12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
домашева татьяна васильевна44

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ВНЕ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ

Автор-разработчик: преподаватель истории Т.В.Домашев

СОДЕРЖАНИЕ


 

Введение стр. 3-4

Основные цели и задачи самостоятельной работы стр. 5

Распределение самостоятельной работы стр. 6-7

Программа самостоятельной работы стр. 8-14

Индикатор выполнения стр. 15

Алгоритм действия по формированию навыков

выполнения внеаудиторной самостоятельной работы стр.16

Инструкции по выполнению самостоятельной работы стр. 17-23

Приложение № 1 стр. 24-27

Приложение № 2 стр. 28


 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация образования в целом, системы профессионального образования, в частности, требует от современного образовательного учреждения развития у студентов качеств, необходимых в любой профессиональной деятельности. Одна из таких компетенций, необходимых человеку в любой профессиональной деятельности – способность работать самостоятельно без постоянного руководства. Для формирования таких компетенций в учебной деятельности 50% часов от обязательной учебной нагрузки отводится на самостоятельную вне аудиторную деятельность. Самостоятельная работа является важной частью учебного процесса, и значение ее в перспективе будет возрастать. Рациональное управление учебным процессом обеспечивает становление специалиста, отвечающего требованиям социального заказа. Продуманное привлечение студентов к поиску способов овладения специальными приемами учебной деятельности, направленными на качественное усвоение учебного материала, развивает их инициативу, деловитость, самостоятельность.

Преподавание дисциплины «История» требует активизации и поиска новых методик, позволяющих значительно повысить эффективность обучения вообще и вне аудиторной работы по дисциплине в частности. Вне аудиторная деятельность – это такая работа студентов, которая имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, направляется преподавателем и содействует углублению знаний студентов в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей. Развитие у студентов способности к самостоятельной работе с источниками информации по истории связано с пониманием исторического события, их причин и умением делать выводы, со знанием основных видов источников информации, овладением приёмами познавательной деятельности. Формирование исторических знаний и развитие у студентов самостоятельности в учебной деятельности находятся в тесной взаимосвязи. Чем выше активность студентов и их способность к самостоятельной учебной деятельности, тем выше объём и качество знаний, тем в большей степени создают условия для активности и самостоятельности учебной деятельности на уроке и вне его. Когда у студентов формируется система исторических знаний, развивается самостоятельность и способность усвоить исторический материал, тогда изменяется и роль преподавателя истории в обучении и воспитании.

Вне аудиторная самостоятельная работа студентов по истории составляет 58 часов.

Вне аудиторная самостоятельная работа по истории спланирована в соответствии с письмом Минобразования России от 29.12.2000г. № 16-52-138ин/ 16-13 и Положения о самостоятельной работе в ОПБОУ  « Курский техникум связи». (См. Приложение № 1)


 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ИСТОРИИ

В результате самостоятельной работы по истории студенты должны

- систематизировать и закрепить теоретические знания по истории;

- углубить и расширить теоретические знания по истории;

- сформировать умение использовать нормативную, справочную литературу, умение работать с историческим источником, специальной литературой;

- развить познавательную активность, творческую инициативу, ответственность и организованность;

- развить исследовательские умения;

- приобрести знание содержания, сущности и характера исторического процесса;

- расширить кругозор;

- уметь анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах;

-представлять результаты своей деятельности в формах конспекта, реферата, исследования, проекта и т.д.

- сформировать умения и навыки, необходимые в профессиональной деятельности и повседневной жизни;

- формировать самостоятельность мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.


 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа по истории распределена по видам деятельности студентов (формам оценочного средства) и по времени (семестры, недели). Для повышения эффективности целесообразно выбирать наиболее оптимальные способы организации учебного процесса на основе анализа контингента.

СЕТКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА СЕМЕСТР

Форма оценочного средства

Номер недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Реферат

                                               

Исследование

                                               

Конспектирование

                                               

Творческий проект

                                               

Справка

                                               

Систематизация источника

                                               

Аналитическая обработка текста

                                               

Составление плана и тезисов ответов

                                               

Работа со справочными изданиями

                                               


 

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В этом разделе более подробно спланирована самостоятельная работа по темам, часам, видам деятельности и уровням сложности. Предусмотрены три уровня сложности: первый уровень соответствует оценке «удовлетворительно», второй уровень соответствует оценке «хорошо», третий уровень – оценке « отлично». Скорость и прочность усвоения самостоятельно изучаемого материала зависит от владения навыками самостоятельного умственного труда, психологических особенностей личности в процессе восприятия, осмысления, запоминания, а также организованности, собранности, умения сосредоточиться. Тем не менее, составление графиков недельной учебной нагрузки регулирует самостоятельную работу обучающихся, приучает их к систематичности в работе и в конечном итоге положительно влияет на результат.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Каждый вид деятельности раскрывается в инструкциях по выполнению, пользуясь которыми обучающийся самостоятельно выбирает уровень сложности выполнения самостоятельной работы.


 

Программа самостоятельной работы по дисциплине История

п\п

Темы

Часы

Задания

Деятельность студентов

Уровень сложности ( форма представления)

( по выбору студента)

1

2

3

Тема: Цивилизации Древнего мира и Средневековья (4 часа)

1.

Наступление «варваров» в Евразии. Закат Римской империи

1

Исследование

Мини-исследование вопроса

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Публичное представление результатов исследования

2.

Культурное наследие Византии

1

Реферат

Реферат-конспект

Реферат-обзор

Реферат-доклад

3.

Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века

1

Исследование

Мини-исследование вопроса

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Публичное представление результатов исследования

4.

Экспансия ислама

1

Исследование

Мини-исследование вопроса

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Публичное представление результатов исследования

5.

Крестовые походы и их результаты.

1

Исследование

Мини-исследование проблемы

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Публичное представление результатов исследования

Тема: История России с древнейших времен до конца XVII века ( 7 часов)

1.

Появление славян. Славяне в VI­IX вв.

1

Конспект

Конспект-план по 2 источникам

Конспект-схема по 2 источникам

Конспект-схема и текстуальный конспект по 4 источникам

Конспект-схема и текстуальный конспект по 7 источникам

2.

Монголо-татарские завоевания Руси

1

Реферат

Реферат-конспект

Реферат-обзор

Реферат-доклад

3.

Культура Руси X­XIII вв.

3

Творческая работа

Подборка иллюстраций, слайдов по теме

Презентация

4.

Правление Федора Алексеевича и царевны Софьи

1

Реферат

Реферат-конспект

Реферат-обзор

Реферат-доклад

5.

Культура и быт Руси

1

Реферат

Реферат-конспект

Реферат-обзор

Реферат-доклад

Тема: Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI­XVII ( 4 часа)

1.

