Решение задач по теме «Закон Всемирного тяготения»
Решение задач по теме : «Закон Всемирного тяготения»
Цель урока: изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил.
Задачи урока:
-образовательные (формирование познавательных УУД): добиться усвоения закона всемирного тяготения и его применения к решению задач, повторить стандартнвй вид числа и свойства со степенями.;
-воспитательные(формирование коммуникативных и личностных УУД): создать условия для положительной мотивации при изучении физики и математики, используя разнообразные приемы деятельности; формирование системы взглядов на мир;
-развивающие(формирование регулятивных УУД): развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развивать мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.
Результаты УУД:
- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
- регулятивные: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
-коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; построение устных и письменных высказываний в соответствии с поставленной задачей.
Ход урока.
Учитель физики: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, интегрированный урок математики и физики. Вести его буду я, учитель физики .
Учитель математики: и я, учитель математики.
Учитель физики: Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова: «Так много в
математике физики, как много в физике математики, и я уже перестаю находить
разницу между этими науками» А. Эйнштейн
Учитель математики
В последнее время значение математики непрерывно возрастает. Нет такой сферы деятельности людей, где не нужна бы была математика или физика. На ОГЭ по математике есть текстовые задания на анализ практической ситуации (например, физические, химические). Некоторые задачи больше по физике, чем по математике.
Учитель физики
В большинстве задач по физике, знания по математике просто необходимы. Без математики нет физики. Не зря М.В.Ломоносов сказал: «Слеп физик без математики». И сегодня мы проведем интегрированный урок, который покажет, что физика и математика неотделимы друг от друга.
Учитель математики: Вы, разделены на группы и каждой группе нужно выбрать, капитана, который назначает отвечающих на вопросы, обеспечивает своевременную сдачу карточек, следит за дисциплиной в группе.
Мотивация урока.
Ребята, а какие ассоциации у вас вызывает слово «урок»? Давайте разложим его по буквам.
У – успех,
Р – радость,
О – одарённость,
К – коллектив.
Учитель: Надеюсь, что сегодня на уроке нас ждёт и успех, и радость. И мы, работая в коллективе, покажем свою одарённость.
Будьте внимательны в течение урока, сосредоточены. Думайте, спрашивайте, предлагайте, спорьте, ищите ошибки, делайте выводы, и в тоже время умейте управлять своим поведением и своими знаниями (то есть учитесь добывать знания) – так как дорогой к истине мы будем идти вместе.
Эпиграф: “Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь”.
(М.В.Ломоносов)
. Актуализация знаний
Что называется степенью числа ?
Степенью числа с целым показателем называется число определяемое
Назовите свойства степени с целым показателем.
Устно:
Вычислить
а) | в) |
б) | г) |
В тетрадях с проверкой устно по действиям.
Вычислить:
Преобразовать:
Арифметический квадратный корень.
Опрос.
Назвать свойства арифметического квадратного корня.
Вычислить (работа с классом на доске).
Стандартный вид числа.
Какое число называется записанным в стандартном виде?
(Число вида , где , - любое целое число)
Устно.
Какие из чисел записаны в стандартном виде?
а) | Да | в) | Нет, т.к. | ||
б) | Нет, т.к. | г) | Нет, т.к. 0,5 < 1 |
Письменно в тетрадях с устной проверкой.
Записать в стандартном виде
а)
б)
Перевести м.
а) в километры
б) в сантиметры
в) в миллиметры
Ответ записать в стандартном виде.
а)
км | - | м | ||
км | - | м |
км
б)
м | - | см | ||
м | - | м |
см
в)
мм | - | мм | ||
км | - | мм |
мм
Учитель математики: Где ещё применяются степени? Может еще кто знает где применяются степени?
Давайте с вами рассмотрим те предметы, которые вы изучаете.
Назовите их пожалуйста. Давайте попробуем освоить некоторые из этих предметов.
Учитель физики: Судя по данным исследованиям, мы утвердительно можем сказать, что степени используются не только в математике, но и в физике, в астрономии, химии, биологии, в медицине.
