Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе» (3 класс)
Программа внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности в начальной школе»
3 класс
Класс: 3 Д
Составитель: Аушева Елена Васильевна,
учитель начальных классов МБОУ СШ № 35,
первая квалификационная категория.
Срок реализации программы: 2017-2018 г.г.
Архангельск
2017
Пояснительная записка
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023 гг. Цель стратегии — создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан.
Курс «Основы финансовой грамотности в начальной школе» - прикладной курс, реализующий интересы учащихся 2–4 классов в сфере экономики семьи.
Цель – повышение финансовой грамотности школьников.
"Финансовая грамотность" - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная учиться, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему нужен этот курс.
Программа составлена на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 2-3 классов, а также Методических рекомендаций для учителя Ю.Корлюговой «Финансовая грамотность».
Содержание учебного предмета.
В соответствии с учебным планом допобразования образовательного учреждения в 2017-2018 учебном году на реализацию «Основ финансовой грамотности» отведено 36 часов за год из расчета 1 час в неделю.
Первая тема «Что такое деньги и откуда они взялись». При ее изучении ребятам предлагаются сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой покупательной способностью. При этом дети отмечают, что свойства драгоценных металлов делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.
Следующая тема - «Защита денег от подделок», которая знакомит детей с изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.
Третья тема программы – «Какие деньги были раньше в России» - дает представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах.
Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России и мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с основными функциями банкоматов.
Затем - тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, но основным источником дохода современного человека является заработная плата, а ее размер зависит от профессии. Дети получают сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети узнают, что при нехватке денег их можно взять взаймы. Однако существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Далее изучается тема «На что тратятся деньги». Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.
В теме « Как умно управлять своими деньгами» изучаются понятия: бюджет – план доходов и расходов, ведь многие люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются накопления, сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Календарно – тематическое планирование для 3 класса (36 часов, из расчета - 1 час в неделю)
№ п/п |
Дата |
Тема, количество часов |
Базовые понятия |
Базовые знания |
Личностные характеристики и установки |
Умения |
Компетенции |
Формы учебной деятельности |
Обмен и деньги (16 часов) |
||||||||
1-4 |
Что такое деньги и откуда они взялись |
Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги. |
Виды денег: наличные, безналичные. |
Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. |
Различать виды денег |
Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег. |
Общее обсуждение. Игровая деятельность. |
|
5-8 |
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. |
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра. |
Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. |
Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег. |
Отличать деньги от фальшивых денег. |
Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. |
Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа. |
|
9-12 |
Какие деньги были раньше в России. |
« Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. |
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация. |
Понимание происхождения денег. |
Называть старинные деньги. |
Называть и описывать старинные деньги. |
Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность. |
|
13-16 |
Современные деньги России и других стран. |
Банки. Деньги. Виды денег. Доллары. Евро. |
Виды денег: наличные, безналичные, электронные. Пластиковые карты. |
Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. |
Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет. |
Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая карта и безналичный расчет. |
Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование. |
|
Семейный бюджет (20 часов) |
||||||||
17-21 |
Откуда в семье деньги |
Доходы. Заработная плата. Пенсия. |
Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия |
Понимание того, от чего зависят доходы семьи. |
Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов. |
Различать виды доходов семьи. |
Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование. |
|
22-25 |
На что тратятся деньги. |
Расходы. Сбережения. Долги. |
Расходы. Непредвиденные расходы. |
Понимание происхождения расходов. |
Считать общую сумму расходов. |
Различать планируемые и непредвиденные расходы. |
Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование. |
|
26-29 |
Как умно управлять своими деньгами. |
Расходы и доходы. Семейный бюджет. |
Бюджет: доходы и расходы. |
Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы. |
Умение составлять бюджет семьи. |
Составлять семейный бюджет на условных примерах. |
Общее обсуждение, Творческая работа. |
|
30-32 |
Как делать сбережения.
|
Банковский вклад. Копилка. Недвижимость. |
Виды сбережений. |
Понимание того, из чего складываются сбережения. |
Сравнивать разные виды сбережений. |
Различать виды сбережений. |
Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность. |
|
33-34 |
Повторение изученного по теме «Обмен и деньги» |
Групповая работа, творческая работа, игровая деятельность. |
||||||
35-36 |
Повторение изученного по теме «Семейный бюджет». |
Использованная литература
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1 -Москва ВИТА,2015
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015
Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015
Полезные ссылки для использования на занятиях:
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/ index.html (компьютерные игры по созданию собственной фирмы и развитие и отработка навыка предпринимательства).
-
Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru (учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты; большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся).