Статья «Региональный компонент в преподавании уроков математики в начальной школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 c. Чермен, Пригородного района, РСО - Алания
Региональный компонент в преподавании уроков математики в начальной школе.
Автор: Кокаева Т.С.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 с.Чермен
с.Чермен
2021-2022
Аннотация
В работе собраны задачи по математике для начальной школы. Задачи даны по важным темам курса математики с 1 по 4 классы. Основная цель сборника - дать задания для поддержки и отработки вычислительных навыков, алгоритмов решения типовых задач и закрепления знаний и умений, которые будут необходимы школьникам в дальнейшем с использование регионального компонента. Систематическое выполнение заданий поможет учащимся развить сообразительность, логическое мышление и внимание. Данные наработки могут использоваться учителями начальных классов.
Оглавление (содержание)
Слово о педагоге…………………………………………………4
Введение …………………………………………………………6
Основная часть:………………………………………………….8
Принципы создания сборника задач;
Направления работы по использованию регионального компонента при изучении предмета;
Последовательность составления задач с использованием этнокультурного и регионального материала;
Применение материала на уроках математики в начальной школе.
Выводы……………………………………………………………..17
Используемая литература…………………………………………18
Приложение1……………………………………………………….19
Слово о педагоге.
ФИО автора Кокаева Татьяна Сергеевна
Образование среднее профессиональное, Гудермесское педагогическое училище №2 (1975г), учитель начальных классов, стаж работы 46лет
Место работы, должность МБОУ СОШ №2 с.Чермен, учитель начальных классов
Татьяна Сергеевна использует в работе современные педагогические технологии, способствующие формированию гражданской идентичности у младших школьников. Материал регионального характера внедряется в содержание предметов начальной школы, что способствует достижению планируемых результатов. Представленный педагогом опыт работы по внедрению регионального компонента в начальной школе подлежит диссеминации среди учителей республики.
Старший преподаватель кафедры ДиНО Солончук Л. В.
Представление опыта работы педагогом.
«Человек может жить своей профессией
только тогда, когда он стремится познать
через неё самого себя, и именно таким
путем он может принести наибольшую
пользу обществу».
Ш. А. Амонашвили
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть педагогом – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова, и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним. Переживая каждый свой рабочий день вспоминаешь строки Лермонтов М. Ю. : «Воспитывать. самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: все только начинается! »
Несомненно, обучение и воспитание детей непростое дело. Учитель начальных классов - это педагог - универсал, умеющий творчески работать. Главная цель учителя - развить даже самые крошечные задатки ребёнка, которые с рождения заложены в каждом. В умении разглядеть искру, не дать ей погаснуть, и состоит талант педагога. Очень трудно не поддаться влиянию и остаться самим собой. Педагог – это созидатель, творец, ему открыт главный ларец – ларец с детскими сердцами, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью.
Найти рецепт профессионального успеха – мечта любого педагога. Но такого рецепта не существует. Но все же, в нем важны: Доброта, Уважение, Искренность, Справедливость, Любовь, Достоинство, Профессионализм.
Мой опыт позволил мне сделать следующие выводы:
• необходимые качества современного учителя – толерантность и доброжелательность, ведь ему приходится работать не только с детьми, но и с родителями.
• учитель всегда должен быть интересен для своих детей.
•педагог постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, например, устное народное творчество.
Введение.
Цель: прививать подрастающему поколениию любовь к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, приобщить к культуре и истории своего народа на уроках математики
Задачи:
1. Расширение знаний учащихся о региональном своеобразии условий жизни
2. Развитие познавательной активности учащихся, повышение интереса к предмету, усиление практической направленности начального курса математики;
4. Формирование у учащихся общекультурной, этнокультурной и экологической компетенции.
Актуальность:
ФГОС НОО предполагает формирование личностных планируемых результатов, составной частью которых является гражданская идентичность, патриотизм, экологическая культура. Однако практика свидетельствует, что реализация принципа региональности осуществляется в основном через введение в учебный план специальных предметов (в области истории, географии, истории, например, курс «История Осетии, География Осетии, ТКО») и совсем не затрагивает другие общеобразовательные области, в том числе математику.
Обучение математике с использованием регионального компонента способствует его гуманитаризации, т.к. реализует в то же время межпредметные связи, формирует элементы экологической и валеологической культуры.
Но традиционные методики преподавания школьных предметов (в том числе математики) не позволяют полностью раскрыться индивидуальности ребенка. Содержание школьных учебников математики носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении математике учащихся нашей Республики и его слабой реализацией в современной школе из-за отсутствия соответствующей базы. Поиск и разработка эффективных дидактических средств, содействующих разрешению указанного противоречия, представляется достаточно актуальной проблемой.
Использование регионального компонента в обучении математике является средством мотивации учебно-познавательной деятельности школьников. Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом.
Региональность характеризуют следующие особенности:
- исторические и национально-культурологические (традиции, нравы, особенности образа жизни и характерные ценности);
- природно-географические (климат, проблемы экологии);
- социально-географические (плотность населения, характер поселений, традиционные занятия, средства сообщения);
- социально-демографические (национальный состав, миграционные процессы, типы семьи и др.);
- административно-политические (территориальное расположение и границы региона, тип инфраструктуры);
Практическая значимость заключается в том, что разработанные дидактические материалы помогут учителям математики школ Республики Северной Осетии – Алании построить целенаправленную работу по реализации регионального компонента в обучении.
Основная часть.
Принципы создания сборника задач
Задача с региональным и этнокультурным содержанием – это задача, в которой описан сюжет из жизни коренного населения, некоторыми числовыми данными и целью является нахождение определённых количественных характеристик или значений.
Виды задач с региональным компонентом
|
|
Направления работы по использованию регионального компонента
при изучении предмета
В структуре содержания национально-регионального компонента выделяются такие содержательные линии:
Региональная составляющая, включающая учебный материал о географических, исторических особенностях региона;
Национальная составляющая, включающая изучение осетинского языка, литературы, фольклора, а также - систему знаний об этносах.
Последовательность составления задач с использованием
Cобрать статистические данные и цифровой материал
Кладем задачи на региональную основу
Когда задачи составлены, их необходимо обязательно прорешать, определить уровень сложности, подготовить иллюстративный материал.
Принципы
Задания должны соответствовать государственному стандарту основного (начального) образования и учитывать возрастные особенности обучающихся.
Должен использоваться материал, в котором дается информация о РСО-Алании.
Задания должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям ребенка, что позволит учащемуся верить в свои силы, а значит способствует самореализации и саморазвитию.
Ребенку дается возможность толерантного мышления, воспитывается интерес и любовь к малой родине Осетии
Применение материала на уроках математики в начальной школе.
В задачах сборника находят отражение практические ситуации, имеющие место в жизни. Это помогает осознавать реальные количественные отношения между различными объектами и величинами и тем самым углубить и расширить свои представления о реальном мире. Решение задач позволяет осмыслить и понять практическую направленность математики.
Одной из ведущих задач на всех этапах обучения предмету является активизация познавательной деятельности и развитие творческого мышления. Математика представляет собой особые возможности для развития познавательных способностей обучающихся. Считаю целесообразным использовать в этих целях текстовые задачи с национально-региональным компонентом. Учащиеся проявляют больший интерес к решению задач с таким содержанием. Программа позволяет включать в процесс обучения задачи такого типа на различных этапах обучения и урока: при устном счете, при объяснении и закреплении изучаемого материала, на этапе отработки и контроля знаний.
Зарина пробежала 300 м за 20 секунд, а Амина пробежала это же расстояние за 15 секунд. У кого скорость была больше и на сколько?
Расстояние от Беслана до Владикавказа 24 км, а от Владикавказа до Моздоком – в 3 раз больше. За сколько времени пройдёт автобус расстояние от Владикавказа до Моздока, если скорость его движения 45 км/ч?
