Научно-исследовательская работа «Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста»

1
0
Материал опубликован 4 April

Содержание работы по формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста

 

Введение

Современное общество ставит перед воспитателем задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеком культуры, которая являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состояние общественного развития и вместе с тем оказывает на него существенное влияние.

Знание современного речевого этикета расширяет внутренний мир человека, создает для ребенка возможность успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам речевого этикета важно именно в дошкольном возрасте. Согласно исследованиям И.Н. Курочкиной, в рамках дошкольного возраста особое внимание следует уделить на формирование знаний о современном этикете, показывая его разумность и необходимость в развивающем социуме.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера. Культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах (со взрослыми, сверстниками, малышами, знакомыми и незнакомыми). Она предполагает освоение дошкольником культурных норм монологической и диалогической речи, соблюдение требований речевого этикета, грамотности речи.

Проблемой исследования речевого этикета занимались ученые А.А. Акиншина, И.Н. Курочкина, Т.А. Ладыженская, Н.И. Формановская и др.

Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста предопределяется его особой ролью в духовно нравственном воспитании подрастающего поколения, насущным требованиям современного социума и в успешной адаптации к новым социокультурным приоритетом, педагогической значимостью в практике на современном этапе развития российского общества.

Дошкольный возраст это время активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. В этот период происходит формирование базиса личностной культуры, определяются основы культурного отношения детей к рукотворному миру, обществу, природе, собственной жизни. Проблема состоит в выборе оптимальных педагогических средств формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста. ​​​​​​​

Актуальность проблемы формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста определяется социальной востребовательностью личности, способностью к самостоятельной культурно-ориентированной деятельности к сотрудничеству с окружающими людьми, духовно-богатой, успешно адаптирующейся с окружающими социально-культурными условиями современной жизни.

Дошкольный возраст – время активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. В этот период происходит формирование базиса личности культуры, определяются основы культурного отношения детей к рукотворному миру, обществу, природе, собственной жизни. Задачи, направленные на формирование речевого этикета детей дошкольного возраста представлены в содержании современных комплексных и парциальных программ ДОО. Содержание образования, согласно исследованиям П.И. Подласого, это четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения [27, с.76].

Гогоберидзе А.Г. отмечает, что содержание дошкольного образования обеспечивает вхождение ребенка в современный мир через взаимодействие с различными сферами культуры: родным языком и детской литературой, изобразительным искусством и музыкой, экологией, математикой и трудовой деятельностью. В процессе обучения происходит приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям. Содержание образования соответствует интересам современного ребенка и становится основой для развития любознательности, познавательных и творческих способностей, успешной социализации в современном мире [9, с.237].

Обучение – целенаправленный процесс двусторонней деятельности обучающего (преподавателя) и учащегося по передаче и усвоению знаний. Обучающий различными средствами педагогического воздействия оказывает влияние на психику обучаемых. Ученики реагируют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями. Таким образом, обе стороны процесса предполагают актив­ное отношение друг к другу.

Содержание обучения - это структура, содержание и объем учебной информации, усвоение которой обеспечивает лицу возможность получения высшего образования и определенной квалификации. Содержание обучения включает в себя знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. Основным документом, определяющим содержание различных уровней и направлений обучения, является государственный образовательный стандарт, на основе которого разрабатываются учебные планы, программы, учебники и т.п.

Содержание умений и навыков по формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста в сжатом виде представлено в программах для дошкольников, а в более развернутом виде можно найти в методических рекомендациях. Далее мы представим содержание программ по формировнаию речевого этикета у детей дошкольного возраста. Программа – это следующий после концепции уровень теоретического представления содержания образования. Образовательная программа – документ, регламентирующий тип, способы построения содержания учебно–воспитательного процесса в условиях педагогической системы [16, с.189]

Нами проанализировано содержание двух комплексных программ «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [25, с.27]. «Детство» Т.Н. Дороновой, В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой [12, с.7]. и и одной парциальной программы Усачева А.А. Программа развития и обучения дошкольника. Этикет: если вы собрались в гости: 5–7 лет [32, с.37], в которых реализуются задачи по формированию речевого этикета у дошкольников. Выписка задач представлена в Приложении 1.

