Занятие по русскому языку и культуре речи «Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Фразеологические нормы и их нарушения»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Чеченский государственный колледж»
Методическая разработка
учебного занятия по дисциплине
Русский язык и культура речи
Преподаватель: Матаева Д.Д.
По теме: Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Фразеологические нормы и их нарушения
Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний
Вид занятия: урок-КВН
Форма проведения: игра
Цель: систематизация знаний и умений обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности по теме «Лексика и фразеология», работа по закреплению языковедческих понятий.
Задачи:
образовательные: обеспечить обобщение и систематизацию изученного материала по разделу «Лексика и фразеология»; познакомить студентов с фразеологическими нормами языка; совершенствовать навыки грамотного и целесообразного пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи.
развивающие: создать условия для развития навыков устной речи, умения грамотно и связно излагать свои мысли; развивать образное и аналитическое мышление, мыслительную деятельность и творческие способности студентов.
воспитательные: формировать у обучающихся интерес к изучаемой дисциплине, воспитывать речевой вкус, навыки общения через игровую ситуацию; воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию.
Междисциплинарная интеграция: история, литература, русский язык, изобразительное искусство.
Методы и приемы обучения: информационные, компьютерные, проблемно-поисковые, практические, диалог, самостоятельная работа в группах; словесные, объяснительно-иллюстративные, словесные, игровые, разъяснение, самостоятельная работа.
Технологии обучения: развивающего обучения и воспитания, информационно-коммуникационные образовательные технологии, интегративного обучения, технология учебной деловой игры.
Методическое оснащение:
Источники информации: программа дисциплины, план занятия
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, фразеологический словарь.
Время учебного занятия: 90 минут
План занятия
1.Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
3. Сообщение темы и целей занятия
4. Актуализация ранее изученного материала. Проведение игры (разминка, конкурс капитанов, опережающее домашнее задание).
5. Обобщение и систематизация знаний
6. Подведение итогов
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
Ход занятия
Организационный момент
- взаимные приветствия преподавателя и студентов;
- фиксация отсутствующих;
- проверка подготовленности студентов к занятию, их настроя на работу;
- организация внимания и внутренней готовности.
2. Мотивация учебной деятельности
Сегодня от вас потребуется внимание, сосредоточенность, активность, чтобы как можно больше знаний приобрести на данном занятии. Эти знания пригодятся вам в жизни. Наше занятие пройдет в необычной форме – игры КВН, поэтому вам необходимо поделиться на две команды, придумать название команде, девиз и выбрать капитанов. Я выступлю в качестве жюри.
Представление команд (название, девиз)
3. Сообщение темы и постановка целей занятия.
Слово преподавателя:
Мы продолжаем изучение лексикологии. Тема нашего занятия «Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Фразеологические нормы и их нарушения».
- Давайте вместе сформулируем цель нашего занятия.
Студенты: Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология». Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, грамотно использовать их в своей речи
Преподаватель: Правильно. Как сказал ученый-языковед В.И. Даль «Фразеология – это величайшая сокровищница мира, ценность любого языка. В ней как в зеркале, отражается история и многовековой опыт трудовой и духовной деятельности народа, нравственные ценности, религиозные воззрения и верования. Фразеология отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа…». Надеюсь, что мы будем держать ухо востро, в один голос смело будем отвечать на вопросы заданий, и, глазом не моргнув, отправимся в путешествие по стране «Фразеология».
4. Актуализация знаний.
4.1 Повторение ранее изученного
4.2 Фронтальный опрос «Да-нетка»:
-Лексика – это наука, изучающая словарный состав языка (да!)
-Лексикография- теория и практика составления словарей (да!)
Лексикограф- прибор для измерения силы ветра (нет!)
Лексикон- иностранный язык (нет!)
-Лексическое значение слова – это его смысловое значение (да!)
-Лексическое значение слова можно найти в орфоэпическом словаре (Нет!).
