12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
валерия мачихина14
учитель-логопед
Россия

Рекомендации учителя-логопеда родителям

Учитель-логопед Мачихина В.Н.

Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы жизни ребенка. Особое внимание необходимо уделять собственной речи, т. к. для детей речь родителей — это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

Нельзя «сюсюкать» с детьми, т. е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи маленького ребенка;

желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, плавной и эмоционально выразительной;

общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами;

ребенка НЕЛЬЗЯ наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

Советы учителя-логопеда

Каждый день читайте ребенку. Иллюстрированные книги, сюжет которых наглядно показан на картинном материале, сопровождайте чтение эмоционально окрашенной речью.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку. Это вызвано слабостью челюстных мышц ребенка, а она в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Говорите со своими детьми четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу.

Не забывайте развивать у ребенка и мелкую моторику — т. е. малыш должен как можно больше работать своими неловкими и непослушными пальчиками. Ученые доказали, что раннее развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи. Как бы не казалось это утомительным, пусть малыш сам застегивает себе пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сначала «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет все понятнее. Так же малышам очень полезно заниматься лепкой из пластилина и вырезыванием из бумаги. Взрослый должен находиться рядом с ребенком и обязательно озвучивать весь процесс

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Упражнения развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис.

Чтобы повысить подвижность органов речи, можно проводить гимнастику для губ, языка, нижней челюсти. Обязательно дайте ребенку зеркало, чтобы он мог контролировать свою артикуляцию. (Приложение. 1)



Упражнение для губ:

Губы в «улыбке», как при звуке И. Губы нейтральны, как при звуке А. Губы округлены, как при звуке О. Губы «трубочкой», как при звуке У. Чередование движений: А – И, А– У, и наоборот.

Плавный переход от одного звука к другому: И – А, А – О, О – У…

Произнесение ряда гласных звуков с плавным переходом: И – А – О – У и наоборот

С усилением размыкать плотно сомкнутые губы, произнося: П – П,Б – Б.

Упражнения для нижней челюсти - Открыть широко рот, закрыть.

Движения нижней челюсти влево, вправо, влево, вправо

Упражнения для щёк - Щёки надуть «толстый». - Щёки втянуть «худой». - Чередование упражнений «толстый» – «худой».

Упражнения для развития дыхания

Упражнения, направленные на выработку диафрагмального типа дыхания. Ребёнок лежит на спине; левая ладонь ребёнка расположена на его животе, а правая – на груди. По команде взрослого ребёнок вдыхает носом, выпячивая животик, выдыхает ртом, втягивая животик.

Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания.

Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, вату, пушинки.

Дуть на лежащие на столе карандаши разной толщины, стараясь сдвинуть с места.

Упражнения для развития мелкой моторики

Лепка. Для лепки можно использовать пластилин, специальную глину или тесто. Сначала нужно предложить ребенку самостоятельно размять материал. Также надо показать, как его можно разогреть. Затем следует предложить малышу скатать колбаску, потом шар. После этого можно давать более сложные задания. Мягкий пластилин можно использовать и для рисования на альбомных листах.

Вырезание. Сначала надо научить ребенка работать с цветной бумагой, потом — с картоном. На бумаге чертится несколько кругов, треугольников квадратов. Затем педагог предлагает ребенку их вырезать. На следующем занятии задание усложняется. Педагог должен попросить маленького ученика вырезать елочку или домик.

Игра с пуговицами. Необходимо подобрать пуговицы разного размера и оттенка. Сначала педагог выкладывает рисунок сам, затем просит малыша повторить. Когда ребенок усвоит материал, педагог просит его придумать свой рисунок.

Рисование. Используем нетрадиционные техники рисования. Использование нетрадиционных техник рисования развивает не только мелкую моторику, но и эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности (Приложение.2)



Успехов Вам!

















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.