12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лисова Анжела72
4

«Адаптация учебного материала по математике для обучающихся с РАС с учётом индивидуальных особенностей»

Ведение


1 слайд.

Опыт работы с детьми с расстройствами аутического спектра у меня небольшой, всего 4 года. С Мишей я занимаюсь математикой 3 год по адаптированной образовательной программе для обучающихся с РАС, вариант 8.4.

В начале обучения мальчик не знал цифр, не считал, не различал геометрические фигуры, не различал цвета, не знал их названия. Моей первой задачей было научить ребёнка показывать цифры (т.к. мальчик неговорящий), различать их, знать их порядок в числовом ряду, соотносить цифру с количеством предметов.

Позже - научить считать, как в прямом, так и в обратном порядке, записывать и сравнивать числа, знать и уметь применять действия сложения и вычитания, вычислять в пределах 10, знать и различать геометрические фигуры, познакомить с понятием двузначное число.

Критерием достижения планируемых результатов является освоение образовательной программы и положительная динамика. А такая динамика есть! Это радует не только меня, как учителя, это радует родителей и самого ребёнка.


1.Контакт ученика и учителя.

2 слайд.

Жизнь аутичного ребенка сопровождается многочисленными страхами. Чтобы их преодолеть, на первом этапе урока должен состоятся контакт учителя и ученика. Поэтому каждый урок начинается с приветствия. Мы улыбаемся друг другу, занимаем свои привычные места за партой, готовимся к уроку.

Формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «безопасность» ситуации и готов находиться за одной партой с педагогом и заниматься. Миша- неговорящий ребёнок. Моя основная цель не сводится к тому, чтобы мальчик начал говорить, а в первую очередь мне необходимо научить его эффективной коммуникации. Что я делаю? Каждый предмет или действие четко называю, таким образом ребенок вовлекается в разговор, даже если не может разговаривать. На протяжении всего урока озвучиваю все свои действия, проговариваю и то, что делает ребенок. Ребенок слушает меня и начинает понимать, что общение с учителем ему необходимо.


2.Визуальная поддержка.

3 - 4 слайд.

Для Миши визуальный канал восприятия информации является ведущим. Использование зрительной поддержки помогает ученику самостоятельно справляться с поставленными задачами. Ему легче ориентироваться в окружающей действительности, если задан алгоритм действия. Поэтому все этапы урока я «зашифровала» в картинках, которые раскладываю на парте в начале урока. Подобная предсказуемость предстоящего урока помогает мальчику настроиться на урок и выдержать «испытание». А по мере выполнения задания, ученик сам убирает с парты соответствующую картинку. Стараюсь использовать и другие визуальные подсказки на уроке как можно чаще.


3. Эмоциональная система оценок.

5 слайд.

Учитывая особенности ученика, низкий уровень мотивации, эмоциональную нестабильность применяю систему оценок, позволяющую подчеркнуть любые, пусть самые незначительные успехи. Это может быть красивая наклейка: «улыбка», «серьезное лицо», «грустное лицо», даже маленький подарок. Такие «отметки» придают эмоциональную окрашенность оценке деятельности ребенка и повышают его учебную мотивацию.

Чтобы привлечь внимание мальчика, постоянно хвалю его и подбадриваю. Часто использую словесное поощрение: «Молодец», «Мне очень понравилось», «Как мама будет рада» и т.д. По окончанию урока рассказываю маме о том, что новое изучали на уроке, делюсь успехами сына, обязательно хвалю ученика за хорошую работу. Ребенок чувствует себя счастливым и связывает обучение с положительными эмоциями.


4. Повторение- мать учения.

6 слайд.

От ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы невозможно ожидать быстрого результата, у него нет оперативного реагирования. Для формирования навыка счета использую методику повторения. Весь материал урока по несколько раз проговариваю или неоднократно демонстрирую одни и те же действия. Ученик длительное время только воспринимает информацию. Потом прошу ребёнка повторить всё, что я делаю. По сути, я учу ребёнка отражать мои действия. Миша постепенно видит результат моих действий и учится сам их выполнять.


5. Вовлечение в совместную деятельность.

7 – 9 слайд.

