Видеоматериалы к урокам биологии. Занятие №16 «Животные лесов умеренной зоны»
Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты
Кинопособие "Экология животных"
Занятие проводится параллельно с изучением биологии животных (зоологии). Изучаемые вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных на данном занятии, но и материал уроков ботаники и зоологии. Материал можно использовать для изучения "Окружающего мир" в начальной школе.
Наша планета — дом для огромного числа животных. Все животные на Земле обитают на определенных территориях, которые называются природно-климатическими зонами. В каждой природной зоне существует определенное сочетание условий, необходимых для жизни: среднегодовая температура и влажность, световой режим и пищевые ресурсы, тот или иной рельеф и растительный покров и т. д. Поэтому для каждой такой зоны характерен свой, уникальный животный мир — совокупность видов животных, совместно населяющих эту территорию земного шара.
Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний,
применение их на практике
Форма проведения: Лекция, видеоматериал.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации
Основные понятия
Тайга. Смешанные леса. Широколиственные леса.
Лесная подстилка. Яростность. Муравейник. Зимняя спячка
Вопросы для обсуждения
1.Почему в лесах видовой состав животных богаче, чем в тундре?
2.Для каких животных деревья и кустарники служат домом?
3.Что такое лесная подстилка? Какие животные обитают в ней?
В северном полушарии Земли леса занимают огромные пространства Евразии и Северной Америки.
Леса бывают разными. В России наиболее распространены тайга (хвойные леса), смешанные леса и широколиственные леса.
В тайге преобладают различные хвойные деревья — ель, пихта, сосна. В широколиственных лесах основными породами деревьев являются дуб, клен и липа. А в смешанных лесах произрастают деревья, характерные как для тайги, так и широколиственных лесов.
По сравнению с климатом тундры климат лесов мягче. В лесу повышена влажность воздуха, а среднегодовое количество осадков достигает примерно 500 мм. Средняя температура зимой -15°С, а летом — около +20°С. В таежных лесах Сибири температура зимой может опускаться ниже -40°С, а летом подниматься до +35°С.
Наверно, нигде больше не встретишь такого разнообразия животных, как в лесу. Это связано и с более мягким климатом, и с возможностью селиться в новых условиях — на деревьях, кустарниках, а также в лесной подстилке — слое опавших листьев, хвои и веток. Деревья, кустарники, лесная подстилка представляют собой своеобразные этажи — ярусы, где обитают самые разнообразные животные. Лес похож на многоэтажный дом, в котором каждый вид организмов занимает определенный этаж.
В ярусах, занимаемых деревьями и кустарниками, наиболее заметны пернатые. Дятлы и дрозды, клесты и синицы, совы и ястребы, а также многие другие птицы селятся на деревьях и находят там пищу. Но не только птицы обитают на деревьях и в кустарниках. Деревья служат прибежищем для белок, сонь, летучих мышей (рис.1).
Рис. 1: 1 - зеленая пеночка: 2 - белка; 3 - соня: 4 - ястреб: 5 - летяга:
6 - летучая мышь; 7 - клест
В лесах можно встретить млекопитающих — косулю и лося, зайца-беляка и енота, кабана и лисицу, волка и медведя, рысь и зубра (рис.2)
Рис.2. Млекопитающие — обитатели леса: 1 - медведь; 2 - лось; 3 - кабан;
4 - рысь; 5 - заяц; 6 - лиса
Под пологом леса, на лесной подстилке прекрасно чувствуют себя рептилии: обыкновенная гадюка и медянка, безногая ящерица веретеница и живородящая ящерица, которая любит влажную, покрытую мхом почву (рис.3)
Рис.3: 1 - прыткая ящерица; 2- уж; 3- веретеница: 4 - жужелица:
5 - обыкновенная гадюка
Вывод
Многие животные живут в лесу круглый год. Другие, например большинство птиц и летучих мышей, с наступлением осени улетают из лесов на юг. Одни лесные животные активны на протяжении всего года — рысь, заяц, лось, а другие, например сони, мыши, медведи, впадают в зимнюю спячку.
Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил.