Разработка занятия «Рекреационные зоны»
Тема :Рекреационные зоны .
Цель: познакомить учащихся с понятием " рекреационные зоны", и их значением для человека.
Задачи:
Обучающие:
дать понятие рекреационной зоны, факторов городской среды негативно влияющих на здоровье населения;
Развивающие:
развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;
развивать логическое мышление, память, внимание;
Воспитательные:
воспитание любви к природе родного края;
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: беседа, рассказ, объяснительно - иллюстративный, практический.
Учебные вопросы.
1.Что такое городская среда и ее компоненты.
2. Влияние городской среды на здоровье человека
3.Что такое рекреационные территории.
4. Требованиями к оборудованию РЗ.
5.Виды рекреационной деятельности.
Материальное обеспечение: презентация.
Структура занятия:
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Закрепление полученных знаний.
Подведение итогов.
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Проверка домашнего задания. (10 минут).Беседа по вопросам.
3. Объяснение нового материала. (20 минут).
Характерной чертой современной жизни является быстрый рост городов и увеличение числа проживающих в них людей. В городских поселениях формируется особая среда жизни человека – городская (урбанизированная) среда.
У нас все меньше остается сел и деревень.
Почему люди стараются переехать в города?
Где легче жить человеку в городе или деревне?
Как влияет городская среда на здоровье людей?
Какие факторы городской среды наносят вред здоровью человека?
В городских условиях на здоровье человека влияют пять основных групп факторов:
1) жилая среда (дом, квартира, ее площадь, затененность...)
2) производственные факторы (место работы, режим работы)
3) социальные факторы (коллеги, соседи, родственники)
4) биологические факторы (наследственность, здоровье, болезни...)
5) индивидуальный образ жизни (режим дня, занятия спортом, курение, питание...)
Среда городов развивается в определенном природном ландшафте и включает в себя как компоненты неживой (абиотической) природы – рельеф, климат, источники воды, так и живой природы (биоты) – растительность, животный мир.
Помимо природных, городская среда содержит компоненты, искусственно созданные человеком, – техносферу. Ее компоненты включают в себя производство и его результаты, городской архитектурный комплекс, транспорт.
Последний, важный компонент городской системы – население.
Различные компоненты городской среды тесно связаны между собой. В результате активной преобразующей деятельности человечества возникла новая экологическая среда с высокой концентрацией антропогенных факторов. Такие из них, как загрязнение атмосферного воздуха, высокий уровень шума, электромагнитные излучения, являются непосредственным продуктом индустриализации, другие – сосредоточение предприятий на ограниченной территории, высокая плотность населения, миграционные процессы и т.д. – являются следствием урбанизации как формы расселения.
Таким образом, урбанизация двояко действует на человеческое общество:
город обеспечивает человека комфортными условиями быта, дает возможность для лучшей реализации профессиональных и творческих способностей,
с другой – человек отдаляется от природы и попадает в среду с вредными воздействиями: загрязненным воздухом, шумом и вибрацией, ограниченной жилплощадью, зависимостью от транспорта, постоянным вынужденным общением со множеством незнакомых людей – все это неблагоприятно сказывается на его физическом и психическом здоровье.
Как восстановить здоровье человека живущего в городской среде?
Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы благоприятные условия для жизни человека. Это не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг. Это благоприятная для жизни и здоровья среда обитания; чистый воздух и зеленый городской ландшафт.
В современном городе человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Поэтому общая площадь зеленых насаждений в городах должна занимать больше половины его территории.
1) Все предприятия, неблагоприятные в санитарном отношении, должны быть выведены за пределы городов.
2) Место вокруг промышленных предприятий и автострад должны занимать защитные зеленые зоны, в которых рекомендуется высаживать деревья и кустарники, устойчивые к загрязнению.
3) Важнейшими компонентами системы озеленения города являются насаждения в жилых микрорайонах, на участках детских учреждений, школ, спортивных комплексов и пр.
4) Городской ландшафт не должен быть однообразной каменной пустыней. В архитектуре города следует стремиться к гармоничному сочетанию аспектов социальных (здания, дороги, транспорт, коммуникации) и биологических (зеленые массивы, парки, скверы). Удельный вес озеленённых территорий в пределах застройки городов должен быть не менее 40 %
5) Создание рекреационных зон.
Что такое рекреационная зона?
Рекреационная зона – специально выделяемая территория в пригородной местности, в городе, предназначенная для отдыха, с целью восстановления сил и здоровья населения
Рекреационные зоны выделяются для организации массового отдыха населения, улучшения микроклимата поселений и включают парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, водоемы и иные объекты, используемые в рекреационных целях и формирующие систему открытых пространств городов, других поселений. В составе рекреационных зон могут выделяться озелененные территории общего пользования, зоны массового отдыха и курортные, особо охраняемые природные территории и объекты.
Городскими рекреационными зонами являются: сады, парки,
пригородными: лесопарки, зоны отдыха.
Требованиями к оборудованию РЗ.
Формируемая рекреационная среда должна обеспечивать физический, биоклиматический, психологический, эстетический комфорт населению во время отдыха.
Комфортные условия для отдыхающих обеспечиваются:
наличием благоустроенных территорий достаточной площади, оборудованных для разнообразных видов и форм рекреационных занятий;
наличием и удобным размещением объектов обслуживания в зонах отдыха (пунктов питания, торговли, проката инвентаря, автостоянок и др.);
организацией удобных транспортных сообщений между загородными -рекреационными территориями и местами постоянного проживания населения.
размеры территорий зон массового кратковременного отдыха следует принимать из расчета от 500 до 1000 кв. м на одного посетителя.
психологический комфорт(зависит от количества шумовых и зрительных контактов между отдыхающими) обеспечивается, количеством отдыхающих не превышающих 8 чел. в радиусе 25 м — для парков, 60 м — для лесопарков и 100 м — для рекреационных лесов.
Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают сильное оздоровительное действие.
Деятельность (мероприятия) по расширенному воспроизводству человеческих сил называется рекреационной деятельностью (рекреация — восстановление).
Рекреационная деятельность изучается в рамках рекреалогии и
Рекреалогия — это наука о рекреационных системах, основанная на (ощущениях, целях и привычках) экологии человека.
2.Выделяют следующие виды рекреационной деятельности:
Лечебно-курортная рекреационная деятельность. Основными оздоровительными факторами служат физическая культура и спорт, ближний и дальний туризм, природные лечебные факторы, используемые для закаливания организма, а также культурно-массовые мероприятия. Курорты расположены в лечебно-оздоровительных местностях территориях, обладающих природными лечебными ресурсами, пригодными для организации лечения и профилактики заболеваний.
Оздоровительно-спортивная рекреационная деятельность. Оздоровительно-спортивный вид рекреационной деятельности является разнообразным. В нем преобладает деятельность у воды и в воде. (купание, солнечные ванны, питание, игра с мячом, водные лыжи, парапланы, виндсерфинг, прогулки по берегу и.т.д. Среди других видов оздоровительно-спортивной рекреационной деятельности можно выделить маршрутный, прогулочный, водный, подводный, рыболовный, охотничий, горнолыжный туризм, альпинизм
Познавательная рекреационная деятельность. Это обзор архитектурных ансамблей, культурно-исторических памятников, раскопок древних цивилизаций, ознакомления с этнографическими особенностями, природными феноменальными объектами, явлениями и процессами, выдающимися сооружениями.
Развлекательная рекреационная деятельность - парки, аттракционы.
Чаще всего абсолютно четко их дифференцировать невозможно. Каждый из этих видов деятельности постоянно совмещает в себе другие виды РД. Потребность в них возрастает с повышением образовательно-культурного уровня людей, развитием их информационного и транспортного обеспечения.
Закрепление полученных знаний. (10 минут)
Какие факторы городской среды отрицательно влияют на здоровье человека?
Какие меры принимают для оздоровления жизни людей в городе?
Что такое рекреационные зоны?
Какими видами РД можно заниматься в санатории, у воды, на территории старинной усадьбы, дворцового комплекса.
Выполнение практического задания.
Какие РЗ можно выделить в г. Владикавказе.
Выполняют задание команды одновременно, после этого проверяется правильность задания. За каждый правильно выбранный ответ команда получает по 1 баллу.
5. Подведение итогов. (2 минуты)
С чем мы познакомились сегодня на занятии? Что нового вы узнали?
Литература:
https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/rekreaciya-rekreacionnye-resursy-chto-ehto-takoe.html
https://normative_reference_dictionary.academic.ru/65442/Рекреационные_зоны
https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/rekreatsionnoe-naznachenie.html