Примеры словарей
-Синонимами называются слова близкие по лексическому значению (да!) Примеры
-Антонимы – это слова, разные по написанию и произношению и противоположные по своему лексическому значению (Да!) Примеры
-Слово «фразеология» обозначает учение о слове (нет!)
(фразис – «выражение», логос – «учение»).
-Фразеологизм – это устойчивое выражение, несвободное сочетание слов, обладающее целостным лексическим значением. (ДА!)
4.3 Лингвистическая разминка
Задание 1.
- Расставить ударение в словах:
Августовский Средства
Каталог Иконопись
Досуг Эксперт
Квартал Осужденный
Черпать Углубленный
Красивее Облегчить
Обеспечение Принять
Ходатайство Принудить
Договор
- Какие из данных слов вы будете использовать в профессии?
-Дайте лексическое значение подчеркнутым словам. Составьте предложения с данными словами.
Задание 2. Фразеологическая разминка
(слайды демонстрируются командам по очереди)
Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.
а) считать ворон — бездельничать
б) в час по чайной ложке — медленно
в) тертый калач — опытный (о человеке)
г) седьмая вода на киселе — близкие родственники
Задание 3
Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?
а) куры не клюют
б) семь пятниц на неделе
в) тьма тьмущая
г) хоть пруд пруди
Задание 4
В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
Задание 5
Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?
а) раскрыть карты
б) попасть впросак
в) смотреть сквозь пальцы
г) камень преткновения
Задание 6
В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
1) два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны
2) душа уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку
3) выжимать соки, драть шкуру, тянуть жилы
4) прощупывать почву, закидывать удочки, пустить пробный шар
Задание 7
Какая пара фразеологизмов не является антонимами?
1) капля в море, сколько душе угодно
2) воспрянуть духом, повесить голову
3) выеденного яйца не стоит, цены нет
Подведем черту 1 части разминки
5. Обобщение и систематизация знаний
В какую лексическую группу можно объединить некоторые сочетания в данном стихотворении?
Усердней с каждым днем гляжу в словарь,
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь,
На всех словах- события печать,
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С.Маршак
Сейчас я буду называть фразеологизмы, а вы должны определить их значение:
Водой не разольешь (неразлучные друзья)
Как в воду опущенный (Грустный)
Набрал в рот воды (тихий, молчаливый человек)
Как в воду глядел (Угадать, предсказать)
Как две капли воды (очень похожи)
Прошли огонь и воду (все испытали)
Водить за нос (обманывать)
Витать в облаках (мечтать)
Сесть на шею (быть обузой для другого человека)
Море по колено (ничего не страшно)
Тянуть кота за хвост (надолго затягивать какое-либо решение или дело).
Подсчитаем, с каким количеством баллов мы отправимся в путешествие по стране «Фразеология». Итог конкурса «Разминка».
Конкурс «Анатомический словарь»
А сейчас заглянем в анатомический словарь страны «Фразеология», в котором живут фразеологизмы о частях тела человека.
Конкурс «Кто больше?»
Записать как можно больше устойчивых сочетаний по одному из следующих признаков:
Имеющих в своем составе название какого – либо животного или птицы: волком смотрит, собаку съел, козел отпущения, белая ворона, как с гуся вода
начинающихся глаголом: делать из мухи слона, зарубить на носу, закрывать глаза
3)состоящих из двух существительных и предлога: свинья под дубом, собака на сене, смех сквозь слезы
4) состоящих из прилагательных и существительного: бездонная бочка, волчий аппетит, сирота казанская
5) части человеческого тела: кусать локти, путаться под ногами, смотреть сквозь пальцы
6) с повторяющимися словами: зуб на зуб, дурак дураком, тьма-тьмущая
7) со словами- синонимами: переливать из пустого в порожнее, ум за разум заходит.
Конкурс «Разные значения»
Задание для команд: Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложения так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом значении, вторая – составляет предложения с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма.
(После 5 примеров команды меняются местами).
Подведение итогов конкурса «Разные значения».
Выводы. Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и их происхождение.
