Рефлексивный анализ урока русского языка по теме «Парные по звонкости-глухости согласные в конце слова»

0
0
Материал опубликован 24 June

Рефлексивный анализ учебного занятия

 

ФИО учителя/преподавателя:

Класс:

Предмет: русский язык

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Тема урока: парные по звонкости-глухости согласные в конце слова

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).

1.Предметные:

объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами;

понимать, почему парные по звонкости-глухости согласные в конце слова – это орфограмма;

находить парные по звонкости-глухости согласные звуки в слабой и сильной позиции.

2.Метапредметные:

установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его;

формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ;

понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

сравнивать группы предметов;

умение ориентироваться в учебнике.

формирование самооценки на основе заданных критериев успешной деятельности;

воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя.

Личностные:

проявлять интерес к изучению темы;

формировать потребность грамотного письма.

Средства обучения: презентация; компьютер, карточки для работы в парах, учебник Русский язык. 2 класс. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.

Формы работы на уроке: дискуссия, самостоятельная работа, фронтальная, коллективная, индивидуальная работа.

 

Этапы

Название, содержание и цель этапа урока1

Вопрос для рефлексивного анализа

Ответы аттестуемого педагога

1 этап

Организационный момент.

Цель:
-включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

-настроить детей на успешную учебную деятельность через предварительную беседу и психологическую установку которые, помогут погрузить учеников в языковую среду урока и создадут положительный настрой;
-организовать внимание школьников.

 

Опишите особенности данного этапа на примере проведенного учебного занятия.

1. Данный этап процесса обучения предполагал осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Поэтому с этой целью на данном этапе занятия было организовано мотивирование учащихся к учебной деятельности, а именно:

-  актуализировались требования к ним со стороны учебной деятельности («надо»);

-  создались условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

- установились тематические рамки («могу»).

2 этап

Проверка домашнего задания.
Цель:
- повторить изученный материал, необходимого для «открытия нового знания»;
- в
ыявить места и причины затруднения.

 

 

Какие новые формы проверки выполнения домашнего задания Вами использовались?

2.Проверка домашнего задания в данном уроке ведется фронтально и является своеобразным «мостиком» для дальнейшего знакомства с новой темой урока и отработки новых ЗУНов. Т.к данный урок изучения нового материала является не первым в разделе «Звуки и буквы. Слог. Ударение», на котором, дети активно пополняют свои знания, проверяемый материал необходим для последующего понимания нового программного материала.
Проводился опрос-светофор.
В уроке в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, - то это был сигнал тревоги для учителя. Что на данном уроке не произошло, так как предшествующий материал был хорошо отработан.Цель данного этапа была достигнута.

3 этап

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников.

1) Выполнение проблемного задания.

2) Определение темы и целей урока.

Цель:
-
обеспечить мотивацию и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности;

организовать постановку учащимися учебных задач.

 

 

Как Вами проводится актуализация знаний и способов деятельности обучающихся?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведите примеры постановки проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В чем научная новизна освещения материала и его соответствие возрастным особенностям обучающихся?

3.На данном этапе урока происходило вовлечение учащихся в практическую деятельность, создавались предпосылки успешного проведения урока. При помощи, ассоциативных картинок и визуальных опор на слайдах, поэтому ученики без затруднений догадались о теме урока и высказывали предположения о цели урока и учебных задачах, которые необходимо решить на занятии. Я только скорректировала название темы урока: «Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме». Далее учащиеся, под руководством учителя определяют последовательность действий для достижения цели урока и определение последовательности этапов урока для достижения поставленной цели.

Актуализация опорных знаний осуществлялась через активизацию ранее изученных тем на предыдущих уроках и через выполнение проблемного задания. У школьников появилась необходимость пользоваться русским языком в коммуникативных целях, в данном случае построить развернутые ответы по заданиям, составить алгоритм. Трудностей данные задания не вызвали. Новые выражения, термины и формулировки были представлены на доске, их дети использовали в течение урока в своих ответах и высказываниях, что заметно облегчало обучающим работу на уроке. Цель, поставленная на данном этапе, была достигнута.

 

 

4. Чтобы совершить открытие и получать новые знания, на занятии от имени известных по программе персонажей Ани и Вани предлагалось решить грамматическую задачу и догадаться, по какому признаку разделены слова на две группы? В результате решения этого проблемного задания, дети приходят к первому открытию по новой теме: «Звонкие и глухие согласные звуки могут образовывать пары».

На уроке использовались и другие проблемные задания, например, «Прочитай, произнеси, понаблюдай!». Предлагалось поработать со словами, учащимся давалась установка обратить внимание на произношение звуков, которыми обозначены выделенные буквы. Назвать слова, в которых написание и произношение парного согласного совпадает. Определить место звука в словах. Подумать, как слышится согласный и почему и в конце сделать вывод, в каких случаях парный согласный слышится отчётливо.

С проблемными заданиями и проблемными вопросами дети в ходе урока справлялись хорошо.

 

5.Материал был доступно объяснен, успешно закреплен, и применен на практике в соответствии с возрастными особенностями детей. Взаимоотношения между учителем и учениками были доброжелательные, учитель выступал как помощник, давая возможность учащимся самим самостоятельно выполнять все задания, что способствовало успешному результату. Предлагаемые на уроке задания соответствуют возрасту учащихся, выполняя которые дети приходили к познанию нового, приумножали свои возможности и умения, выстроили сначала алгоритм, а потом активно им пользовались. Проводилась работа: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, что давало возможность разнообразить деятельность и постоянно переключаться с одного вида деятельности на другой. Кроме того в занятии использовалось много заданий с игровыми формами проведения, которые упрощали работу с детьми данного возраста: учебная игра «Зоопарк», самостоятельная работа в форме игры «Весёлые превращения».

На уроке выполнялись не только упражнения из учебника, но также задания, разработанные и подготовленные учителем с учетом индивидуальных особенностей детей именно этого класса.

Элемент новизны в данном уроке заключается в том, что он выстроен не совсем как обычный урок, а урок-исследование с использованием современных технологий. Все дети, без исключения, любят игры, и использование достаточно большого количества заданий в игровой форме придаёт уроку особый шарм.

4 этап

Изучение новых знаний (индивидуальная и групповая формы)
Цель:
-организовать работу по поиску и обработке информации и обобщению способов действия;

-обеспечить вос­приятие, осмыс­ление и первичное закрепление учащимися изучаемого мате­риала, правил и постро­енных на их ос­нове алгоритма;
-содействовать усвоению учащимися способов, которые приведут к опреде­ленному выводу (обобщению).

 

6. Какие приемы, методы и технологии использовались Вами для формирования УУД в процессе учебного занятия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Приведите примеры и проанализируйте использование современных технологий: проектной, исследовательской, ИКТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся с целью развития познавательной активности и самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Приведите примеры применения диалоговых форм общения в рамках данного учебного занятия.

 

 

 

 

 

6.На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывали проект будущих учебных действий: выбирали способ, строили план достижения цели и определяли средства – алгоритм. Этим процессом руководил учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

В ходе занятия использовались разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Приемы формирования УУД на занятии:
1.Опора на личный жизненный опыт учащихся.

2. Использование занимательного игрового материала.

3. Создание проблемной ситуации в процессе целеполагания.

4.Обсуждение готового плана решения учебной задачи;

5.Составление своего плана решения учебной задачи.

6.Самоконтроль и самооценка.

7. Моделирование цели урока.

8. Составление алгоритма.

9. Учебная игра.

Технологии формирования УУД на занятии:
1. Деятельностно-ориентированное обучение на основе единых учебных ситуаций.
2.Информационно – коммуникационные технологии
3. Личностно-ориентированная разноуровневая дифференциация.
4. Технология оценивания.

5. Технология продуктивного чтения.

6.Здоровьесберегающие технологии (имела место физминутка и динамическая пауза в соответствии с физиологическими особенностями второклассников)

7. Обучение в сотрудничестве

Методы формирования УУД на занятии:

1.Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: (устные поощрения в ходе правильного выполнения заданий и ответов).

2. Метод контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: (устные проверки результативности овладения знаниями).

3. Объяснительно-иллюстративный метод ( использовался почти на протяжении всего урока).

4. Метод извлечение конкретной информации из текста (использовался при работе с учебником при преобразовании информации о том, как запомнить парные звонкие согласные и работа с сообщением профессора Самоварова на стр.107 )
5.Метод организации работы в парах.

6. Метод контроля и самоконтроля.

7. Проблемный метод.

8. Исследовательский метод.

 

 

7. Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся, поэтому основной целью применения ИКТ на моем уроке, состояло в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего работает каждый учитель. С помощью применения компьютерных технологий на уроке я решила следующие задачи:
· усиление интенсивности урока;
· повышение мотивации учащихся.

Поэтому на моем уроке ИКТ использовались очень активно на протяжении всего занятия, но в соответствии с нормами СаНПИМ (для младших школьников) - учебная мультимедийная презентация, которая наглядно отображала содержание урока, способствовала реализации объяснительно-иллюстративного, проблемного методов. Проектные технологии нашли свое применение при составлении учащимися собственных диалогов и ответов по образцам прослушанных.
В данном уроке элементом применения исследовательской технологии можно считать работу по превращению имен существительных. Ученикам было необходимо понять алгоритм превращений и применить его на практике в задании и сделать необходимые выводы.

 

 

8. Необходимо учить детей использовать приобретенные лексико-грамматические знания в повседневной жизни. Русский язык может и должен выступать как средство приобретения знаний в других областях. Поэтому, многие задания на моем уроке направлены на реализацию приема «образец речевого действия в ситуациях общения». Например, на уроке была организована в достаточном объеме самостоятельная работа учащихся, когда после прочтения текста, они выполняли задание на проверку понимания и задание по составлению алгоритма, когда учащиеся на основе своего уже имеющего жизненного опыта применяя полученные знания, составили пошаговый план проверки парных звонких и глухих согласных на конце слов, а также пытались объяснить простой способ запоминания парных согласных своими словами.

В ходе занятий детям не раз задавались вопросы типа: «Ребята, а что вам помогло решить эту непростую проблему и найти верное решение», эти вопросы как раз наводили учеников на мысль о том, что им помогает в этом жизненный опыт, связь теории с практикой, познавательная активность, самостоятельность, настойчивость и др.

 

9. Так как данный урок является 39 уроком изучения нового материала в разделе «Звуки и буквы. Слог. Ударение» по теме «Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме», часть грамматического материала изучалась на предыдущих уроках. Поэтому на этом уроке углубляются знания, умения и навыки по теме, обогащаются грамматические понятия и расширяется словарный запас.
  На уроке хорошо прослеживаются межпредметные связи, например, при проведении учебной игры «Зоопарк», в результате проведения которой, ученики не только отгадывали название животного, но и кратко рассказывали о нем интересные факты.

Настойчиво приучаю учащихся проверять и применять свои знания на практике, учащийся должны знать жизненное значение своей работы на занятии. На уроке прослеживалась мысль, что нужно идти от жизни к знаниям и от знаний к жизни, так происходит связь теории с практикой.

 

 

10. На занятии постоянно использовала диалоговые формы общения, обучала детей ставить и отвечать на вопросы.

На этапе проверка домашнего задания учащиеся в устном опросе вспоминали, какие могут быть согласные и говорили о том, что этот материал поможет нам при освоении нового.

На протяжении всего урока обучающиеся участвовали во фронтальных опросах, обсуждали выступления друг друга, слушали, озвучивали и корректировали полученные результаты своей деятельности и одноклассников, участвовали в диалоге, выполняли задания, участвовали в решении проблемных заданий, объясняли свой выбор, анализировали.

Поэтому диалог присутствовал почти на всех этапах урока, но наиболее ярко он прослеживается на этапе актуализации знаний, усвоение новых знаний и способов действий и на этапе включения нового знания в систему знаний.

