Контрольная работа по русскому языку «Речевой этикет» (5 класс)
Речевой этикет
Речевой этикет - __________________________________________________
_______________________________________________________________________.
Назови речевые формулы.
А) Б)
В) Г)
Д) Е)
3. Социально одобряемое правило, общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях называется - __________________________.
4. Назови группы грамматических норм.
А) Б) С)
5. Почему учитель из кинофильма «Доживем до понедельника» возмутился, услышав фразу: «Я им говорю: «Не ложьте на парту», а они все ложат и ложат»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Кто сказал правильно? Подчеркни.
Сережа сказал Алеше : «Надевай пальто». Алеша ответил: «Хорошо. А ты одевай свитер»
7. Исправь ошибки в предложениях.
В комнату вошли мать с маленьким сыном на руках._____________________________________________________________________
Благодаря достижения науки лекарство от оспы было найдено.___________________________________________________________________
Знаменитый актер был удостоен орденом «За заслуги перед Отечеством». __________________________________________________________________________
Около полторы недели нам понадобится для выполнения поставленной задачи. __________________________________________________________________________
8. Можно ли во время беседы с кем-либо одновременно смотреть телевизор или листать журнал, рыться в ящике стола, сумке, карманах?
1) В сумке и карманах - можно.
2) Нельзя - это невежливо.
3) Во время беседы возможны поиски носового платка, т. к. его отсутствие может привести к неприятным последствиям.
9. Можно ли посматривать на часы во время беседы?
1) Это невежливо в любом случае.
2) Можно, если нет другого способа показать собеседнику, как вы от него устали.
3) Можно и прямо сказать о своей занятости и невозможности продолжать беседу.
10. Что делать, если собеседник начинает рассказывать о том, что вам давно и хорошо известно?
1) Вежливо остановить его и перевести разговор на другую тему.
2) дослушать рассказ до середины, а затем перехватить инициативу и сменить тему.
3) Дослушать до конца.