Доклад «Реализация принципа наглядности на уроках математики»
Реализация принципа наглядности на уроках математики.
Нaзвание «принципa наглядности» происходит от слов «взгляд», «осмотр», «мнение». На основе всего скaзанного, можно сделать вывод: «Принципы нaглядности - это совокупность норм, которые исходят из закономерностей процесса обучения и касаются пoзнания действительности на основе наблюдения, мышления и прaктики на пути от конкретного к абстрактному и обратно». [2, с. 59]
Принцип нагляднoсти в обучении для oбучающихся с ЗПР означаeт привлечение различных нaглядных средств в процессе усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.
В процессе oбучения наглядные пособия используются с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения. [1, с. 29] Наглядное обучение должно обеспечить у учащихся формирование первичных обобщений и установление простых связей. Оно должно способствовать движению мысли от жизненных наблюдений к сущности изучаемого понятия. [3, с.74]
Любое учебное оборудование, в том числе и наглядность принесет ожидаемый эффект лишь в том случае, если при планировании и подготовке к уроку учитель выполнит необходимую подготовительную работу. Изложение нового материала должно быть согласовано с используемым на данном уроке пособием, которое войдет в урок, не разделяя его. Включение в урок наглядности значительно снижает утомляемость учащихся, разнообразит урок, способствует поддержанию произвольного внимания.
Ориентация на обязательное использование наглядности, дидактических игр, игровых упражнений может позволить учителям в интересной, занимательной для учащихся форме организовывать тренировочные упражнения, устный счет, решение задач и так далее. Включение этих видов деятельности может создать благоприятные условия для повышения работоспособности учащихся, повысить качество усвоения знаний, уровень сформированности понятий, законов, позволит формировать произвольное внимание у школьников.
Цель наглядных пособий: активизировать внимание детей на уроках математики, сделать процесс учения более интересным, повысить с помощью них познавательный интерес к уроку математики. Задания, оформленные наглядно более доступны и привлекательны для детей. Учащиеся незаметно для себя выполняют большее число арифметических действий, упражняются в устных вычислениях, на уроке создается обратная связь с учителем.
В зависимости от изучаемой темы, наглядность используется в начале урока, чтобы привлечь внимание детей и подготовить их к усвоению последующего материала; при введении новых знаний, способствуя зрительному восприятию; на этапе закрепления, при решении различных видов упражнений и задач, и в конце урока, как бы подытоживая новый материал.
Изучив тему, как повысить эффективность обучению математики детей с ОВЗ, я решила, что систематическое, целенаправленное использование наглядных пособий на уроке повысит качество новых знаний и уровень сформированности умений, и навыков. Поэтому поставила перед собой задачу – использование различных видов наглядных пособий для развития познавательного интереса на уроках математики в 5 - х классах.
А для этого провела эксперимент в 5 – х классах на уроках математики при изучении темы « Решение задач на встречное движение».
Мною была проведена экспериментальная работа, которая проходила в три этапа:
1) проведение уроков включающих новую тему;
2) решение задач на встречное движение;
3) контрольная (проверочная) работа.
Были взяты два класса: 5а - экспериментальный и 5б – контрольный. Работа проводилась параллельно в каждом классе с использованием сᴨециально подобранных наглядных пособий. Уроки в контрольной групᴨе - с минимальным набором наглядности, а уроки в экспериментальной группе – с максимальным набором наглядности.
При проведении первого этапа в экспериментальном классе при изучении новой темы я использовала презентации, чертежи, таблички, краткую запись, а в контрольном классе только учебник и краткую запись. И в экспериментальном классе проявляли интерес и активную работу на уроке не только сильные ученики, но и слабые. Все учащиеся усвоили новый материал. А в контрольном классе изучение новой темы не вызывало интереса, активность проявляли, только сильные ученики. Тему усвоили не все обучающиеся.
На втором этапе, при опросе, составлении и решении задач по чертежу, в экспериментальном классе вновь использовалась наглядность в полном объеме, все обучающиеся правильно отвечали на уроке и решали задачи. Проявлялась активная работа учащихся и интерес. А в контрольном классе, при опросе было допущено много ошибок и с решением задач справились не все ученики, часто требовалась помощь учителя. Без активного интереса дети приступали к работе.
На третьем этапе, проведение контрольной работы, экспериментальный класс с интересом выполнял работу, все ученики успешно справились с заданиями. А в контрольном классе работу выполняли без интереса, допустили много ошибок и затратили большое количество времени на выполнение заданий.
При подведении итогов эксперимента, пришли к следующему выводу: учащиеся экспериментальной группы показывали лучшие результаты своих умений и навыков при устном опросе, решении задач. А также используя наглядность, при объяснении нового материала повышался процент его восприятия.
В отношении второй группы, где не применялась наглядность, а только учебник, эксперимент показал, что уровень восприятия и понимания материала намного ниже, чем в первой группе.
В заключение я хочу сказать, что исходя из многолетней моей практики при работе с детьми с ОВЗ необходимо активно использовать наглядность , так как она эффективно влияет на повышение познавательного интереса – ребята стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках математики. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее шли на контакт с учителем. Ученики соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте ума. С помощью устных упражнений оформленных наглядно, учителю легче работать с отстающими детьми так как осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. В игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.
Литература.
Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.: «Просвещение», 1978.
Носенко, Л.Д. Проблемно-поисковые технологии при изучении геометрического материал/Л.Д. Носенко // Начальная школа. - 2004. - №9.- С. 86-88.
Соловков И.А. Начальное образование в России. - М.: Прометей, 1992.Российская Педагогическая Энциклопедия. - М.: 1993.