Государства Азии в позднем Средневековье

1

Реферат

Реферат - конспект

Реферат - доклад

2.

Реформация и религиозные войны

1

Конспект

Конспект-план по 2 источникам

Конспект-схема по 2 источникам

Конспект-схема и текстуальный конспект по 4 источник

Конспект-схема и текстуальный конспект по 7 источникам

3.

Террор времен Французской

2

Исследование

Мини-исследование проблемы

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Публичное представление результатов исследования

Тема: Россия в XVIII в ( 2 часа)

1.

Личность Петра

1

Реферат

Реферат-обзор

Реферат-доклад

2.

Русская культура XVIII в

1

Творческий проект

Презентация

Тема: Становление индустриальной цивилизации ( 6 часов)

1.

Облик и противоречия промышленной эпохи

2

Работа со справочными изданиями

Доклад

Словарь терминов

Доклад

Глоссарий

Доклад

Тезаурус

Доклад

2.

Тридцатилетняя война

1

Исследование

Мини-исследование проблемы

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

3.

Франко-прусская война 1870-1871гг

1

Реферат

Реферат-конспект

Реферат-обзор

Реферат-доклад

4.

Образование США

1

Реферат

Реферат-обзор

Реферат-доклад

5.

Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

1

Исследование

Мини-исследование проблемы

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Тема: Россия в XIX веке ( 8 часов)

1.

Куряне - декабристы

1

Исследование

Мини-исследование проблемы

Публичное представление результатов исследования

2.

Общественная жизнь при Николае I

1

Справка

Написание справки

Написание справки с обоснованием

Написание справки в соответствии с заявленной формой и полнотой содержания

3.

Александр II Освободитель

1

Реферат

Реферат- обзор

4.

Народничество на курской земле

1

Исследование

Мини-исследование проблемы

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

5.

Россия в системе международных отношений

1

Исследование

Мини-исследование проблемы

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Проведение исследования с публичным отчетом

6.

Пореформенная Россия. Александр III Миротворец

1

Исследование

Мини-исследование проблемы

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Проведение исследования с публичным отчетом

7.

«Золотой век» русской культуры

2

Творческий проект

Подборка иллюстраций, слайдов по теме

Презентация

Тема: Между мировыми войнами ( 12 часов)

1.

«Прекрасная эпоха»: западное общество в начале XX века

1

Исследование

Мини-исследование проблемы

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Проведение исследования с публичным отчетом

2.

Россия в первой мировой войне: фронт и тыл

1

Творческий проект

Иллюстрации, схемы, таблицы, карты боевых действий

Презентация

3.

Политические партии в февральской революции

2

Справка

Написание справки

Написание справки с обоснованием

Написание справки в соответствии с заявленной формой и полнотой содержания

4.

Версальско –Вашингтонская система мирового устройства

1

Конспект

Конспект-план по 2 источникам

Конспект-схема по 2 источникам

Конспект-схема и текстуальный конспект по 4 источникам

Конспект-схема и текстуальный конспект по 7 источникам

5.

«Серебряный век» русской культуры

2

Творческий проект

Иллюстрации, схемы, таблицы, карты боевых действий

Презентация

Презентация

6.

Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен XX века.

1

Исследование

Мини-исследование проблемы

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Проведение исследования с публичным отчетом

7.

Идеология и организация «белого» движения в России

1

Исследование

Мини-исследование проблемы

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Проведение исследования с публичным отчетом

8.

« Красный террор» в воспоминаниях и оценках современников

1

Систематизация источников

Список литературы

Библиографический список

( минимальный набор источников 5-7)

Библиографический список

( максимальный набор источников

7-10)

9.

Советско – финская война

1

Реферат

Реферат - конспект

Реферат-обзор

Реферат-доклад

10.

Первые пятилетки:

достижения и цена

1

Исследование

Мини-исследование проблемы

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Проведение исследования с публичным отчетом

Тема: Вторая мировая война ( 3 часа)

1.

На путях ко второй мировой войне

1

Исследование

Мини-исследование проблемы

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Проведение исследования с публичным отчетом

2.

Курская битва

1

Исследование

Мини-исследование проблемы

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Проведение исследования с публичным отчетом

3.

Антигитлеровская коалиция

1

Исследование

Мини-исследование проблемы

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Проведение исследования с публичным отчетом

Тема: Мир во второй половине XX века ( 2 часа)

1.

Последствия НТР

1

Исследование

Мини-исследование проблемы

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Проведение исследования с публичным отчетом

2.

Крушение колониальной системы

1

Исследование

Мини-исследование проблемы

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Проведение исследования с публичным отчетом

Тема: СССР в 1945- 1991гг.( 4 часа)

1.

Семинар

4

Подготовка к семинару

Подбор и обобщение информации в виде тезисов

Анализ литературы и конспектирование источников

Публичное выступление с оценкой и выводами по теме семинара

Тема: Россия и мир в XXI веке ( 2 часа)

1.

Евроатлантическая цивилизация во второй половине XX­ XXI веках

2

Исследование

Мини-исследование проблемы

Проведение исследования с отчетом в письменной форме

Проведение исследования с публичным отчетом


 

ИНДИКАТОР САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В этом разделе представлены выполненные работы с приложением заданий к тем или иным темам и сводная ведомость оценки внеаудиторной деятельности по темам. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или по группам в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности, уровня умений обучающихся. Контролю, за выполнением самостоятельной работой студентов, следует уделять особое внимание. Систематический контроль позволяет выявить успехи в обучении, пробелы и недостатки в знаниях, дать предварительную оценку качеству усвоения изученного. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по истории в письменной, устной или смешанной форме, с представлением продукта творческой деятельности.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

- уровень освоения учебного материала;

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность учебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.


 


 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ПО ФОРМИРОВНИЮ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ ВО ВНЕАУДИТОРНОЕ ВРЕМЯ


 

Содержание

Логические действия

Компетенции самостоятельной работы

Отбор материала по теме

- Составление библиографии;

-Выделение материала прямо или косвенно касающегося темы

-умение работать с первоисточниками;

-знание типов каталогов;

-навык работы со справочной литературой;

Группировка материала

- Выделение групп;

- Отнесение материала к группам

- умение работать с первоисточником;

-умение вести записи по прочитанному;

- умение систематизировать материал.

Осознание последовательности отдельных фактов и положений

- Установление взаимосвязи между отдельными фактами и положениями.- Составление логического плана темы.

- умение видеть структуру изложения материала;

- умение составлять простой и сложный план.

Выделение основного и второстепенного

- Выделение основных мыслей, идей.

