Урок математики в 5 классе на тему «Решение задач при помощи уравнений»
Разработка урока по математике в 5 классе
Учитель математики : Краева Татьяна Ивановна
Тема: Решение задач при помощи уравнений
Цели: научиться решать новый вид задач на части при помощи уравнений и показать их применение в жизни
Задачи, формирующие УУД:
Познавательные: использование знаково-символьных обозначений при решении задач
Регулятивные: применение алгоритмизации
Коммуникативные: построение монологических высказываний при объяснении решения уравнения или задачи
Ход урока
( открыт 1 слайд презентации с темой:
Определите цели урока. Обучающиеся проговаривают цели.
Этап устная работа
Решите уравнения ( задание на слайде 2)
6х+3х=90
15х-5х=30
12у-3у=36
25а+15а=120
3+у+у=15
Повторим алгоритм решения задач при помощи уравнений. ( слайд 3)
Света объясняла однокласснице Веронике решение задачи при помощи уравнения. К сожалению, она перепутала некоторые шаги для выполнения этого задания. Поправьте её, составив план решения задачи при помощи уравнения.
Задача: За куртку и кепку заплатили 4900 руб., причем куртка в 6 раз дороже кепки. Сколько стоит куртка?
Решение Светы:
1. Выбери в задаче неизвестную меньшую величину и прими её за х.
2. Составь уравнение по условию задачи.
3. Вырази через х другие неизвестные величины.
4. Запиши ответ задачи, посмотрев на вопрос.
5. Реши уравнение.
Ученица комментирует выполнение задания и затем учитель раздает всем напечатанный алгоритм.
Алгоритм решения задач с помощью уравнений
1. Выбери в задаче неизвестную меньшую величину и прими её за х.
2. Вырази через х другие неизвестные величины.
3. Составь уравнение по условию задачи.
4. Реши уравнение.
5. Запиши ответ задачи, посмотрев на вопрос.
(Слайд 4)Устно выполняют следующее задание использование знаково-символьных выражений)
Расшифруйте выражения, используя условие задачи:
В одном бидоне было на 5 литров больше молока, чем в другом. Найдите , сколько молока было в каждом бидоне, если в одном из них было в 2 раза больше, чем в другом.
А) 2х
Б) х
В)2х-х
Г) 2х-х=5
( слайд 5) Задание, с помощью которого можно ещё раз повторить главные слова в тексте «больше на», «больше в».
Учитель дал задание составить задачу, решением которого будет выражение:
3х+х=32
Соня: В одной коробке было в три раза больше карандашей ,
чем в другой. Сколько карандашей было в каждой коробке, если всего было 32 карандаша?
Вася: В одной коробке было на три карандаша больше, чем в другой. Сколько карандашей было в каждой коробке, если всего было 32 карандаша?
Кто из детей справился с заданием?
2 этап Изучение новой темы
Учитель: (Самостоятельная обучающая работа)
А теперь я предлагаю вам решить такую задачу:
«Для приготовления вишневого варенья берут 2 части вишни и 3 части сахара. Сколько кг сахара потребуется, чтобы приготовить
15 кг варенья?»
Пятиклассник решал так: Примем одну часть –за х г.
Продолжи решение, используя текст похожей задачи .
У вас на листочках разобрано решение похожей задачи. Прочитайте задачу на листочке и её решение и предложите решение задачи на части про варенье.
Задача
Для приготовления лекарственного сбора трав берут 2 части ромашки и 4 части подорожника. Сколько нужно взять ромашки ( в граммах), чтобы масса сбора была 120 грамм?
|
Количество частей (штук) |
Масса одной части (г) |
Общая масса (г) |
Ромашка |
2 |
Х |
2х |
Подорожник |
4 |
Х |
4х |
Составляем уравнение:
2х+4х=120
6х=120
Х=120:6
Х=20 (г) масса 1 части
2* 20=40 (г) масса ромашки в сборе.
Ответ: 40 г.
Наша задача
Для приготовления вишневого варенья берут 2 части вишни и 3 части сахара. Сколько кг сахара потребуется, чтобы приготовить15 кг варенья?»
|
Количество частей (штук) |
Масса одной части (г) |
Общая масса (г) |
Вода |
|
|
|
Сахар |
|
|
|
Решение: Пусть х г – масса одной части.
|
Количество частей (штук) |
Масса одной части (г) |
Общая масса (г) |
Вода |
2 |
х |
2х |
Сахар |
3 |
х |
3х |
Учащиеся заполняют таблицу и решают задачу , составив уравнение.
2х+ 3х=15000
5х=15000
Х=3000 г масса 1 части
3000 * 3 = 9000 г сахара потребуется.
Обратите внимание, что масса 15 кг должна быть обращена в граммы.
Проверка на доске: там тоже начерчена эта таблица. Один человек заполняет её и рассказывает решение, остальные –проверяют.
Учитель: Где могут использоваться такие задачи? ( в аптеке, в строительства, в кулинарии и т. д.) Как бы вы их назвали? ( задачи на части)
3 этап Практическая работа
Предлагаю вам выполнить практическую работу. Я вам принесла вишню, сахар, воду. Ваша задача приготовить продукты для вишневого варенья. Ребята разбиты на 3 группы. Каждая группа находит массу своего ингредиента.
Решение показывает на доске каждая группа.
Практическая работа
Оборудование: мерный стаканчик ( 1 часть), вишня, сахар, вода, большая чашка.
Приготовьте продукты для вишневого варенья, если для его приготовления нужно: 2 части воды, 6 частей сахара и 4 части ягод. Общая масса варенья должна составлять1200 грамм. Сколько грамм нужно взять вишни ( 1 группа), сахара ( 2 группа), воды (3 группа)?.
Пусть х г –масса одной части.
|
Количество частей (штук) |
Масса одной части (г) |
Общая масса (г) |
Вода |
|
Х |
|
Сахар |
|
Х |
|
Вишня |
|
Х |
|
Составляем уравнение:
Решаем его:
Находим массу сахара:
Находим массу вишни:
Находим массу воды:
Ответ:
Теперь придумайте алгоритм решения задачи на части при помощи уравнения. Похож ли он на прежний алгоритм, выданный вам в начале урока. Чем похож? Чем отличается?
Запишите алгоритм в тетрадь.
Алгоритм решения задачи на части
1. За х принимаем 1 часть.
2. Выражаем через х все составляющие задачи.
3. Составляем уравнение.
4. Решаем уравнение.
5. Отвечаем на вопрос задачи.
Итог урока
Подводим итог урока. Выберите из слайда то утверждение, которое ближе вам.
Я научился решать уравнения
Я научился решать задачи на части при помощи уравнений
Я научился работать с текстом
Я ничего не понял, мне нужна помощь
Домашнее задание
Задача на части на составление рецепта для новогоднего блюда. Щербет «Восточная сказка» –один на всех. А найти в задаче нужно каждому ученику массу «своего» продукта.
Рецепт новогоднего щербета «Восточная сказка» для Вани ( найти массу белого шоколада)
4 части белого шоколада
3 части сливочного масла
1 часть изюма
2 части орехов. Общая масса продуктов 500 г.
Шоколад растопить на водяной бане или в микроволновке. Затем добавить размягченное сливочное масло, изюм( предварительно облитый кипятком), мелко нарезанные сухофрукты, крупномолотые орехи. Всё перемешать и убрать на 1 час в холодильник. Затем сформировать колбаску, завернуть в фольгу и положить в морозилку на 2 часа. Когда застынет, нарезать на кусочки. Получается очень вкусно!