- Кто из вас может сказать, откуда же пришли в нашу речь фразеологизмы?
Опережающее домашнее задание. Конкурс «Почему мы так говорим»
А сейчас мы проводим Конкурс капитанов.
Конкурс «Имена»
Перед вами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными, вы должны вспомнить и назвать фразеологизм с ними. Поскольку это нелегко, капитан может обратиться к команде за помощью.
Ерема (Я ему про Фому, а он мне про Ерему)
Емеля (мели, Емеля – твоя неделя)
Фома (Фома неверующий)
Макар (куда Макар телят не гонял)
Сидор (как сидорову козу драть)
Федот (Федот, да не тот)
Работа по совершенствованию культуры речи
Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть ошибки.
1 команда
Наша группа успешно закончила полугодие, проделав сизифов труд (Сизифов труд – это бесполезный, поэтому фразеологизм нельзя применять в случаях, когда речь идет об успехах).
Мы идем в ногу со своим временем (нарушение целостности фразеологизма: вставка во фразеологизм слова «свой»)
Решение задачи привело в тупик (нарушение ФЕ «зашло в тупик»)
Нам не удалось одержать реванш над командой из другого колледжа (смешение двух фразеологизмов: одержать победу и взять реванш)
Затея лопнула, как карточный домик (смешение двух ФО: «разлететься, как карточный домик», «лопнуть, как мыльный пузырь»)
Он работал, опустив рукава (нарушение целостности ФО «работать спустя рукава»).
команда
1)Он долго перебирал из пустого в порожнее (замена компонента: переливать из пустого в порожнее)
В этом году вступили новые правила (сокращение или расширение состава: вступили в действие новые правила)
Я ему обязан по гроб доски (смешение двух оборотов: по гроб жизни и до гробовой доски)
Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали в русском языке (несоответствие контексту: среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык.)
Подвернуться под рукой (замена формы элементов: подвернуться под руку.)
Учитель попросил всех сматывать удочки (стилистическая неуместность:
Учитель попросил всех выйти из класса.)
«Пантомима». Последнее задание потребует от капитанов не только знание фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытянув карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью жестов, мимики, позы, а команда должна назвать его:
ЛИТЬ КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ
ВОДИТЬ ЗА НОС
НАМЫЛИТЬ ШЕЮ
СЕСТЬ В КАЛОШУ
РЕВЕТЬ В ТРИ РУЧЬЯ
ЗАРУБИТЬ СЕБЕ НА НОСУ
НЕ ПОКЛАДАЯ РУК и др.
Подведение итогов конкурса капитанов.
6. Подведение итогов занятия. Пока мы подсчитываем баллы, предлагаю нарисовать фразеологизмы и объяснить их значение: глаза на мокром месте, смотреть в корень.
Проверка и подсчет общего количества баллов. Выявление победителя игры.
Хочу сказать, что в вашей группе нет студентов, которые витают в облаках. Но петь диферамбы или курить фемиам не буду до тех пор, пока вы не ответите на вопросы:
1. Для чего нужно изучать фразеологию?
2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов?
3. Как вы думаете можно ли использовать фразеологизмы в вашей будущей профессии? Почему?
Выставление оценок с комментированием.
7. Рефлексия.
Студенты оценивают свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Теперь вы поставьте оценку нашей работе на занятии. Если вам понравился урок, поднимите карточку с фразеологизмом «Сердце радуется». Если вам было скучновато - поднимите карточку с фразеологизмом «Ни рыба, ни мясо». Если же на занятии вам ничего не понравилось, поднимите карточку с фразеологизмом «Душа не лежит»
8. Домашнее задание
-Сегодня мы с вами вспомнили много фразеологизмов. На дом вы получаете задание придумать занимательный рассказ с максимальным использованием фразеологизмов.
А закончить занятие хочу вместе с вами словами стихотворения, в котором вы будете произносить последнюю строку вместе со мной:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
С. Абдулла, узбекский поэт