Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению «Парные согласные звуки в конце слова»
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
по русскому языку и литературному чтению в 1 «В» классе
Характеристики урока
Учитель: Решетникова Т. А.
Класс: 1
Тема урока: «Парные согласные звуки в конце слова». Система Л. В. Занкова.
Цель: Создать условия по формированию умения проверки парных согласных на конце слова.
Задачи:
обучающие: учить различать на слух звонкие и глухие согласные. Сформировать знания о разных способах проверки парных согласных в конце слова. Закреплять умение давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах. Формировать навык грамотного письма.
развивающие: развивать речь, делать посильные выводы и обобщения, исследовательские умения и навыки учащихся; умение вести учебный диалог, работать в группе и самостоятельно, анализировать свою деятельность.
воспитательные: воспитывать любовь к родному слову, к русскому языку; взаимопомощь и сопереживания.
Тип урока: Урок-сказка.
Методы обучения: проблемно – диалогический, метод подводящего диалога.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.
Внутрипредметные связи: разделы «Звуки и буквы», «Согласные звуки», «Звонкие и глухие согласные звуки», «Слово и предложение».
Реализация целей урока будет достигнута через развитие общеучебных и специальных умений и навыков работы, использование компьютерной поддержки процесса обучения.
Ожидаемые результаты:
знают перечень парных звонких и глухих согласных;
умеют применить способ проверки парного согласного на конце слова;
умеют анализировать, сравнивать и обобщать;
умеют договариваться друг с другом.
умеют осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и осуществлять оценивание.
ХОД УРОКА
Девиз урока: Смотрим, учимся, играем, если сказку мы листаем.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|
1.Мотивация к учебной деятельности Микроцель: создать ситуацию успеха, создать эмоциональную комфортную атмосферу. |
Ребята, а где мы встречаемся с волшебством? В моём замке живёт принц из сказки. Замок красивый и большой. В этом замке живёт много добрых людей. Я уверена, что вы любите сказки. Сегодня, на примере всеми знакомой сказки мы проведем наш урок. |
В сказках Настраиваются на рабочую обстановку. Открывают тетради. |
Личностные УУД: Формируем умение проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. |
ВЫВОД: Дети подготовились к восприятию учебной деятельности.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
2.Целеполагание Микроцель: развивать умение ставить цель, анализировать и классифицировать. |
Стратегия «Вопросы из сказок» Послушайте, о ком загадка: Она красива и мила, и имя ей от слова зола. Кто помнит, почему мачехины дочки дали Золушке такое имя? Кто автор сказки?
Мечтаю жить в волшебном доме, Французский писатель-сказочник, написал сказки «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Красная шапочка»… Наш урок будет необычным. Мы совершим путешествие по сказке Шарля Перро «Золушка». И своей работой поможем попасть Золушке на бал.
Кто помнит, как начинается Сказка «Золушка»? -Сестры Золушки были вредными и очень ленивыми. Им было лень работать. А Золушка делала самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла полы, убирала комнаты. Учиться тоже трудно, потому что приходится много учить и запоминать. Поэтому мы сейчас проведем небольшую разминку. |
Золушка Закончив работу, Золушка садилась отдыхать на ящик с золой. Шарль Перро. Жил-был один почтенный и знатный человек. У него была дочка добрая приветливая и милая. Но вот в дом вошла новая хозяйка. Всё было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Она и её дочери заставляли делать девушку самую грязную работу по дому. Но однажды наша героиня превратилась в прекрасную незнакомку в красивом платье и хрустальных туфельках. |
Познавательные УУД Развиваем умения: -ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. |
ВЫВОД: Создана нестандартная ситуация, обеспечивающая связь с уже имеющимися знаниями.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
3.Актуализация опорных знаний Микроцель: развивать умение вести диалог, анализировать, наблюдать, делать посильные выводы и обобщения. Отработка навыка чистописания. В ходе минутки чистописания актуализируются понятия - звук – буква -парные согласные) |
Разминка перед путешествием. Беседа по пройденному материалу. - На какие 2 группы делятся все звуки? - При помощи чего образуется гласный звук? - А согласный звук? - На какие 2 группы можно разделить все согласные звуки?
- По какому признаку согласные являются парными? Откроем страничку сказки: Минутка чистописания - Если вы правильно найдёте пару звуку, поможете Золушке выполнить работу в саду. На доске: В - _; Г -_; Д - _; Ж - _; З - _; Проверка:
- Назовите парные твёрдые согласные звуки. Сколько пар назвали? - Назовите парные мягкие согласные звуки. Сколько пар назвали? - Почему неравное количество пар?
Стратегия «Верю – не верю» -Установите, верны ли данные утверждения? 1. Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом, а глухие только с шумом. 2. Буквы – В, Г, Д, Ж, З на конце слова всегда произносятся как В, Г, Д, Ж, З. 3. Чтобы проверить парный согласный нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял согласный?
Самоопределение к деятельности. Над какой темой мы продолжим работать на уроке? |
На гласные и согласные. При помощи голоса. При участии голоса и шума. На твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.
По признаку звонкости и глухости.