- Поиск фактов, подтверждающих данную идею, мысль.

- умение работать с первоисточником;

- умение вести записи по прочитанному;

- умение видеть структуру изложения материала;

- умение делать выписки;

- умение написать конспект

Сравнение и обобщение

- Установление сходства.

- Установление различия.

- Суммирование результатов

- умение анализировать явления ( факты);

- умение расчленить изучаемые явления

( факты) на составляющие элементы.


 

ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ИНСТРУКЦИЯ № 1

РЕФЕРАТ

Реферат – это изложение сущности какого – либо вопроса, исследование конкретной проблемы. Поэтому для раскрытия темы реферата необходимо исследовать несколько источников( например, две или более монографий историков – специалистов по данной проблеме и имеющих различную точку зрения на данный вопрос). Реферат способствует всестороннему знакомству с литературой по избранной теме, развивает самостоятельность мышления, умение на научной основе анализировать и делать выводы.

Материал в реферате излагается с позиции автора исходного текста и не содержит никаких элементов интерпретации или оценки.

Реферат должен быть написан строго по плану и иметь четкую структуру.

 

Структура реферата по истории.

Вводная часть. Обоснование выбора темы:

Основная часть.

Заключение, вывод.

  1. Её актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем.

    Новые современные подходы к решению проблемы.

    Наличие противоположной точки зрения на проблему в науке.

    Частое несоответствие обыденных представлений и научных знаний о заинтересованном факте истории.

    Личные мотивы возникновения интереса к теме.

    Определение проблемы или изложение объективных историй сведений по теме реферата.

    Критичный обзор источников.

    Собственные версии и оценки.

    Основные выводы.

    Результаты и личная значимость проделанной работы.

    Перспективы продолжения работы над темой.

Учитывается.

Определение проблемы и вопроса, подлежащих рассмотрению, наличие плана.

Отбор и анализ источников литературы.

Последовательность и полнота изложения темы.

Раскрытие версий и оценок, выявленные спорные вопросы, изложение и аргументация своей точки зрения.

Наличие и обоснованность выводов.

Стиль, язык изложения.

Оформление работы (цитирование, ссылки и сноски, список литературы).

Модель защиты реферата выбирается произвольно:

«классическая».

«индивидуальная».

«творческая»-стенд с документами и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментарии, слайды, видео, аудио, яркое оригинальное представление фрагмента основной части реферата.

Определенную ценность в реферате представляют приведенные по тексту таблицы, сводные ведомости, картосхемы, иллюстрации и т.д.

Для уровня узнавания, понимания предлагается реферат – конспект – работа с ограниченным количеством источников ( 2-3), составление конспекта на основе отобранной информации по заданной теме.

Для уровня применения знаний по образцу предлагается реферат – обзор, что предполагает использование большего числа источников (3-4) и обзорного изложения проблемы.

Для творческого уровня предлагается реферат – доклад, т.е. публичное выступление. Критериями устной защиты являются: умение ясно выражать свои мысли в устной форме, умение чётко отвечать на вопросы по существу, делать коррективные и взвешенные умозаключения.


 


 

ИНСТРУКЦИЯ № 2

ИССЛЕДОВАНИЕ

Исследование – глубокий анализ и изучение предложенной проблемы, предполагает решение следующих задач:

-овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;

- научиться работать с литературой;

- анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы, доказывать

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Внимательно прочитайте текст и задания к нему.

Определите объект изучения ( личность, событие, название какой-либо партии и т.д.)

Отметьте в тексте имена, названия, события, которые могут быть наводящей информацией.

Установите связь между выделенными именами, названиями событий и заданием к тексту.

Подберите несколько вариантов ответов, а затем последовательно обдумайте каждый и выберите наиболее вероятный.

Запишите ответ


 

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С АНАЛИТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ


 

ОБОБЩЕНИЕ

Вспомнить характерные черты заданных исторических объектов.

Сопоставить их между собой.

Выделить общие черты.

СРАВНЕНИЕ

Выписать характеристику заданных исторических объектов.

Сопоставить их между собой.

Выделить общие черты.

Определить различия и записать.

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА

Прочитать внимательно заданную историческую ситуацию.

Установить причинно-следственную связь.

Проследить отрицательные и положительные последствия событий или деятельности личности.

Мини- исследование: прочитать, продумать основные идеи проблемы, изложить их в виде последовательных пунктов – тезисов.

Исследование с отчетом в письменной форме: извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений своими словами, допускается запись части фактического материала.

Исследование с отчетом в устной форме: работа по образцу в\у варианта, но с устным ответом (отчетом).

ПАМЯТКА ПО ТРЕБОВАНИЮ К КАЧЕСТВУ УСТНОГО ОТВЕТА

  1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, конкретное освещение темы.

    Логичность: последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

    Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования языковых средств, выбора точных эпитетов и т. д.

    Правильность и чистота речи.

    Овладение стилем изложения, исторической терминологией.

    Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

ИНСТРУКЦИЯ № 3

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ


 

Конспектирование – это сжатое письменное изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых его положений. Студенты наглядно видят, как план источника сначала наполняется основными положениями (тезисами), а затем фактами и примерами. Полученные знания находят применение при подготовке докладов и рефератов, во время учебных экскурсий.

Памятка по конспектированию.

1. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить произведение, составить план.

2. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы, полое название работы, место и год издания.

3. Наименование глав, разделов, параграфов научного труда всегда указывается точно.

4. Изложение текста дается сжато, но основные мыли и аргументы записываются подробно.

5. В конспекте используют цитаты.

6. При работе над конспектом следует использовать подчеркивания, условные знаки, пометки на полях. Они помогут при ответе по конспекту.

7. Проверьте выполненную работу. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта.

ИНСТРУКЦИЯ № 5

СПРАВКА

Справка – изложение и оценка информации. Историческая справка содержит в себе целый ряд сведений об аспектах деятельности личности, черты эпохи, процесса и т.д.

Задача по составлению исторической справки – полная проработка всех заданных аспектов за указанный период на основе проработки различных источников

ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ СПРАВКИ

1.Найдите источник, в котором отражен исторический материал, по заданному вопросу.

2. Изучите источник, определите главные ( ключевые) мысли по каждому вопросу.

3.Изложите основные тезисы по заданному вопросу.

4. Выпишите факты, цифры, схемы, цитаты.

5.Подведите итог, сделайте вывод.

1 уровень: написание справки

2 уровень: написание справки с обоснованием

3 уровень: написание справки по заданной форме

ПАМЯТКА – АЛГОРИТМ НА СРАВНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ

  1. Проанализируйте события или явления, выделите линии сравнения

    Определите черты различия и сходства

    Если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

    Сделайте вывод из произведенного сравнения.

