по карточкам. |
Читать поэмы Сделать закладки по темам |
20.01 |
||
С. А. Есенин. |
(4ч+2ч) |
||||||||
|
Природа родного края и образ Руси в лирике поэта. |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Дать характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи |
Предварительный контроль. Фронтальный опрос, работа по материалам учебника |
Природа родного края и образ России в лирике Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А.Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики. Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики, новые понятия. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы. |
Составить план-схему по биографии, используя материал урока и учебника Сопоставить стихи Тютчева и Фета. |
23.01 |
|
|
Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта. Показать народность творчества С.А.Есенина |
Викторина, постановка вопросов по теме урока, Тестовые задания |
Пересказ статьи учебника. Письменно проанализировать стихотв. |
26.01 |
||
|
Любовная тема в поэзии Есенина. |
1 |
Урок закрепления знаний |
Показать динамику развития любовной лирики Есенина |
Текущий контроль. Работа по карточкам. |
Проследить динамику сюжета «Персидских мотивов». |
27.01 |
||
|
Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся |
Показать, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы |
Текущий контроль. Устная проверка знаний |
Собрать материалы для классного сочинения. |
30.01 |
||
|
Р/р Классное сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина. |
2 |
Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
Заключительный контроль. Классное сочинение |
Индивидуальные сообщения. |
02.02 |
||
|
М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».История создания,композиция,жанровое своеобразиее |
(6ч +1) |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Показать своеобразие стиля писателя |
03.02 |
||||
|
«Роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. |
1 |
Урок изучения и первично- го закреп- ления новых знаний |
Рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции |
Предварительный контроль |
Понять, что «Мастер и Маргарита» - «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно- композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А.Булгакова в романе. Неразрывность любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины. Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе |
Пересказ конспекта лекции. Отв. на вопросы |
06.02 |
|
|
Взаимодействие трех повествовательных пластов образно-композиционной системе романа. |
1 |
Урок изучения закрепле ния знаний |
Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа |
Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника |
Составить план развернутого ответа и подготовить сообщение по выбранной теме |
09.02 |
||
|
Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. |
1 |
Урок закрепления знаний |
Показать своеобразие стиля писателя. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. |
Кратковременная самостоятельная работа. |
Составить викторину в 6 вопросов для взаимопроверки знания текста |
10.02 |
||
|
Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе. |
1 |
Комбинирован ный урок |
Закрепить понятие о сатире, прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское мужество писателя |
Текущий контроль. Устная проверка знаний |
Отв. на вопросы Подготовиться к проверочной работе |
13.02 |
||
|
Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа. |
1 |
Урок контроля,оценки и коррекции знаний учащихся |
Уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель |
Текущий контроль. Устная проверка знаний |
Пересказ по учебнику. Задания по группам |
16.02 |
||
|
Путь Ивана Бездомного в обретении Родины. |
1 |
Урок контроля,оценки и коррекции знаний учащих ся |
Проследить путь Ивана Бездомного в обретении Родины. Проверка знания содержания романа |
Текущий контроль. Устная проверка знаний |
Написать домашнее сочинение по роману М.А.Булгакова |
|||
|
Р\р Подготовка к домашнему сочинению по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита |
1 |
Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся |
Заключи тельный контроль |
17.02 |
||||
|
М.А.Шолохов. Жизнь. Творчество, личность. |
1 |
Комбинирован ный урок |
Рассмотреть проблемы взаимоотношения людей на примере героев повести |
Постановка вопросов по теме урока |
20.02 |
|||
|
«Год великого перелома « в судьбах народных» в романе «Поднятая целина» |
2 |
Комбинированный урок |
Рассмотреть проблемы взаимоотношения людей на примере героев повести |
Постановка вопросов по теме урока |
24,27.02 |
|||
|
Образы коммунистов в романе. |
2 |
Урок-семинар |
Постановка вопросов по теме урока |
01,02.03 |
||||
|
Современные писатели о периоде коллективизации (В.Быков «Облава», В/ч В.Тендряков «Хлеб для собаки» |
2 |
Комбинированный урок |
