12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аушева Елена Васильевна7046
Я учитель начальных классов и учитель математики. Высшая категория, стаж работы 20 лет.
Россия, Архангельская обл., Архангельск


 

Программа внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности в начальной школе»

3 класс


 


 

Класс: 3 Д


 


 


 


 

Составитель: Аушева Елена Васильевна,

учитель начальных классов МБОУ СШ № 35,

первая квалификационная категория.


 

Срок реализации программы: 2017-2018 г.г.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Архангельск

2017


 

Пояснительная записка

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023 гг. Цель стратегии — создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан.

Курс «Основы финансовой грамотности в начальной школе» - прикладной курс, реализующий интересы учащихся 2–4 классов в сфере экономики семьи.

Цель – повышение финансовой грамотности школьников.

"Финансовая грамотность" - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная учиться, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему нужен этот курс.

Программа составлена на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 2-3 классов, а также Методических рекомендаций для учителя Ю.Корлюговой «Финансовая грамотность».

 

Содержание учебного предмета.

В соответствии с учебным планом допобразования образовательного учреждения в 2017-2018 учебном году на реализацию «Основ финансовой грамотности» отведено 36 часов за год из расчета 1 час в неделю.

Первая тема «Что такое деньги и откуда они взялись». При ее изучении ребятам  предлагаются сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой покупательной способностью. При этом дети отмечают, что свойства драгоценных металлов  делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.

 

  Следующая тема - «Защита денег от подделок», которая знакомит детей с изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.

  Третья тема программы – «Какие деньги были раньше в России» - дает представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах.

Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России и мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с основными функциями банкоматов.

Затем - тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, но основным источником дохода современного человека является заработная плата, а ее размер  зависит от профессии. Дети получают сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети узнают, что при нехватке денег их можно взять взаймы. Однако существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Далее изучается тема «На что тратятся деньги». Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными.  Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.

В теме « Как умно управлять своими деньгами» изучаются понятия: бюджет – план доходов и расходов, ведь многие люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

 

В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются накопления, сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Календарно – тематическое планирование для 3 класса (36 часов, из расчета - 1 час в неделю)

п/п

Дата

Тема, количество

часов

Базовые

понятия

Базовые

знания

Личностные

характеристики

и установки

Умения

Компетенции

Формы учебной

деятельности

Обмен и деньги (16 часов)

1-4

 

Что такое деньги и откуда они взялись

Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги.

Виды денег: наличные, безналичные.

Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.

Различать виды денег

Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег.

Общее обсуждение.

Игровая деятельность.

5-8

 

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра.

Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги.

Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег.

Отличать деньги от фальшивых денег.

Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа.

9-12

 

Какие деньги были раньше в России.

« Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация.

Понимание происхождения денег.

Называть старинные деньги.

Называть и описывать старинные деньги.

Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность.

13-16

 

Современные деньги России и других стран.

Банки. Деньги. Виды денег.

Доллары. Евро.

Виды денег: наличные, безналичные, электронные. Пластиковые карты.

Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.

Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет.

Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая карта и безналичный расчет.

Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование.

Семейный бюджет (20 часов)

17-21

 

Откуда в семье деньги

Доходы. Заработная плата. Пенсия.

Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия

Понимание того, от чего зависят доходы семьи.

Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов.

Различать виды доходов семьи.

Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование.

22-25

 

На что тратятся деньги.

Расходы. Сбережения. Долги.

Расходы. Непредвиденные расходы.

Понимание происхождения расходов.

Считать общую сумму расходов.

Различать планируемые и непредвиденные расходы.

Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование.

26-29

 

Как умно управлять своими деньгами.

Расходы и доходы. Семейный бюджет.

Бюджет: доходы и расходы.

Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы.

Умение составлять бюджет семьи.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Общее обсуждение, Творческая работа.

30-32

 

Как делать сбережения.

 

Банковский вклад. Копилка. Недвижимость.

Виды сбережений.

Понимание того, из чего складываются сбережения.

Сравнивать разные виды сбережений.

Различать виды сбережений.

Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность.

33-34

 

Повторение изученного по теме «Обмен и деньги»

         

Групповая работа, творческая работа, игровая деятельность.

35-36

 

Повторение изученного по теме «Семейный бюджет».

         

 

Использованная литература

Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1 -Москва ВИТА,2015

Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015

Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015

 

Полезные ссылки для использования на занятиях:

Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/ index.html (компьютерные игры по созданию собственной фирмы и развитие и отработка навыка предпринимательства).

  1. Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru (учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты; большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся).

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.