    Свои действия можно оформить в таблицу:

Линии сравнения

Общее

Различное

     

 

ПАМЯТКА – АЛГОРИТМ К СОСТАЛЕНИЮ СПРАВКИ О ВОЙНАХ

Причины и характер войны: основные противоречия, приведшие к войне; подготовка к войне; соотношение сил; планы сторон.

Ход войны (основные этапы): повод к войне и ее начало; основные этапы и главные сражения; окончание войны, условия мира, главные итоги.

Значение войны (экономические, политические, социальные и др.)

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К СОСТАВЛЕНИЮ СПРАВКИ О ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ И ЯВЛЕНИЯХ

Каковы причины данного события.

Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?

Какую цель преследовали люди в ходе данного события (в период существования данного явления)?

Какими способами люди добивались поставленной цели?

Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?

Как можно оценить данное событие ( явление) в целом?

Какие исторические уроки можно извлечь из данного явления, события?


 


 

ИНСТРУКЦИЯ № 6

РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ДОКУМЕНТОМ

1.Выясните происхождение документа: кто его автор; при каких исторических событиях он появился; что представляет собой документ по содержанию и форме (описание исторического события современником, оценка события историком законодательный акт и т.п.)

2.Выясните, какое задание к документу вы должны выполнить и что для этого нужно: если документ должен углубить ваши знания о каком-либо историческом явлении, событии или лице, - вспомните, что вам уже известно об этом.

3.Прочтите текст документа, определите значение понятий и терминов, содержащихся в нем.

4.Попробуйте выполнить задание. Если не можете, то определите, что вам мешает. Обратите внимание на то, как сформулировано задание, возможно, вы не поняли поставленной задачи. Прочтите внимательно и медленно документ еще раз, обращая внимание на содержание отдельных предложений

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПОЛОЖЕНИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

ОБОУ СПО « КУРСКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ»

Настоящее  положение  разработано в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», Типовым  положением  об образовательном учреждении начального профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации, письмом Министерства образования Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 16-52-138ин/16-13.
 
1. Общие  положения 
 
1.1. Настоящее  Положение  определяет содержание и порядок организации самостоятельной  работы  студентов «КТС»

1.2.  Самостоятельная  работа студентов — это вид учебной деятельности, предназначенный для приобретения знаний, навыков и умений в объеме изучаемой дисциплины согласно требованиям ФГОС НПО, который выполняется обучающимся индивидуально и предполагает активную роль в ее планировании, осуществлении и контроле. По учебному плану объем самостоятельной работы студентов составляет 50 % от обязательной аудиторной нагрузки.
1.3. В условиях модернизации отечественной  системы  среднего образования организации  самостоятельной   работы  студентов придается все большее значение. Самостоятельная работа является важным видом учебной и научной деятельности студентов, которая направлена на подготовку компетентного, свободно владеющего своей профессией специалиста, способного к постоянному профессиональному росту.
2. Цели самостоятельной работы студентов:
 - систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
3. Виды самостоятельной работы в учебном процессе
 3.1. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом по всем дисциплинам образовательной программы.
В учебном процессе Курского техникума связи выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная, т.е. самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;
- внеаудиторная, т.е. самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
3.2. Самостоятельная работа с участием преподавателя.

Самостоятельная работа с участием преподавателей — планируемая учебная работа студентов, которая проводится вне основных часов занятий непосредственно студентами, но организуется и контролируется преподавателем.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:
— индивидуальные и групповые консультации;
— выполнение и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
— выполнение и защита лабораторных работ (во время проведения лабораторных работ).
Индивидуальные консультации — это внеаудиторная форма работы преподавателя с отдельным студентом, подразумевающая обсуждение тех разделов дисциплины, которые оказались для студента неясными.
Групповые консультации проводятся в специально назначенные часы и предназначены для разъяснения студентов общих принципов организации самостоятельной работы.
3.3. Самостоятельная работа без участия преподавателей.
Самостоятельная работа без участия преподавателей — планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа , выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами СР без участия преподавателей являются:
— подготовка к устным выступлениям, к письменным контрольным работам (промежуточным итоговым испытаниям);
— подготовка к семинарам и лабораторным работам, деловым играм, практикумам; их оформление;
— выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;
— самостоятельный поиск информации в Интернете.
 
4. Методика организации самостоятельной работы
 4.1. Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста. 
4.2. Организация самостоятельной работы включает:
— четкое планирование содержания и объема самостоятельной работы;
— организацию, контроль и анализ результатов самостоятельной работы;
— необходимое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение;
— внедрение новых технологий обучения;
— учет трудозатрат студентов и преподавателей в рамках самостоятельной работы.
4.3. Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств обучающихся и условий учебной деятельности.
4.4. Основная организационная роль в самостоятельной учебной работе студентов принадлежит преподавателям. Преподаватель, ведущий занятия, должен знать объем часов, выделенных на  самостоятельную   работу  по своей дисциплине.
Преподаватель знакомит студентов:
— с  системой  форм и методов обучения, научной организацией труда, методикой  самостоятельной   работы, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы;
— с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы студентов.
Преподаватель формирует у студентов:
— умения поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений;
— навыки научного исследования;
— развивает навыки  работы  с учебником, классическими первоисточниками и современной научной литературой;
— проводит групповые и индивидуальные консультации по методике самостоятельной  работы;
— осуществляет систематический контроль выполнения графика самостоятельной  работы;
— проводит анализ итогов  самостоятельной   работы  и дает ей оценку.
 
5.  Система  контроля результатов  самостоятельной   работы           
 
5.1. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающегося.
5.2. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
5.3. Важнейшую роль в руководстве самостоятельной работой студентов играют индивидуальные собеседования преподавателя и обучающегося. Регулярные консультации обеспечивают устойчивую обратную связь со студентами и позволяют при необходимости быстро проводить коррекцию в организации учебного процесса по отношению к отдельному студенту или к конкретной группе.
5.4. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения учебного материала;
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ПРИМЕРНЫЕ КАРТЫ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ

Появление славян. Славяне в VI­Iв.

( Конспект)

Источники:

Повесть временных лет. \Любое издание

Орлов А.С. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М.,1999

Литература:

1.Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9 .М.: Мысль, 1989.

2.Кобычев В.П. В поисках прародины славян. М.: наука, 1998.

3. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993

4. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. 2-е изд.

5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Соч.в 18 кн.М.: Мысль,1989.

6. Семенова М. Валькирия/ Любое издание

7. Семенова М. варяги/ Любое издание

8. Интернет ресурс

ВАРИАНТЫ ПРОВЕРОЧНЫХ ЗАДАНИЙ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. «Появление славян. Славяне в VI - IX вв.»