Государственный флаг РСО-Алания – прямоугольное полотно, состоящее из трех цветов (белого, желтого, красного ). Найди площадь и периметр флага, если известно, что ширина каждого цвета – 40 см, а длина полотнища – 210 см.
Государственный флаг РСО-Алания – прямоугольное полотно, состоящее из трех цветов (белого, желтого, красного ). На сколько ширина флага меньше, чем длина, если длина – 210 см, а ширина 140 см.
Северная Осетия занимает площадь 8000 км2, что примерно в 32 раза меньше территории Северного Кавказа. Какова площадь Северного Кавказа?
По данным первой переписи населения в 1926 году в Северной Осетии численность152435 чел., а по данным за 2016 год составила 703745 чел. На сколько увеличилось население Северной Осетии?
Северная Осетия-Алания - республика многонациональная. В основном на территории проживают осетины, русские. По данным переписи населения 2010 года осетины составляют 459688, русские 147090 чел., а армян 16235. На сколько меньше, чем осетин, осетин больше, чем армян?
По национальному составу населения республики составляют осетины, русские, ингуши, армяне, грузины, в целом в республике проживают представители более 28 национальностей. Взаимное уважение народов, традиционно крепкие хозяйственные и культурные связи – главные ценности, которые берегут в Осетии. Население республики – 703745 человек. На долю трех основных национальностей (осетины, русские, ингуши) приходится 635114 чел. населения республики. Сколько человек других национальностей проживает в Осетии?
Одно взрослое дерево выделяет в сутки примерно столько кислорода, сколько его бывает нужно для одного человека. Сколько должно быть деревьев в столице республики Башкортостан в городе Уфе, если ее население составляет более одного миллиона человек?
Одно взрослое дерево выделяет в сутки примерно столько кислорода, сколько его бывает нужно для одного человека. Сколько должно быть деревьев в городе Беслане , если ее население составляет 37029 чел.?
Леса Северной Осетии радуют нас обилием ягод. Многие растения содержат необходимые нашему организму витамины. Например, 1 кг. шиповника содержит 20 гр. витамина С. Сколько граммов витамина С в 10 кг. шиповника?
Часто на территории Правобережного района можно встретить сов. Сова уничтожает за лето 100 мышей и этим спасает 1 тонну хлеба. Сколько тонн хлеба спасут 20 таких сов?
В одном из красивейших уголков Северной Осетии располагается старейший заповедник нашей республики. Он образован в 1967 году. Сколько лет существует данный заповедник?
Высота самой известной горы Казбек, которая находится на границе с Грузией 5033 метра, что на 2030 метров выше высоты Столовой горы. Составь схему к задаче и вычисли высоту Столовой горы.
Площадь Северо-Осетинского государственного заповедника29952 га. Площадь Кавказского заповедника 19000 га. Определи на сколько отличаются площади заповедников.
Высота горы Лысая 1038 метров. А высота Столовой горы 3003 метров. На сколько метров Столовая гора выше Лысой горы?
Высота горы Лысая 1038 метров. А высота Столовой горы 3003 метров. Какова общая высота гор?
Взрослый лось съедает за сутки 8000 г веточного корма. Выразите это число в кг. Сколько корма съест лось за неделю?
Белка за день опустошает 380 сосновых шишек. Сколько шишек потребуется белке на неделю? на месяц?
Масса бурого медведя 450 кг, а масса белого медведя в 3 раза меньше. Сколько весит бурый медведь?
Река Терек по длине составляет 623 км, река Фиагдон 75 км и реки Ардон102 км. Определите, длина какой реки больше и на сколько км? (найти разницу между реками).
Возраст Кавказских гор 70000000 лет. Уральским горам 300000000 лет. На сколько лет Уральские горы старше Кавказских?
Самка мыши полевки за год может принести 60 мышат. Сколько мышат принесут 25 самок за 3 года?
