12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дроздова Елена Анатольевна5841
Россия, Тульская обл., г. Суворов

Конспект урока математики в 4 классе по теме: «Решение задач арифметическим способом с использованием робота-кассира».

ФИО педагога: Дроздова Елена Анатольевна

Класс: 4

Дата: 23.09.2019

Предмет: математика

Место и роль урока в изучаемой теме: закрепление изученного материала

Цели урока: знакомство с историей кассовых аппаратов; решение задач и числовых выражений с помощью модели роботизированного счётчика денег; совершенствование устных и письменных вычислительных навыков.

Образовательные: получить представление о работе робота-кассира; сформировать умение анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом.

Развивающие: развитие познавательного интереса и мыслительных операций, обогащение словарного запаса обучающихся математической терминологией.

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость, любовь к учебному предмету, умение доводить до конца начатую работу.

Предметные: закрепить навыки сложения и вычитания многозначных чисел; научиться принимать активное участие в обсуждении решения задач и анализировать дополнительный метапредметный материал.

Метапредметные: регулятивные - научиться определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; планировать деятельность в учебной ситуации; работать коллективно по составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; коммуникативные – научиться выражать свои мысли в устной и письменной форме; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; слушать друг друга, обмениваться мнениями; познавательные – научиться ориентироваться в своей системе знаний с использованием знако-символических средств.

Личностные: самостоятельная работа по выполнению определенных учителем видов деятельности с осознанием личной ответственности за результат; формирование навыка самооценки.

Оборудование: учебник М.И. Моро, М.А. Бантова; модель роботизированного счётчика денег, собранная на основе набора LEGO® MINDSTORMS® EducationEV3; картинки роботов для рефлексии; рисунки товаров для игры в «Магазин».

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

- Девизом нашего урока будут следующие слова:

Внимательно слушай учебный материал!

Старательно запоминай!

Активность на уроке свою проявляй!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Постановка проблемы.

Цель: актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; выявить и зафиксировать в речи причину затруднений; согласовать цель и тему урока.

Запишите примеры в столбик и решите: девочки – суммы, мальчики – разности.

Взаимопроверка.

781 - 142 = к

296 + 493 = о

558 - 179 = л

616 + 312 = е

789 - 186 = с

428 + 418 = р

526 - 377 = м

173 + 357 = с

485 - 323 = п

671 + 277 = и

671 - 237 = а

Ответы

781 - 142 = 639

к

296 + 493 = 789

о

558 - 179 = 379

л

616 + 312 = 928

е

789 - 186 = 603

с

428 + 418 = 846

р

526 - 377 = 149

м

173 + 357 = 530

с

485 - 323 = 162

п

671 + 277 = 948

и

671 - 237 = 434

а

Работаем в паре: объедините ответы соседа со своими собственными для выполнения следующего задания.

1. Назовите ответ числа, сотня и десяток которого в сумме дают единицу этого числа. 639 – к

2. В значении выражения этого числа одинаковое кол-во сотен и единиц. 434 – а

3. Ответ данного примера – круглое число. 530 – с

4. Кол-во единиц следующего ответа в 2 раза меньше числа сотен. 603 – с

5. Значение данного числового выражения – самое большое трёхзначное число среди записанных. 948 – и

6. Разряды последнего ответа – чётные числа. 846 – р

Соотнесите полученные ответы с буквами. Какое слово у вас получилось? Кассир. Кто такой кассир? Кассир – работник, который осуществляет приём, хранение и учёт денежной наличности. Как Вы думаете, какое отношение будет иметь упоминание о данной профессии к нашему уроку? Определите тему и цель нашего урока.

3. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель: знакомство с историей кассовых аппаратов, устройством и принципом работы робота-кассира.

- Знаете ли вы, что первым автоматизировать денежные операции пытался Дэвид Браун в 1875 г. Его аппарат для транспортировки товаров, наличных денег и прочих мелких грузов представлял собой канат, натянутый под потолком через весь магазин. К конструкции прикреплялись корзины. Продавец, получая от клиента плату, просто отправлял деньги кассиру, который таким же образом возвращал сдачу и чек.

Банкноты продолжали считать вручную вплоть до 1908 года, пока Чарльз Франклин Кеттеринг не изобрёл автоматический счётчик банкнот. В аппарат загружалась стопка денег и задавалась сумма, которую требовалось отделить. Машинка отсчитывала нужное количество купюр и останавливалась, а оператор отделял стопку деревянной дощечкой.

В 1962 году японская компания Tokyo Calculating Machine Works предложила новый аппарат: в нём банкноты отделялись от пачки по одной, затем с помощью системы роликов подавались через счётный узел, где при прохождении замыкали контакт датчика, который считал количество таких замыканий. Этот способ сегодня считается классическим.

На занятиях кружка по робототехнике мы собрали модель роботизированного счётчика денег, используя набор LEGO® MINDSTORMS® EducationEV3.

Наш робот-кассир состоит из следующих рабочих деталей: транспортёр, «протягивающий» купюры; большой мотор, приводящий транспортёр в движение; второй большой мотор, наклоняющий транспортёр для сортировки купюр; лотки для купюр четырёх различных номиналов (50, 100, 500 и 1000); программируемый модуль EV3, с помощью которого указывается номинал купюры. Наша задача – протестировать робота, для чего мы отправимся в магазин.

Игра в «Магазин».

У вас 3 купюры номиналом 1000 рублей, 1 достоинством 500 рублей и 2 по 100 рублей. Обратимся за помощью к нашему роботу, чтобы узнать общую сумму денег, предоставленных вам для покупки товаров.

(Тестирование робота)

Условимся: при нажатии кнопки Влево аппарат будет принимать купюру номиналом 50 рублей и помещать в верхний лоток; Вправо – номиналом 100 рублей и во второй лоток; Вверх – 500 рублей в третий лоток; Вниз – 1000 рублей в нижний лоток; OK – окончание приёма купюр.

- 3700 рублей.

Рассмотрите представленные товары и решите задачу.

Покупательница решила купить 1 джинсы и 2 водолазки и дала продавцу 3700 рублей. Сколько рублей сдачи должна получить покупательница?

(Товары, представленные на картинке:

джинсы – 2120 руб., платье – 1270 руб., водолазка – 759 руб., брюки – 1600 руб.)

- Прочитайте условие задачи, её вопрос. Перечислите данные этой задачи. Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Что для этого необходимо узнать?

Решение задачи: (1 ученик у доски с комментированием)

1) 2120 + 759 * 2 = 3638 (руб.) – стоимость покупки

2) 3700 – 3638 = 62 (руб.)

Ответ: 62 рубля сдачи должна получить покупательница.

И вновь обратимся к роботу-кассиру для определения суммы следующей покупки.

1 купюра номиналом 500 рублей, 2 по 100 и 1 – 50 рублей. (750 рублей)

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос: сколько рублей сдачи получит покупатель, заплативший за 2 кг помидоров, 1 банку сметаны, 1 кг сыра и батон сумму в 750 рублей. Запишите решение и ответ.

(Товары, представленные на картинке: 1 кг помидоров – 90 руб., пакет молока – 65 руб., банка сметаны – 74 руб., 1 кг сыра – 400 руб., 1 кг колбасы – 469 руб., 1 батон – 48 руб.)

1) 2 * 90 + 74 + 400 + 48 = 702 (руб.) – стоимость покупки

2) 750 – 702 = 48 (руб.)

Ответ: 48 рублей сдачи получит покупатель.

4. Физминутка «Робот делает зарядку».

Робот делает зарядку

И считает по порядку.

Раз – контакты не искрят, (движение руками в сторону)

Два – суставы не скрипят, (движение руками вверх)

Три – прозрачен объектив, (движение руками вниз)

И исправен, и красив. (опускают руки вдоль туловища)

5. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить знания по теме; применить усвоенные знания для решения учебных заданий; научиться грамотно формулировать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

Игра «Лучший счётчик»

- Лучшим счётчиком будет признан тот, кто быстрее других назовёт ответ числового выражения. Правильность вычисления проверим при помощи нашего робота-кассира.

- 3 купюры номиналом 1000 рублей, 2 по 500 и 1 по 50 рублей. Сколько это?

4050

- 1 купюра достоинством 1000 рублей, 2 по 500 и 2 по 100.

2200

- 1 купюра номиналом 500 рублей, 2 по 100 рублей и 3 по 50 рублей.

850

- 2 по 1000 рублей, 1 по 500, 2 по 100, 3 по 50.

2850

- 3 по 1000, 3 по 500, 1 по 100, 1 по 50.

4650

Самостоятельная работа.

У Пети скоро день рождения. Он увлекается сборкой моделей конструктора LEGO. Вы решили сделать ему подарок. В вашей копилке сейчас 5200 рублей (3 купюры номиналом 1000 руб., 3 по 500, 5 по 100 и 4 по 50). Какие из предложенных наборов конструкторов вы можете купить в подарок, и сколько сдачи вы получите? Запишите решение задачи и ответ.

Стоимость наборов:

1) 2990 руб.

2) 2114 руб.

3) 1220 руб.

4) 1349 руб.

5) 2329 руб.

6) 1750 руб.

Проверка выполнения самостоятельной работы.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления для будущей учебной деятельности; оценить собственную деятельность на уроке.

- Закрасьте робота:

- в зелёный цвет, если урок вам понравился, вы были активны и работоспособны;

- в жёлтый – урок был интересен и познавателен, но вами были допущены незначительные ошибки;

- в красный – на уроке вы были рассеяны, многое было непонятно, и ещё предстоит поработать над данным материалом.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Дифференцированное ДЗ:

1) Учебник с. 23 № 86, 89.

2) Изобразить в рабочей тетради робота из геометрических фигур, найти площадь и периметр возможных многоугольников.

3) Составить задачи, аналогичные классным, презентовать их одноклассникам.

8. Пальминг - физкультминутка для глаз.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Потамошнева Наталья Алексеевна, 26.09.19 в 22:28 2Ответить Пожаловаться
Здорово! Еще и фотоотчет!
Ватолина Светлана Анатольевна, 13.11.19 в 17:05 0Ответить Пожаловаться
Елена Анатольевна, поздравляю с первой Победой в конкурсе на сайте УРОК.РФ!!!! Дальнейших творческих успехов!!!
Дроздова Елена Анатольевна, 13.11.19 в 21:37 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Светлана Анатольевна!
Медведева Татьяна Александровна, 13.11.19 в 21:42 0Ответить Пожаловаться
Елена Анатольевна! Поздравляю Вас с заслуженной победой в конкурсе!
Дроздова Елена Анатольевна, 13.11.19 в 22:30 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Александровна, спасибо Вам огромное! Мне очень приятна оценка коллег!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.