( проверка и оценивание осуществляется на уроке, следующем после полученного задания для самостоятельной работы через выполнение индивидуальных заданий по карточкам и оценки конспекта в тетради)


 


 


 

Карточка № 51.

Блиц – опрос: язычество, праслявяне, бортничество, род, вече, племя, князь, родовая община, старейшина, соседская община, племенные союзы, союзы союзов, Перун, Велес.


 

Карточка № 52.

Историческая разминка:

1.Назовите источники, свидетельствующие о жизни славянских племен.

2. Укажите отличительные черты хозяйственного уклада славян. Какое влияние на развитие славянских племен оказало Великое переселение народов?. Как взаимодействие славян с другими народами повлияло на формирование их культуры?


 

Карточка № 53.

Заполните таблицу

Происхождение славянских народов.

Ветви славянских общностей

Место проживания

Современные сформировавшиеся общности

     
     
     


 


 

2. Повседневная жизнь западноевропейцев в средневековье.

(исследование)

( проверка и оценивание осуществляется в индивидуальном порядке, при

отчете на уроке, тематически связанном с темой исследования, например,

Западная Европа в XI – XIII в.)

Источники и литература

1) Закон о роскоши // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/Deutsch_Stadt/text11.phtml ?id=5765

2) Капитулярий о поместьях. История средних веков. Хрестоматия. М., 1969.

3) Нюрнбергский устав о нищих 1478г. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/Deutsch_Stadt/text11.phtml ?id=5765

Литература

1) Артамонов С. Д. Литература Средневековья.М., 1993/ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Bolsh/index.php

2) Альбрехт Дюрер: Дневники. Письма. Трактаты. Том 1 / http://bookz.ru/authors/al_breht-durer/dnevniki_445.html

3) Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986; Т.2 Игры обмена. М., 1988; Время мира. М., 1992.

4) Большаков В., Новицкая Л. Особенности культуры в ее историческом развитии/ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Bolsh/index.php

7) Бицилли П М. Элементы средневековой культуры. СПб., 2002

8) Гатаева Б. Т. Концепции повседневности в зарубежной культурологи http://anthropology.ru/ru/texts/gataeva/russia_09.html

9) История Европы, (от средневековья к новому времени). Т.3. М., 1993

10)Проект ХРОНОС – Всемирная история в Интернете

http://www.hrono.ru

11)Проект «Historic.Ru: Всемирная история»: Электронная библиотека по истории

http://www.historic.ru

12)Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство

http://www.worldhist.ru

13)Российский электронный журнал «Мир истории»

http://www.historia.ru


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ СВЯЗИ


 


 


 


 


 

Нравы и обычаи западноевропейского средневекового общества

( историческое исследование)


 


 


 

Выполнил: обучающийся гр.21.Логачев Артем

Проверил: преподаватель Домашева Т.В.


 


 

Курск,2012


 

Нравы, обычаи западноевропейского средневекового общества

Фундаментальной характеристикой западноевропейского средневекового общества была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью – все выставлялось напоказ. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию, профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое значение: голубой трактовался, как цвет верности, зеленый как цвет новой любви, желтый – как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые ,как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний мир человека, его отношение к миру.

- Итак, символизм – важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.

- Эмоциональная жизнь общества также была контрастной.

Так как, свидетельствовали сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же в храме, сказав святому, перед изображением которого только что стояли на коленях: « теперь ты помолись за нас, а мы попляшем»

- Это общество часто и по отношению к людям было жестоким.

Обычным делом были казни, и в отношении преступника не было середины – их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно было перевоспитать, не допускались. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики, и для ужасных злодеяний придумывались ужасные и мучительные наказания. Для множества простых людей казни служили развлечением, и средневековые авторы отмечали, что народ как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем истязаний, обычным в таких случаях было « животное, тупое веселье толпы»

-Другими чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность. Эти качества сочетались с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными и прекрасными.

-Средневековье – время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения.

Так, громадной популярностью и любовью пользовался вошедший в историю брат Ришар, живший во Франции в начале XVв. Как-то раз он проповедовал в Париже на кладбище невинноубиенных младенцев в течении 10 дней с 5 утра до 11 часов вечера. Его слушали толпы народа, воздействие его речей было мощным и быстрым: многие тут же бросались на землю и каялись в своих грехах, многие давали обеты начать новую жизнь. Когда Ришар объявил, что заканчивает последнюю проповедь и должен идти дальше, многие люди, бросив свои дома ушли за ним.

- Проповедники безусловно способствовали созданию единого европейского общества.

-Важной характеристикой общества было общее состояние коллективных нравов, общественный настрой.

Это выражалось в усталости общества, боязни жизни , ощущении страха перед судьбой. Показательным было отсутствие в обществе твердой воли и желания изменить мир к лучшему. Страх перед жизнью уступит место надежде, мужеству и оптимизму только в XVII­XVIII вв – и не случайно именно с этого времени наступит новый период в человеческой истории, существенной чертой которого будет желание западноевропейцев позитивно преобразовывать мир. Восхваление жизни и активное к ней отношение появились не вдруг и не на пустом месте: возможность этих перемен будет постепенно вызревать в рамках феодального общества на протяжении всего периода Средневековья. От этапа к этапу западноевропейское общество будет становиться более энергичным и предприимчивым, медленно, но неуклонно будет меняться вся система общественных институтов экономических, политических, социальных, культурных, психологических.

