Организация исследовательской деятельности школьников с учетом возрастных особенностей
Тюрина Е.В.
учитель химии,
МБОУ «СОШ №2», г. Новомосковск
е-mail: ainysik_2012@mail.ru
Организация исследовательской деятельности школьников с учетом возрастных особенностей
В современном образовательном процессе потребность соответствия учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся значится «общим» местом в педагогической психологии, дидактике и методике. Все ребята уникальные личности, следовательно, каждый преподаватель знает, что на занятии нужен индивидуальный, дифференцированный подход к каждому школьнику. Именно в этот момент времени создаются ключевые условия для всестороннего развития ученика, появляется комфортная образовательная среда.
Психологи выделяют следующие возрастные новообразования и ведущие мотивы школьников:
Младший школьный возраст
В данном возрасте социальная мотивация преобладает над другими ведущими мотивами младшего школьника. Его привлекает домашний комфорт и семейное благополучие. Все это понижает частоту школьной тревожности, обостряемой с началом учебной деятельности. У многих младших школьников интерес к содержанию и процессу обучения сохраняется на низком и среднем уровне. В образовательном учреждении притязания на признание осуществляются с помощью успеваемости.
К началу образовательного процесса у ребенка формируется сильная мотивация к учению. Он желает играть новую роль – роль учащегося и в свою очередь справляться со всеми обязанностями этой новой роли. Психологи называют это «субъективной готовностью к школе». Часто первостепенным мотивом, добавляющим отрицательную окраску учебной деятельности, пребывает мотивация избегания наказания. Первая дорога воспитания позитивного отношения к учению – это выработка устойчивой мотивации достижения успеха с опорой на высокую адекватную самооценку.
Ведущей деятельностью оказывается учение, влекущее новые обязанности. Меняется жизненный уклад школьника. Личностное новообразование – произвольное целеполагание [1].
Формы исследовательской работы, соответствующие данному возрасту, должны быть групповыми и включать элементы учебной деятельности и игровой. К ним относятся:
-Творческие задания;
-Конкурсы;
-Познавательные игры;
-Проекты (наблюдения).
2. Средний школьный возраст
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) – это переходный возраст от детства к юности, совпадающий с обучением в школе (5-9 классы) и характеризующийся детальной перестройкой всего организма [3].
Ключевой особенностью мышления ребенка становится его критичность. Подросток, который всегда и со всеми соглашался, формирует свое мнение. Оно демонстрируется школьником как можно чаще, таким способом, заявляя о себе. Обучающиеся в данный период времени более подтверждены спорам и возражениям. Слепое следование ребенка авторитету взрослого зачастую ни к чему не приводит . Родители озадачены и думают, что их послушный ребенок подвержен чужому влиянию. В семьях наступает момент кризисной ситуации: «верхи» не могут, а «низы» не желают думать и вести себя по-старому.
Средний школьный возраст – самый позитивный для творческого развития. На данном этапе учащимся нравиться решать ситуации проблемного характера, находить сходство и различие, выяснять причины и следствия. Подросткам занимательны внеклассные мероприятия. В ходе их проведения учащимся можно высказать свое мнение и суждение, самостоятельно решать проблему, включаться в дискуссии и т.п.
Современные исследования доказывают, что у среднего школьного возраста главной проблемой морального характера является разногласие убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями поведением. Жизненные трудности, проблемы в семье, влияние товарищей могут привести у детей к крупным сложностям в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть нацелена на формирование нравственно-оценочных суждений.
В данном возрасте ключевая роль достается чувственной сфере. Личные чувства школьники могут выражать очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни подростка по-другому именуют периодом тяжелого кризиса. Его характеристики – это своеволие, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Исходя из вышесказанного, классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру школьника. Учитель должен уделять внимание индивидуальной работе подростка, решать его проблемы лично с ним.
Для данной возрастной группы первенствующие формы исследовательской работы должны быть нацелены на прививание основ научного поиска. К ним относятся:
-Исследовательские методы;
-Проекты;
-Творческие работы;
-Познавательные игры;
-Предметные недели;
-Олимпиады;
-Школьное научное общество учащихся;
-Факультативы;
-Предметные кружки.
3. Старшие подростки. Старшеклассники.
В данный период происходит колоссальное изменение самосознания школьников – возрастает роль личностных ценностей. Частные самооценки собственных качеств переходят в целостное отношение к себе, понимание себя частью мира. У старшеклассников возникает формирование половой взрослой принадлежности. Они стараются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность [2].
Именно этот период времени старшеклассники начинают задумываться о своей карьере, ставят цели и стараются их осуществить. Данный период характеризуется мечтами о будущем и с ним взаимосвязаны все переживания школьника. Степень тревожности старшеклассников намного ниже, чем у подростков. Отношения в классном коллективе становятся ровными и стабильными. Доверительность превращается в качество общения с взрослыми, а чувство дружбы становится избирательнее. В классе можно заметить примеры длительной дружбы учащихся друг с другом, которая переходит в доверительность. В отношениях обучающихся преобладает принцип сходства и равенства.
Ведущая деятельность старшеклассников – учебно-профессиональная. Личностное новообразование – это чувство одиночества, первое глубокое чувство, познание своего внутреннего мира.
Формы исследовательских работ для этой возрастной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными:
-Исследовательские методы;
-Проекты;
-Творческие работы;
-Познавательные игры;
-Предметные недели;
-Олимпиады;
-Школьное научное общество учащихся;
-Факультативы;
-Предметные кружки;
-Проблемные кружки;
-Проблемные школьные лаборатории;
-Участие в научных и научно-практических конференциях.
Таким образом, определяющим на каждом возрастном этапе, является то, что достигнуто на предыдущих уровнях. Следовательно, то, что упущено на одном этапе развития, может быть либо никак невосполнимо в будущем, либо восполнено, но с колоссальными потерями.
Список литературы:
1. Общие ресурсы по возрастным особенностям школьников. – [Электронный ресурс] // URL: http://scholasemia.narod.ru/vozrast.html (дата обращения 02.04.2016).
2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебник. Москва: «Ось-89», – 2006. – 480 с.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург: Питер, – 2015. – 705 с.