Учитель математики: А ещё, слово степень только ли математическое? В каких словосочетаниях встречается слово «степень»?
Степень истощения
Степень окисления
Степень сравнения
Степень загрязнения
До известной степени
В высшей степени
Степень точности
Степень разрушения
То есть слово «степень» используется в повседневной жизни.
Значение слова «степень» - предел, граница.
Вашему вниманию предлагается видеоролик, будьте внимательны, вам необходимо определить тему урока.
Решение задач по теме «Закон Всемирного тяготения».
Учитель математики: для того чтобы успешно решать задачи по данной теме мы в начале урока повторили стандартный вид числа и свойства степеней который вам пригодится в решении задач.
Учитель физики: Верно, мы должны закрепить навыки решения задач. Сегодня мы отработаем решение задач на закон всемирного тяготения. Все эти задачи входят в материалы ОГЭ. Можно ли сразу приступать к решению задач?
Верно, для начала повторим основные понятия, формулы, законы, необходимые для решения задач. Давайте вспомним их: (пишут формулы на листах маркером)
Как формулируется первый закон Ньютона?
Ученик: Существуют такие системы отсчета, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела.
Учитель: Как читается второй закон Ньютона?
Ученик: Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе.
Учитель: Сформулируйте третий закон Ньютона.
Ученик: Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению.
Учитель: Сформулируйте закон всемирного тяготения.
Ученик:
Учитель: Чему равна гравитационная постоянная?
Ученик: G = 6,67·10–11 Н*м2 /кг2
Притягивается ли к Луне человек, стоящий на Земле? К чему он притягивается сильнее: к Луне или к Земле? Притягивается ли Луна к этому человеку?
Ученик: Да, притягивается. Притягивается сильнее к Земле, так как расстояние меньше. Луна притягивается к человеку.
Как и во сколько раз изменится сила тяготения, если при неизменном расстоянии массы тел возрастут вдвое?
Ученик: Увеличится в 4 раза.
Как и во сколько раз изменится сила тяготения, если при неизменных массах тел расстояние между ними увеличится в 2 раза?
Ученик: Уменьшится в 4 раза
Что притягивает к себе с большей силой: Земля – Луну или Луна – Землю?
Ученик: Одинаково.
Учитель: А теперь повторим алгоритм решения задач по динамике.
Учитель математики: Давайте решим задачи!
(На слайд) Расстояние от Марса до Солнца равно 228 млн км. Записать это число в стандартном виде?
Закон всемирного тяготения можно записать в виде , где F – сила притяжения между телами (в ньютонах), m1 и m2 – массы тел (в килограммах), r – расстояние между центрами масс (в метрах), а γ – гравитационная постоянная, равная 6,67∙10-11Н∙м2/кг2. Пользуясь этой формулой, найдите массу тела m1(в килограммах), если F=0,4669Н, m2= 4∙108 кг, а r=2м.
Задача – шутка. С какой силой козла тети Маши притягивает капуста в огороде бабы Глаши, если он пасется от нее на расстоянии 10 метров? Масса козла Гришки равна 20 кг, а капуста в этом году выросла большая да сочная, ее масса составляет 5 кг
Физминутка (Верю – Не верю)
3 вопроса по физике и 3 по математике
Домашнее задание:
д/з Домашнее задание: (Распечатать на карточках)параграф 20 Искуственные спутники Земли
(приём - «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»). Задание: Составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Вопросительные слова | Основные понятия темы |
Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение? | Закон всемирного тяготения Свободное падение Сила сопротивления воздуха Условие криволинейного движения Скорость криволинейного движения Центростремительное ускорение Первая космическая скорость Вторая космическая скорость Траектория движения спутников Искусственный спутник Земли |
Работа в группах с карточками
Результаты (Решение задач поместить на слайд) Взаимопроверка,
оценивание
7-8 =5
5-6=4
4=3
Менее 4 = 2
Сделать карточку с ответами для оценивания групп
Рефлексия