Все средневековые жилища – от замка до самой убогой хижины – были тождественны в одном: они должны были скрыть, спрятать, защитить их владельца от внешних, враждебных сил. В отличие от античного (например, римского) строения, которое в определенном смысле было “открытым” домом, жилище средневекового человека должно было не только дать приют, но и скрыть его обитателей от любопытных непрошенных взоров. Именно поэтому оно подобно крепости или маленькому городу, было обнесено глухой стеной или забором, имело узкие окна, закрывавшиеся ставнями. Ибо, по выражению французского историка Э.Фараля, “быть увиденным в Средневековье означало потерять свободу”. До ХП в. городские дома мало чем отличались от сельских. И в этом не было ничего удивительного: большинство городских жителей составляли выходцы из деревень, которые принесли с собой и свои строительные навыки. Конечно тип и материал (из которого возводили дома) были разнообразны и зависели, в первую очередь, от состоятельности владельцев, их положения в обществе, богатства, а также местных условий. Вплоть до конца средних веков большая часть жилищ крестьян и простых ремесленников строилась из ивняка, обмазанного глиной, бревен и плохо отесанного камня. Встречались также полуземлянки, крытые соломой. Замки, дворцы, городские дома существенно менялись за период средних веков, но деревенское жилище, по сути дела, почти не изменилось с древности до ХХ в. Европейские феодалы (за исключением Южной Италии и с определенного времени Италии), как правило, селились вне городов. Те, кто имел возможность, возводили замки. Первые замки возникли в 1Х-Х вв. во Франции и на первых порах представляли собой деревянную, а затем каменную прямоугольную в плане башню – донжон, возводившуюся чаще всего на естественном либо насыпном искусственном холме, который окружали ров, вал и палисад. Донжон разделялся на несколько ярусов-этажей деревянными перекрытиями, нижний ярус мог быть забит балластом, жилище феодала и его семьи находилось на третьем этаже. Постепенно строительство замков усложнилось. Их начали возводить из камня, палисад сменила стена, укрепленная угловыми башнями с зубцами и бойницами. Далее находился сухой или наполненный водой ров, через который был перекинут подъемный мост. В ХП-ХШ вв. почти все европейские замки превратились в своего рода неприступные крепости и усложнились не только как фортификационное сооружение, но и стали включать, помимо донжона, целый ряд других построек, как-то: дом, замковую капеллу, дома ремесленников, тюрьму, колодец, “банальную” печь, всевозможные хозяйственные постройки. Такой замок очень напоминал эмбрион будущего города.


 

Дома в период Средневековья строились из разных материалов. Преобладание деревянного или каменного строительства в том или ином регионе зависело прежде всего от местных традиций и природно-географических условий. В Средиземноморье, где леса были достаточно рано уничтожены, кирпич и камень (а также гранитные блоки) служили строительным материалом чаще, чем на севере Европы, в Скандинавии, Англии, лесистых районах Франции и Германии. К северу от Луары во Франции, а также Германии и Англии дома первоначально были бревенчатыми. И лишь с Х1 в. их стали заменять жилища на каменном цоколе, на котором возвышались 2-3 этажа. Деревянные каркасы этих этажей заполнялись глиной с рубленой соломой, камнем. С течением времени (примерно с Х1У в.) в городах получило распространение каменное строительство; стали воздвигать жилища из камня и кирпича, что, безусловно, означало определенный прогресс средневекового строительства (Хотя следует признать, что к северу от Луары каменные дома горожан в Х1У в. были еще редкостью. И, как говорят исторические источники, в массе своей городские постройки были весьма невзрачны. Множество небольших городков до конца Средневековья продолжали оставаться деревянными). Вначале из камня строили церкви, затем стали возводить дома знати и отдельные муниципальные здания, а также жилища тех ремесленников, которые в своем производстве использовали печь и горн (например, пекарей, кузнецов, аптекарей). Уже в ХУв. во Флоренции дома из камня возобладали над деревянными. В это же время начал «одеваться камнем» Париж. В Лондоне кирпич стал употребляться в строительстве лишь в ХУ1 в. при Елизавете, но окончательно утвердился только после пожара 1666 г., уничтожившего третью часть города. До этого (в своем большинстве) городские и сельские постройки Англии возводились с использованием деревянного каркаса с глиняным наполнением. Впрочем, несмотря на успехи строительной техники, кварталы бедняков как и раньше строились из ивняка, глины и плохого дерева.

Из кровельных материалов наиболее употребительными были солома и тёс. Черепичные крыши (и гонт) появились только в позднее Средневековье, хотя и в это время не было недостатка в крышах, покрытых соломой (особенно в деревнях) и дранкой, которые представляли собой серьезную опасность из-за легкой воспламеняемости. По свидетельству источников (хроник и др. средневековых документов), магистраты ряда европейских городов во избежание пожаров обещали денежную помощь и компенсировали часть расходов тем горожанам, которые заменяли крышу своего дома с соломенной на черепичную. Опять-таки погорельцам оказывалась помощь лишь в тех случаях, когда их дома были покрыты черепичной, а не соломеной крышей. Но тем не менее крыши из черепицы (а также шифера) были очень дорогим удовольствием (не говоря уж о том, что они были слишком тяжелы для деревянного каркаса жилых строений) и даже на исходе Средневековья оставались редкостью. В силу дороговизны черепичные крыши были символом состоятельности владельца. Впрочем, дороговизна и престижность черепичных (а также шиферных) крыш толкали жителей средневековых городов на всевозможные подделки и имитации. Например, дранку и солому окрашивали в красный цвет. На одной из миниатюр ХУ в. средневековая Вена выглядела как сплошное «море» красных крыш, оказавшихся при ближайшем рассмотрении, как отмечает итальянский гуманист Сильвио Пикколомини, соломенными.

В Средиземноморье преобладали дома с плоскими крышами, к северу от Альп – с островерхими. Но и там, и здесь средневековый дом выходил на улицу торцом, имевшим более двух—трех окон и не имел нумерации; ее заменяли отличительные знаки: барельефы на религиозные сюжеты и скульптурные портреты владельцев (являвшиеся, кстати, своеобразным украшением фасада). Двери средневековых домов были окованы железом, окна нередко зарешечивались и закрывались плотными ставнями.

Земля в городской черте стоила очень дорого. Поэтому в средневековых городах (в отличие от античных) дом рос вверх и обычно состоял из нескольких этажей. Впрочем, городские дома разрастались вверх не только за счет этажности, но и за счет антресолей, консолей, мезонинов, чердаков. Комнаты и комнатушки лепились друг к другу в беспорядке; этажи образовывали выступы, так называемые эркеры или «фонари», нависавшие над улицей. Под лестницей возникали каморки, под крышей – чердаки, и в выемках (например, первого этажа) – чуланы. Кроме того, дом разрастался вниз - за счет полуподвалов, подвалов; и вглубь - за счет задних помещений и пристроек.

Комнаты даже одного этажа могли находиться на разных уровнях и соединяться между собой узкими лесенками, ступеньками, извилистыми коридорчиками. Дом рядового горожанина – ремесленника или купца – (помимо жилых помещений) включал в себя мастерскую или лавку. Он был местом, где работали. Тут же жили ученики, подмастерья, слуги. Таким образом, трудовая деятельность, и рабочее время еще не вычленились из домашнего, бытового времени и пространства. Мастерская или лавка размещалась, как правило, в нижнем этаже городского дома, здесь же хранилось сырье и инструменты. Если дом использовали как лавку, оконные ставни раздвигались на шарнирах: нижняя часть опускалась и служила прилавком; верхняя – поднималась и выполняла роль навеса.


 

Поработав в мастерской на первом этаже, хозяин мог подняться отдохнуть в жилое помещение на втором этаже. Каморки подмастерьев и слуг находились этажом выше, в мансарде. Чердаки служили складами. Кухни (если они были) обычно располагались на первом или в полуподвальном этаже. Во многих семьях они одновременно служили и столовой. Только в замках и монастырях пищу приготавливали в особом помещении. Внутри средневекового жилища (будь то замок знатного феодала, или дом простого горожанина) было сумрачно и не очень просторно, как могло показаться снаружи. Жилище, помимо столовой, состояло из нескольких комнат и спальни (даже у королей, кроме залов, была всего одна общая спальня. Кстати, само по себе это новое явление, присущее лишь Средневековью: в средневековом доме не было обособленной женской половины (гинекея), как в доме античном). Главным были не роскошные покои, а надежные стены. В домах простонародья (особенно деревенских) спальня не отделялась от столовой-кухни. Такой дом состоял, как правило, из одного жилого помещения (служившего одновременно горницей, спальней, кухни), к которому примыкали сарай, стойло для скота, закрома. Помещения для скота и хозяйственных нужд располагались под одной крышей с жилым (например, во многих районах Италии и Франции, Северной Германии) или обособлено от него (например, в Южной Германии, Австрии). При всем многообразии региональных вариантов деревенские дома были в целом грубее и проще, архаичнее и консервативнее городских.

Полы нижнего этажа рядового средневекового дома были земляными. Его покрывали в зависимости от времени года сеном (зимой) или свежей душистой травой (летом). Врачи поддерживали этот обычай. На верхних (втором и последующих) этажах полы были деревянными. Такой пол не только защищал от холода, но и давал “приют” бесчисленным насекомым. Паркет появился только в Х1У в., но был большой редкостью вплоть до ХУШ в. даже во дворцах. Со временем в состоятельных домах среднего и высокого достатка полы нижнего этажа стали покрывать каменными и керамическими плитками. Комнаты украшались коврами. Их, как правило, вешали на стены, настилали на сиденья, но долгое время не клали на пол. Лишь в ХУ в. в городах Италии коврами (местного производства или же привозившимися в большом количестве генуэзскими и венецианскими купцами из стран Востока (Леванта) стали застилать и полы. В период позднего Средневековья особое внимание стали уделять стенам частного жилища. Их начали расписывать в подражание античным образцам. В моде были и раскрашенные двери. В ХУ в. появились обойные ткани. Они изготавливались из бархата, шелка, атласа, камчатой ткани, а также парчи и тисненой кожи, иногда позолоченной. В том же ХУ в. из Фландрии распространилась мода на гобелены. Сюжетами для этих изделий служили сцены из античной и библейской мифологии, исторические события. Большой популярностью пользовались также тканевые шпалеры, так называемые мильфлеры, на ярком фоне которых, усыпанном цветами, изображались сцены из жизни крестьян и сеньоров. Однако подобную роскошь могли позволить себе очень немногие. Кроме того, в Средневековье появились обои из грубой рубчатой ткани, но настоящей “революцией” в этой области стало появление в ХУ в. бумажных обоев.

Интерьер средневекового дома существенно дополняла мебель, которая, как правило, отличалась массивностью и тяжеловесностью. Делали ее, главным образом, из дуба и ореха, и снаружи часто обивали железом, от чего она казалась еще массивнее. Основным по важности предметом обстановки была кровать. В спальне богатого дома она имела внушительные размеры и была приблизительно 4 м шириной. На фамильной кровати могла разместится вся семья. Огромные размеры кровати были не только выражением благополучия, но и служили целям гостеприимства: оставшегося на ночлег важного и приятного для семьи гостя хозяева могли положить с собой в одну постель. Кровати были высокими и размещались на возвышении, куда вели 1-2 ступеньки; часто имели украшенное скульптурой, резьбой или живописью изголовье. Сверху кровать закрывал балдахин, опиравшийся на колонки; кроме того, кровать могла иметь задергивающиеся занавески. В складках балдахинов, предназначенных для того, чтобы защищать спящих от домашних насекомых, скапливались полчища клопов и блох, мешая сну и угрожая здоровью. На кровать обычно стелили тюфяк, набитый соломой и сеном; поверх которого клали матрас из шерсти и хлопчатой бумаги. Состоятельные горожане накрывались суконными одеялами, отделанными мехом, под которые в свою очередь подкладывали еще перину набитую ватой и пухом. Из ваты и пуха делали и подушки. Кровать застилалась вышитым суконным покрывалом; в позднее Средневековье в ходу были цветные шелковые одеяла, которые набивались шерстью и простегивались. Белье в богатом доме было из белого полотна, в менее состоятельных пользовались цветным.


 

Впрочем, не только во времена Средневековья, но и во времена Возрождения постельное белье использовалось крайне редко. В самых бедных городских и деревенских домах спали прямо на полу или на нарах. Слуги довольствовались охапкой соломы. Вторым после кровати предметом обстановки был сундук. Во времена Средневековья сундук был универсальной мебелью. Он мог одновременно служить кроватью и мебелью для сиденья, даже дорожным чемоданом во время длительных и частых поездок королей и знатных сеньоров. В сундуках везли значительную часть имущества, о чем свидетельствуют ручки на сундуках.

Первые раннесредневековые сундуки выдалбливались из стволов деревьев, а позднее их стали составлять из необработанных толстых досок, с крышкой в виде двускатной крыши. Вообще же форма сундуков берет свое начало с античных саркофагов, а их конструкция сходна с конструкцией античных сундуков. На юге сундуки изготавливались из ели; на севере (в Англии, Германии, странах Скандинавии) – чаще из дуба. Со временем появилось много разновидностей сундуков. Одной из них был тяжелый кованый сундук, который использовался для хранения денег и драгоценностей. В церквах использовались сундуки-скамьи и высокие сундуки с короткими ножками и дверками (переходная форма к шкафу). Первые шкафы в принципе были не чем иным, как повернутыми на бок коваными сундуками. В готический период во Франции, Германии, Англии в домах знати и простых горожан появился сундук-скамья. В Италии получил распространение сундук-кассоне, который одновременно служил для хранения вещей и в качестве сиденья. Традиционно он оставался принадлежностью приданого невесты и размещался в супружеской спальне. В ХУ в. в Италии появились кассоне меньших размеров – кассета, а также сундучки для хранения шкатулок, кошельков, парфюмерии. Из сундуков развился не один новый тип мебели. Например, сформировался предмет мебели, напоминающий современный диван: ларь со спинками и подлокотниками. Сундуки богато украшались росписью, рельефами, обивались серебром. Мастера изощрялись в изготовлении всевозможных металлических скреп, ключей, замков (в том числе потайных). Шкаф для одежды еще не изобрели. Вместо них использовались сундуки, выдвижные ящики под высокой кроватью или вешалки. Но в ХУ в. появились шкафы для посуды (буфет, креденца или дрессуар) и секретеры. Первые развились из поставца, на котором хозяева хранили самую ценную в доме посуду и выставляли ее на обозрение гостям во время праздничных трапез. Традиционный стол в Средневековье представлял собой положенные на прочные козлы тяжелые съемные доски. Столы, за которыми ели, после трапез разбирались и составлялись там и тогда, когда нужно было поесть. На средневековых рисунках стол всегда накрыт низко свисающей белой скатертью, поэтому нам трудно судить о его форме. Но в период готики появились новые разновидности столов. Самым характерным был стол с торцовыми стенками, с сильно выступающей столешницей на двух торцовых опорах с глубоким выдвижным ящиком. Из этого типа стола образовалась ранняя форма письменного стола с поднимающейся столешницей, под которой находилось множество отделений и маленьких ящичков. Такими письменными столами пользовались торговцы и банкиры в своих конторах.


 

ВАРИАНТЫ ПРОВЕРОЧНЫХ ЗАДАНИЙ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ


 

  1. Сканы карточки.

    В Англии до XIV века знать говорила на французском языке, а народ на англосаксонском наречии. Из слияния этих языков сложился единый английский язык. Почему в Англии знать и народ говорили на разных языках?.Что способствовало образованию единого английского языка?

    Какие « следы» жизни и быта средневековых людей могли сохраниться и сохранились до наших дней?

    Напишите письмо своим родителям от имени: ( по выбору)

А) ученика ремесленной мастерской

Б) богатого торговца

В) дворянина

Г) студента


 

  1. Сводная ведомость оценки внеаудитороной самостоятельной работы

    обучающихся

    1. № п/п

    1.  

      Ф.И.

    1. Деятельность обучающихся

    1.  

    1.  

       

       

       

       

       

       

      Группа 21

    1. Составление плана и тезисов ответов

    1. Реферат

       

    1. Творческий проект

    1. Справка

    1. Конспектирование

    1. Систематизация источника

    1. Аналитическая обработка текста

    1. Работа со справочными изданиями

       

    1. 1.

    1. Бумагин К.

    1. 4

    1. 4

    1. 3

    1. 4

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 4

    1. 2.

    1. Волобуева Е.

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 4

    1. 3

    1. 3

    1. 3.

    1. Гатилова Ю.

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 4.

    1. Герасимова С.

    1. 5

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 5

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 5.

    1. Глебова Л.

    1. 4

    1. 4

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 6.

    1. Евдокимова О.

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 7.

    1. Журбенко И.

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 8.

    1. Капелюш Д.

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 9

    1. Кислова О.

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 10.

    1. Конева Н.

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 11.

    1. Калугина А.

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 12.

    1. Лукьянцева О.

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 4

    1. 5

    1. 13.

    1. Лысых В.

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 14.

    1. Мартышева Е,

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 15.

    1. Пашкова В.

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 16.

    1. Сидорова Е.

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 4

    1. 17.

    1. Францова К.

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 18.

    1. Чуйкова А.

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 19.

    1. Шевелева В.

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 20.

    1. Щедрина Н.

    1. 5

    1. 4

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 5

    1. 21.

    1. Волкова В.

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    1. 3

    Документ № 31

    Из «Сказания о Мамаевом побоище»: о Куликовской битве

    Вопросы и задания к документу № 31:

    1. Найдите в сказании образные черты. Как вы думаете, с какой целью автор использовал этот прием для описания исторического события?

    2. Как надо понимать выражение «старец Пересвет»?

    3. С какой целью князь Дмитрий Иванович обменялся доспехами с Бренком?

    4. На основании фрагмента «Сказания» сделайте выводы о причинах победы русских воинов на Куликовом поле. В чем значение этой победы?

    текст:

    "Уже близко сходятся сильные полки, выехал злой печенег из великого полку татарского, показывая свое мужество перед всеми. Подобен он был древнему Голиафу: пять сажен высота его, а трех сажен ширина его. Увидев его, старец Александр Пересвет, который был в полку Владимира Всеволодовича, выехал из полка. Бросился он на печенега, говоря: «Игумен Сергий, помогай мне молитвою». Печенег же устремился против него. И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними. И упали оба с коней на землю и скончались.

    Дмитрий и Андрей Ольгердовичи прибыли быстро на Дон, и застали великого князя Дмитрия Ивановича Московского еще на этой стороне Дона, на месте под названием Березуй, и тут соединились. Князь же великий начал советоваться с братом своим и с новонареченною братьею, с литовскими князьями: «Здесь ли останемся или переправимся через Дон?» И сказали ему Ольгердовичи: «Если хочешь крепкого войска, то вели переправиться через Дон, и да не будет ни у кого ни единого помышления об отступлении. А о великой силе татар не думай, потому что не в силе Бог, а в правде».

    Укрепив полки, он снова пришел под свое черное знамя, и сошел с коня, и сел на иного коня, и снял с себя царскую одежду, и надел другую. Своего же коня дает Михаилу Андреевичу Бренку и ту одежду возложил на него, потому что он любил Бренка чрезвычайно, и то черное знамя велел своему оруженосцу возить над ним. Под тем знаменем Бренк и убит был за великого князя.

    И сошлись грозно оба великих войска, крепко сражались, жестоко друг друга уничтожали, не только от оружия, но и от великой тесноты под конскими ногами умирали, потому что нельзя было вместиться на том поле Куликовом: место то между Доном и Мечею было тесным. И третий, и четвертый, и пятый, и шестой час крепко. Неослабно бьются христиане с погаными татарами.

    Когда же настал седьмой час дня, божьим попущением, наших ради грехов, начали поганые одолевать. Многие сыны русские погибли. Самого великого князя тяжело ранили и сбили с коня. Многажды подсекали знамена великого князя, но не истребили их божьей милостью, еще больше они укрепились.

    Пришел восьмой час дня, южный ветер потянул позади нас. И закричал Волынец громким голосом: «Князь Владимир, наше время приспело и час подходящий пришел!» Единомысленные же друзья выехали из дубравы зеленой на великую силу татарскую и начали поганых татар немилостиво убивать. И обратились поганые в бегство и побежали. Сыны же русские гнались и убивали их.

    Стоял князь великий за Доном на костях восемь дней, пока не отделили христиан от нечистивых. Христианские тела в земот закопали, а нечестивых тела бросили зверям и птицам на расхищение. Погибло у нас всей дружины двести пятьдесят тысяч три тысячи, а осталось у нас дружины пятьдесят тысяч"

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.