Рассмотреть проблемы взаимоотношения людей на примере героев повести |
Текущий контроль Постановка вопросов по теме урока |
Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению |
Подготовить сообщения о писателе |
05,09.03 |
|
|
Б. Л. Пастернак. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. |
2 |
Урок изучения и первичного закрепле ния новых знаний |
Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. |
Предварительный контроль. Фронтальный опрос |
Иметь представление о неразрывности связи человека и природы, их взаимотворчестве. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л.Пастернака. Черты нового лирико-религиозного повествования в романе «Доктор Живаго» |
Анализ стихов по группам Подготовиться к беседе по вопросам |
12,15.03 |
|
|
«Доктор Живаго». Интеллигенция и революция в романе Нравственные искания героя. |
2 |
Урок закрепле ния знаний |
Показать своеобразие стиля писателя. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. |
Текущий контроль Устная проверка знаний |
Дополнить конспект лекции, подготовиться к беседе по роману «Д.Ж.» |
16.03 |
||
|
Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого. |
2 |
Урок изучения закрепления новых знаний |
Познакомить учащихся с биографией писателя, раскрыть причины, побудившие Толстого написать роман о Петре I. |
Текущий контроль Тестовые задания |
Распознать черты чеховских «недотёп» в обывателях пансиона госпожи Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта |
Пересказ конспекта лекции. Составить вопросы по роману. |
19,22.03 |
|
|
Панорама русской жизни в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый» |
1 |
Урок закрепления знаний |
Соотнести реальное время и пространство России первой четверти 18 века с художественным временем и пространством романа А.Толстого. |
Текущий контроль. Групповая работа, сообщения учащихся |
Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению. |
Пересказ глав повести. Ответить на вопросы |
23.03 |
|
|
Образ Петра в романе «Петр Первый». |
1 |
Урок закрепления знаний |
Выявить идейно-художественную задачу А.Толстого |
Текущий контроль. Фронтальный опрос |
Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы |
Творческая работа «Письмо герою» |
05.04 |
|
|
А. Т. Твардовский. Доверительность и теплота лирической интонации поэта. |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. |
Предварительный контроль. Устная проверка знаний |
Понять, что «любовь к правде сущей» - основной мотив лирическо-го эпоса» А.Т.Твардовского. Память войны, тема нравствен- ных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта. Знать, что поэма «По праву памяти» - поэма-завещание, в которой темы прошлого, настоя-щего и будущего раскрыты в свете исторической памяти, уроков пережитого. |
Подготовить сообщения о писателе. Задания по группам |
06.04 |
|
|
«По праву памяти» как поэма-исповедь. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти. |
1 |
Комбинирован ный урок |
Дать обзор жизненного и творческого пути А.Т.Твардовского, определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы. |
Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника |
Подготовиться к проверочной работе: классному сочинению. |
09.04 |
||
|
Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор. |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение |
Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументированно формулировать свое отношение к произведению |
12.04 |
|||
|
Правда о войне в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда» |
2 |
Комбинирован ный урок |
Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение |
Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументированно формулировать свое отношение к произведению |
13,16.04 |
|||
|
Обсуждение повести В.Кондратьева «Сашка» |
2 |
Комбинированный урок |
Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение |
Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументированно формулировать свое отношение к произведению |
19.04 |
|||
|
Р/р Классное сочинение «Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века» |
1 |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Проверить знания учащихся. Использовать приобретенные знания и умения. |
Заключи- тельный контроль. Классное сочинение |
Уметь отразить главное в тексте, аргументировано сформулировать свое отношение к теме. |
Подготовить сообщения о поэте. Задания по группам |
20.04 |
|
|
В. М. Шукшин. Колоритность и яркость героев-чудиков. |
1 |
Урок изучения и закрепления знаний |
Раскрыть идею и художественные особенности рассказов. |
Предварительный контроль. Фронтальный опрос |
Знать, что «народ» и «публика» - два нравственно-общественных полюса в прозе В.М.Шукшина. |
Составить связный рассказ о жизни и творчестве А.И.Солженицына |
23.04 |
|
|
Герои Шукшина. Рассказы «Срезал», «Чудик», «Выбираю деревню на жительство» и др. |
