Проблемы обучения иностранному языку детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ, как правило, обычные дети, но они часто испытывают большие трудности в обучении английскому языку, например чтению, или некоторые имеют трудности в обращении с карандашом или ручкой при письме на иностранном языке. Часто могут подвергаться критике со стороны своих одноклассников за неуклюжесть или “глупости” и часто могут быть отмечены “дисциплинарные” проблемы с их учителями , потому что им трудно обучаться в классе, пытаться вписаться в обычные условия при отсутствии соответствующей подготовки. Их инвалидность часто не заметна внешне, и многие дети вырастают и идут по жизни без соответствующей помощи. Дети с учебной и поведенческой трудностями имеют много общего со всеми здоровыми детьми. Они редко проявляют какие-либо особые образцы поведения, которые вы не заметите в типичном ребенке.
Многие дети также демонстрируют проблемы визуального восприятия во время раннего приобщения их к чтению, как на русском, так и на английском языках, но большинство детей обучаемы в вопросах изучения буквы, звука и т. д. Тем не менее, это дети продолжают испытывать эти проблемы, и диагностируются, как имеющие трудности в обучении. Правильное выявление учебной проблемы - это только первый шаг к ее решению.
Обучение детей с ОВЗ иностранным языкам имеет свою специфику. Часто даже родной язык у детей с особенностями развития вызывает трудности при обучении. Как же научить иностранному языку детей с ОВЗ? Предусмотрен ли иностранный язык, как один из основных предметов в учебном плане адаптированной основной общеобразовательной программы?
Данные, полученные от тестирования и от субъективных наблюдений, могут иметь директивный характер, и должны быть правильно интерпретированы и правильно проанализированы. Есть очень много случаев, когда замечены видимые проблемы у ребенка, но он не получает особого внимания или ухода. Когда педагогами используется термин “незрелость” при характеристике ребенка ( а в дальнейшем термин “незрелость” переходит в термин “запущенность”), это не даёт представления об источнике инвалидности ребенка или проблеме. Сегодня, есть так много терминов, используемых для обозначения детей, которые испытывают трудности понимания материала при изучении иностранных языков, которые имеют атипичные поведенческие навыки. Речь идет о детях с ОВЗ, детях с различными нарушениями, особыми расстройствами и задержке в развитии. Есть различные исследования о том, что учителя действуют по-разному по отношению к детям, о которых имеют низкие ожидания. С течением времени, поведение ребенка и его достижения соответствуют ожиданиям учителя.
Учителя при обучении особенных детей сталкиваются с рядом проблем: нарушения развития речи, внимания, поведения, быстрой утомляемости ребенка, и, как следствие, изменение эмоционально-волевой сферы. Нередко у детей с ОВЗ наблюдается повышенная возбудимость, трудности коммуникации, чрезмерная двигательная активность, низкий темп деятельности и т. д.
Несмотря на данные трудности, дети с ОВЗ проявляют интерес к изучению иностранного языка. Им интересно изучение другой культуры. Иногда интерес к жизни в другой культуре преобладает у учащегося с ОВЗ. Дети рассматривают возможность посещения страны изучаемого языка и это является дополнительным стимулом к изучению иностранного языка.
Если в классе есть обучающийся с ОВЗ, то задачей школы становится создание индивидуализированной благоприятной среды, использование эффективных образовательных технологий, создающих ситуацию успеха у ребенка. Знание основ иностранного языка дает детям возможность социализироваться, стать более самостоятельными в общении со сверстниками, расширить кругозор. Создание «безбарьерной» образовательной среды при обучении иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья начинается с создания благоприятного микроклимата, способствующего достижению всеми учащимися класса академических результатов.
По характеристике ребенка, не только учитель общается с ребенком по-разному, но и другие дети тоже сразу начинают относиться по-другому к этому ребенку. Ребенок будет смотреть на себя иначе. Он будет думать о себе плохо. Характеристика ребенка не объяснит, почему он не учится, и не укажет на фактическую проблему.
Для поиска истинной проблемы ребенку необходимо пройти через ряд экспертиз и оценок. После того, как ребенок проходит тестирование, необходимо направить его в такой класс, который даст ему то, что ему требуется. Именно таким целям соответствует создание в школе классов коррекции. Этот принципиальный момент поможет в конечном итоге ребенку войти в русло.
Тип занятий по английскому языку в классе с ребенком с ОВЗ подбирается из реальных возможностей этого ребенка и пробных тестов, а также зависит от продолжительности времени, которое ребенок способен воспринимать информацию. Есть много параметров, которые необходимо рассмотреть при организации занятий по английскому языку. Способность ребенка к языковым навыкам является важным направлением в определении его интеллектуальных способностей; то есть, например, в возрасте 8-9 лет это умение читать алфавит, перечислить дни недели и месяцев в году. Еще один фактор, который интересует многих педагогов - это способность ребенка различать фигуры, цвета, объем и части тела. Заключительная часть из неофициального тестирования это тестирование способности письма ребенка с ОВЗ. Сначала ребенка просят писать простые вещи, такие как его имя, адрес, дату рождения, номер телефона и т. д. Мельчайшие факты, которые могли бы считаться не менее важными, как правило, в конечном итоге, являются определяющими. Если его письмо, как на родном, так и на иностранном языке чрезвычайно крупно или мало, это часто является признаком эмоциональных проблем.
Учебный предмет «Иностранный язык» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи обеспечивает формирование коммуникативной культуры обучающихся, способствует их общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. При изучении иностранного языка дети должны научиться:
работать с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозирование содержания текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывание текста, выписывание отдельных слов и предложений из текста и т. п.);
овладеть разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;
овладеть общеречевыми коммуникативными умениями, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
уметь осуществлять самоконтроль, самооценку;
уметь самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).
Вопросы о семье ребенка могут дать педагогам много информации о том, в какой среде рос ребенок. Часто выясняется, что окружающая среда очень сильно влияет на его производительность. Ребенка можно попросить рассказать то, что он видел по телевидению или на улице. Если ребенок не справляется, это говорит о том, что, либо ребенок не понимает, что он видит, либо он понимает, но просто не в состоянии выразить свои воспоминания и мысли. Также при организации уроков английского языка, необходимо попросить ребенка выполнить головоломки так, чтобы педагог смог оценить зрительно-моторные навыки. Сложность головоломки определяется возрастом ребенка. После всех официальных и неофициальных тестирований, в зависимости от успеваемости ребенка, можно делать выводы о его уровне и определить точный класс, в который его необходимо определить. Данный пункт является огромной проблемой в современных школах, т.к. система образования, оснащенность классов, подготовленность учителей не всегда позволяет распределить ребенка с ОВЗ туда, куда ему требуется [1]. Часто возникает проблема в определении точного метода преподавания, которая бы наилучшим образом соответствовала потребностям ребенка. Многие школы работают вместе, чтобы найти лучшие методы, и они делятся информацией, что может помочь другим школам в успешном обучении этих детей [2].
Однако, сегодня, в образовательной системе, появляется много различных методов, используемых для обучения детей с ОВЗ. Это методики преподавания различных предметов, в том числе иностранного языка, которые не просто учат их; скорее, они являются визуальными материалами для обучения. На уроках английского языка важно разрешить ребенку с ОВЗ различные виды самовыражения, а не только базовое чтение и письмо. Есть много способов, чтобы научить их, нет одного простого решения проблем обучения ребенка-инвалида. Огромной проблемой является подготовка кадров для обучения детей с ОВЗ. Именно с отношения учителя к ученику начинается успех обучаемого. Учителя должны быть подготовлены к обучению детей с ОВЗ. Учитель должен хотеть, чтобы эти дети, смогли достигнуть своего максимального результата. Если учитель не заботится об этом, это в основном будет причиной, что эти дети будут неудачными и развивать негативное отношение к себе. Если учитель не многого ожидают от ученика, это может привести к проблемам с поведением. Фокус в специальном классе на уроках английского языка, также как и на остальных уроках должен сильно отличается от фокуса в обычном классе. В современной школе акцент делается на результат, а не усилия, которые ребенок прикладывает. При обучении английскому языку детей с ОВЗ необходимо принять другой подход. Необходимо сосредоточиться на своих сильных сторонах, на тех областях, в которых они наиболее успешны. Если ребенок не успешен в учебе, однако он - хороший спортсмен, мы должны дать ему уверенность , что он должен прославлять его атлетические способности [1]. Вести занятие на английском в игровой или даже тренировочной форме. Каждый человек нуждается в положительной обратной связи для того, чтобы построить уверенность в себе и для того, чтобы быть успешным.
На протяжении развития образовательной системы, дети-инвалиды были помещены в специальные классы. Однако, в последнее время тенденция меняется, и она уже движется в сторону интеграции детей в обычном классе. Программы, которые интегрируют детей, создаются, чтобы исключить стигматизирующий эффект программ раздельного обучения и менее всего ограничивать права ребенка. Некоторые исследователи считают, что смешанные классы являются эффективными. Другие считают, что необходимы дополнительные исследования, чтобы оценить качество услуг для детей-инвалидов, в комплексных параметрах. Есть так много других средств обучения английскому детей с ОВЗ. Программы на дому, где родители становятся ребенку учителем начальных классов и учителем английского языка, имеют много преимуществ. В данных программах родитель должен быть полностью вовлечен и много времени выделять процессу преподавания. В данной программе проблемой также будет являться подготовка кадров, не все родители знают английский язык. Также существуют специализированные центры, которые ориентированы на детей с ОВЗ. Сочетание различных программ при обучении детей иностранному языку даст хороший результат.
В целом, можно сделать вывод, что при обучении ребенка английскому языку - метод обучения и оценки обучения ребенка-инвалида определяется возможностями самого ребенка. Существует растущее беспокойство для детей и молодежи с ограниченными возможностями обучения, которые имеют большие трудности, как в учебе, так и в других областях, несмотря на их умственные способности. На протяжении многих лет, дети из разных окрестностей испытывали трудности в обучении иностранному языку. Исследователи и педагоги пытаются решить эту проблему. Однако, сейчас, мы можем прийти только к одному выводу, что самый лучший способ учить таких детей английскому языку, как в прочем и другим предметам - воспитание их в живописной местности, где они учатся развивать положительное отношение к себе. Дети с ОВЗ должны хотеть развиваться и достичь наилучших результатов. Какой бы метод обучения вы не выбрали, будь то инклюзивный метод или метод на дому, и педагог должен иметь высокие ожидания для того, чтобы ребенок обрел уверенность в себе. Это только руководство, это явно не решение. Наиболее вероятно, что решение никогда не будет найден, но, скорее, мы должны работать с каждым ребенком как индивидуально, так и коллективе, чтобы он/она смогли достичь его/ее потенциала и добиться максимального успеха.
Таким образом, изучение иностранного языка неотъемлемая часть обучения детей с ОВЗ. Перед педагогами стоит непростая задача обеспечить создание наиболее адекватных условий для подлинного и полноценного включения и участия данных детей в образовательный процесс.
Литература
Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г.
Буторина О.Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О.Г.Буторина // Воспитание школьников. - 2010. - №: 7. - C. 40-44. 7. Быков Д.А.
Левитская А.А. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами : письмо №АФ-150/06 от 18.04.2008 / А.А.Левитская // Справочник руководителя ОУ. - 2013. - №: 8. - C. 102-111.