Реализация обучения иностранному языку с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей

3
0
Материал опубликован 26 March 2021

Участие в конкурсе 

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую педагогическую статью «Мои инновации в обучении и воспитании»

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ, ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.

Аннотация. Существует множество сложностей, как для педагога (как преподавать, какие методики использовать, как подобрать методику и тд.), так и для учащихся (отсутствие мотивации, психологические барьеры, проблемы с усвоением материала и тд.) в процессе обучения иностранному языку, так как дети имеют разный уровень познавательных способностей. Необходимо изучать и учитывать психологические, физиологические и индивидуальные особенности детей разных возрастов. Такие исследования необходимы для того, чтобы педагогу было легче правильно выбрать методику обучения.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, особенности учащихся, познавательные способности, методика, психофизические особенности.

В настоящее время образование имеет необходимость в модернизации технологий обучения иностранному языку и структуры его содержания. Именно такая задача ставится перед школой с целью повысить результативность и доступность образования. Также подчёркивается необходимость того, чтобы образование ориентировалось не только на усвоение обучающимися определенного количества знаний, но и на развитие его личности и познавательных способностей.

Конечно же главной целью предмета «иностранный язык» остается развитие иноязычной коммуникативной компетенции у школьников, а именно: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Это означает, что обучающиеся должны овладеть иностранным языком так, чтобы он мог являться для них средством общения.

Для того, чтобы облегчить учащимся эту задачу, педагог должен изучить и провести анализ различных отечественных и зарубежных исследований, что позволит ему определить психофизиологические и индивидуальные особенности учащихся, которые необходимо учесть при обучении иностранному языку.

Может показаться, что один или несколько учеников не способны изучать иностранный язык, но это не так. Дети, у которых тяжело идет обучение на самом деле имеют слабо развитую память, мышление, внимание и не имеют волевых качеств. Если не читывать данные факты, то более развитые и способные дети начнут задерживаться в развитии, оставаясь на одном месте с «слабыми». Из-за этого их познавательная активность снизится, замедлится темп работы.

Анализ особенностей ребенка стоит начать с выявления ведущей деятельности, которая характерна для его возрастной категории. Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. 

На сегодняшний день начало иноязычного образования достигает все более ранних сроков. Как было доказано в психолого-педагогических исследованиях возраст 6-7 лет является самым оптимальным сензитивным периодом в развитии ребенка, чтобы начать изучение иностранного языка. Из-за этого педагог может планировать большую результативность в овладении иностранным языком, а также на большую эффективность в развитии и воспитании его средствами. [ 2 ,17 с.]

В возрасте 6-7 лет (младший школьный возраст) ведущая деятельность – учебная деятельность. Данная деятельность помогает выстроить такие психологические новообразования, которые будут характеризовать наиболее значимые достижения в развитии младших школьников, а также буду выступать в качестве фундаментом, который поможет развитию на последующем этапе. [4 , 56 с]

Когда ребенок становится учеником, то безусловно его психика и поведение начинают меняться. Из-за определенного воздействия новой деятельности трансформируется мышления ребенка, его характер, а также внимание и память. Поведение становится произвольным, намеренным, осмысленным. Ребенок уже может следовать определенным правилам и нормам поведения. [5 , 68с]

Для осуществления любой деятельности необходима мотивация, а значит при обучении иностранному языку следует учитывать мотивы. Анализируя мотивы, которые побуждают учащихся 6-7 лет учиться, психологи выявили ряд наиболее распространенных: широкие социальные, узкосоциальные, отрицательные, познавательные учебные и игровые. Интерес такого возраста заключается в том, что существует возможность включить в контекст игры процесс обучения иностранному языку. Педагог делает это для того, чтобы сформировать внутреннюю мотивацию, а также интерес к овладению чем то новым, в данном случае иностранным языком. Это работает тогда, когда нет естественной потребности и важности в общении на чужом языке. [7 , 24 с]

Именно такое взаимодействие игры и учебного процесса в данной возрастной категории дает нам возможность реализовать принцип коммуникативности в обучении иностранному языку, так как игровая мотивация создает естественные мотивы всех речевых действий ученика, а также помогает сделать интересным даже самый скучный материал. [3 , 15 с]

В рамках подготовки к занятиям по предмету «методика обучения и воспитания (иностранный язык)» были составлены фрагменты уроков с учетом всех знаний, которые были получены на занятиях по методике обучения и воспитания иностранного языка, психологии и педагогике.

Рассмотрим один из разработанных фрагментов урока на примере 2 класса. Это один из вариантов использования игры в обучении иностранному языку. В этом фрагменте урока будет представлено повторение лексики по темам «животные» и «цвета».