На доске: В - _; Г -_; Д - _; Ж - _; З - _; (дети записывают в тетрадь)
6 5
Согласные звуки Ж и Ш всегда твёрдые. Парные согласные на конце слова. 1. Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом, а глухие только с шумом. (+) 2. Буквы – В, Г, Д, Ж, З на конце слова всегда произносятся как В, Г, Д, Ж, З. (-) 3. Чтобы проверить парный согласный нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял согласный? (-) Сегодня на уроке продолжим работать над правописанием парных согласных на конце слов. |
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Регулятивные УУД: Развиваем умения: -самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; |
ВЫВОД: Чтобы научиться различать звонкие и глухие согласные звуки и правильно обозначать их на письме согласными буквами, надо знать правило и уметь его использовать.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
4.Открытие нового знания Микроцель: систематизировать знания, развивать умение анализировать и обобщать. Стимуляция интереса учащихся к изучаемым объектам. |
Как-то раз сын короля, принц, устроил большой бал и созвал на него всех знатных людей с женами и дочерьми. Золушкины сестры и мачеха тоже получили приглашение. Золушке тоже хотелось попасть на бал. Но мачеха дала ей много заданий и Золушка беспокоится, что не успеет на королевский бал. Вы готовы помочь Золушке? Я предлагаю вам стать «волшебниками» и помочь Золушке. Волшебство произойдёт, если мы с вами будем старательными, активными, трудолюбивыми (показываю слайд со сказочными героями).
На доске висят карточка со словами: УТЮ(г-к) – Можно ли доверять произношению слова для правильного его написания? Назовите способ проверки правописания парных согласных:
Назовите проверяемое и проверочное слово.
Как проверить парный согласный на конце слова? |
Нельзя доверять, потому что слова надо проверять. Первый способ: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная. Например: груз – грузы, сугроб – сугробы, плод – плоды. Второй способ: мысленно подставить слово «нет». Например: флаг – нет флага, мороз – нет мороза, клюв – нет клюва. Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная. На конце слов парные согласные оглушаются, произносятся и слышатся нечётко.
УТЮГ – проверяемое слово, в котором проверяется буква обозначающая по парности- глухости согласный звук, а УТЮГИ – проверочное – это слово, когда проверяемая буква стоит перед гласным звуком. Дети хором повторяют правило проверки парного согласного на конце слова. |
Регулятивные УУД: Развиваем умения: -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. - делать выводы на основе обобщения умозаключений. -преобразовывать информацию из одной формы в другую: - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. –переходить от условно-схематических моделей к тексту. |
ВЫВОД: Дети стремятся найти выход из проблемной ситуации, приходят к выводу, что парная согласная – это ошибкоопасное место, потому что парная согласная стоит в слабой позиции. Проговаривают правило проверки парной согласной.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||||
5.Первичное закрепление знаний Микроцель: развивать умение применить правило и алгоритм проверки парных согласных. Групповая работа, дифференцированная по степени помощи. |
Откроем следующую страничку сказки. Мачеха и сестры уехали на бал. Золушка сидела и горько плакала. Работы было много. Она понимала, что не успеет сделать все до начала бала. На помощь девочке, кроме вас, пришла добрая фея. Стоило ей взмахнуть волшебной палочкой, и у Золушки появились великолепное платье, хрустальные туфельки и карета. А в лошадей добрая фея превратила самых обыкновенных мышей. Работа в парах. И вы помогите Золушке попасть на бал. Помните условие, при котором произойдет волшебство. Какое превращение должно произойти?
|
Превратить: мышей в лошадей, а Золушку в прелестную девушку.
|
Коммуникативные – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; выделять главное; составлять план; – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). ТОУУ – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
Личностные результаты: – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; –опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |
ВЫВОД: Дети самостоятельно подбирают проверочные слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, записывали и
обозначали орфограмму.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
6.Рефлексия учебной деятельности. Включение в систему знаний Микроцель: развивать умение делать выводы, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, оценивать себя. Проблемный метод. Создание проблемной ситуации. |
Откроем следующую страничку. Вы были внимательными и трудолюбивыми. И ваша хорошая работа помогла Золушке попасть на бал.
ФИЗМИНУТКА Золушка весь вечер танцевала с принцем и забыла обо всем на свете. Спохватилась только тогда, когда часы стали бить полночь. Золушка должна вернуться к 12 часам ночи. Она убежала. Принц бросился за ней, но ее и след простыл. Только на ступеньках лестницы он увидел, хрустальную туфельку. «Как же найти красавицу?» - думал принц. Все девушки королевства должны были примерить хрустальную туфельку. Вы сможете вернуть Золушке туфельку, если прочитаете предложения и найдете слово с орфограммой парная согласная. Дошла очередь и до Золушки. Башмачок пришелся ей впору. И через несколько дней принц и Золушка сыграли веселую свадьбу. Они жили долго и счастливо. |
Звучит музыка. Танец на балу. Звучит музыка. Бой часов. 1. А теперь, — сказала Золушке фея, — ступай в сад. 2. Добрая фея превратила мышей в шестерых слуг. 3. Взмах волшебной палочки — и старое, испачканное золой платье, превратилось в роскошный бальный наряд. |
Развиваем умения: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; ТОУУ – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; Познавательные УУД: Формируем умение самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Регулятивные УУД: 1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ВЫВОД: Дети находят в тексте и выписывают слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, обозначают орфограмму.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
7.Рефлексия деятельности (итог урока) Усвоение учащимися способов действия. |
Вот и закончилось путешествие по сказке. Без вашей помощи Золушке нелегко было бы справиться со всеми заданиями. -Что сегодня мы вспомнили и закрепили на уроке? Вам понравилось помогать Золушке? Оцените свою работу на полях тетради меткой. В сказках все бывает, в сказках – чудеса: Спящая царевна, девица – краса, Золушки и принцы, ведьмы, короли; Чудо совершится, если веришь ты. Золушка принцессой стала неспроста, Туфелька хрустальная счастье принесла, Потому что миром правит доброта, Людям помогает светлая мечта. |
|
Личностные УУД: Формируем умение сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. Регулятивные УУД: 1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ВЫВОД: Проверка глубины понимания учащимися изученного материала.