Кавказский тур внесен в Красную книгу. Рога тура уникальны. По длине изгиба они составляют у самцов до 100 см, а вот самки не могут этим гордиться – их рожки обычно не превышают в длину 20 см. На сколько см рога самца длиннее? Во сколько раз рога самки короче?
Язык у дятла в пять раз длиннее клюва. Если длина клюва равна 5 см, чему равна длина клюва?
Самец горного тура весит в отдельных случаях 100 кг, что на 35 кг больше веса самки. Каков вес самки?
Длина туловища взрослого Зубра составляет 300 см, длина его хвоста 80 см. на сколько хвост зубра короче туловища?
Бурый медведь проживающий на территории Северной Осетии весит 400 кг , а за день может съесть 1/10 своего веса .Сколько корма он может съесть за месяц?
В России насчитывается более 750 видов птиц. На территории Северной Осетии можно встретить 230 видов. На сколько видов птиц в России больше, чем в Северной Осетии?
В 2019 году столица Северной Осетии отметит свое 235-летие. В каком году она была основана? Сколько лет исполнится столице через 5 лет?
В 2013 году город Беслан отметил свое220-летие. В каком году он был основан? Сколько лет исполнится Беслану в текущем году?
Город Беслан основан в 1793 году. Определи возраст города Беслана.
Численность обучающихся в МБОУ СОШ №6 г. Беслана в 2017 была 638 человек, в 2018 году их численность насчитывала 928 человек. Каковы изменения численности учеников в данной школе?
Длина железных дорог общего пользования Северной Осетии составляет 144 км. Выразите длину железных дорог в метрах.
В столовой «фыдджын» стоит 50 рублей. Сколько «фыдджын»-ов можно купить на 450 рублей? 500 рублей?
Флаг Республики Северная Осетия – Алания представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос: верхняя полоса белого цвета, средняя – красного цвета, нижняя – желтого цвета. Какую часть составляют белая и красная части флага вместе? Какую часть составляет желтая полоса флага?
Герб Северной Осетии –Алании был утвержден в 1994 году. Сколько лет прошло с тех пор?
Памятник В.И.Ленину в Куртатинском ущелье (п.В.Фиагдон) был установлен 1924 году. Это первый памятник Владимиру Ленину в мире.Сколько лет прошло со дня установления памятника?
В 2013 году наша республика отметила 70-летие Битвы за Кавказ. В каком году воины-защитники освободили территорию Кавказа от фашистов? Сколько лет исполняется Битве за Кавказ в текущем году?
15 января 1992 года увидел свет первый номер журнала «Ногдзау», учрежденного комитетом по делам печати и массовых коммуникаций РСО-Алания. Сколько просуществовал журнал в 20-м веке? Сколько лет существует журнал в 21-м веке?
МажитГафури (1880-1934) - классик башкирской и татарской литературы. Первые стихи написал в 1902 году. Сколько лет было поэту, когда он написал свое первое стихотворение?
Коста Леванович Хетагуров (1859-1906 гг.) - осетинский поэт, драматург, публицист и живописец. Основоположник осетинской литературы. 1899 году в свет вышел первый великий сборник поэта «Ирон фандыр» («осетинская лира»). Сколько лет прошло с тех пор? Сколько лет было Коста Хетагурову, когда вышла книга?
Разгамтта (платье осетинского национального костюма) стоит 1600 рублей. Для дворца культуры приобрели 10 полных костюмов. Сколько уплатили за всю покупку, если головные уборы и ремни имели одинаковые цены и составляли половину стоимости всей покупки. Реши задачу разными способами.
Осетины кормили рогатый скот шесть месяцев в году. На взрослую корову рассчитывали по 4 воза сена, а воз по 5 копен. Сколько копен сена надо заготовить хозяину для 5, 8коров?
Северо – Осетинский государственный академический театр В.Тхапасаева принял первых зрителей 10 ноября 1935 года. Сколько лет осетинскому театру? Который по счету театральный сезон откроется в будущем году?
