Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе» (3 класс)
 
                                
 
Программа внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности в начальной школе»
3 класс
 
 
Класс: 3 Д
 
 
 
 
Составитель: Аушева Елена Васильевна,
учитель начальных классов МБОУ СШ № 35,
первая квалификационная категория.
 
Срок реализации программы: 2017-2018 г.г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Архангельск
2017
 
Пояснительная записка
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023 гг. Цель стратегии — создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан.
Курс «Основы финансовой грамотности в начальной школе» - прикладной курс, реализующий интересы учащихся 2–4 классов в сфере экономики семьи.
Цель – повышение финансовой грамотности школьников.
"Финансовая грамотность" - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная учиться, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему нужен этот курс.
Программа составлена на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 2-3 классов, а также Методических рекомендаций для учителя Ю.Корлюговой «Финансовая грамотность».
Содержание учебного предмета.
В соответствии с учебным планом допобразования образовательного учреждения в 2017-2018 учебном году на реализацию «Основ финансовой грамотности» отведено 36 часов за год из расчета 1 час в неделю.
Первая тема «Что такое деньги и откуда они взялись». При ее изучении ребятам предлагаются сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой покупательной способностью. При этом дети отмечают, что свойства драгоценных металлов делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.

Следующая тема - «Защита денег от подделок», которая знакомит детей с изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.

Третья тема программы – «Какие деньги были раньше в России» - дает представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах.

Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России и мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с основными функциями банкоматов.
 
 
Затем - тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, но основным источником дохода современного человека является заработная плата, а ее размер зависит от профессии. Дети получают сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети узнают, что при нехватке денег их можно взять взаймы. Однако существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Далее изучается тема «На что тратятся деньги». Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.

В теме « Как умно управлять своими деньгами» изучаются понятия: бюджет – план доходов и расходов, ведь многие люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются накопления, сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
 
 

Календарно – тематическое планирование для 3 класса (36 часов, из расчета - 1 час в неделю)
| № п/п | Дата | Тема, количество часов | Базовые понятия | Базовые знания | Личностные характеристики и установки | Умения | Компетенции | Формы учебной деятельности | 
| Обмен и деньги (16 часов) | ||||||||
| 1-4 | Что такое деньги и откуда они взялись | Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги. | Виды денег: наличные, безналичные. | Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. | Различать виды денег | Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег. | Общее обсуждение. Игровая деятельность. | |
| 5-8 | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. | Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра. | Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. | Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег. | Отличать деньги от фальшивых денег. | Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. | Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа. | |
| 9-12 | Какие деньги были раньше в России. | « Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. | «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация. | Понимание происхождения денег. | Называть старинные деньги. | Называть и описывать старинные деньги. | Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность. | |
| 13-16 | Современные деньги России и других стран. | Банки. Деньги. Виды денег. Доллары. Евро. | Виды денег: наличные, безналичные, электронные. Пластиковые карты. | Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. | Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет. | Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая карта и безналичный расчет. | Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование. | |
| Семейный бюджет (20 часов) | ||||||||
| 17-21 | Откуда в семье деньги | Доходы. Заработная плата. Пенсия. | Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия | Понимание того, от чего зависят доходы семьи. | Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов. | Различать виды доходов семьи. | Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование. | |
| 22-25 | На что тратятся деньги. | Расходы. Сбережения. Долги. | Расходы. Непредвиденные расходы. | Понимание происхождения расходов. | Считать общую сумму расходов. | Различать планируемые и непредвиденные расходы. | Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование. | |
| 26-29 | Как умно управлять своими деньгами. | Расходы и доходы. Семейный бюджет. | Бюджет: доходы и расходы. | Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы. | Умение составлять бюджет семьи. | Составлять семейный бюджет на условных примерах. | Общее обсуждение, Творческая работа. | |
| 30-32 | Как делать сбережения. 
 | Банковский вклад. Копилка. Недвижимость. | Виды сбережений. | Понимание того, из чего складываются сбережения. | Сравнивать разные виды сбережений. | Различать виды сбережений. | Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность. | |
| 33-34 | Повторение изученного по теме «Обмен и деньги» | Групповая работа, творческая работа, игровая деятельность. | ||||||
| 35-36 | Повторение изученного по теме «Семейный бюджет». | |||||||
Использованная литература
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1 -Москва ВИТА,2015
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015
Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015
 
 

Полезные ссылки для использования на занятиях:
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/ index.html (компьютерные игры по созданию собственной фирмы и развитие и отработка навыка предпринимательства).
- 
	Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru (учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты; большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся). 
 
                                     
                                 
                                 
                         
                         
                         
                         
                         
                        