12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Глыбина Ирина Васильевна180
4

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе их воспитания и обучения в рамках предмета «Литература» как условие создания комфортного психологического климата в старшем классе

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе их воспитания и обучения в рамках предмета «Литература» как условие создания комфортного психологического климата в старшем классе

Глыбина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №14» (НОЦ), glybina.irina2012@yandex.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14" (НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР)
618250, Пермский край, город Губаха, улица Космонавтов, дом 13



Аннотация

В статье представлен взгляд на обучение в старшей школе. Современное образование становится все более психологизированным. Существует закон неравномерности созревания и развития подростков. Возрастные и психологические особенности старшего школьного возраста необходимо изучать, так как происходит расширение диапазона социальных ролей. На первый план выходит проблема выбора жизненного пути и самоопределения.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в старшей школе в процессе их воспитания и обучения (в рамках предмета «Литература») заинтересовал нас в связи с изменениями требований к образованию. Современный школьник видит плодотворное взаимодействие с педагогом в новых форматах. Предмет «Литература» - это не только путь к взрослению подростка, но и способ самоанализа, поиска ответов на актуальные вопросы. Ему интересны как текст, так и личность, судьба автора произведения. Художественный текст на уроках литературы как предмет психологического анализа заинтересовывает старшеклассников.
Он является выражением средствами естественного языка человеческого отношения к миру. Также художественный текст содержит отражение жизни индивида. Художественный текст, с точки зрения психолингвистики, является феноменом речевой деятельности человека, как способ отражения действительности в речевом сознании автора. Язык писателя отражает психологию автора, его «внутренний мир», «душу». Текст, являясь продуктом речемыслительной и психической деятельности автора, соотносится не только с системой языка или другими текстами, но и с психологией его создателя-автора.

В педагогической теории индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом: предполагается творческое развитие индивидуальности ученика. Личностно-ориентированное обучение позволяет старшеклассникам учиться самостоятельно, вступать во взаимодействие с другими детьми.

Эти два фактора в обучении имеют психологическую основу, что необходимо учитывать в современном образовании.

Актуальной проблемой современного образования является увеличение числа школьников с психологическими проблемами. Девиантное поведение -подростковый феномен, связанный с возрастной и поведенческой нормой.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает обращение к психологическому литературоведению и закономерностям личностно-ориентированного обучения.

Ключевые слова: возрастные психологические особенности обучающихся старших классов, художественный текст как предмет психологического анализа, личностно-ориентированное обучение, опыт работы с подростками с девиантным поведением.



Введение

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе их воспитания и обучения необходим. Нас заинтересовало психологическое литературоведение, в основе которого лежит анализ художественного текста и личностно-ориентированное обучение.

Опыт работы в старшей школе показал, что обучающиеся 10-11 классов требуют особых подходов в обучении на уроках литературы. Здесь необходимо обучение в паре, группе (по сингапурской системе). Осуществление индивидуального подхода в процессе обучения как одного из общепедагогических и дидактических принципов повышает мотивацию школьников. Опыт взаимодействия старшеклассников с участниками молодежной студии-театра «Доминанта»: посещение театра и обсуждение спектаклей, оценка творческих работ - пример учета личностного развития подростков, характера их деятельности, особенностей мышления, круга их запросов и интересов, а также социальных проявлений.

В старшем школьном возрасте ведущей является учебно-профессиональная деятельность. Важнейшие психологические новообразования данного возраста – навык строить жизненные планы, поиск средств их реализации, выработка нравственных идеалов как свидетельство развития самосознания. Этому способствует клубная деятельность. «Клуб старшеклассников» активизирует воспитательный процесс. Установка на формирование самодеятельной личности, обладающей высокими креативными, творческими возможностями, позволяет реализовать формы коллективной деятельности, научить работать в команде.

Систематическая работа по внедрению публичного выступления на занятии, преодоление комплексов и страхов во время сообщения или доклада способствует возможности ученикам социализироваться, готовиться к самостоятельной жизни. Один из видов взаимодействия – дискуссия - развивает коммуникативные навыки, речевую культуру обучающихся. Индивидуальная консультация учителя позволяет раскрыться детям с проблемами общения с педагогом и одноклассниками. Полезный опыт имеет контакт педагога и учеников в социальных сетях по вопросам подготовки к экзаменам, организации проектной деятельности.

В последние годы появилась необходимость учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ. Инклюзивное обучение предполагает раскрытие учеников с помощью специальных программ. Ученик-инвалид, обучающийся в школе и дома, тонко реагирует на формы работы с учителем. Чтение вслух, пересказ классических и современных текстов, опыт формулирования вопросов по книге дают положительные результаты в самораскрытии подростка. Школьники с девиантным поведением находят свою нишу в процессе индивидуального обучения.

Таким образом, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает обращение к психологическому литературоведению и закономерностям личностно-ориентированного обучения.



Материалы и методы

Современное образование становится все более психологизированным. При использовании понятия «юношеский возраст» следует различать не только хронологический возраст (число лет), но и физиологический возраст (степень физического развития), психологический возраст (степень личностного развития), социальный возраст (степень гражданской зрелости).

Существует закон неравномерности созревания и развития подростков. При встрече со старшеклассниками часто вопрос: с кем фактически имеем мы дело: с подростком, юношей или взрослым человеком? Существуют принципиально разные типы развития человека:

 1.Бурный, кризисный, характеризующийся серьезными поведенческими и эмоциональными трудностями, конфликтом;

2.Спокойный и плавный, но до некоторой степени пассивный с выраженными проблемами формирования самостоятельности;

3.Тип быстрых, скачкообразных изменений, не вызывающих резких эмоциональных взрывов. [3] 

Возрастные и психологические особенности старшего школьного возраста необходимо изучать, так как происходит расширение диапазона социальных ролей. На первый план выходит проблема выбора жизненного пути и самоопределения. Учеба оценивается с точки зрения полезности в ближайшем и отдаленном будущем.

Характеризуя умственное развитие старшеклассников, мы обращаем внимание на самоорганизацию учебной деятельности, учебно-познавательные мотивы, четко выраженные индивидуальные различия учебной деятельности, страсть к теоретизированию, интерес к логике рассуждений, желание слушать, спорить, рассуждать о нравственных проблемах, морали, идеалах, смысле жизни.

Мы встречаемся с новым типом рефлексии. Старшеклассники начинают считать себя равными взрослым. Они ставят своей целью преобразование взрослого общества, создают собственные теории и системы. Стремятся утвердиться в собственном мнении. Это прямо связано с освоением формального мышления, которое предполагает рефлексию и делает возможным размышления о гипотетических ситуациях. Для них важно, чтобы считались с ними, принимали их мнение в расчет. Направленность обучения сводится к прикладному началу: Зачем мне это знать? Как я это смогу применить в жизни?

Закономерность обучения связана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Ребенок от природы - существо совершенное. Воспитание и обучение не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей.

В педагогической теории индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом: предполагается творческое развитие индивидуальности ученика.

Актуальной проблемой современного образования является увеличение числа школьников с психологическими проблемами. Девиантное поведение -подростковый феномен, связанный с возрастной и поведенческой нормой, это видно по таким нарушениям, как

 -Коммуникативный стиль (толерантность и компетентность в общении);

-Саморегуляция поведения (волевые характеристики);

-Интеллектуальные особенности (в частности, способность планировать, прогнозировать собственную деятельность);

-Эмоциональные особенности;

-Психомоторные особенности (мимика, жесты);

-Стиль устной и письменной речи. [2] 



Коммуникативную компетентность необходимо развивать, чтобы помочь ученикам во время учебного процесса в стремлении и умении понять позицию партнера, встать на его сторону, уделить больше внимания его проблемам, слушать и понимать. Важна коммуникативная толерантность - характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний. К особенностям саморегуляции деятельности (самоконтроля) относят способы (модели, стили, шаблоны) контролирования собственных поступков, эмоций.

Саморегуляция базируется на самооценке и самосознании личности, уровне притязаний и специфике целеполагания. Особенности интеллектуальной деятельности включают в себя способности точно и правильно понимать действия и намерения окружающих людей, предугадывать их поступки, планировать и прогнозировать собственную деятельность (14-летний возраст).

Эмоциональные переживания: удивление, радость, обида, разочарование, недоумение, страх. Моторика подростка отличается порывистостью, быстротой, ловкостью и проворностью.