Использую диалог как форму взаимодействия, позволяющую искать истину вместе с учениками. Целью диалога, в моем уроке, является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

Одним из пунктов планируемых результатов (предметные) в уроке является развитие навыков диалогической речи (запрос информации, навыков чтения с детальным пониманием содержания, поиском конкретной информации в учебнике и др). Коммуникативная цель в преподавании русского языка является одной из ведущих целей, поэтому сама специфика учебного предмета «Русский язык» предполагает непосредственно использование диалоговых технологий на каждом моем уроке. Необходимо учить детей вести беседу по теме урока, рассуждать, отстаивать свою точку зрения и др. Поэтому затруднения при выстраивании диалога на моем занятии возникли только у двух учащихся, они были вызваны слабой подготовкой и пониманием учебного материала. Мною была проведена коррекционная работа. Этим ученикам были предложены карточки с опорами. Свой ответ они составили, послушав несколько диалогов других ребят. Поставленная цель была достигнута.

5 этап

Первичная проверка понимания изученного.
Цель:

-систематизировать новое знание (запись в виде алгоритма);

- обеспечить за­крепление в памяти учащихся знаний и спо­собов действий, ко­торые им необхо­димы для самостоя­тельной работы по новому материалу,
-поддерживать познавательный интерес,
-выявить затруднения при изучении нового материала.

 

 

 

11.Приведите примеры формирования навыков самоконтроля и самооценки.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

12.Приведите примеры сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Как Вами организуются психологические паузы и разрядки эмоциональной сферы урока/занятия?
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Приведите примеры реализации дифференцированного обучения, а также примеры наличия заданий для детей разного уровня обученности.

11. На этом этапе занятия каждый из учеников моего класса должен был для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. Поэтому письменно выполнялась небольшая по объёму самостоятельная работа с самоконтролем и самопроверкой «Весёлые превращения». Проверяли и оценивали дети свою работу по образцу на полях. Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.

От способности ученика к самооценке зависит успешность обучения, требовательность к деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

На уроке даются четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

В ходе занятия встречаются несколько приемов по формированию навыков самоконтроля и самооценки. Так на этапе проверки домашнего задания перед началом опроса учитель предлагает, чтобы дети сами оценили степень своей подготовки. А на этапе усвоение новых знаний и способов действий учащимся предлагается проверить и оценить свою работу по эталону.

На этапе рефлексии учебной деятельности происходит подведение итогов урока, на котором ученики отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу. Учащиеся соотнесли цель и результаты своей деятельности, зафиксировав их соответствие, были поставлены задачи на следующий урок, тем самым происходит формирование личностных (самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результата требованиям конкретной задачи), регулятивных (осуществление адекватной полученному результату самооценки деятельности )УУД.

 

12. На уроке была использована фронтальная, групповая, индивидуальная работа, использовалась смена видов деятельности и форм работы.
На этапе проверки д/з использовалась фронтальная форма. Все дети работали над единой задачей. Игровая индивидуальная форма заданий, направленных на проверку д/з повысила эффективность фронтальной работы, это было видно по активной работе учащихся. Так как этот этап важен для дальнейшего содержания урока. Поэтому моей целью было максимально добиться положительного результата и это получилось.
Далее на этапе проектирования нового знания и актуализации субъективного опыта учеников применялись формы индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная форма работы при чтении текста учебника и составлении своего монологического высказывания «Как проще запомнить парные согласные» способствовали развитию самостоятельности и целеустремленности, а также учила детей взаимоуважению, развивала умение выслушать другого. Плавный переход к групповой работе способствовал активному совместному решению познавательной задачи. Я ставила при проведении этого урока перед собой цель создать условие для формирования коллективного мнения, умения сотрудничать, преодолевать чувство робости, скованности, стеснения, неуверенности ( что часто характерно при работе над сложными темами). Работа в группах, на мой взгляд, была организована хорошо. Присутствие духа соревнования создавало положительную мотивацию на работу, а наглядность способствовала снятию трудностей.
На этапе изучения новых знаний использовалась форма парной работы для выполнения проектного задания «Прочитай, произнеси, понаблюдай!»,

