12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Худяева Олеся Алексеевна16
2

«Реализация основного принципа ФГОС ООО о духовно-нравственном воспитании обучающихся в урочной и внеурочной деятельности учителей истории и обществознания МАОУ «Саган-Нурская СОШ»

Доклад «Реализация основного принципа ФГОС ООО о духовно-нравственном воспитании обучающихся в урочной и внеурочной деятельности учителей истории и обществознания МАОУ «Саган-Нурская СОШ»

Государство и общество сегодня называют школу, образование важным ресурсом, обеспечивающим переход России к демократическому и правовому государству. Образование призвано  стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений и должно решить сверхзадачу – эффективно готовить молодое поколение к жизни в социальной реальности, которая реальностью еще не стала.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

И от того какой выбор сделают наши дети – уважать старших, чтить законы, любить Родину, быть милосердными, вести здоровый образ жизни или быть черствыми, бездушными, курить, пить, употреблять наркотики – зависит их будущее, будущее нашей страны да и всего человечества. А сделать выбор очень сложно в наше совсем непростое время. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.  Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,  не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Методическим объединением учителей истории нашей школы разработан план мероприятий, направленный на пути решения проблем духовно-нравственного воспитания, в котором отражены основные направления работы по формированию истинных ценностей личности школьника.

Пути решения проблем нравственного воспитания осуществляются на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях, кружках с учетом возрастных особенностей учащихся.

Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание учеников. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности.

Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.

При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом - "перенести" школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания. Недопустимо и снисходительно - ироничное отношение к историческому материалу, что может принести учителю легкую популярность, но не способствует воспитанию историей. Сопереживание и сострадание человеку прошлого - вот что необходимо на уроке.

После каждой большой темы отводится один урок на изучение истории родного края в данный период. Считаем, что этот урок особенно важен для нравственного воспитания детей, так как именно на нём школьники ощущают причастность наших земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в процветание Отечества. Особенно приветствуется информация, которую дети почерпнули у жителей поселка, например, рассказ бабушек о том, какие трудности выпали на их долю, как был обустроен их быт.

На уроках мы регулярно обращаемся к значимости исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами. Настоящее воспитание историей, на наш взгляд, заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли.

На Методических предметных неделях истории традиционными мероприятиями стали: вечер памяти, посвященный жертвам Холокоста; просмотр и обсуждение фильмов о Великой Отечественной войне; проведение исторических салонов к памятным датам (Романовы, декабристы и т.д.); уроки в форме правового тренинга для учащихся старших классов; уроки мужества (совместная работа кружка «Радуга России» и школьной музейной комнаты).

Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на внеклассных мероприятиях начинается ссоздания музейной комнаты, работы школьно-поселковой газеты «Перемена»;волонтёрского движения «ГАР»;кружка «Радуга России».Кружок «Основы журналистики» является ориентационным и предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов. Ежемесячно происходят выпуски газет с самыми актуальными и злободневными, интересными материалами. Журналисты «Перемены» принимают активное участие в районных и республиканских конкурсах, фестивалях, занимая при этом призовые места. Тесная взаимосвязь журналистов газеты проходит не только с общественностью, но и с волонтерским движением «ГАР».

В основе любого волонтерского движения лежит принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Волонтерское движение в школе образовалось в 2017 году, насчитывает около 25 ребят, которые ответственно подходят к выполнению любого дела.

Кроме того, МО учителей истории проводит совместную работу с Музеем декабристов г. Петровск Забайкальский. Мы ежегодно выезжаем на экскурсии с детьми, а в этом году они сами выехали к нам с экспозицией «Редких книг XIX века» и пригласили нас поучаствовать 9-14 июня 2019 г. на III межрегиональном фестивале «Во глубине сибирских руд…».

Наше образовательное учреждение стремится заложить основы нравственного воспитания в душу каждого своего воспитанника. На наш взгляд, воспитательный  идеал  любой современной школы, это  движение от знаний к нравственным поступкам, осознание   ответственности за настоящее и будущее своей страны.Но только совместно, объединив усилия государства, общества и школы, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания нашей земли.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.