Синдром дефицита внимания в среде подростков проявляется в их поведении во время занятий. Беспокойные движения, легкая отвлекаемость на посторонние стимулы, нетерпеливость, суетливость, с трудом сохраняется внимание, болтливость, назойливость, рассеянность – вот на что обращаем внимание. Необходимы особые приемы и методы работы с ними.

К типично подростковым девиациям психологи относят:

а)Дисморфоманическое поведение – убежденность подростка в физических недостатках (идея ущербности, комплекс неполноценности). Происходит резкое ограничение круга общения, замкнутость, аутизация, «симптом зеркала».

б)Гибоидное поведение – дезорганизация деятельности подростка (инфантильный эгоцентризм, гротескное стремление к самоутверждению с грубой оппозицией к окружающим, полное игнорирование нравственных правил и ценностей, сострадания).

в)Дромомания - уход, бегство.

г)Застенчивость – смущение и робость, страх перед общением. Замкнутость, нелюдимость, игнорирование собственных интересов в виде отказа от любых действий, направленных на получение удовлетворения. [2]



«Современные ученики-гормоны на ножках», - утверждает педагог Лиза Ли.

Приемы работы с «трудными» подростками не менее сложные, чем приемы работы с мотивированными детьми.
Театрализация в учебном процессе (постановка мини-спектакля по рассказу Л.Н. Толстого «Холстомер») позволила объединить обучающихся в коллектив. Плодотворным стало вовлечение в проектную деятельность десятиклассников. Опыт создания макета Осинской крепости (Пермский край) времен Пугачевского бунта, военной палатки 1812 года пригодился им в выборе будущей профессии. Искусство задавать вопросы по экранизации литературного произведения сформировало внимательный интерес ученика к происходящему на экране.

Художественный текст на уроках литературы как предмет психологического анализа заинтересовывает старшеклассников.
Он является выражением средствами естественного языка человеческого отношения к миру. Также художественный текст содержит отражение жизни индивида. Художественный текст, с точки зрения психолингвистики, является феноменом речевой деятельности человека, как способ отражения действительности в речевом сознании автора. Язык писателя отражает психологию автора, его «внутренний мир», «душу». Текст, являясь продуктом речемыслительной и психической деятельности автора, соотносится не только с системой языка или другими текстами, но и с психологией его создателя-автора.

Психологический подход к художественному тексту находит отражение в работах З. Фрейда, Л.С.Выготского. Фрейд утверждал: «Даже в небольшом по объему тексте можно увидеть «глубинные душевные процессы». Он обращает внимание на героев произведений У.Шекспира, отмечая такие комплексы в душе человека, как стремление к матери, влечение к смерти, принцип удовольствия, чувство вины и др. ( Фрейд, 30) Искусство, по мнению Выготского, является прежде всего «совокупностью эстетических знаков». Ученый рассматривает героев-прототипов и анализирует их поступки и характеры. [1]

К.А. Абульханова - Славская обратила внимание на преломление реальности в художественном тексте. Она заметила такие особенности передачи внутреннего состояния души отдельных авторов. Дж. Голсуорси отразил в произведениях ограничение внутреннего мира от других. Э. Хемингуэй проповедовал подчинение жизни себе. А. Грин встал на защиту своей индивидуальности. Л. Толстой показал, что значит лишение одного человека права на личную жизнь. Неосознание смысла своей жизни находим в концепции Кобо Абэ. В литературном творчестве писатель не может не опираться на собственные переживания и сознательно/ бессознательно изображать собственные потребности и чувства в описаниях личности и характеров выдуманных героев. [1]

Психологический подход к литературному персонажу показал К. Леонгард.
Исследователь выявит типы акцентуированных личностей, встречающихся в мировой классике:

  • Интровентированная акцентуированная личность (герой-мечтатель, оторванный от реальности - Дон-Кихот М. Сервантес)
  • Экстровертированная акцентуированная личность (практик, видевший только объективную действительность - Санчо Панса, М. Сервантес)
  • Демонстративная акцентуированная личность (артистизм, лживость, жажда славы - Порфирий Петрович, Ф. Достоевский)
  • Педантическая акцентуированная личность (болезненные сомнения - Дмитрий Нехлюдов, Л. Толстой)
  • Паранойяльно-акцентуированная личность (злопамятность, честолюбие - Родион Раскольников, Ф. Достоевский)
  • Эмотивная акцентуированная личность (чувствительность, глубокие реакции в области тонких эмоций, мягкосердечие- Соня Мармеладова, Ф. Достоевский)
  • Аффективно-экзальтированная акцентуированная личность (темперамент тревоги и счастья - Николай Ростов, Л. Толстой) и др.[1]

