Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023 гг. Цель стратегии — создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан.
Курс «Основы финансовой грамотности в начальной школе» - прикладной курс, реализующий интересы учащихся 2–4 классов в сфере экономики семьи.
Цель – повышение финансовой грамотности школьников.
"Финансовая грамотность" - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная учиться, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему нужен этот курс.
Программа составлена на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 2-3 классов, а также Методических рекомендаций для учителя Ю.Корлюговой «Финансовая грамотность».
Содержание учебного предмета.
В соответствии с учебным планом допобразования образовательного учреждения в 2017-2018 учебном году на реализацию «Основ финансовой грамотности» отведено 36 часов за год из расчета 1 час в неделю.
Первая тема «Что такое деньги и откуда они взялись». При ее изучении ребятам предлагаются сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой покупательной способностью. При этом дети отмечают, что свойства драгоценных металлов делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.
Следующая тема - «Защита денег от подделок», которая знакомит детей с изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.
Третья тема программы – «Какие деньги были раньше в России» - дает представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах.
Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России и мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с основными функциями банкоматов.
Затем - тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, но основным источником дохода современного человека является заработная плата, а ее размер зависит от профессии. Дети получают сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети узнают, что при нехватке денег их можно взять взаймы. Однако существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Далее изучается тема «На что тратятся деньги». Люди постоянно тратятденьги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.
В теме « Как умно управлять своими деньгами» изучаются понятия: бюджет – план доходов и расходов, ведь многие люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются накопления, сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Календарно – тематическое планирование для 3 класса (36 часов, из расчета - 1 час в неделю)
№
п/п
Дата
Тема, количество
часов
Базовые
понятия
Базовые
знания
Личностные
характеристики
и установки
Умения
Компетенции
Формы учебной
деятельности
Обмен и деньги (16 часов)
1-4
Что такое деньги и откуда они взялись
Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги.
Виды денег: наличные, безналичные.
Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.
Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов.
Различать виды доходов семьи.
Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование.
22-25
На что тратятся деньги.
Расходы. Сбережения. Долги.
Расходы. Непредвиденные расходы.
Понимание происхождения расходов.
Считать общую сумму расходов.
Различать планируемые и непредвиденные расходы.
Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование.
26-29
Как умно управлять своими деньгами.
Расходы и доходы. Семейный бюджет.
Бюджет: доходы и расходы.
Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы.
Умение составлять бюджет семьи.
Составлять семейный бюджет на условных примерах.
Общее обсуждение, Творческая работа.
30-32
Как делать сбережения.
Банковский вклад. Копилка. Недвижимость.
Виды сбережений.
Понимание того, из чего складываются сбережения.
Сравнивать разные виды сбережений.
Различать виды сбережений.
Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность.
33-34
Повторение изученного по теме «Обмен и деньги»
Групповая работа, творческая работа, игровая деятельность.
35-36
Повторение изученного по теме «Семейный бюджет».
Использованная литература
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1 -Москва ВИТА,2015
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015
Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015
Полезные ссылки для использования на занятиях:
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/ index.html (компьютерные игры по созданию собственной фирмы и развитие и отработка навыка предпринимательства).
Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru (учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты; большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся).