12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Латышева Надежда Леонидовна24478
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Экономическое образование»
9

Статья «Реализация принципа межпредметных связей на примере специальности банковское дело»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ПРИМЕРЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

М. А. Видюкова, Н. Л. Латышева

ГБПОУ ВО Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж

Важность межпредметных связей в процессе обучения доказана многократно. Ни у кого не вызывает сомнений то, что связь между учебными предметами делает знания более глубокими и значимыми, формирует не частные, а обобщенные умения, развивает творческое мышление, самостоятельность и интерес к познанию.

Особенно важны межпредметные связи в контексте освоения профессиональной деятельности, поскольку комплексное изучение спецдисциплин позволяет получить более глубокие и устойчивые знания о профессии.

Реализация принципа межпредметных связей на практике требует от преподавателей более глубокого знания смежных дисциплин, совместного планирования форм учебной и внеурочной работы, выработки единых требований, согласованности терминологии, системы обозначений и трактовки различных понятий, а так же использования понятий, умений и навыков, сформированных при изучении других дисциплин.

В структуре стандартов СПО третьего поколения заложены все предпосылки для успешной реализации межпредметных связей. Объединение учебных предметов в профессиональные модули и МДК в сочетании с компетентностным подходом позволяет объединять задачи, носящие межпредметный характер, развивать навыки использования знаний в практической деятельности, формировать целостное отношение студентов к своей будущей профессии.

При обучении студентов специальности «Банковское дело» преподавателями ВГПГК используются самые разные способы реализации, виды и направления межпредметных связей.

Дидактическую основу межпредметных связей составляет соединение общего и профессионального образования. Такие связи подготавливают учащихся к овладению в совершенстве своей профессией.

В программы курсов общеобразовательных предметов вводится материал, применяющийся на уроках общепрофессиональных и спецдисциплин. Так при изучении элементов высшей математики используются задачи экономического характера, рассматривается применение математических методов в экономике, изучаемые темы иллюстрируются примерами из области профессиональной деятельности.

Например, применение систем линейных уравнений в задачах прогнозирования выпуска продукции по известным запасам сырья. Понятие функции рассматривается на примерах функциональных зависимостей в экономике: спрос, предложение, рыночное равновесие. При изучении теории пределов рассматриваются предельные показатели в микроэкономике, эластичность экономических показателей, применение числа е при непрерывном начислении процентов. Применение производной иллюстрируется задачами максимизации прибыли и т.д.

При изучении МДК и профессиональных модулей связь между дисциплинами еще более очевидна и необходима. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей.

Здесь можно выделить следующие виды связей:

1. Когда одна изучаемая дисциплина базируется на другой. Например: при изучении МДК «Организация кредитной работы» в теме «Выдача кредита физическим лицам» на практических занятиях решаются задачи, с применением формул, изучаемых на предмете «Финансовая математика», для расчета суммы кредита и построения графика платежей по кредиту. При изучении МДК «Организация безналичных расчетов» решаются задачи, связанные с операциями по текущим и срочным вкладам, так же с использованием формул, изученных в курсе финансовой математики.

2. Когда две или более дисциплин имеют один объект исследования и общие проблемы, но рассматривают их в различных аспектах. Например: в МДК «Организация кредитной работы» и дисциплине «Финансовая математика» изучаются такие понятия как кредит, проценты по кредиту, платеж по кредиту, рассматриваемые в разных аспектах.

3. Когда понятия одной дисциплины используются при изучении другой. Например, при изучении на третьем курсе финансовой математики используются понятия процент, процентный доход, кредит, акция, облигация, вексель, инвестиции и многие другие, сформированные ранее при изучении общепрофессиональной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит».

Когда средствами разных учебных дисциплин формируются одни и те же умения, необходимые в профессиональной деятельности. Выполняя практические задания по дисциплинам «Финансовая математика» и «Организация кредитной работы», студенты приобретают умения, необходимые им в профессиональной деятельности, такие как расчет размера кредита, процентов по кредиту и составление графика платежа.

Использование учащимися межпредметных связей на первых порах затруднении и даже вызывает удивление. Поэтому главная цель преподавателя на первом этапе – приучить студентов использовать знания их других дисциплин. При этом от учащихся требуется лишь воспроизведение того материала, который необходимо привлечь для объяснения темы.

В дальнейшем основное внимание уделяется стимулированию самостоятельного применения учащимися сведений из родственных курсов. Например, на практических занятиях по МДК «Организация кредитной работы» предлагаются задачи, но не даются формулы для их решения. Студенты должны осуществить самостоятельный перенос знаний из курса финансовой математики. При этом задачи сформулированы не привычным для студентов образом. Оценка за такую работу по согласованию преподавателей выставляется по двум дисциплинам, что очень нравится студентам и стимулирует их познавательную активность.

Следующим этапом работы в этом направлении возможно создание междисциплинарного практикума.

С целью реализации межпредметных связей преподавателями ВГПГК используются так же различные формы учебных занятий и разнообразные виды деятельности:

обобщающие уроки;

комплексные домашние задания;

интегрированные уроки;

бинарные уроки;

семинары;

проблемные и творческие задания и т.д.

Особенно хочется отметить роль эвристических методов обучения, в частности, деловых игр.

Преимущество эвристических методов обучения перед традиционными методами заключается в следующем:

активные формы организации учебного процесса снимают противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам;

метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания;

способствует большей вовлеченности обучаемых;

игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению;

игровой метод предоставляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов;

деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

Для студентов игра становится средством моделирования новых условий профессиональной действительности (включая экстремальные), а так же методом поиска новых способов осуществления деятельности. Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игровая модель не может быть строгой, но она предполагает большую свободу и, следовательно, открывает новые возможности в обучении.

Опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам: деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно показывают последствия принимаемых решений, дают возможность проверить различные подходы и альтернативы.

Работа по осуществлению межпредметных связей не ограничивается уроками, а используется так же во внеурочных мероприятиях:

олимпиадах;

экскурсиях;

встречах с представителями банков и другими работодателями;

студенческих конференциях;

собраниях по итогам производственной практики и т.д.

Так для студентов третьего курса специальности «Банковское дело», изучающих статистику и финансовую математику, была разработана бинарная олимпиада по этим дисциплинам. Олимпиада проходила в два этапа и включала задания как индивидуального (по одной дисциплине), так и комплексного характера.

Для олимпиады были разработаны задачи, в которых по одним исходным данным вычисляются как статистические, так и финансовые показатели. При разработке заданий была проделана огромная работа по отбору реального фактического материала, предлагавшегося в качестве исходных данных в задачах. Результаты олимпиады показали заинтересованность студентов, способность критически мыслить, нацеленность на успех, стремление к лидерству и настойчивость в овладении выбранной специальностью.

В рамках всероссийской программы «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» и Государственного профессионального праздника «День финансиста» в колледже была организована акция по проведению открытых занятий, лекций и других мероприятий по основам потребительских знаний в финансовой среде. Была организована встреча с представителями банка «Экспресс-Волга» на тему «Либертекс – как стать инвестором».

Студенты третьего курса активно подключились к акции, подготовили и провели лекции и викторины в группах второго курса. Опрос, проведенный в этих группах, показал, что студентам интересны возможности использования различных финансовых инструментов в личных целях. Все опрошенные отметили полезность полученных знаний.

Таким образом, результативность обучения на основе междисциплинарных связей проявляется в повышенной мотивации учебно-познавательной деятельности, степени сложности выполняемых междисциплинарных заданий, степени осознанности междисциплинарных связей и, в целом, готовности к профессиональной деятельности.

 

Опубликовано в группе «Экономическое образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.