Задача фрагмента урока: повторить темы «Животные» и «Цвета»

Время фрагмента урока: 7 мин

Учебное пособие: Spotlight, 2 класс

Ход урока:

1. Учитель перед уроком раскладывает по классу цветные предметы, но дети их видеть не должны

2. Учащиеся делятся на две команды

3. Учитель дает задание «Один человек из каждой команды по очереди ищет один предмет того цвета, который я назову, как только он его нашел, он показывает движениями какое-то одно животное, задача команды отгадать это животное и следить, чтобы животные не повторялись»

4. Учащиеся начинают по очереди искать предметы, изображать животных и отгадывать, называя их

Планируемый результат: учащиеся вспоминают и закрепляют материал по темам «Животные» и «Цвета»

Дети 7-10 лет имеют достаточно высокие умственные способности. Учащиеся такого возраста уже имеют способность к рассуждению, анализу предметов и действий, также они уже умеют делать выводы и умозаключения, а это говорит о том, что у них развито словесно-логическое мышление. Дети могут аргументировать свои ответы и доказывать свое мнение. [1 , 127 с]

В этом возрасте ученики практически свободно владеют родным языком. Это значит, что они способны достаточно хорошо понимать услышанную информацию, логично сформулировать свои мысли, пересказывать прочитанный текст. У детей практически сформированы навыки слитного слогового чтения (80-90 слов в минуту). Конечно же в овладении иностранным языком им помогает их речевой и коммуникативный опыт в родном языке. [6 , 93 с]

Исследования показывают, что зрительное восприятие является одной из важнейших деталей при изучении языка (как родного, так иностранного), а также влияет на развитие познавательной деятельности ребёнка.

В таком возрасте плохо развита способность распределять внимание, это значит, что ребенок не может одновременно слушать и выполнять задание, поэтому ему приходится останавливаться, чтобы уловить смысл поступающей информации, либо ребенок продолжает выполнять задание, но уже не слушает учителя. [8 , 82 с]

Так как в этом возрасте дети очень много фантазируют и до сих пор верят в сказки, то отличным вариантом для обучения их иностранному языку может стать именно сказка. Рассмотрим один из вариантов фрагмента с использованием такой методики на примере урока 3 класса. В данном фрагменте будет представлено изучение времени Present Continuous.

Задача фрагмента урока: изучить время Present Continuous, запомнить его структуру.

Время фрагмента: 10 мин

Учебное пособие: Spotlight, 3 класс

Ход урока:

1. Учитель просит назвать детей те действия, которые они выполняют в данный момент

2. Учащиеся называют действия (например: мы пишем, мы говорим, мы слушаем)

3. Учитель задает вопрос «Можете ли вы сказать это на английском?», так как дети еще не могут этого, учитель говорит «Сказать это на английском нам поможет сказочный персонаж»

4. Учитель рассказывает сказку, записывая схему составления предложений на доске, примеры предложений

5. Дети слушают, затем по примеру пытаются сами составить предложения

6. Учащиеся записывают в тетрадь схему и примеры своих предложений

Планируемый результат: учащиеся запомнили время Present Continuous, умеют составлять предложения или рассказы, используя это время.

Подростковый возраст охватывает период от 10 до 14 лет и является одним из сложнейших в жизни ребенка. Подростки считаются трудными в обучении. В этом возрасте в качестве ведущий деятельности выступает общение со сверстниками, так как именно во время общения происходит трансформация в новый уровень сознания ребенка, развиваются новые навыки-навыки социального взаимодействия. Мнение взрослого становится неавторитетным, дети прислушиваются к сверстникам. Подростки имеют способность отстаивать свои права и одновременно подчиняться. [9 , 79 с]

Учебная деятельность детей данной возрастной группы ухудшается на фоне резкой смены интересов, снижается мотивация. Однако в значимой для подростка деятельности, он хорошо концентрирует внимание.

Конечно же не все особенности подросткового возраста связаны только с психологическими изменениями, важную роль играют изменения, которые происходят в организме. [8 , 136 с]

Поведение детей в 10-14 лет можно объяснить половым созреванием и неравномерным физиологическим развитием. Для такого возраста характерны эмоциональная неустойчивость и резкие смены настроения. Дети могут давать непредсказуемые реакции.

Память подростка достаточно хороша и сильна, она перестраивается на смысловое понимание, ребенок может произвольно запоминать информацию и управлять ей, а также прибегать к мнемическим средствам. [7 , 34 с]

В это время подростки все больше начинают интересоваться современной музыкой, фильмами и конечно же сериалами. Прекрасным вариантом для педагога может быть использование всего этого на уроках, тем самым заинтересовав учеников. Можно попробовать озвучивать любимые сериалы, сцены из фильмов на английском.

Рассмотрим один из примеров фрагмента урока по английскому языку в 6 классе. В этом фрагменте будет представлен отрывок из мультфильма «The Boss Baby», с помощью него мы повторим лексику по теме «Games».

Задача фрагмента урока: повторить лексику по теме «Games»

Время фрагмента: 10 мин

Учебное пособие: Spotlight, 6 класс

Ход урока:

1. Учитель включает мультфильм сначала с субтитрами и звуком на английском языке

2. Учащиеся знакомятся с фразами, прослушивая и прочитывая их несколько раз

3. Учитель делает звук тише, оставляя субтитры, чтобы дети могли читать по ним

4. Учащиеся озвучивают сцены, пытаясь правильно прочитать все слова

5. Учащиеся озвучивают мультфильм несколько раз

6. Учитель выключает субтитры и звук и просит придумать свои предложения для озвучивания, с использованием уже известных слов

7. Учащиеся придумывают предложения, подходящие по смыслу

8. Учитель включает мультфильм, выключая звук и субтитры

9. Учащиеся пробуют озвучить сцены, используя свои предложения

Предполагаемый результат: учащиеся вспомнили и закрепили лексику по теме «Games», умеют составлять предложения, с использованием изученной лексики.

15-17 лет – ранняя юность. В это время человек открывает для себя свой внутренний мир, свое внутреннее «Я». В этом возрасте человек смотрит в будущее, планирует его, думает о нем, готовится к нему. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная. В этот период формируется мировоззрение, самосознание и находятся профессиональные интересы. Этот возраст – это первая стадия физической зрелости и стадия завершения полового развития. [8, 159 с]

Мы можем наблюдать избирательность к предметам у школьников в этом возрасте, а также огромное количество интересов, которые связанны с будущей профессией. Все чаще возникает вопрос: «А зачем мне иностранный язык? Действительно ли он мне нужен?». В это время педагогу нужно рассказать ученикам о плюсах владения иностранным языком, замотивировать их. Объяснить, что он может быть полезен для их будущей профессии, а также для того, чтобы обзавестись новыми друзьями, ведь в этот возрастной период дети не могут жить без Интернета, их любимым занятием становится общение в соц.сетях, а значит педагог может предложить начать общение с «другом по переписке». Существует множество сайтов, где люди могут общаться на иностранном языке с носителями этого языка, а это очень хорошая возможность для учеников «прокачать» свои навыки и даже подготовиться к сдаче экзаменов.

Рассмотрим один из вариантов фрагмента урока 10 класса по английскому языку. Так как в 10 классе учащиеся уже готовятся к сдачи ЕГЭ и выбору профессии, то в этом фрагменте будет представлено повторение лексики по теме «Jobs, Job qualities». Данный фрагмент урока поможет учащимся взвесить все «за» и «против» их будущей профессии и, возможно, определиться с выбором.

Задача фрагмента урока: повторить лексику по теме «Jobs, Job qualities».

Время фрагмента: 10 мин

Учебное пособие: Spotlight, 10 класс

Ход урока:

1. Учитель просит учащихся составить рассказ о их будущей профессии, рассказать о плюсах и минусах, представить все сложности этой работы, подумать, какая будет зарплата

2. Учащиеся составляют рассказ о своей будущей профессии, используя пройденную лексику

3. Учащиеся могут использовать Интернет, чтобы найти картинки, связанные с профессиями

4. Учащиеся презентуют свой рассказ

Предполагаемый результат: учащиеся вспомнили и закрепили лексику по теме «Jobs, Job qualities», вспомнили, как составлять тексты

Разработанные фрагменты уроков были апробированы на занятиях по методике обучения иностранному языку, где происходил анализ психофизических и индивидуальных особенностей, которые нужно учитывать в ходе составления фрагментов урока.

Таким образом, мы выяснили, что данная тема является актуальной, ведь перед преподавателем постоянно стоит проблема выбора форм и методов обучения. Образование постоянно модернизируется, технологии обучения стремятся к большей результативности, поэтому учитель должен учитывать все психологические, физиологические, возрастные и личные особенности ребенка, определять цели, которые должны быть достигнуты в процессе обучения. Изучать специальную литературу, анализировать эту информацию, так как она поможет облегчить педагогу задачу и правильно выбрать методику обучения иностранному языку.



Библиографический список статьи

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб. – Библиогр., 1968. – 398 с.

Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. Вопросы психологии. Учебное пособие – 2-е издание, расширенное. – М.: МПСИ, 2005. – 283 с.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. — 433 с.

Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.

Леонтьев А.А. Избранные психологические произведения: Том 1 / А.Н. Леонтьев – М.: Книга по Требованию, 2014. – 392 с.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте Пособие для учителя. — М., Просвещение, 1983. —96 с.

Першина Л.А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.— М.: Академический Проект, 2004.— 256 с.

Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности : избранные психологические труды: М.-Воронеж. Институт практической психологии. МОДЭК. 1996г. 512 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации