Занятие по русскому языку и культуре речи «Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Фразеологические нормы и их нарушения»

1
0
Материал опубликован 17 December

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Чеченский государственный колледж»
 

 

Методическая разработка

учебного занятия по дисциплине

Русский язык и культура речи

Преподаватель: Матаева Д.Д.


 

По теме: Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Фразеологические нормы и их нарушения

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний

Вид занятия: урок-КВН

Форма проведения: игра

Цель: систематизация знаний и умений обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности по теме «Лексика и фразеология», работа по закреплению языковедческих понятий.

Задачи:

образовательные: обеспечить обобщение и систематизацию изученного материала по разделу «Лексика и фразеология»; познакомить студентов с фразеологическими нормами языка; совершенствовать навыки грамотного и целесообразного пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи.

развивающие: создать условия для развития навыков устной речи, умения грамотно и связно излагать свои мысли; развивать образное и аналитическое мышление, мыслительную деятельность и творческие способности студентов.

воспитательные: формировать у обучающихся интерес к изучаемой дисциплине, воспитывать речевой вкус, навыки общения через игровую ситуацию; воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовер­шенствованию.

Междисциплинарная интеграция: история, литература, русский язык, изобразительное искусство.

Методы и приемы обучения: информационные, компьютерные, проблемно-поисковые, практические, диалог, самостоятельная работа в группах; словесные, объяснительно-иллюстративные, словесные, игровые, разъяснение, самостоятельная работа.

Технологии обучения: развивающего обучения и воспитания, информационно-коммуникационные образовательные технологии, интегративного обучения, технология учебной деловой игры.

Методическое оснащение:

Источники информации: программа дисциплины, план занятия

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, фразеологический словарь.

Время учебного занятия: 90 минут

План занятия

1.Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

3. Сообщение темы и целей занятия

4. Актуализация ранее изученного материала. Проведение игры (разминка, конкурс капитанов, опережающее домашнее задание).

5. Обобщение и систематизация знаний

6. Подведение итогов

7. Рефлексия

8. Домашнее задание

Ход занятия

Организационный момент

взаимные приветствия преподавателя и студентов;

- фиксация отсутствующих;

- проверка подготовленности студентов к занятию, их настроя на работу;

- организация внимания и внутренней готовности.

2. Мотивация учебной деятельности

Сегодня от вас потребуется внимание, сосредоточенность, активность, чтобы как можно больше знаний приобрести на данном занятии. Эти знания пригодятся вам в жизни. Наше занятие пройдет в необычной форме – игры КВН, поэтому вам необходимо поделиться на две команды, придумать название команде, девиз и выбрать капитанов. Я выступлю в качестве жюри.

Представление команд (название, девиз)

3. Сообщение темы и постановка целей занятия.

Слово преподавателя:

Мы продолжаем изучение лексикологии. Тема нашего занятия «Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Фразеологические нормы и их нарушения».

- Давайте вместе сформулируем цель нашего занятия.

Студенты: Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология». Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, грамотно использовать их в своей речи

Преподаватель: Правильно. Как сказал ученый-языковед В.И. Даль «Фразеология – это величайшая сокровищница мира, ценность любого языка. В ней как в зеркале, отражается история и многовековой опыт трудовой и духовной деятельности народа, нравственные ценности, религиозные воззрения и верования. Фразеология отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа…». Надеюсь, что мы будем держать ухо востро, в один голос смело будем отвечать на вопросы заданий, и, глазом не моргнув, отправимся в путешествие по стране «Фразеология».

4Актуализация знаний.

4.1 Повторение ранее изученного

4.2 Фронтальный опрос «Да-нетка»:

-Лексика – это наука, изучающая словарный состав языка (да!)

-Лексикография- теория и практика составления словарей (да!)

Лексикограф- прибор для измерения силы ветра (нет!)

Лексикон- иностранный язык (нет!)

-Лексическое значение слова – это его смысловое значение (да!)

-Лексическое значение слова можно найти в орфоэпическом словаре (Нет!).

Примеры словарей

-Синонимами называются слова близкие по лексическому значению (да!) Примеры

-Антонимы – это слова, разные по написанию и произношению и противоположные по своему лексическому значению (Да!) Примеры

-Слово «фразеология» обозначает учение о слове (нет!)

(фразис – «выражение», логос – «учение»).

-Фразеологизм – это устойчивое выражение, несвободное сочетание слов, обладающее целостным лексическим значением. (ДА!)

4.3 Лингвистическая разминка

Задание 1.

- Расставить ударение в словах:

Августовский Средства

Каталог Иконопись

Досуг Эксперт

Квартал Осужденный

Черпать Углубленный

Красивее Облегчить

Обеспечение Принять

Ходатайство Принудить

Договор

Какие из данных слов вы будете использовать в профессии?

-Дайте лексическое значение подчеркнутым словам. Составьте предложения с данными словами.

Задание 2. Фразеологическая разминка

(слайды демонстрируются командам по очереди)

Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.
а) считать ворон — бездельничать
б) в час по чайной ложке — медленно
в) тертый калач — опытный (о человеке)

г) седьмая вода на киселе — близкие родственники
Задание 3

Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?
а) куры не клюют
б) семь пятниц на неделе
в) тьма тьмущая
г) хоть пруд пруди

Задание 4

В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

Задание 5

Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?

а) раскрыть карты
б) попасть впросак
в) смотреть сквозь пальцы

г) камень преткновения

Задание 6

В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

1) два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны

2) душа уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку

3) выжимать соки, драть шкуру, тянуть жилы

4) прощупывать почву, закидывать удочки, пустить пробный шар

Задание 7

Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

1) капля в море, сколько душе угодно

2) воспрянуть духом, повесить голову

3) выеденного яйца не стоит, цены нет

Подведем черту 1 части разминки

5. Обобщение и систематизация знаний

В какую лексическую группу можно объединить некоторые сочетания в данном стихотворении?

Усердней с каждым днем гляжу в словарь,

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь,

На всех словах- события печать,

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

С.Маршак

Сейчас я буду называть фразеологизмы, а вы должны определить их значение:

Водой не разольешь (неразлучные друзья)

Как в воду опущенный (Грустный)

Набрал в рот воды (тихий, молчаливый человек)

Как в воду глядел (Угадать, предсказать)

Как две капли воды (очень похожи)

Прошли огонь и воду (все испытали)

Водить за нос (обманывать)

Витать в облаках (мечтать)

Сесть на шею (быть обузой для другого человека)

Море по колено (ничего не страшно)

Тянуть кота за хвост (надолго затягивать какое-либо решение или дело).

Подсчитаем, с каким количеством баллов мы отправимся в путешествие по стране «Фразеология». Итог конкурса «Разминка».

Конкурс «Анатомический словарь»

А сейчас заглянем в анатомический словарь страны «Фразеология», в котором живут фразеологизмы о частях тела человека.

Конкурс «Кто больше?»

Записать как можно больше устойчивых сочетаний по одному из следующих признаков:

Имеющих в своем составе название какого – либо животного или птицы: волком смотрит, собаку съел, козел отпущения, белая ворона, как с гуся вода

начинающихся глаголом: делать из мухи слона, зарубить на носу, закрывать глаза

3)состоящих из двух существительных и предлога: свинья под дубом, собака на сене, смех сквозь слезы

4) состоящих из прилагательных и существительного: бездонная бочка, волчий аппетит, сирота казанская

5) части человеческого тела: кусать локти, путаться под ногами, смотреть сквозь пальцы

6) с повторяющимися словами: зуб на зуб, дурак дураком, тьма-тьмущая

7) со словами- синонимами: переливать из пустого в порожнее, ум за разум заходит.

Конкурс «Разные значения»

Задание для команд: Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложения так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом значении, вторая – составляет предложения с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма.

(После 5 примеров команды меняются местами).

Подведение итогов конкурса «Разные значения».

Выводы. Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и их происхождение.

- Кто из вас может сказать, откуда же пришли в нашу речь фразеологизмы?

Опережающее домашнее задание. Конкурс «Почему мы так говорим»

А сейчас мы проводим Конкурс капитанов.

Конкурс «Имена»

Перед вами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными, вы должны вспомнить и назвать фразеологизм с ними. Поскольку это нелегко, капитан может обратиться к команде за помощью.

Ерема (Я ему про Фому, а он мне про Ерему)

Емеля (мели, Емеля – твоя неделя)

Фома (Фома неверующий)

Макар (куда Макар телят не гонял)

Сидор (как сидорову козу драть)

Федот (Федот, да не тот)

Работа по совершенствованию культуры речи

Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть ошибки.

1 команда

Наша группа успешно закончила полугодие, проделав сизифов труд (Сизифов труд – это бесполезный, поэтому фразеологизм нельзя применять в случаях, когда речь идет об успехах).

Мы идем в ногу со своим временем (нарушение целостности фразеологизма: вставка во фразеологизм слова «свой»)

Решение задачи привело в тупик (нарушение ФЕ «зашло в тупик»)

Нам не удалось одержать реванш над командой из другого колледжа (смешение двух фразеологизмов: одержать победу и взять реванш)

Затея лопнула, как карточный домик (смешение двух ФО: «разлететься, как карточный домик», «лопнуть, как мыльный пузырь»)

Он работал, опустив рукава (нарушение целостности ФО «работать спустя рукава»).

команда

1)Он долго перебирал из пустого в порожнее (замена компонента: переливать из пустого в порожнее)

В этом году вступили новые правила (сокращение или расширение состава: вступили в действие но­вые правила)

Я ему обязан по гроб доски (смешение двух оборотов: по гроб жизни и до гро­бовой доски)

Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали в русском языке (несоответствие контексту: среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык.)

Подвернуться под рукой (замена формы элементов: подвернуться под руку.)

Учитель попросил всех сматывать удочки (стилистическая неуместность:

Учитель попросил всех выйти из класса.)

«Пантомима». Последнее задание потребует от капитанов не только знание фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытянув карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью жестов, мимики, позы, а команда должна назвать его:

ЛИТЬ КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ

ВОДИТЬ ЗА НОС

НАМЫЛИТЬ ШЕЮ

СЕСТЬ В КАЛОШУ

РЕВЕТЬ В ТРИ РУЧЬЯ

ЗАРУБИТЬ СЕБЕ НА НОСУ

НЕ ПОКЛАДАЯ РУК и др.

Подведение итогов конкурса капитанов.

6. Подведение итогов занятия. Пока мы подсчитываем баллы, предлагаю нарисовать фразеологизмы и объяснить их значение: глаза на мокром месте, смотреть в корень.

Проверка и подсчет общего количества баллов. Выявление победителя игры.

Хочу сказать, что в вашей группе нет студентов, которые витают в облаках. Но петь диферамбы или курить фемиам не буду до тех пор, пока вы не ответите на вопросы:

1. Для чего нужно изучать фразеологию?

2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов?

3. Как вы думаете можно ли использовать фразеологизмы в вашей будущей профессии? Почему?

Выставление оценок с комментированием.

7. Рефлексия.

Студенты оценивают свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Теперь вы поставьте оценку нашей работе на занятии. Если вам понравился урок, поднимите карточку с фразеологизмом «Сердце радуется». Если вам было скучновато - поднимите карточку с фразеологизмом «Ни рыба, ни мясо». Если же на занятии вам ничего не понравилось, поднимите карточку с фразеологизмом «Душа не лежит»

8. Домашнее задание

-Сегодня мы с вами вспомнили много фразеологизмов. На дом вы получаете задание придумать занимательный рассказ с максимальным использованием фразеологизмов.

А закончить занятие хочу вместе с вами словами стихотворения, в котором вы будете произносить последнюю строку вместе со мной:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

С. Абдулла, узбекский поэт

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.