Ежедневное употребление мёда собранного на территории Северной Осетии -Алании от 20 до 60 грамм гарантирует здоровье, долголетие и хорошее настроение. Сколько примерно граммов меда съест любитель меда за год, за 2 года?
Для приготовления пяти порций осетинского блюда лывза (суп с мясом) необходимо 700 грамм говяжьего мяса, 4 картошки, зелень, перец и соль. Сколько граммов мяса потребуется для приготовления 10 порций этого блюда? Вырази в килограммах.
Одно из традиционных правил застольного этикета осетин является следующее: на столе должно быть нечетное количество пирогов (3). Сколько пирогов будет лежать на столах, если накрыли семь столов?
Чтобы связать теплый пуховый платок (гаруз), осетинским мастерицам требуется в среднем 15 дней. На одну шаль у них уходит 400 граммов пряжи из козьего пуха (шерсти). Сколько шалей свяжет мастерица за 1 месяц? За 1 год? Сколько граммов шерсти они израсходуют на 2 месяца?
Задачи для 1 класса
Длина косы у Зарины 6 см, а у Дзерассы на 2 см длиннее. Какова длина косы Дзерассы?
У Алана 5 мягких игрушек, а резиновых на 4 больше. Сколько резиновых игрушек у Алана?
В магазин привезли 3 ящика тыквы, а лука на 4 ящика больше. Сколько ящиков лука привезли в магазин?
Нана испекла 3 пирога с капустой, а с мясом на 2 пирога больше. Сколько пирогов с мясом испекла Нана?
Баба собрал на зиму для скотины 2 стога сена, этого им хватит на месяц. Сколько стогов сена ему нужно заготовить на зимние месяцы?
Заур учится в 4 классе, а Алана на 3 класса старше. В каком классе учится Алана?
В горном селении Даргъавс 3 сторожевых башни, а фамильных на 7 больше. Сколько фамильных башен в горном селении?
В одном селении 9 башен, а в другом на 4 башни меньше. Сколько башен во втором селении?
У Батраза 10 тетрадей, а у Урузмага на 2 тетради меньше. Сколько тетрадей у Урузмага?
Нана засолила 6кг огурцов, а помидоров на 3кг меньше. Сколько килограммов помидоров засолила Нана?
Зарина учится в 7 классе, а Сослан на 3 класса младше. В каком классе учится Сослан?
Дзерассе 10 лет, а брат на 5 лет младше. Сколько лет брату?
В вазе 7 роз (уарди), а гвоздик (даричин) на 3 меньше. Сколько гвоздик стоит в вазе?
В среду (артыццаджы) Хетаг выучил 3 стихотворения, а в субботу (сабаты) на 2 стихотворения больше . Сколько стихотворений выучил Хетаг в субботу?
Сколько всего стихотворений выучил мальчик за два дня?
Выводы:
Предложенная технология подготовки сборника задач по методическому обеспечению учителей в режиме внедрения национально-регионального компонента в предмет Математика имеет огромное межпредметное значение.
Содержание уроков по математике с использованием регионального компонента способствует развитию познавательной активности учащихся, повышению интереса к предмету.
В настоящее время образование должно иметь региональную направленность с целью обеспечения каждого ученика возможностью для развития его способностей на всех этапах жизни, помочь найти свое место в том региональном социуме, где он проживает в данный момент.
Материалы данной работы могут быть использованы учителями начальной школы для построения системы уроков с использованием регионального компонента.
Использование прикладных материалов региональной направленности в учебном процессе помогает решать многие образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
В настоящее время работа над сборником продолжается. В нее вносятся новые текстовые задачи с учетом регионального компонента.
Литература
История и память Берозов Б.П. Владикавказ: Ир, 2013. — 451 с. Будун А.С. Природа, природные ресурсы Северной Осетии и их охрана.
Владикавказ: РИО, 1994. — 254 с
Тменов В. Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии. — Орджоникидзе, 1984
Красная книга Северной Осетии- Алании. Владикавказ:1999 год
Электронные ресурсы.
18