РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ
(используемый источник: Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Диагностика
развития ребёнка (0-3 года). Практическое руководство по
тестированию. – СПб.: Паритет, 2006)
Буклет подготовила Поликина Ольга Сергеевна, учитель-логопед МБУ Центра "Леда" территориальной ПМПК г.Архангельска
ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ
1 мес.: -Мимика лица неопределённая (ласково разговариваем)
-Произносит звуки А, О, У
2мес.:-Фиксирует внимание на лице говорящего, снижает двигательную
активность
-Вокализация звуков:А-А, А-Э, А-У, АХУ, ХЫ-ХЫ
3 мес.: -Отвечает мимикой на речь другого
-Произносит звуки:А, А-А, КХ, Э-У, ЖО-ЖЫ, Э,О-О,А-И-А, А-А-А
4 мес.: -Произносит гудящие звуки.
-Социальный ответ-радостносмеётся
-Произносит звуки: СХ, ХЫ-ХЫ, АЭ, Э, О, А-И, ЭШ,ХА
5 мес.: -Отвечает на обращённую к нему речь визгом, улыбкой
-Произносит звуки: А-А, Э, ЭХ, ХА, ГХУ, КХУ, КГХ, КХ, М-МА, ЭТ, ХА
6 мес.: -Поворачивает голову в сторону говорящего
-Произносит различные звуки (хрюканье, ворчание), звукосочетания,
призывает к общению
-Произносит: А-А, Э-Э, Х-ЭХ, И, УЛИ, ГНЫ, АБО, И-Э, АВ-В, Э-Э-КА
7 мес.: -На вопрос «где?» отыскивают глазами неоднократно называемый
предмет, находящийся на определённом месте (часы: тик-так)
-активно лепечет слоги различного вида: А-А, Э, АХ, ОГУ, ЭМЛ, АО-ВА, ДЭ-
ДЭ, У-У-У, АВ-В, АДЭ, О-О-ЦО
8 мес.: -Копируют слоги. Подражают взрослому, произносят слоги шепотом: ХЭ,
ХИ, МУ, АДЯТЬ, ДО-ДО, АДЭ, БАБА, БА, АЛЯ
-По слову взрослого выполняет без показа разученные действия: «Дай
ручку», «Ладушки»
9 мес.: -Подражая взрослому, произносит слоги, которые уже есть в его лепете:
НЭ-НЭ, ПАПА, БАБА, АЛЯ, ГА-ГА, МА-МА
-На просьбу «дай» отыскивает игрушку или предмет
-На вопрос «где» находит взглядом знакомый предмет в разных местах
10 мес.: -Повторяет новые слоги за взрослым. Произносит первые лепетные
слова: МА-МА, ТЯ-ТЯ, БА-БА., ТЁ-ТЯ, ЛЯ-ЛЯ
-Выполняет по просьбе (без показа) разученные движения: «Прятки»,
«Ладушки», «Пока, пока»
11 мес.: -Произносит первые слова-обозначения (АВ-АВ, КИС-КИС, ДАЙ)
-По словестной просьбе выполняет разученные действия: погладь собачку,
покорми куклу.
12 мес.: -Легко подражает новым словам. Имитирует слова.
Произносит от 6 до 10 слов.
ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ
Понимание речи
1 год-1 год 3 мес.
-Запас слов значительно расширяется. Выбирает, приносит, подаёт игрушку, которую попросили. Показывает её на картинке.
1 год 4 мес-1 год 5 мес.
-Обобщает предметы по существенным признакам (куклы, машинки, мячики)
1 год 6 мес-1 год 9 мес..
-Понимает не сложный сюжет картинки (девочка за столом пьёт чай, мальчик на улице играет в мяч)
1 год 9 мес-2 года
-Понимает не сложный рассказ . Отвечает на простые вопросы. (3 предложения)
Активная речь
1 год-1 год 3 мес.
-Пользуется лепетом и отдельными словами во время двигательной активности
1 год 4 мес-1 год 6 мес.
-Употребляет двусложные слова (баба, папа). Правильно произносит трёхсложные слова (машина). Называет родных на фото.
1 год 10 мес-2 года
-Пользуется трёхсловными предложениями: Мальчик катает машину. Девочка рисует красками.
-Употребляет в речи имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения (разные части речи).
-В активной речи 200-300 слов.
Звуковая сторона речи
1 год 3 мес-1 год 6 мес.
-Чётко и внятно произносит звуки: А,О,И,М,Б,К,Г,ДЬ,ТЬ,ПЬ,ЛЬ, СЬ.
1 год 6 мес-1 год 9 мес.
-Чётко и внятно произносит звуки: А,О,И,М,Б,К,Г,ДЬ,ТЬ,ПЬ,ЛЬ, СЬ +ХЬ,ЦЬ,Й
1 год 9 мес-2 года
--Чётко и внятно произносит звуки: А,О,И,М,Б,К,Г,ДЬ,ТЬ,ПЬ,ЛЬ, СЬ,ХЬ,ЦЬ,Й +Н, Т, Д
Слоговая структура слов
1 год 3 мес-1 год 6 мес.
-Воспроизводит в слове один ударный слог или два одинаковых: мяч-МЯ, вода-ДА-ДА
1 год 6 мес-1 год 9 мес.
-Воспроизводит 2х-сложные слова. В 3х-сложных часто опускает один из слогов: мама, папа, кукла (Ляля); машина-ТИНА, собака-«БАКА»,
1 год 10 мес-2 года
-В 3х-сложных словах ещё опускает слог (чаще предударный), может сохраняться количество слогов в 4х-сложных словах: велосипед, пирамидка.
ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ
Лексика
-Части тела (волосы, подбородок, локти, плечи, колени, ногти, пальцы, шея, грудь).
-Предметы обстановки (стол, стул, диван, кровать и т.д.). Обобщаем.
-Одежда, обувь (платье, свитер, тапки, ботинки, рукавицы, перчатки, юбка, шорты, пальто, шуба).
-Посуда (сковорода, кастрюля, стакан, кружка, нож, вилка, тарелка, блюдце, чайник, сахарница).
-Транспорт (легковая машина, грузовая машина, самолёт, вертолёт, мотоцикл, трактор, корабль, лодка).
-Овощи (огурец, помидор, капуста, свекла)
-Фрукты (лимон, апельсин, банан, слива, вишня, виноград)
2 года 6 мес-3 года
-Растения (елка, берёза, куст, трава, колокольчик, ромашка)
-Игрушки (дудочка, барабан, совочек, ведро).
-Люди (мама, папа, бабушка, дедушка, девочка, мальчик).
Грамматика
2 года -2 года 6 мес.
-Говорит предложениями (более 3 слов, до 5)
-Рассказывает, как он гулял на прогулке.
-Употребляет в речи имена существительные в творительном падеже единственного и множественного числа: ножом, молотком, игрушками.
-Называет изображённые на картинках действия. (Девочка кормит куклу. Мальчик строит башню.)
-Употребляет в речи глаголы настоящего и прошедшего времени (строит-построила)
-Различают глаголы единственного-множественного числа (Мишка ест мёд. Мишки едят мёд).
2 года 6 мес.
-Повторяют за взрослыми двустишия.
-Начинает задавать вопросы: «где?», «когда?», «куда?» (Где мальчик Вова?)
2 года 6 мес-3 года
-Начинает употреблять придаточные предложения: «Не хочу домой!» Почему? «Потому что…»
-Употребляет в речи местоимения: Он пил молоко. Она пила сок. Они пили чай..
Слоговая структура
2 года-2 года 6 мес
-В многосложных словах чаще опускает предударные слоги, иногда приставки (капуста-ПУСТА, помидоры-ПОДОЫ, поехали-ЕХАЛИ)
2 года 6 мес-3 года
Слоговую структуру нарушают редко.