Так постепенно вовлекаю ребенка и в совместную деятельность. Прошу помочь переложить картинку, найти нужную фигуру или предмет и т.д. Подбираю короткие и несложные задания, с которыми ученик обязательно справится. Результат работы может проявиться только через несколько уроков. Так постепенно мальчик сам начинает овладевать теми или иными навыками, повышается мотивация, обогащается эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Нарушения мелкой моторики являются распространенной трудностью при обучении детей с аутизмом. Мальчику очень непросто учиться писать цифры. Сначала цифру пишу сама, позже прошу ученика. В тетради Миша заштриховывает или раскрашивает изучаемые цифры гелевыми ручками. Причем цвет пасты мальчик выбирает по своему желанию. Т.к. он быстро устаёт физически, стараюсь чаще переключаться с одного вида деятельности на другой. Иногда мальчик и сам может выбрать задание из предложенных.


6. Игра как способ обучения.

10 слайд.

Для ребенка с аутизмом активные действия всегда помогают лучше понять математику, а игра всегда была самым простым способом обучения. На своих уроках активно применяю танграм. Перебирая элементы этой головоломки, мы тренируем мелкую моторику, а значит, координацию движений, внимание, память, восприятие и усидчивость. Параллельно в процессе игры происходит усвоение названий цвета, распознавание геометрических фигур, запоминание последовательности действий и т.д.

Все эти навыки помогают Мише лучше учиться и меньше при этом уставать.

1. Самое первое упражнение, которое выполнял ученик, это счёт деталей и складывание всех 7 деталей на свои места. Если сосчитать элементы головоломки было не сложно, то учиться складывать детали обратно пришлось на протяжении 3 месяцев. Каждый раз, когда у Миши это получалось, мы вместе хлопали в ладоши.

11 слайд.


2. Следующий этап- это составление фигуры по образцу с разделёнными элементами. Мальчик никак не мог понять, что от него требуется. Не стала показывать, как это делаю я, а просто предложила все элементы наложить на образец. Позже мальчик смог выкладывать предложенную фигуру рядом с образцом.

12 слайд.

3.Дальше я усложнила задание и предложила выкладывать детали головоломки на образец с частично неразделёнными элементами. Когда и это стало получаться, попробовали выкладывать фигуру рядом.

13 слайд.

4.Составлять фигуры по образцам с неразделёнными элементами путём накладывания попробовали совсем недавно. Получилось.

5.Самыми сложными этапами работы с этой головоломкой остаётся составление фигур по памяти или по собственному замыслу. Это у нас ещё впереди, думаю Миша справится и с этим. Новые виды деятельности даются ему с трудом, но он всегда стремился выполнять все хорошо.


7. Работа с родителями.

14 слайд.

Обучение аутистов не возможно без привлечения родителей. Родители являются связующим звеном, обеспечивающим коммуникацию, психологическую поддержку.

С одной стороны, родитель — помощник учителя. Я часто обращаюсь за помощью к маме мальчика, которая рассказывает о том, как ребёнок реагирует дома на выполнение тех или иных заданий, что больше всего ему нравится делать, а от чего отказывается. Вместе с ней устанавливаем и причины ухудшения поведения на уроке.

А с другой стороны, родитель такой же ученик, который задает вопросы по учебному материалу или по домашней работе.

Поэтому сотрудничество учителя с родителями ребенка-аутиста должно быть постоянным от урока к уроку.


15 слайд.

​​​​​​​Мои труды не прошли даром: Миша стал меньше отвлекаться, лучше справляться с заданиями, стал понемногу говорить, и самое главное, ему понравилось узнавать новое.

Исходя из выше сказанного, можно построить мою пирамиду успеха. Она состоит из 7 деталей.

1.Контакт ученика и учителя.

2.Визуальная поддержка.

3. Эмоциональная система оценок.

4. Метод повторения.

5. Вовлечение в совместную деятельность.

6. Игра как способ обучения.

7. Работа с родителями.


Из этого складывается продуктивная работа, и как итог - положительная динамика в развитии ребенка. Опыт работы с аутичными детьми показывает, что в результате скоординированной работы педагогов, родителей и специалистов других профилей, реально достичь положительных результатов в обучении. Терпение, способность сопереживать и понимать, вера в лучшее, выдумка - способствуют успеху в трудной, но очень важной работе, благодаря которой ребенок-аутист получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем его мире.

Опубликовано


Комментарии (1)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 19.05.21 в 05:14 1Ответить Пожаловаться
Необходимо прикрепить презентацию.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.