Статья «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей»
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей.
З. Х. Акназарова
МДОБУ «ЦРР – д/с «Айгуль» г. Сибай
У детей с недоразвитием речи наличие вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятие, внимании, памяти, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения. При решении основных задач коррекционного обучения как:
• практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
• формирование правильного произношения (восстановление артикулярных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
• подготовка к обучению грамоте. Обладание элементами грамоты.
• развитие навыков связной речи. Поэтому необходимо использовать методы, приёмы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развёрнутого смыслового высказывания.
• Надо строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной жизнью, чтобы они заинтересовавшись добровольно втянулись в неё, чтобы не в тягость была родителям и детям коррекционная работа.
Родители и педагоги встречаются с проблемой нежелания ребёнка выполнять задания. Известно, что произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам, требованиям взрослого. Ещё Л.С. Выготский говорил о «единстве аффекта и интеллекта у дошкольников». Обучение по программе взрослого будет малоэффективным, если ребенок этого не хочет. Необходимо, чтобы эта «программа» стала, и «программой» ребёнка. Таким образом, детям требуется действенная мотивация к занятиям по исправлению своих речевых недостатков.
Этой мотивацией и является театрализовавшая игра. Где ребенок сможет реализовать свои возможности.
В театрализованной деятельности важна специфика сценариев спектаклей: главный герой не может правильно произносить некоторые звуки или вообще говорит по содержанию спектакля он вынужден научиться этому.
• Привлекая зрителей, он проходит различные «речевые » испытания: учиться делать гимнастику для пальчиков, языка, припевать гласные звуки, подражать голосами животных, проговаривать чистоговорки и скороговорки.
Любимые герои становятся образцами для подражания.
Все театрализованные игры можно разделить на три основные группы:
Режиссёрские игры - это настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (театр на флонелеграфе) объёмные или плоскостное.
Здесь преобладает интонация и мимика, а пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин. Игры: «От каждого по словечку», «Цепочек», «Договори», «Продолжи», и т. д.
Логопед: Колобок.
Дети: - катится - по дорожке - по лесной дорожке.
При работе со сказкой «Чье платье красивее» Б.Н.С. или «Заяц – мальчик». Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например: заяц маленький: - хорошенький - грустный
- серенький - удивленный
- пушистый - трусливый
- веселый - длинноухий
2. Игры — драматизации предполагают произвольное воспроизведение, какого-либо сюжета соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Данные игры используется при пересказе рассказов и сказок. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, чёткой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учится взаимодействию друг с другом.
3. Специальные игры развивают воображения, мимики, пантомимики, направлены на формирования дыхания, четкой дикции, интонации , артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминутки и организационных моментов. Игры «Наоборот», «Найди ошибку» «Лишние слово» Например: В сказке «Падчерица Гульбика». Подбор синонимов и антонимов. Храбрая, веселая, трудолюбивая, добрая, ласковая, и.т.д.
Театрализованные игры проходят поэтапно.
1. На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики пантомимики, что служит и своеобразном прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость при подготовке артикуляции и постановке звуков. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движения другого человека.
2. На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонацией, логики речи.
3. На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток и потешек используя настольный или пальчиковый театр.
4. На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности драматизации рассказов и сказок.
Театрализованные игры один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
• В процессе театрализованных игр расширяется и углубляется знания детей об окружающем мире.
• Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматической строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темпы, выразительность речи.
.• Совершенствуются моторика, координационная, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
• Развивается эмоционально-волевая сфера.
• Происходит коррекция поведения.
• Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга.
• Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Список литературы
Артемова Л. В. Театральные игры дошкольников. - М., 1983.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
Акназарова З. Х. 2018г
Сафонова Елена Валерьевна
Зайтуна
Сафонова Елена Валерьевна