Авторский коллектив программы «От рождения до школы», содержание задач, направленных на формирование речевого этикета представлено в содержании Образовательной Области «Социально-коммуникативное развитие», в разделе «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание». Реализация задач начинается с раннего возраста, и с постепенным усложнением содержания задач, авторы программ реализуют представленное содержание. Подобная ситуация наблюдается в комплексной программе, только реализация задач начинается со второй младшей группы. Таким образом, мы наблюдаем схожесть при реализации задач в комплексных программах «От рождения до школы» и «Детство». Авторы при рассмотрении программ учитывают особенности овладения дошкольниками навыков речевого этикета в определенной последовательности – от формирования первичных представлений о поведенческих правилах и восприятия формул речевого этикета через воспроизведение формул речевого этикета к умению использовать разные варианты формул речевого этикета.

В парциальной программе Усачев А.А. «Программа развития и обучения дошкольника. Этикет: если вы собрались в гости: 5 - 7 лет» [32, с.7], мы наблюдаем более подробное представление содержание задач, реализуемое по направлению способствующему формировнаию речевого этикета у дошкольников. Отличительным обстоятельством является тот факт, что автор данной программы предусматривает реализацию содержания с дошкольниками 5-7 лет, четко упорядочив содержание задач по тематикам. Так с дошкольниками старшего возраста предлагаются такие тему как: Почему говорят «Здравствуй», «Мои друзья», «Фея учит вежливости», «Лучше дома места нет!», «Учим ребенка общаться», «Культура поведения в общественных местах», «Путешествие в кинотеатр», «На дорогах города», «Принимаем гостей». Посредством реализации представленных тематик решаются задачи, направленные на формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости, развития умения оценивать свои поступки и у сверстников, развитие культуры поведения в общественных местах; воспитание культуры общения, выполнения правила поведения в общественном транспорте.

Автор отмечает, что каждая из тем представлена в соответствии с возрастными особенностями детей. Темы, изучаемые на первом и втором году знакомства с этикетом, повторяются, но объем материала увели­чивается. Каждая тема находит свое продолжение на следующем этапе. Так в подготовительной группе автором представлена реализация занятий по темам: «Волшебное слово», «Вежливый ребенок», «Этикет и мой дом», «Соблюдение этикета в общественных местах», «Вежливая улица», «Гостевой и подарочный этикет», «Столовый этикет», «Добрые слова самым любимым» (Семейный этикет), «Этикет межличностных отношений». При реализации содержания на занятиях воспитатель формировал представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывает желание заботиться о близких, развивает чувство гордости за свою семью. Продолжает формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете; воспитывать заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. Расширяет знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, расширять словарный запас.

Обобщая содержание современных программ, отметим, что наблюдаем схожесть при реализации задач в комплексных программах, и наиболее реализуется в парциальной программе Усачева А.А. «Программа развития и обучения дошкольника. Этикет: если вы собрались в гости: 5 - 7 лет».

Вопросы воспитания культуры поведения связывались с формированием гуманного отношения к людям, личного достоинства, ответственности за свои действия и поступки. Данная проблема отразились в произведениях В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского, Е.Н. Водовозовой и др. Авторами отмечено, что в основе культуры поведения ребенка лежат нравственные привычки, представления о добре, зле, справедливости, потребность вести себя достойно.

В дошкольной педагогике 50–80-х годов вопросы воспитания речевого этикета дошкольников изучались в русле проблемы формирования нравственных взаимоотношений детей: коллективных (В. Г. Нечаева, В. А. Горбачева, Ф.С. Левин-Щирина, Р.М. Римбург, Т. А. Маркова, Р. С. Буре и др.), дружеских (А. В. Булатова, Т.А. Маркова, Е. И. Щербакова), доброжелательных (Л.А. Пеньевская, В.П. Пушмина, Т. И. Бабаева, М. И. Шарова, А.Д. Кошелева и др.). Культура общения рассматривалась как необходимый нормативно-регуляторный компонент нравственных взаимоотношений дошкольников. Была вывялена роль правил и норм в установлении положительных взаимоотношений детей [9, с.236].

Основа культуры общения - гуманное отношение человека к человеку. Поэтому воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброжелательности к людям, уважительного отношения. Высокий уровень проявления старшими дошкольниками культуры общения характеризуется содержательностью общения, широкой направленностью коммуникации, выполнением правил и соблюдением норм поведения.

Проблема формирования у дошкольников речевого этикета достаточно подробно была представлена С.В. Петериной, которая теоретически обосновала сущность процесса воспитания культуры поведения и отношений в дошкольном детстве и раскрыла методический инструментарий развития культурного опыта ребенка в динамике возрастного развития детей дошкольного возраста начиная с третьего года жизни. Методическое пособие С.В. Петериной «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» [26, с.26] сегодня используется в дошкольных учреждениях.

И.Н. Курочкиной углубленно изучались проблема воспитания этикета в дошкольном детстве, регулятивные, коммуникативные, этические и эстетические функции этикета как основы культуры общения дошкольников. [19, с.34].

Вопросы воспитания культуры поведения, общения и деятельности дошкольников получают освещение в действующих образовательных программах, входят в содержание образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация». В целом проблема воспитания культуры поведения и общения дошкольников в ретроспективе времени проходит путь от эмпирического подхода к пониманию значения, содержания, методов воспитания культуры к теоретическому знанию, основанному на изучении особенностей социального развития дошкольников, понимания роли культуры в социальном созревании ребенка, механизмов присвоения культурного опыта и педагогических условий его воспроизведения в практике общения и поведения детей. Как показывает анализ программ и методических рекомендаций, в период дошкольного детства дети должны знакомятся с основами речевого этикета. Дошкольники постепенно осваивают принятые формы приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы, совета. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, установлению доброжелательных взаимоотношений, предотвращает конфликты, создает благоприятный климат общения.

И.Н. Курочкина, рассматривая этапы формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, выделяет следующие этапы: на 1 (в младшей и средней группах) формируются первичные представления о поведенческих правилах. Педагог только называет правило и следит за его соблюдением. На 2 этапе (в старшей и подготовительной группах) даются этикетные понятия, связи правил поведения, их нравственная и эстетическая основа. От дошкольника требуют осознанного выполнения правил этикета, понимание их целесообразности и разумности [19, с.36].

Н.И. Формановская отмечает, что работа по обогащению и активизации словаря детей за счет формул и выражений речевого этикета проводится в соответствии со следующей последовательностью: этап формирования знания; этап применения правил; этап эмоционального переживания усвоенного правила [35, с.76].

Воспитание культуры речевого поведения с позиций современного речевого этикета осуществляется при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей происходит в процессе их деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самостоятельном участии в деятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Новикова М.С. отмечает, что говоря об раскрытых этапах формирования речевого этикета необходимо отметить, что их реализация это работа не одного дня. Вся работа несёт систематичный характер. Каждый ребенок индивидуален и усваивает правила, речевые формулы и культуру поведения в силу своих особенностей и за счет организованной вокруг него среды, при этом каждодневное поведение взрослых, как дома, так и в детском саду сильно влияет на то, какие знания, качества будут сформированы у ребенка.

Умение общаться, соблюдая правила речевого этикета, является показателем степени владения языком, уровня развития речи, важным компонентом общей культуры речи носителя языка. Нормы речевого этикета непосредственно связаны с видом речевой деятельности. Но независимо от формы существования, речь должна соответствовать общим этикетным требованиям, правилам, которые в равной мере предъявляются и говорящему, и слушающему. К требованиям относятся: требования доброжелательности, вежливого и уважительного отношения к собеседнику, необходимого ориентира на социальные роли вступающих в речевое общение, их взаимоотношения, правильного и уместного выбора в устной речи средств невербальной коммуникации, умения внимательно выслушивать собеседника, стремление правильно выбирать языковые средства [23, с.47].

Курочкина И.Н. отмечает, что уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи и учится правильно строить фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, учат говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов, четко и понятно для собеседника. В возрасте 5-6 лет детей подводят к пониманию, что вежливость, тактичность, общительность, доброжелательность - необходимые качества культуры общения. По мере развития навыков культуры общения дошкольник приобретает: способность посредством языка удовлетворять целый ряд своих потребностей: социальных, эмоциональных и материальных; способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений; умение завязывать и поддерживать разговор, ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова; умение слушать, понимать, вступать в диалог, добиваться взаимопонимания; умение адекватно ситуации использовать невербальные средства общения: жесты, мимику, пантомимику, в которых проявляется динамическая сторона общения [18, с.35].

Таким образом, мы рассмотрели содержание работы по формировнаию речевого этикета у детей дошкольного возраста. Периодом, сензитивным для овладения указанными этикетными ситуациями, является дошкольный возраст (3 – 8 лет). По данным И.Н. Курочкиной, в дошкольном возрасте выделяется два этапа развития навыков речевого этикета: на первом (3 – 5 лет) формируются первичные представления о поведенческих правилах, о том, что следует делать в той или иной ситуации; на втором этапе (5 – 8 лет) дети овладевают этикетными понятиями, системой правил поведения, их нравственной и эстетической основой. Как показал анализ современных программ, при формировании навыков речевого этикета в дошкольном возрасте формируются преимущественно в рамках речевого и социально-коммуникативного направлений развития и образования детей (ОО), учитывая этапы развития навыков речевого этикета.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.