предлагалось поработать ученикам в парах. Парная работа была организована по принципу распределения ролей на равных, т.к. все дети моего класса имеют примерно одинаковый достаточно хороший уровень подготовки за исключением двух учащихся. Они тоже были объединены в пару, но им были даны карточки – опоры для упрощения задания. Их ответ был прослушан после некоторых ответов, чтобы дать возможность детям, имеющим трудности, ещё раз услышать речевой образец ответа.
На данном уроке
производился фронтальный опрос на этапе проверки домашнего задания в беглой форме учениками озвучивались все основные понятия, определения, необходимые для дальнейшей работы на данном уроке.

На основании, вышеизложенного считаю, что уместно сделать вывод, о том, что сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной формы работы было представлено на занятии в должной мере.

 

13. Разнообразие заданий на уроке позволяет учащимся переключатся с одного вида деятельности на другой, избегая переутомления, игровые формы заданий повышали интерес учащихся к предмету и демонстрировали возможность практического применения имеющихся знаний, умений и вновь полученных. Элементы игровой деятельности на уроке также были использованы как небольшие психологические разрядки. Это задания, такие как «Весёлые превращения», «Волшебный зоопарк».

В ходе урока запланированы и проведена физминутка и несколько эмоционально-психологических пауз и разрядок эмоциональной сферы урока, которые были выбраны в соответствии с возрастом и изучаемой темой урока, проводились в соответствии с нормами СаНПИМ (для младших школьников) между 15-20 минутами урока и продолжительностью выполнения 1,5 мин. Также на уроке была организована динамическая пауза, на которой дети смогли подвигаться и отдохнуть и психологически расслабиться. Можно сделать вывод, что психологические паузы и разрядки эмоциональной сферы занятия организовывались в необходимом объеме для данного возраста и урока.

 

14. На уроке были использованы различные виды заданий для разного уровня обученности детей. Каждый имел возможность проявить себя в успешном для него виде учебной деятельности. Элементы дифференцированного обучения использованы в уроке на этапе изучение новых знаний,  когда ученикам со слабой подготовкой по предету для успешного выполнения проекта в форме собсвенного диалога были предложены карточки-опроы.

При проведении учебной игры «Зоопарк» ненавязчиво соблюдается дифференцированный подход, т.к. если ученик не готов ещё применить алгоритм и проверить слова, он может пропустить ход, но если у него возникнет желание выйти к доске, он чувствует уверенность, то может позже возобновить свой ход и выйти к доске для ответа, соблюдая при этом определенные правила.

Также по ходу занятия были использованы разноуровневые вопросы. Домашнее задание предлагалось выполнить на выбор из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Излагая новый материал, организовывала повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся. 
Цель данного этапа успешно была достигнута.

6 этап

Применение новых знаний, обобщение и систематизация
Цель:
-о6учить применять на практике полученные знания.

обеспечить фор­мирование целост­ной системы веду­щих знаний учащихся,
рганизовать самостоятельную проверку с применением новых знаний, помочь учащимся выполнять самоконтроль.

 

 

 

 

 

15.Проанализируйте соответствие содержания урока требованиям рабочей программы в контексте ООП ОУ.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Приведите примеры реализации в течение урока/занятия системно-деятельностного подхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся

15. Программное обеспечение: Основная общеобразовательная Программа курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В., М., «Просвещение», 2019 год;

Основание выбора программ: система учебников «Перспектива» в Федеральном перечне учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019/2020 учебный год.

Программа составлена без изменений на основе Программы УМК «Перспектива» - авторы программы «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.      

Учебники: (2 класс Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык». 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2019- (Академический школьный учебник) (Перспектива).

Год составления программы: 2019.

Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год.