1 |
Урок закрепления знаний |
Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. |
Предварительный контроль. Фронтальный опрос. Сообщения учащихся. |
Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению |
Сделать закладки по темам Записать выводы по тезисам лекции. |
26.04 |
|
|
«Матренин двор». Тип героя-праведника. А.Солженицын |
2 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Попытаться понять, каким видится писателю феномен простого человека. Уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения. |
Текущий контроль. Групповая работа, сообщения учащихся |
Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве писателя |
Читать, анализиро вать Индивидуальные сообщения о писателях. |
27.04 |
|
|
Новейшая русская проза 80-90-х годов. «Болевые точки» современной жизни в прозе Ф.Абрамова. Повести «Пелагея» и «Алька». |
2 |
Комбинированный урок |
Познакомить учащихся с произведениями современной литературы, проанализировать их. |
Текущий контроль. Групповая работа, сообщения учащихся |
Понять внутреннюю противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.) |
Индивидуальные сообщения о драматурге Вампилове |
30.04 |
|
|
Драматургия Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын» |
2 |
Комбинированный урок |
Познакомить учащихся с особенностями драматургии Вампилова. |
Групповая работа. Текущий контроль, сообщения учащихся |
Видеть традицию и новаторство в в драматургии Вампилова. |
Читать анализиро вать пьесу |
03.05 |
|
|
Городская проза. Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Людочка» |
2 |
Комбинирован ный урок |
Познакомить учащихся с произведениями современной литературы, проанализировать их. |
Групповая работа. Текущий контроль, сообщения учащихся |
Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению |
Сочинение-размышление Индивидуальные сообщения о писателе, подготовить презентацию по творчеству В.П.Астафьева |
04.05 |
|
|
Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.П Астафьева «Царь-рыба» |
2 |
Комбинированный урок |
Познакомить учащихся с произведениями современной литературы, проанализировать их. |
Групповая работа. Текущий контроль, сообщения учащихся |
Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению |
Прочитать повесть «Прощание с Матёрой». |
07,10.05 |
|
|
Актуальные и вечные проблемы в повести «Прощание с Матёрой» |
2 |
Комбинированный урок |
Познакомить учащихся с произведениями современной литературы, проанализировать их. |
Групповая работа. Текущий контроль, сообщения учащихся |
Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению |
Прочитать повесть В.Распутина «Живи и помни», Индивидуальные сообщения о писателе |
11,14.05 |
|
|
Тревога за судьбу родины в повестях В.Распутина. |
2 |
Комбинированный урок |
Познакомить учащихся с произведениями современной литературы, проанализировать их. |
Групповая работа. Текущий контроль. сообщения учащихся |
Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению |
17,18.05 |
||
|
Р/р Зачет по литературе XX века |
1 |
Урок контроля оценки и коррекции знаний учащихся |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Заключи-тельный контроль. Зачет по литературе XX века |
Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы. |
Защита проектов |
21.05 |
|
|
Итоговый урок |
1 |
24.05 |
Основные знания, умения и навыки обучающихся
По окончании 11 класса учащиеся должны: знать / понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX –XX веков;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска нужной информации в справочных материалах;
- развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям;
- ведения аргументированной полемики;
- определения круга чтения и оценки литературных произведений;
- самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗ.
Методическое обеспечение
Программ
а по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-еАвторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009.
Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2007.
Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово»,2007.
Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.
Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.
Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.
Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 1986.
Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.
Развивайте дар слова. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, «Просвещение», 1986.
Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.
Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990.
Конспекты уроков литературы. 5 – 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов, Н.Н.Старыгин. Москва, «Владос», 2004.
Скиргайло Т.О., Ахб
арова Г.Х Произведения современных писателей на уроках внеклассного чтения. – Казань: РИЦ «Школа»,2007.