Статья «Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС в ДОУ»

0
0
Материал опубликован 18 December 2018

Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС в ДОУ

Региональный компонент, включенный в   образовательную  программу  ДОУ,  как вариативная часть, по ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта, на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Именно в детском саду у малышей закладываются основы уважительного отношения к традициям предков, гордость за малую Родину.

Основные задачи внедрения и реализации регионального компонента в ДОУ:

·         формирование гордости за свое происхождение;

·         создание первоначальных представлений о нравственных и духовных ценностях (сострадании, любви, терпении, чести, достоинстве);

·         воспитание в подрастающем поколении интереса к нравственному и духовному наследию предков;

·         формирование чувства сопричастности к своей стране.

Особенности  Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает:

Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

- Принцип постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья)  к менее близкому – культурно-историческим фактам.

- Взаимодействие с родителями и окружающим социумом;

- Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, специалистов);

- Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.

Направления деятельности:

- изучение обычаев и традиций, природы родного края,

- развитие толерантности,

- формирование социальной  адаптации подрастающего поколения.

- ознакомление  с  историей  появления региона, достопримечательностями и  выдающимися  людьми.

 Особое внимание уделяется знакомству:   

- с климатическими и природными особенностями региона;

-  с национальными  парками,  растительным  и животным миром;

- с народными праздниками, традициями и  национальными костюмами.

В ознакомление детей с народной культурой и природой  всё глубже входят электронные образовательные ресурсы, которые облегчили работу.  В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с декоративно-прикладным искусством и ремеслами, природой и национальными парками.

На успешность  реализации  РК   повлияет и сотрудничество с социумом на уровне социального партнерства,  это семьи,  библиотеки и  музеи.

Семья является главным источником народных традиций. Поэтому необходимо активное взаимодействие с родителями, которые участвуют в народных праздниках, оказывают посильную помощь в оформлении развивающей среды, участие в фольклорных и обрядовых праздниках («Осенние посиделки», «Тун Пайрам – хакасский новый год», «Рождество», «Пасхальное воскресенье», и др.) позволяют формировать у ребят знания о традициях народов проживающих в одном регионе.

Участие семей в праздниках,  которые стали традиционными в детском саду «Родной язык – душа народа»,  семейном фестивале «Семейная палитра», в основу  этих праздников  заложены традиции народа и семьи.

Все полученные впечатления и эмоции дети отражают в рисунках. Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры.

Главное: Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним:  детский сад – семья.

Родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры  помогают детям ощутить и сознать свою принадлежность к  «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации