Рабочая программа по речевому развитию для детей 3–4 лет по программе «От рождения до школы»
ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год |
Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю |
Длительность непосредственно образовательной ситуации |
Форма организации образовательного процесса |
36 |
1 раз в неделю |
15 минут |
групповая |
Цель программы: овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Основные задачи по программе
Развивающач речевая среда
Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.п.).
Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: «Проходите, пожалуйста», «Предложите: «Хотите посмотреть…», «Спросите: «Понравились ли наши рисунки?»).
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом (Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи «Стыдно драться! Ты уже большой»).
Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.
Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
Формирование словаря
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).
Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табурет, шуба-пальто-дубленка).
Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи
Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г, ф-в, т-с-з-ц).
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи
Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка-утенок-утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь
Развивать диалогическую форму речи.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос; понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.
В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей
«Физическое развитие» |
Формирование речевых навыков в процессе занятий физической культурой, развитие коммуникативных функций. Формирование представлений о здоровье средствами коммуникации в различных видах деятельности |
«Познавательное развитие» |
Развитие речевых навыков детей, формирование различных сторон речевой деятельности в процессе познания |
« Художественно-эстетическое развитие» |
Развитие коммуникативных функций ребенка в процессе освоения различных видов художественной деятельности |
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год
Тематический план
|
Программное содержание |
Количество занятий |
1 2 |
Чтение стихотворения Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение сказки «Кот, петух и лиса» |
1 1 |
3 |
Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись» |
1 |
4 |
Звуковая культура речи: звук у |
2 |
5 |
Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин(по выбору педагога) |
1 |
6 |
Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова» |
1 |
7 |
Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» |
1 |
8 |
Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила...» |
1 |
9 |
Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается» |
1 |
10 |
Звуковая культура речи: звук и |
1 |
11 |
Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) |
1 |
12 |
Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» |
1 |
13 |
Чтение сказки «Снегурушка и лиса» |
1 |
14 |
Повторение сказки«Снегурушка и лиса» |
1 |
15 |
«Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет», стихотворения А.Босева «Трое»». |
1 |
16 |
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» |
1 |
17 |
Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» |
1 |
18 |
Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» |
1 |
19 |
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» |
1 |
20 |
Звуковая культура речи: звуки 6, бь |
1 |
21 |
Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились» |
1 |
22 |
Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» |
1 |
23 |
Чтение стихотворения И. Косякова «Все она».Дидактическое упражнение «Очень мамочкулюблю, потому, что...» |
1 |
24 |
Звуковая культура речи: звуки т, п, к |
1 |
25 |
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» |
1 |
26 |
Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось») |
1 |
27 |
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» |
1 |
28 |
Звуковая культура речи: звук |
1 |
29 |
Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) |
1 |
30 |
Звуковая культура речи: звук с |
1 |
31 |
Познакомить с русской народной сказкой «Бычок — черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях. |
1 |
32 |
Упражнять детей в четком произношении звука з |
1 |
33 |
Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение. |
1 |
34 |
Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. |
1 |
35 |
Игра-путешествие |
1 |
№ |
Дата |
Тема |
Программное содержание |
Литература |
1 |
6.09 |
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка» |
Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры); помочь малышам поверить в то, что каждый из них — замечательный ребенок, и взрослые их любят. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
2 |
13.09 |
Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» |
Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской). |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
3 |
20.09 |
Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись» |
Упражнять детей в правильном и отчетливом произнбшей звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизация| в речи детей обобщающих слов. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
4 |
27.09 |
Звуковая культура речи: звук у |
Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолирован ного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; no6yждать произносить звук в разной тональности с разной громкость подражанию). |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
5 |
4.10 |
Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин(по выбору педагога) |
Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять cюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
6 |
11.10 |
Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова» |
Познакомить со сказкой «Колобок» (обраб. К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
7 |
18.10 |
Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» |
Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
8 |
25.10 |
Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила...» |
Помочь детям запомнить стихотворение Л. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения Л. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, ГОЛОДНО и страшно в неуютную осеннюю пору. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
9 |
1.11 |
Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается» |
Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
10 |
8.11 |
Звуковая культура речи: звук и |
Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
11 |
15.11 |
Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) |
Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
12 |
22.11 |
Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» |
Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
13 |
29.11 |
Чтение сказки «Снегурушка и лиса» |
Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обр. М.Булатова), с образом лисы (отличным от других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
14 |
6.12 |
Повторение сказки«Снегурушка и лиса» |
Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки.Повторить звуки «Э» |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
15 |
13.12 |
«Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет», стихотворения А.Босева «Трое»». |
Познакомить детей с рассказом Л.Воронковой «Снег идет», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А.Босева «Трое». |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
16 |
20.12 |
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» |
Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова), вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
17 |
27.12 |
Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» |
Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
18 |
17.01 |
Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» |
Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
19 |
24.01 |
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» |
Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обраб. В Даля), помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец). |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
20 |
31.01 |
Звуковая культура речи: звуки 6, бь |
Упражнять детей в правильном произношении звуков 6, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах). |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
21 |
7.02 |
Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились» |
Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились», учить выразительно читать его. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
22 |
14.02 |
Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» |
Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления). |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
23 |
21.02 |
Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что...» |
Познакомить детей со стихотворением И. Косякова «Все она». Совершенствовать диалогическую речь малышей. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
24 |
28.02 |
Звуковая культура речи: звуки т, п, к |
Закреплять произношение звука m в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками п, п, к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоро стью и громкостью. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
25 |
7.03 |
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» |
Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обраб. М. Серовой). Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
26 |
14.03 |
Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось») |
Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов). |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
27 |
21.03 |
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» |
Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
28 |
28.03 |
Звуковая культура речи: звук ф |
Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
29 |
4.04 |
Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) |
Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
30 |
11.04 |
Звуковая культура речи: звук с |
Отрабатывать четкое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
31 |
18.04 |
Познакомить с русской народной сказкой «Бычок — черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях. |
Познакомить с русской народной сказкой «Бычок — черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
32 |
25.04 |
Упражнять детей в четком произношении звука з. |
Упражнять детей в четком произношении звука з. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
33 |
16.05 |
Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение. |
Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
34 |
23.05 |
Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. |
Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. |
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
35 |
30.06 |
Игра-путешествие |
Закрепление пройденного материала |
Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала
Образовательная область «Речевое развитие»:
№ задания |
Ребенок показывает: |
Методика проведения |
Оборудование |
Задание 1: |
Рассматривает сюжетные картинки |
Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. |
Сюжетные картинки. |
Задание 2 |
Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения. |
Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. |
Предметно – пространственная развивающая среда. |
Задание 3 |
Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами |
Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. |
Предметные и сюжетные картинки. Предметно – пространственная развивающая среда. |
Оценка результатов: Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно; Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого; Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого; Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога. Высокий уровень – 10 – 12 баллов, средний уровень – 7 – 9 баллов, низкий уровень – 4 - 6 баллов, низший уровень – 3 балла. |
Список литературы:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.
Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.