12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексеева Регина Андреевна22

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

"Не мыслям следует учить, а мыслить"

Иммануи́л Кант 

Особенной и отличительной чертой современной личности является способность решать сложные вопросы межкультурного взаимодействия. В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности обучающегося и учителя становятся не только предметные и личностные результаты, но и метапредметные. Перед школой встала и остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Английский язык дает хорошую базу для развития метапредметного мышления, кроме того, учебный предмет «английский язык» метапредметен изначально. Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни, знакомятся с культурой, историей и традициями стран изучаемого языка, что связано с уроками истории, географии, искусством; читают художественные тексты на английском языке, что позволяет ученикам расширить свои знания по литературе.

Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:

- Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.

- Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.

- Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.

Одними из важнейших метаумений являются  навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию).

Для решения этой задачи используются следующие приёмы:

1. Прием кодирования слов заключается в составлении ребусов к словам из учебного текста на основе общепринятых правил шифрования слов в русском языке. Однако в процессе шифрования учащиеся или учитель могут добавлять собственные адекватные приемы шифрования.  Ниже приведены примеры ребусов к словам по теме «Лондон».

t1599043988aa.jpgt1599043988ab.jpgt1599043988ac.jpgt1599043988ad.jpg

(London) (Parliament) (Buckingham) (Nelson)

2. Mindmapping (ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

t1599043988ae.jpgt1599043988af.gift1599043988af.gift1599043988ag.png(ментальная карта (ментальная карта «Здоровье»)

«Моё идеальное будущее»)

3t1599043988ah.png . Схемы “фишбоун” (“рыбий скелет”) были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов. В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте.  На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В “хвосте” - вывод. На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант - приём “за” и “против”.



t1599043988af.gift1599043988af.gif















Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня же ситуация кардинально меняется с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир, в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

Итак, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии.

Именно эти важнейшие моменты я и пытаюсь осмыслить и использовать в своей работе. Преподавание иностранного языка – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей.

В своей практике я использую развивающие, здоровье сберегающие технологии, информационные коммуникационные, исследовательские, проектные и т.д.

Сама тематика языкового общения по предмету английский язык предполагает воспитательную направленность уроков иностранного языка и помогает мне как учителю реализовывать воспитательные задачи и достигать поставленной цели, помогает формировать метапредметные связи. Именно работа на уроках иностранного языка формирует многие метапредметные связи. Мы учим различным стратегиям при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний. Например, в работе текстами используются следующие задания:

1. Отметить картинку, соответствующую содержанию текста. Данное задание позволит проверить умение работать с информацией, представленной в разных форматах: текст, рисунок.

2. Расположить предложения, сохранив последовательность событий рассказа. Проверяется умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность.

3. В следующем задании учащиеся высказывают оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном.

4. При выполнении четвёртого задания учащиеся должны выписать глаголы в нужной форме из текста.  Метаумение – получение, поиск и фиксация информации.

Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности. Например, на уроке английского языка по теме «Лондон», метатема «Знание». Прием кодирования слов заключается в составлении ребусов к словам из учебного текста на основе общепринятых правил шифрования слов в русском языке. Однако, в процессе шифрования учащиеся или учитель могут добавлять собственные адекватные приемы шифрования.  Ниже приведены примеры ребусов к словам по теме «Лондон» .

t1599043988aa.jpgt1599043988ab.jpgt1599043988ac.jpgt1599043988ad.jpg

(London) (Parliament) (Buckingham) (Nelson)

При изучении таких тем  как «Знаменитые исторические личности» и «Страны  мира», данный прием способствовал не только активизации изученной лексике,  расширению кругозора учащихся, но и формированию целостного восприятия мира. Суть квест- приема заключается в кодировании какого-то события при помощи ключевых фраз, картинок и символов, разгадав которые учащиеся должны составить предложения. Ниже прводятся примеры квест- задач.

Вt1599043988ai.png первой интеллектуальной задаче мы видим флаг Великобритании, что означает принадлежность исторической личности к этой стране. Второй символ представляет собой старинную лампу, что как-то связано с героем, которого надо угадать. И наконец, слова – Крымская война – подсказывают, что квест связан с Флоренс Найтингел, которая была сестрой милосердия во время Крымской войны и всегда имела при себе фонарь - лампу, чтобы осматривать больных солдат. Предполагаемый вариант ответа: I think, number 1 is Florence Nightingale. People called her “the Lady of the lamp”, because she used her lamp to walk through dark corridors to help soldiers wounded in the Crimean War”. По такому же принципу разгадываются две последующие интеллектуальные задачи про великого Леонардо да Винчи и египетского фараона Тутанхамона.

          Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать получением практического результата.  

Ни один учебный предмет, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями, как иностранный язык. Уже много лет, начиная с раннего возраста, мы обучаем детей проектной деятельности. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей.

В процессе своей педагогической деятельности, учителя английского языка как никто другой сталкиваются с тем, что недостаточно только знаний по данному предмету, постоянно требуются знания из области географии, истории, литературы, искусств и т.д. В какой-то момент я задумался над тем, что кто лучше даст детям знания, как не сам учитель предметник. И если дети получают знания в интересной яркой форме, то это запоминается надолго. Я постарался узнать, как можно больше об интегрированном обучении, изучая теоретические материалы параллельно внедряя новое в практику работы.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.