Программа «Русский язык»  2 класс  составлена на основе учебного плана МОУ гимназии №12. Урок является 39 уроком изучения нового материала по теме «Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме» раздела «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Данный урок является продолжением цепочки уроков по ознакомлению с новым грамматическим материалом и опирается на знания учащихся, полученные ими на предыдущих уроках в рамках данного раздела. Урок составлен в соответствии с примерной программой основного общего образования 1-4 классы и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, также с современными требованиями к уроку.
Плюсами этого урока являются игровые формы работы при систематизации знаний и умений и применение их в новой ситуации, что дает возможность проявлять соревновательные навыки, проявить в полной мере самостоятельность, а также сформировать положительные эмоции.
Цели поставлены в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, уровнем их подготовки, особенностями учебного материала, местом урока в системе уроков по изучаемой теме.

Содержание урока соответствует требованиям рабочей программы и учебника. Программа по предмету русский язык 2 класс УМК «Перспектива», разработана основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы. Содержание соответствует целям и задачам, дидактическим принципам рабочей программы в контексте ООП ОУ. Урок соответствует содержанию программы и учебника.

 

16. При построении своего урока использовала дидактические принципы системно - деятельностного подхода:
1) принцип 
деятельности - заключается в том, что мои ученики, получали знания на уроке не в готовом виде, а, добывали их сами, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимая и принимая систему ее норм, активно участвуя в их совершенствовании.
2) принцип 
непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) принцип 
целостности – предполагал в моем уроке формирование учащимися обобщенного системного представления о мире, о природе, о самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук.
4) принцип 
психологической комфортности –  на уроке я старалась избегать все стрессообразующие факторы учебного процесса, создавала на уроке доброжелательную атмосферу, ориентировалась на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
5) принцип 
творчества – в уроке преследую максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности и другие принципы СДП.
Роль учителя на всех этапах урока была обозначена как помощника, что является одной из особенностей системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС. При построении урока мною учитывались особенности конструирования урока при системно – деятельностном подходе.
Начало урока было направлено на формирование мотивации учебной деятельности, чего и требует системно – деятельностный подход.
Далее мной соблюдались такие этапы как:
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (организовывалась подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: проверка домашнего задания. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися и выявление места причин, которое фиксировалось ими самими).
Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывали проект будущих учебных действий: 1) ставили цель, 2) строили планы достижения цели, 3) предполагали и выбирали методы разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода (алгоритма), 4) построение плана достижения цели.

Реализация построения проекта.
На данном этапе занятия было организовано:
1) решение исходной задачи (дети обсуждали различные варианты, и выбирали оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
2) зафиксирование преодоления затруднения;
3) уточнение характера нового знания.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовалось усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Было организовано самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия с последующей самопроверкой на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состояла в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Включение в систему знаний, повторение.
На этом шаге на занятие организовывалось выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, было задано перспекивное д/з, требующее систематизации полученных ЗУН)

Рефлексия (был произведен мониторинг эффективности урока).
Урок был личностно - ориентирован. Предложенный формат работы позволил учащимся проявлять свои сильные стороны, поработать индивидуально, в парах, в группе, научится распределять свои роли и функции. Дети самостоятельно определили тему урока и учебные задачи, планировали свою деятельность, формировался контроль, самоконтроль, рефлексия.

 


17.В занятие были созданы нестандартные ситуации через использование занимательных заданий и проблемных ситуаций. Обучающиеся на уроке получали задание, вели самостоятельный поиск по выделению необходимой информации, затем анализировали успешность выполнения задания путем сверки с эталоном. Все это способствовало повышению работоспособности на уроке. В течение урока активно происходила смена видов деятельности, учащимся предлагались разнообразные задания, в том числе проблемные вопросы и нестандартные ситуации. Например, на этапе проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников детям предлагалось решить грамматическую задачу и догадаться, по какому признаку разделены слова в две группы? Также в занятии присутствовали проблемные ситуация при выполнении задания «Весёлые превращения». В итоге цель данного этапа занятия была достигнута.

7 этап

Контроль и самоконтроль, коррекция

Цель:
-проследить уровень владения грамматическим материалом по теме «Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме»
через самостоятельную работу, которая позволит оценить всех обучающихся;
-учить самоконтролю и самооценке.

 

 

 

 

 

 

18.Проанализируйте соответствие содержания урока как Вами реализована развивающая функции обучения: (Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

19.Использовался ли наглядный материал в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач?

18.Развивающая функция обучения реализовывалась на уроке непрерывно, чего требует специфика учебного предмета «Русский язык». Например, слушая объяснения учителя и ответы одноклассников у учащихся развивается восприятие и внимание, при работе с преобразованием текста в учебнике – речь, память и воображение. При составлении алгоритма и развернутых ответов - речь, мышление и память. При выполнении лексико - грамматических заданий развивается внимание, память и мышление.

Организовывалась самостоятельная деятельность обучающихся с поисковыми действиями. Тем самым активизировалась слуховое восприятие, внимание, память, мышление и речь.

Развитие речи, мышления и внимания происходило и при выполнении самостоятельной работы, когда давалось задание заменить в каждом слове парный согласный так, чтобы получилось новое слово, дети записывают слова парами, объясняли значение малоизвестных слов, а также где необходимо делали выводы или объяснения.

Развитие мышления происходит на этапе систематизации полученных знаний в алгоритм и при выполнении такого задания как «Прочитай, произнеси, понаблюдай!» а также в заданиях, где необходимо было сделать выводы.

Развитие воображения происходит на этапе усвоение новых знаний и способов действий, когда учащиеся при первичном закреплении под руководством учителя играют в учебную игру «Зоопарк». Второклассники должны по описанию в загадке представить животное и назвать его. На основании вышеизложенного, можно считать, что развивающая функция обучения, в данном занятии была реализована.

 

 

 

19.На уроке в качестве наглядного материала были использованы лента букв, парные звонкие и глухие согласные, иллюстрированные картинки животных для игры «Зоопарк», основные слова – термины и определения темы, алгоритм, опора для проведения рефлексивного анализа, мультимедийная презентация, которые способствовали визуальному восприятию, т.к. дети должны были полностью погрузиться в языковую атмосферу урока по изучении грамматического материала и вплотную приблизиться к языковой культуре своего народа. Наглядный материал на уроке, по моему мнению, был использован достаточно в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки и для решения обучающих задач. Цель достигнута.

8 этап

Подведение итогов урока, рефлексия

1) мониторинг эффективности урока
2) домашнее задание

Цель:
-проанализировать уровень положительной динамики состояния эмоциональной, мотивационный, интеллектуальной сферы учащихся по результатам урока,
-
дать оценку работы класса и отдельных учащихся

-закрепить полученные на уроке знания,
- обеспечить готовить к самостоятельной работе дома.

 

 

 

20. Проанализируйте соответствие содержания учебного занятия с точки зрения достижения и рефлексии планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных)?

20.

Самостоятельность обучающихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы урока.

Это дает право мне считать, что на уроке были достигнуты следующие результаты:

1.Предметные:

объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами;

понимать, почему парные по звонкости-глухости согласные в конце слова – это орфограмма;

находить парные по звонкости-глухости согласные звуки в слабой и сильной позиции.

2.Метапредметные:

установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его;

формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ;

понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

сравнивать группы предметов;

умение ориентироваться в учебнике.

формирование самооценки на основе заданных критериев успешной деятельности;

воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя.

развитие умений взаимодействовать с окружающими

Личностные:

проявлять интерес к изучению темы;

формировать потребность грамотного письма.

 

Домашняя работа дается в форме творческой работы с элементами выбора. Цель домашнего задания закрепить навыки, полученные на уроке.

В целом урок прошел на хорошем уровне. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя был доброжелательными, присутствовали взаимное расположение, сопереживание, поддержка, взаимоуважение. Учебная деятельность детей на уроке, вызвала у них интерес, активность, понимание материала и его значимости. Обучающиеся показали хороший уровень самостоятельного мышления, высокую познавательную активность, и достаточно высокие уровни усвоения нового материала и использования в работе ранее изученного материала. 
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексеВ итоге урок достиг своей цели,  мне удалось решить поставленные  задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления обучающихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

Ожидаемые результаты обучения соответствуют целям.

 


 

1 Зависит от типа и целей урока

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации