12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попыванова Ольга Александровна111
Россия, Кировская обл., Омутнинск
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
4

Доклад «Проектная деятельность в 5 классе как средство реализации социального направления внеурочной деятельности»



Проектная деятельность в 5 классе как средство реализации социального направления внеурочной деятельности

Попыванова О.А., учитель информатики и ИКТ
МКОУ СОШ №2 с УИОП пгт.Восточный
высшей квалификационной категории

Слайд 1

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельный подход в обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная учащимися под руководством учителя.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединяться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей.

Слайд 2.

Обучающиеся изучают данный курс с 1 класса. На каждом этапе изучения учитываются их возрастные особенности и уровень самостоятельности. Если в начальных классах детям при выполнении проектной работы максимально помогают родители, то после того, как ребенок приходит в 5 класс помощь родителей становится значительно меньше, так как считается, что ребенок повзрослел, стал самостоятельным. И поэтому ребенок сталкивается с проблемой, а как это делать самому? Научить ребенка работать над проектом самостоятельно – это и есть основная задача данного курса в 5 классе.

Курс «Основы проектирования» в 5 классе рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Слайд 3.

Программа курса составлена на основе - требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО),
- основной образовательной программы школы;

-Методического пособие по преподаванию курса Основы проектной деятельности школьника Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чурикова О.В

- программы учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. а также с учетом авторской программы курса «Основы проектной деятельности, разработанной Комаровой Н.А.

Слайд 4.

В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.

Слайд 5.

Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей обучающихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.

Слайд 6.

Основные задачи:

Образовательные:

познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; представлять проект в виде презентации, знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты.

Слайд 7.

Развивающие:

формирование универсальных учебных действий; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Слайд 8.

Воспитательные:

способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.


 

Слайд 9.

Занятия проводятся как в учебном кабинете, так и вне его.

При организации работы в рамках этого курса мною и педагогами школы были апробированы 2 подхода:

1. Обучающиеся занимаются с одним учителем все 34 часа, которые включают в себя и теорию и практику. Сложность этого подхода является в организации работы учителем. Работа над проектом требует много индивидуальных занятий, поэтому часть занятий проходит в консультативном плане и проекты в основном социально-исследовательские («Что на свете всех быстрее», «Электрические приборы в современной квартире», «Кукольный домик», «Мир снежинок» и т.д).

2. Обучающиеся занимаются 17 часов с одним учителем, где они теоретической базой проекта, отрабатывая практические навыки на коллективных творческих проектах («Подарок любимому учителю», , «Письмо с фронта», «Операция «Светофор » и т.д.), а затем дети расходятся по учителям, с которыми работают над итоговым проектом (темы учителя предлагают заранее, дети выбирают тему и учителя, так образуется проектная группа, темы были разными: кто-то из учителей предлагал предметную тему, а кто-то брал социальную). Позже я познакомлю вас с некоторыми проектами.

Слайд 10.

В любом случае все заканчивается публичной защитой проектов в апреле-мае. Проектанты делятся на группы (4-5), программа данного мероприятия за 2 -3 дня вывешивается на стенде расписание и в учительской, в программе расписаны группы и проектанты в них с темами проектов, на группы по желанию делятся учителя, гости и родители.

Слайд 11.

Слушателям выдаются критерии оценивания проектов, на основании которых затем выявляются лучшие. Пятиклассники волнуются, но в результате остаются очень довольны, так как слышат в свой адрес хорошие, похвальные слова, получают грамоты. Это целый праздник! Все ребята очень стараются, поэтому плохих проектов не бывает

Слайд 12.

При обучении используются различные формы обучения. Главное, чтобы ребенок находился в свободной творческой деятельности.

Слайд 13.

Контроль достижения планируемых результатов делится на промежуточный и итоговый. Контроль репродуктивных навыков проводится в форме защиты мини-проектов или краткосрочных проектов, связанной с усвоением материала по теме. Контроль продуктивных навыков проводится по итогам обучения навыкам создания проекта. Итоговой формой контроля является публичное (групповое) выступление-защита проекта в конце учебного года.

Слайд 14.

На доске вы видите темы занятий:

Что такое проект

Что такое проблема

Пути решения проблемы

Как мы познаём мир

Фотосъёмка объектов

Видеосъемка опыта

Удивительный вопрос

Школа «почемучек». Формулируем тему проекта

Учимся выдвигать гипотезы

Источники информации

Работа со справочной литературой

Работа с Интернет-ресурсами

Организация информационного поиска

Выбор темы исследования

Цели исследования

Задачи исследования

Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент

Сбор материала для исследования.

Наблюдение

Оформление результатов наблюдения и эксперимента

Анализ и синтез.

Суждения, умозаключения, выводы

Обобщение полученных данных.

Выбор темы исследования

Подбор методов исследования

Работа со справочной литературой

Проведение исследования

Оформление результатов исследования

Культура публичного выступление

Вопросы и ответы

Подготовка к защите проекта

Защита проекта


 

В чисто теоретическом виде не дается ни одна из тем, только на основе игры, творческого или практического задания. Так, например, чтоб научить формулировать тему красиво, я даю для сравнения 2 темы «Матрешки» и «Деревянные матрешки – разноцветные одежки». Какая тема лучше звучит, почему? Приходим к выводу, что Тема должна быть красивой, в ней должна прослеживаться проблема и в тоже время не должно быть вопроса.

Важно ребят научить правильно оформлять результаты наблюдений и экспериментов. На занятии мы наблюдаем за жевательной резинкой, которую поместили в чистую воду, в кока-колу, в воду с лимонной кислотой. Записываем результаты наблюдения каждые 5 минут – изменения, происходящие с жевательной резинкой. Через 40 минут жвачка, помещенная в кока-колу растворяется полностью, в лимонной воде растворяется частично, а в воде становится клейкой и жидкой. Делаем и записываем вывод. Так же можно наблюдать за изменением пульса в покое, после приседаний и т.д.

Для анализа и синтеза я провожу игру «Шерлок Холмс», где по некоторым данным обучающиеся должны сделать выводы, дополнить информацией, провести небольшое исследование, обосновать результаты.

В наше время, время Интернета, многие дети вообще не умеют работать со словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой для поиска информации. В этом нам помогает наш библиотекарь, которая также учит ребят правильно составлять список используемой литературы.

Также я стараюсь, чтоб каждый, даже исследовательский проект, содержал в себе работу с социумом: анкета, социальный опрос, реклама, то есть какой-то социальный контакт, что придает детям уверенности, социального опыта. Так при работе над проектом «Письмо с фронта» ребята составляли текст фронтового треугольника, цель которого была вызвать у людей воспоминания и память о годах ВОВ, а затем они эти письма раздавали прохожим, объясняя цель данной акции.

Слайд 15.

Пятиклассник с курса «Основы проектирования» должен четко усвоить структуру проекта, которую он в дальнейшем будет использовать в качестве основы для различных проектов:

ТЕМА

АКТУАЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЬ

ЗАДАЧИ

РЕАЛИЗАЦИЯ 1 ЗАДАЧИ

РЕАЛИЗАЦИЯ 2 ЗАДАЧИ

ВЫВОД

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В 5 классе мы не делаем бумажный вариант проекта, а выполняем его только в электронном виде, в виде презентации. Мы изучает требования к созданию презентации и в оформлении и в содержании, параллельно с созданием презентации-проекта ученики составляют текст для публичного выступления – защиты проекта, который пишется на отдельном листе. Ребята учатся тому, что текст должен сопровождать презентацию, а не дублировать ее.

Посмотрим организацию работы над проекта на самом простом примере

Слайд 16.

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Скоро 8 Марта. Каждому из вас наверняка хочется поздравить маму, бабушку, сестру с праздником. Какие варианты поздравлений вы можете предложить?

Слайд 17.

Купить цветы или другой подарок (дорого)

Сочинить стихотворение или песню (не все могут)

Сделать открытку своими руками (+)

Слайд 18.

ЦЕЛЬ

Создание открытки с 8 Марта своими руками

Слайд 19.

ЗАДАЧИ:

Подобрать материал для изготовления открытки

Выбрать форму открытки

Придумать оформление открытки

Подобрать поздравление

Создать открытку

Слайд 20.

А далее идет ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА четко в соответствии с задачами

Подобрать материал для изготовления открытки

Картон

Альбомный лист (+)

Цветная бумага


 

Слайд 21.

Форма открытки


 


 


 


 

Слайд 22.


 

Оформление открытки

Слайд 23.

Поздравление

В прекрасный день 8 Марта
Пускай волнуется душа,
От комплиментов станет жарко
И закружится голова.

Пусть сердце наполняют радость,
Гармония и красота,
Из милых глаз уйдет усталость
И не вернется никогда!

 

Изготовление открытки и подготовка к защите проекта.

Слайд 24.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА проводится по плану, совпадающему со структурой проекта

ТЕМА

АКТУАЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЬ

ЗАДАЧИ

ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ 1 ЗАДАЧИ

ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ 2 ЗАДАЧИ

ВЫВОД

Там, где отчет о выполнении задач, детям даются шаблонные фразы типа

- В рамках первой задачи….

- Чтобы выполнить вторую задачу….

- Для выполнения третьей задачи ….

- Итак, ….(вывод)

Пользуясь критериями, которые вы видите на экране, обучающиеся сами оценивают проекты своих одноклассников.

Сейчас я хочу продемонстрировать некоторые проекты: «Все в шоколаде», «Тайна дымковской игрушки», «День Святого Валентина»

Презентация

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.