Речная страна
Профилактическая терапевтическая сказка психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста.
Цель: отображение в символической сказочной форме ситуации Круга – режимного момента, когда воспитатель собирает детей для обсуждения прошедшего дня.
Задачи:
-провести профилактику импульсивности, застенчивости, страха самовыражения;
-способствовать рефлексии своего поведения, эмоций;
-способствовать повышению уровня осознанности, произвольности;
-повышать речевую культуру воспитанников;
-формировать коммуникативные умения;
-донести важность речи и способности к вербальному общению;
-развивать наглядно-образное мышление и воображение.
Форма и условия прочтения сказки: сказку рекомендуется прочитать и обсудить в начале учебного года, в вечернее время, дети при этом сидят в кругу на ковре, после чтения и обсуждения можно предложить детям нарисовать Речную страну и гномов цветными карандашами.
Материалы: колокольчик, цветные карандаши, альбомные листы.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Сказка про гномов из Речной страны.
В этой стране текли широкие медленные реки и узенькие быстрые ручейки, которые впадали в великолепные озёра. А на берегах рек и озёр стояли домики: высокие, как башенки, и низенькие одноэтажные, похожие на кубики, все дома с резными крылечками, круглыми окошками и трубами на красных крышах, из которых весело вился белый дымок.
Жили в Речной стране гномы – Болтуны, Молчуны и Повторюшки.
А на зелёной поляне в расписном тереме жил Великий Хозяин Слов.
Каждый вечер, когда солнце, как рыжий апельсин, закатывалось за горизонт, все жители страны собирались на поляне и садились в один большой круг.
Великий Хозяин Слов выносил из терема колокольчик и спрашивал у всех собравшихся:
- Как прошёл ваш день, что нового вы узнали, чему научились, что интересное увидели, что полезное и хорошее сделали?
Хозяин Слов передавал колокольчик по кругу, чтобы каждый гном, по очереди, мог рассказать о себе.
-Ребята, как вы думаете, как вели себя гномы-Болтуны?
Они перебивали друг друга, громко выкрикивали без очереди, не слушали остальных, не умели слушать других гномов.
-А как вели себя Молчуны?
-Когда очередь доходила до гномика Молчуна, то он или шептал так тихо, что его никто не слышал или вовсе молчал и совсем ничего не говорил, ни единого словечка не мог из себя выдавить или даже начинал плакать.
-Как вы думаете, почему Молчуны молчали?
-Наверно, они боялись, что скажут что-то неправильно, и все будут над ними смеяться или не знали что ответить, не могли найти подходящих слов, им было так страшно, что все слова из головы как будто разлетались.
- А Повторюшки что отвечали?
-Повторюшки никогда не могли сами придумать, что им сказать и всегда повторяли за другими.
И однажды Великий Хозяин Слов рассердился и решил жителей проучить:
- Раз вы, Болтуны, не умеете слушать других, выкрикиваете, болтаете всякие глупости, вы, Молчуны, молчите, как будто воды в рот набрали, а вы, Повторюшки, только и делаете, что повторяете за другими, то я лишаю вас Дара Речи!
- Ребята, а что такое Дар Речи?
- Это очень важное умение говорить.
- Представьте, если мы все лишимся Дара Речи, что произойдёт?
- Мы все будем молчать, как рыбы! И только рот сможем открывать или невнятно мычать, и не сможем ни беседовать друг с другом, ни играть вместе, не рассказывать сказки, ни задавать вопросы, ни сможем сообщить маме, папе, друзьям о том, что нам хочется или как мы их любим! Представляете, как плохо жить без Дара Речи? Поэтому он и называется Дар, то есть подарок – ценный, важный и дорогой.
И нужно уметь им пользоваться! Говорить, когда это нужно и молчать, когда это необходимо.
Великий Хозяин Слов лишил гномов Дара Речи и стало в этой стране очень тихо, скучно и грустно. Реки остановились, ручейки замерли, а озёра превратились в болота, и даже дымок из труб перестал виться. Жители Речной Страны больше не могли вместе играть, петь и водить хороводы на зелёной поляне.
- Ребята, давайте поможем гномам исправиться?
- Давайте придумаем Правила для Болтунов, Молчунов и Повторюшек, как надо себя вести во время бесед на поляне с Хозяином Слов?
(Правила обсуждаются вместе с детьми, делается вывод из сказки)
Правила для гномов.
Для Болтунов: не выкрикивать, отвечать только тогда, когда спросят и только то, о чём спросят. Внимательно слушать других.
Для Молчунов: быть посмелей, говорить громким голосом, не стесняться, помнить, что лучше сказать хоть что-то, чем совсем промолчать.
Для Повторюшек: всегда придумывать что-то своё, говорить о себе и про себя, а не повторять за другими.
- Ребята, а сейчас мы, как гномы, будем беседовать по нашим Правилам. Будем передавать колокольчик, звенеть в него и рассказывать по очереди, чем интересным вы сегодня занимались? Но не будем вести себя, как Болтуны, Молчуны и Повторюшки.
Дети проигрывают сказочный сюжет, психолог следит за соблюдением правил.