Технологическая карта учебного занятия (урока)
Класс: __7___.
Предмет: ___алгебра_____
Место и роль урока в изучаемой теме: урок проводится после изучения основных понятий, для закрепления изученного материала
2. Ресурсы учителя: презентация
3. Ресурсы для обучающихся: тетрадь, ручка, раздаточный материал
4. Оборудование урока: компьютер, проектор.
5. Межпредметные связи: при выполнении заданий необходимы знания других предметов: биологии, географии, геометрии, физики
Тема | Линейные уравнения с одной переменной. Решение линейных уравнений | ||
Тип урока | Урок закрепления пройденного материала (урок - игра) | ||
Цели | Обучающие: повторить изученный материал по теме «Линейное уравнение с одной переменной. Решение линейных уравнений», произвести контроль основных умений и навыков, усвоения учебного курса. Развивающие: применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей и их знания по другим учебным предметам, развивать математическое мышление школьников, познавательный интерес к предмету. Воспитательные: воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, сопереживать другому, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку и активно работать на уроке. | ||
Задачи | закрепление основных понятий, связанных с уравнением; отработка алгоритма решения уравнений; определение количества корней уравнения; решение творческого задания | ||
Основное содержание темы | Линейные уравнения с одной переменной. Решение линейных уравнений | ||
Основные термины и понятия, их определения | уравнение, корень уравнения, решить уравнение, алгоритм решения, количество корней линейного уравнения | ||
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные |
| выявить уровень усвоения программного материала по теме, проверить знания основных терминов и понятий и умения работать с ними при выполнении заданий. | Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, планировать и осуществлять корректировку своих действий Познавательные: умение преобразовывать информацию от одного вида к другому (словесную в знаковую); умение определять понятия, строить логические рассуждения, делать выводы; умение находить информацию, необходимую для решения математических проблем Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группах: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов | умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
Ход проведения урока
Смысловые блоки содержания | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационно-мотивационный этап урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. (2 мин.) | Приветствие обучающихся. - Ребята, я предлагаю вам определить тему урока, разгадав ребус (Слайд 1) (Зашифровано слово УРАВНЕНИЕ) Учитель слушает ответы учащихся, объявляет тему урока. (Слайд 2) | Учащиеся решают ребус. Называют слово. Учащиеся формулируют тему урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формулирование задач урока (2 мин.) | - Ребята, сформулируйте задачи урока. - Повторение, обобщение, систематизация знаний по теме «Линейное уравнение с одной переменной. Решение линейных уравнений» | Учащиеся пытаются назвать задачи урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создание мотивационной установки (3 мин.) | - Сегодня мы проводим игру-соревнование. Каждой группе предстоит выполнить 6 заданий. Познакомьтесь с чек-листом. Учитель выдает чек-листы. (Приложение 1) (Слайд 3). - Заполните поля участников групп. Название команды должно быть связано с темой урока. На выполнение задания 2 минуты. - Представьте свою команду. | Учащиеся знакомятся с чек-листом, задают вопросы, придумывают название, представляются. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Процессуально - содержательный этап урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Учитель выдает группам задание № 1 "Отгадай слово", где зашифровано понятие с помощью числовых выражений и вопросов из других предметных областей. На выполнение задания 5 минут. За правильно выполненное задание 1 балл. Группы представляют свое слово. Ответы в Приложении 2. Учитель объявляет количество баллов, набранное группами. - Ребята, что связывает слова, которые вы разгадывали? Задание 1 "Отгадай слово" (работа в группах) Карточка для 1группы:
Карточка для 2 группы:
Карточка для 3группы:
Карточка для 4 группы:
Карточка для 5группы:
| Обсуждение и выполнение общего задания группы. Распределение обязанностей между участниками группы. Учащиеся называют слова, которые были зашифрованы, делают вывод, что все слова - это понятия алгебры, связанные с уравнениями | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Учитель предлагает выполнить задание 2 «Найди соответствие». Группы вытягивают по две карточки. Одна карточка с термином, другая с определением. От группы один учащийся выходит с карточкой, где написан термин. Учащиеся в других групп читают на второй карточке определение, которое соответствует термину. Учащийся, который держит карточку, должен подтвердить правильность выбранного группой определения или опровергнуть. Время 3 минуты. За задание 2 балла. Карточки для разрезания (Приложение 2)
После ответов учащихся учитель показывает правильные ответы (Слайд 6): | Выполняют задание на соответствие, вспоминают термины. Оценивают ответы одноклассников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Учитель организует выполнение следующего задания 3 "Алгоритм решения уравнений". Каждому учащемуся выдаётся карточка с текстом. Задание учащиеся выполняют индивидуально в течение 2 минут. Задание оценивается в 1 балл.
Учащиеся обмениваются работами по кругу и осуществляют взаимопроверку. Учитель показывает на экране правильные ответы. (Слайд 5). Ответ:
| Учащиеся заполняют пропущенные слова. Осуществляют взаимопроверку | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Учитель организует выполнение задания 4. Учащиеся работают в группе не более 4 минут. Максимальное количество баллов 3. Задание 4. Установите соответствие между уравнениями и их решениями (в группе)
Ответы:
Группы сдают работы учителю. Учитель показывает правильные ответы (Слайд 6). Учитель объявляет результаты. Выявляются причины затруднений. | Выполняют задание в группе. Оценивают свою работу и причину ошибок Решают уравнения индивидуально. Взаимопроверка работ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Учитель организует выполнение следующего задания 5 "Решение уравнений". Каждый учащийся получает карточку с тремя уравнениями (одно уравнение имеет один корень, другое не имеет корней, корнем третьего уравнения является любое число). Задание учащиеся выполняют в течении 4 минут. Максимальное количество баллов: 6. Задание 4 "Решение уравнений" (индивидуально) 1) -х + 12 = 2х – 15 Ответ:___________ 2) - 15 -5(3х +1) = -15(х +3) Ответ:___________ 3) 12х - 3 = 6(2х - -2 Ответ:__________ Учащиеся обмениваются работами по кругу и осуществляют взаимопроверку. Учитель показывает на экране правильные ответы (Слайд 5, Приложение 2). | Решают уравнения индивидуально. Взаимопроверка работ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Учитель организует выполнение следующего задания 6. Подобное задание есть на ОГЭ. На выполнение 6 минут. Задание оценивается 3 баллами. Задание 6 "Мастер-класс в политехникуме"(в группе). Асбестовский политехникум часто проводит мастер-классы "Горное дело" для учащихся 7 классов. В политехникуме есть только квадратные столики, за каждый из которых могут сесть 4 человека. Если сдвинуть два квадратных столика, то получится стол, за который могут сесть 6 человек. На рисунке изображен случай, когда сдвинули 3 квадратных столика вдоль одной линии. В этом случае получился стол, за который могут сесть 8 человек. Составьте уравнение для нахождения количества столов, которые надо сдвинуть, чтобы посадить учащихся вашего класса.
Группы сдают решения, проверяют вместе. Слайд 10. Ответ: 2х = В - 2, где х - количество столов, В - известное число (количество детей в классе) - Каким будет результат, если количество учащихся класса четное, нечетное? (Если В - четное число, то А будет натуральным числом. Если В - нечетное число, то округление до целого числа с избытком). | Учащиеся работают в группе. Обсуждают ответы и пишут их на карточке. Сдают учителю. Учащиеся оценивают свою работу по заданию. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| - Все задания группами выполнены. Учитель дает время закончить заполнение чек-листов. Подводится итог, объявляются результаты. | Учащиеся оценивают свою работу на уроке. заполняют чек-листы. Сдают чек-листы учителю | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Рефлексивный этап урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия содержательная (3 мин.) | Учитель просит продолжить предложения. (Слайд 10) Сегодня на уроке: - Было интересно … - Было трудно … - Мне понравилось … - Я узнал (а) … - У меня получилось … - Теперь я могу … | Учащиеся по очереди продолжают предложения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности (2 мин.) | Учитель просит заполнить лист самооценки (Приложение 3). Рефлексия (самооценка) 1. На уроке я работал активно/пассивно. 2. Своей работой на уроке доволен/не доволен. 3. За урок я не устал/устал. 4. Моё настроение стало лучше/хуже, потому что ___________________________ ______________________________________________________. 5. Моя отметка за работу на уроке ______________. Учитель благодарит учащихся за работу. | Учащиеся оценивают свою работу на уроке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Объяснение домашнего задания (1 мин.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обязательное задание | п. 8-9, № 157 (а, г), 172. | Уточняют у учителя способ выполнения задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнитель-ное задание (по желанию) | Составить кроссворд по теме: «Линейные уравнения с одной переменной» | Обсуждают в классе оформление результатов выполненных заданий |
Список литературы
1. Алгебра: 7 класс: учебник / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2023.
2. Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса. - М.: Просвещение, 2022.
3. Ресурсы Интернет
https://math7-vpr.sdamgia.ru/
https://math-oge.sdamgia.ru/
Приложение 1
Чек-лист
Название команды________________________________
Ф.И. учащегося | 1. Групповая работа "Отгадай слово" (1 балл) | 2. Групповая работа "Найди соответствие" (2 балла) | 3. Индивидуаль-ная работа "Алгоритм решения уравнений" (1 балла) | 4. Групповая работа "Соответствие между уравнениями и решениями" 3 балла) | 5. Индивидуаль-ная работа "Решение уравнений" 6 баллов) | 6. Задание из ОГЭ "Мастер-класс в политехникуме (3 балла) | Сумма баллов | Оценка |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Шкала перевода баллов в отметку:
"5" - 14-16 баллов;
"4" - 11-13 баллов;
"3" - 6-10 баллов.
Приложение 2
Ответы к заданию 1
Карточка для 1группы:
№ п/п | Вычисли или отгадай слово | Ответ | Буква ответа | Буква |
1 | 6,4 : 3,2 | два | последняя буква ответа | а |
2 | Закончите словосочетание: подобные ... | слагаемые | 2 буква ответа | л |
3 | Какой частью речи является слово "учиться"? | глагол | 1 буква ответа | г |
4 | - 25 + 33 | восемь | 2 буква ответа | о |
5 | -0,03∙(-100) | триста | 2 буква ответа | р |
6 | -3,9 : (-1,3) | три | 3 буква ответа | и |
7 | 500 ∙ 0,2 | сто | 2 буква ответа | т |
8 | -34,7 ∙ 0 | минус | 1 буква ответа | м |
Карточка для 2 группы:
№ п/п | Вычисли или отгадай слово | Ответ | Буква ответа | Буква |
1 | -25 + 42 | семь | 1 буква ответа | с |
2 | Каким членом предложения является слово "учиться" в предложении: "Петя учится хорошо"? | сказуемое | 2 буква ответа | к |
3 | -4,5 ∙(-4) | восемьнадцать | 2 буква ответа | о |
4 | Наука о живой природе | биология | 1 буква ответа | б |
5 | Инструмент для построения окружности | циркуль | 4 буква ответа | к |
6 | - 7,2 : (-3,6) | два | 3 буква ответа | а |
Карточка для 3группы:
№ п/п | Вычисли или отгадай слово | Ответ | Буква ответа | Буква |
1 | Какая физическая величина измеряется в км/ч? | скорость | 2 буква ответа | к |
2 | -23,3 + 23,3 | ноль | 2 буква ответа | о |
3 | Сколько согласных букв в слове "школа" | три | 2 буква ответа | р |
4 | 10,5 : 1,5 | семь | 2 буква ответа | е |
5 | Часть растения, находящаяся под землей | корень | 5 буква ответа | н |
6 | -0,006 ∙ (-1000) | шесть | последняя буква | ь |
Карточка для 4 группы:
№ п/п | Вычисли или отгадай слово | Ответ | Буква ответа | Буква |
1 | Каким членом предложения является слово "Петя" в предложении: "Петя учится хорошо"? | подлежащее | первая буква | п |
2 | Наука о природе, материках, погоде | география | 3 буква ответа | о |
3 | Процесс проникновения молекул одного вещества между молекулами другого | диффузия | 1 буква ответа | д |
4 | -70,7 : (-70) | одна целая... | 1 буква ответа | о |
5 | Прибор для измерения атмосферного давления | барометр | 1 буква ответа | б |
6 | -567 +579 | двенадцать | 4 буква ответа | н |
7 | 0,14 ∙ 100 | четырнадцать | 4 буква ответа | ы |
8 | Какой частью речи является слова "мир"? | существитель- ное | последняя буква ответа | е |
Карточка для 5группы:
№ п/п | Вычисли или отгадай слово | Ответ | Буква ответа | Буква |
1 | Результат действия "сложения" | сумма | 1 буква ответа | с |
2 | Географический сборник карт | атлас | 3 буква ответа | л |
3 | -3 : (-1,5) | два | 3 буква ответа | а |
4 | Какой частью речи является слово "внимательный" | прилагательное | 6 буква ответа | г |
5 | 30 ∙ 0,9 | двадцать семь | 3 буква ответа | а |
6 | 0,8: 0,05 | шестнадцать | 2 буква ответа | е |
7 | -137 + 58 | минус... | 1 буква ответа | м |
8 | На какое число делить нельзя? | ноль | 2 буква ответа | о |
9 | - 36 : (-0,6) | шесть | 2 буква ответа | е |
Ответы к заданию 2
Карточки для разрезания
Уравнение | равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой |
Алгоритм | это последовательность действий, которые нужно выполнить, чтобы получить определённый результат. |
Привести подобные слагаемые | сложить их коэффициенты и результат умножить на их общую буквенную часть |
Корень уравнения | значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство |
Решить уравнение | найти все его корни или установить, что корней нет |
Ответы к заданию 4
1 | 2 | 3 |
Б | А | В |
Ответы к заданию 5
1) -х + 12 = 2х – 15 Ответ: 9
2) -5(3х +1) - 15 = -15(х +3) Ответ: нет корней
3) 12х - 3 = 6(2х - -2 Ответ: х - любое число
Приложение 3
Лист самооценки
Рефлексия (самооценка) 1. На уроке я работал активно/пассивно. 2. Своей работой на уроке доволен/не доволен. 3. За урок я не устал/устал. 4. Моё настроение стало лучше/хуже, потому что ___________________________ ___________________________ ___________________________ 5. Моя отметка за работу на уроке ___. | Рефлексия (самооценка) 1. На уроке я работал активно/пассивно. 2. Своей работой на уроке доволен/не доволен. 3. За урок я не устал/устал. 4. Моё настроение стало лучше/хуже, потому что ___________________________ ___________________________ ___________________________ 5. Моя отметка за работу на уроке ___. | Рефлексия (самооценка) 1. На уроке я работал активно/пассивно. 2. Своей работой на уроке доволен/не доволен. 3. За урок я не устал/устал. 4. Моё настроение стало лучше/хуже, потому что ___________________________ ___________________________ ___________________________ 5. Моя отметка за работу на уроке ___. |
Рефлексия (самооценка) 1. На уроке я работал активно/пассивно. 2. Своей работой на уроке доволен/не доволен. 3. За урок я не устал/устал. 4. Моё настроение стало лучше/хуже, потому что ___________________________ ___________________________ ___________________________. 5. Моя отметка за работу на уроке ___. | Рефлексия (самооценка) 1. На уроке я работал активно/пассивно. 2. Своей работой на уроке доволен/не доволен. 3. За урок я не устал/устал. 4. Моё настроение стало лучше/хуже, потому что ___________________________ ___________________________ ___________________________. 5. Моя отметка за работу на уроке ___. | Рефлексия (самооценка) 1. На уроке я работал активно/пассивно. 2. Своей работой на уроке доволен/не доволен. 3. За урок я не устал/устал. 4. Моё настроение стало лучше/хуже, потому что ___________________________ ___________________________ ___________________________. 5. Моя отметка за работу на уроке ___. |
Приложение 4
Презентация к уроку
Слайд 1 | Слайд 5 |
Слайд 2 | Слайд 6 |
Слайд 3 | Слайд 7 |
Слайд 4 | Слайд 8 |
Слайд 9 | Слайд 11 |
Слайд 10 | Слайд 12 |