Р. Мюллер-Фрейнфельс представляет два типа художников слова. «Поэт воплощающий» передает переживания героев, когда чувственный символ отходит на второй план. «Поэт выражения» насквозь пропитан субъективизмом. Если рассматривать социальный план, то встречаются следующие типы:

-«агрессивный» поэт, выражающий ненависть, гнев (Ж.-Б. Мольер, Б. Шоу);
-«симпатический» поэт, воплощающий симпатию к человеку, природе, несущий чувство сострадания (Ч. Диккенс, Ф. Достоевский)
-«жизнерадостный» поэт проповедует осознанное самоутверждение (эпоха барокко и Рококо)
-«депрессивный» поэт, передающий осознание мировой скорби (Д.Г. Байрон, Г. Гейне) [1] Содержательная сторона произведений также связана с мироощущением автора. Например, М. Горький заставлял своих героев покушаться на самоубийство или кончать самоубийством; Л. Андреев олицетворял страх жизни и смерти; Э. По, Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Блок воплощали эпилептический ген гениальности; А. Пушкин связал депрессивность и возбуждение; М. Лермонтов показал болезненную нервность и меланхолию; Н. Гоголь нес в своих произведениях ипохондричность, склонность к озабоченности собственным здоровьем; И. Бунин - интроверт с сильным ощущением своего внутреннего Я - опоэтизировал закрытость, сентиментальность. [1]

Художественные тексты можно классифицировать в соответствии с отражением картины мира.
«Светлые» тексты (А. Гайдар, Э. Войнич) имеют направленность на классику, реалистическое искусство и в целом на традиционную культуру. В основе картины мира лежит описание мира личности, для этих текстов характерны призывы к добру, к уважению человека, к порядочности. «Темные» тексты (В. Катаев, Р. Киплинг) показывают оторванность от реальности, утрату способности к абстрактному мышлению. Герой-простой человек. «Веселые» тексты (А. Пушкин), описывающие поведение человека, который сталкивается с опасностями или препятствиями, но успешно преодолевает их и достигает высшей степени успеха. Герои отважные, удачливые, остроумные оптимисты. «Печальные» тексты (Н. Гоголь, И. Тургенев) лиричные по стилю. Герои либо молоды и погибают рано, либо старые и смерть для них как избавление от тяжелой, изнурительной жизни. «Красивые» тексты (В. Железников) истерического характера. Отсутствие понимания со стороны окружающих. Это тексты, которые описывают переживания и страдания героев, оказавшихся в необычных обстоятельствах. «Сложные» тексты (Л. Кэрролл, Р. Брэдбери) имеют признаки символического мышления. Проявляется склонность к игре слов. Жанр научной фантастики. Существуют три мира: традиционный, вымышленный план, деформированный во времени мир. «Смешанные» тексты (И. Крылов, Н. Гончаров) – это светло-печальные, светло-веселые, светло-темные, светло-красивые и т.п. [1]

Существует такое понятие, как психологическое воздействие текста - Библиотерапия. Это диагностика и лечение словом, способность передавать с помощью художественного текста чувства и мысли человека, оказавшегося в трудной ситуации.[5]

Такой метод позволяет проводить коррекцию отношений между детьми и родителями, уменьшить воздействие подростковых фобий и неврозов, вывести из депрессии, освободить от зависимости и др.

Вопросология - техника постановки вопросов, предложенная Фредериком Фаллисом. Заняв определенную позицию, собеседник может отвечать как действующее лицо, может отвечать как наблюдатель за происходящим, отвечать исходя из своих чувств по отношению к ситуации, может отстраниться от ситуации вообще. [7]

Искусство задавать вопросы по разработке В.Р. Шмидта – основа взаимодействия учеников и учителя на занятиях, в онлайн-обучении. Существуют следующие категории вопросов:


  • Фактические вопросы (на знание);
  • Конвергентные вопросы (на объяснение уже случившегося);
  • Дивергентные вопросы (на предсказание будущего);
  • Вопросы-оценки (на суждение и сравнение);
  • Комбинированные вопросы (сочетание разных типов вопросов). [9]

Коллективная учебная деятельность на уроках литературы - важная составляющая образовательного процесса. Организация работы в группах выстраивается на базе разнообразных заданий. Может быть предложено как одно и то же задание, так и разные, но работающие на общий результат задания: сингапурская система работы в группе.

Метод кооперативного обучения - это вариант обучения в сотрудничестве, связанный с большим разнообразием обучающих структур. Метод основан на технологии сотрудничества, работе в малых группах, парном обучении, проектной деятельности.

Сингапурская методика обучения - метод кооперативного обучения - это вариант обучения в сотрудничестве, связанный с большим разнообразием обучающих структур.

Существуют пять базовых составляющих кооперативного обучения:

1. Позитивное взаимоотношение. Группа работает как единое целое, имеет одну цель, достижение которой возможно только совместными усилиями всей команды.

2. Индивидуальная ответственность. Каждый представитель группы ответственен за достижение цели.

3. Взаимное общение.

4. Постепенная выработка коммуникативных умений.

5. Коммуникативные умения.[6]

Личностно-ориентированное обучение исследовал А.А. Плигин. Он утверждал, что концепция и технология обучения литературе в старшем возрасте – анализ того, как автор организует информацию, использует общий план и детали, изменяет объем информации, ранжирует аудиальные, визуальные метафоры, выстраивает визуальный, кинестетический, временной ряды, другие параметры текста, выстраивает графы индивидуальной авторской стратегии.[4]

Рассмотрим технологию построения графа на уроке изучения лирики А.А. Фета (стихотворение «Здравствуй…»). Нас интересует анализ того, как автор организует информацию в стихотворении.

Учитель выделяет маркерами на интерактивной доске знаки и символы, кинестетический глагольный ряд, визуальную модальность (перелив красок), аудиальную модальность (звукоряд). Обучающиеся читают текст, напечатанный на листах, с карандашом, отмечая детали, связанные с тем, как автор организует информацию. Затем определяют ассоциации; заполняют «пустоты» в стихотворении. Обращаются к справочным материалам в ноутбуке. Знакомятся с понятием «граф» в презентации (в ноутбуке).

Предлагают версии: «Как бы я написал этот текст, если бы был А. А. Фетом?»

Обращаясь к вопросу «Что?», учитель проводит рефлексию по поводу осмысления жизненных ценностей в стихотворении.

Граф как техника мазков в живописи. Можно домыслить, создать свой сюжет. Здесь соединяются два типа мышления – сенсорное и теоретическое - в работе с литературным текстом.



Выводы

Итак, изучив возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников в процессе их воспитания и обучения, считаем необходимым применить это в практической деятельности, так как современное образование становится все более психологизированным.

Актуальной проблемой современного образования является увеличение числа школьников с психологическими проблемами, что меняет структуру и содержание изучения литературы в общеобразовательных классах.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает обращение к психологическому литературоведению и закономерностям личностно-ориентированного обучения.



Список литературы

Белянин В.П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя: Монография. - М.: Генезис, 2006.- 320с.

Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб: Речь, 2005. -445с.

Орлова А.В. Индивидуализация и дифференциация обучения: учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся. Лекции. Орг. - Публикация материала для обучения [Электронный ресурс]//URL: https://lektsii.org/8-83564.html (дата обращения 17.06.2021)

Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: Монография, М.: Профит Стайл,2007, 432с.

Семина И. Как мамочка за чудом ходила. - СПб- Речь, 2015.-240с. (Сказки Эльфики)

Сингапурская методика обучения - структура, особенности, приемы.-образовательный портал «Наука Клаб», [Электронный ресурс]//URL: https://nauka.club/podsovet/singapurskaya-metodika-obucheniya.html (дата обращения 23.06.2021)

Фаллис Ф. Вопросология: как задавать правильные вопросы Онлайн - журнал Психология эффективной жизни. [Электронный ресурс]//URL: https://psy.systems/post/voprosologia (дата обращения 16.07.21)

Фрейд З. Психоаналитические этюды - М.: АСТ: Астрель, 2011,219с.

Шмидт В.Р. Искусство задавать вопросы - Ж «Абитуриент», №12, 2003 [Электронный ресурс]//URL: https://www.7ya.ru/article/Iskusstvo-zadavat-voprosy-mini-trening-myshleniya/ (дата обращения 28.07.2021)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.