Урок математики «Деление дробей. Решение задач алгебраическим способом» (6 класс)
План-конспект урока математики
Тема: Деление дробей. Решение задач алгебраическим способом.
Класс: 6
Учитель: Смехова С.М.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
образовательные: формирование способности практического применения алгоритма решения задач алгебраическим способом; формирование умения строить математические модели;
развивающие: развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, математическую грамотность, умение анализировать и делать выводы;
воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность.
Планируемые результаты:
- предметные: знать и уметь применять алгоритм решения задач; совершенствовать вычислительные навыки;
- метапредметные: уметь рассуждать и делать выводы при составлении краткой записи условия задачи и составлении уравнения; грамотно излагать свои мысли; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности; работать с условием задачи;
- личностные: умение работать в коллективе, слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Технологии обучения: технология смыслового чтения.
Оборудование: доска, проектор, экран.
Материалы: учебник «Математика 6 класс», Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. –М: Мнемозина, 2006; презентация, плакаты с изображением ракет, раздаточный материал.
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята! Сегодняшний урок я хочу начать словами советского лётчика-испытателя, командира экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон), Валерия Павловича Чкалова. Он говорил: «Полет – это математика». И сегодня мы с вами совершим полет к новым открытиям, к новым знаниям. Выберите космический корабль, на котором можно совершить этот полет, то есть в расчетах которого нет математических ошибок.
(Дети выбирают космический корабль и объясняют свой выбор.)
Невозможно лететь к новым открытиям без прочных знаний, приобретенных на предыдущих уроках. Давайте выясним насколько хорошо мы подготовлены.
Актуализация знаний.
Устные упражнения.
№1. Раскройте скобки:
15(2 + а) =
6(3в – 4) =
7(5а + 4в) =
11(4с – 5) =
14(2а – к) =
10(35 – 27р) =
№2. Представьте в виде неправильной дроби:
№3. Сократите дроби:
№4. Вычислите: (примеры на умножение натурального числа на обыкновенную дробь -«Ромашка»).
№5. Назовите число, обратное данному: 12/17; 7/8; 91/14; 27/42; 10/37; 1/8; 1; 0.
Учитель: молодцы ребята, вы успешно справились со всеми заданиями. Откройте тетради, запишите число и тему урока «Деление. Решение задач». Сейчас нам предстоит выяснить какими знаниями обладает каждый из вас, для этого мы проведем математический диктант, а потом вы оцените работу друг друга.
Задания математического диктанта:
№1. Умножить на 5.
№2. Разделить
№3. Разделить
№4. Записать дробь, обратную дроби 2, 17.
№5. На сколько надо умножить , чтобы получить ?
После выполнения заданий ученики обмениваются тетрадями и проверяют правильность вычислений по эталону.
Ответы:
Учитель: ребята, у кого нет ни одной ошибки? У кого есть одна ошибка? Больше одной?
(ответы учащихся, разбор ошибок, если они есть).
3) Изучение нового материала.
Учитель: мы с вами вспомнили правила умножения и деления обыкновенных дробей, они нам понадобятся, ведь сегодня нам предстоит решать задачи алгебраическим способом, то есть с помощью уравнений, а работать мы будем по алгоритму. Вы знаете, что такое алгоритм? (ответы учеников). Алгоритм – это последовательность действий. Посмотрите на слайд. Алгоритм решения задачи состоит из шести пунктов:
Обозначить неизвестное число буквой х;
Записать краткое условие задачи;
Используя условие задачи, составить уравнение;
Решить уравнение;
Истолковать полученный результат в соответствии с условием задачи;
Записать ответ.
Давайте попробуем применить его на практике, откройте учебник, задача № 630. Внимательно прочитайте задачу (дети читают условие задачи, затем совместно с учителем, пользуясь алгоритмом, рассуждают, комментируют и оформляют решение в тетради, учитель оформляет решение задачи на доске).
Физкультминутка.
Учитель задает вопрос, дети показывают жестами ответ и произносят хором «Вот так!»
- Как живешь?
- Вот так!
- Как плывешь?
- Вот так!
- Как летишь?
- Вот так!
- Как глядишь?
- Вот так!
- Машешь в след?
- Вот так!
- Ждешь обед?
- Вот так!
- Крепко спишь?
- Вот так!
- На уроке как сидишь?
- Вот так!
Формирование умений и навыков.
На уроке мы должны не только правильно и красиво сидеть за партами, но и активно работать. Сейчас у вас есть возможность продемонстрировать все ваши умения при решении задач, которые напечатаны на карточках и лежат на ваших столах. (Ученики по очереди работают у доски: читают задачу вслух, работают по алгоритму, проговаривая каждый из шести пунктов).
№1. В книге два рассказа занимают 121 страницу. Число страниц первого рассказа составляет от числа страниц второго рассказа. Сколько страниц занимает каждый рассказ?
№2. Точка С разделила отрезок АВ на два отрезка АС и СВ так, что отрезок АС оказался длиннее отрезка СВ в раза. Найдите длину отрезков АС и СВ, если АВ = 78 мм.
№3.Площадь двух комнат 48 квадратных метров. Площадь одной комнаты составляет от площади другой. Найдите площадь каждой комнаты.
Постановка домашнего задания. Подведение итогов урока.
-Учитель: ребята, мы с вами хорошо потрудились. Что нового открыли для себя? Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
(ответы учеников)
- Учитель: откройте дневники и запишите домашнее задание: решить задачи № 640, №641, пользуясь алгоритмом решения задач алгебраическим способом.
Выставление оценок.