Урок математики для 6 класса «Решение задач с помощью уравнений»
Урок математики для 6 класса "Решение задач с помощью уравнений"
Вологжина Надежда Дмитриевна,
ГОКУ «СКШИ для обучающихся с нарушениями слуха г. Черемхово» Иркутской области, учитель математики
Тема: Решение задач с помощью уравнений.
Содержательная цель: закрепить умение решать текстовые задачи алгебраическим способом (с помощью уравнений).
Задачи урока:
Обучающие (познавательные):
- повторить и закрепить зависимости между компонентами в уравнениях (на нахождение неизвестных при сложении и вычитании);
- закрепить умение решать текстовые задачи алгебраическим способом, переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления уравнения, решать составленное уравнение.
Развивающие (регулятивные):
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать математические модели для решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Воспитательные (личностных):
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению;
- воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений уравнений.
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Тип урока: урок рефлексии.
Методы обучения: репродуктивно-самостоятельный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная.
Оборудование, демонстрационный материал: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, карточки алгоритма составления уравнения.
Предполагаемый результат:
- формирование интереса к теме, в целом – интереса к изучаемому предмету;
- умение критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель формирования (умение решать задачи с помощью уравнения);
- формирование умений, навыков самонаблюдения, самоконтроля;
- формирование культуры учебного труда.
Ход урока:
I. Организационный момент
Цель: включить учащихся в учебную деятельность, создать эмоционально-положительный настрой у учащихся.
- Доброе утро, ребята! Я рада приветствовать вас.
Создадим хорошее, дружелюбное настроение.
Улыбнитесь друг другу, садитесь!
Итак, начинаем наш урок.
II. Слухоречевая зарядка.
Цель: закрепление правильного произношения звуков с-ш на основе математической терминологии, развитие слухового восприятия
- [Как вы слышите?]
- [Какой дежурный звук?] С - Ш
- Будем правильно говорить:
Уменьшаемое
Разность
Вычесть
Из уменьшаемого вычесть разность
Из уменьшаемого вычесть разность получим вычитаемое
Если из уменьшаемого вычесть разность, то получим вычитаемое.
- [Что называется уравнением?]
- [Что значит решить уравнение?]
- [Продолжите: корень уравнения – это …]
III. Сообщение темы и цели урока.
Цель: определить содержательные рамки урока: построение и решение математических моделей текстовых задач, решаемых с помощью уравнения в теме «Сложение и вычитание натуральных чисел», принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, установление правильности и объемности выполнения заданий.
- [Какую тему изучаем?]
- На протяжении нескольких уроков мы решали уравнения и задачи в теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел». Сегодня мы продолжим эту работу. Тема урока «Решение задач с помощью уравнений». Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
- Исходя из названия темы, чем мы будем заниматься на уроке? (Решать задачи с помощью уравнений).
- Какую цель мы должны перед собой поставить?
(Стимулирую учащихся к высказываниям и подвожу их к постановке цели учебной деятельности).
Цель урока: закрепить умение решать задачи с помощью уравнения.
- Что для этого надо знать?
• компоненты при сложении и вычитании
• правила – как найти неизвестные слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое
- Вы сами будете оценивать свою деятельность на уроке:
Лист самоконтроля
ФИ __________________________________________________________
Тема урока: ___________________________________________________
Этапы урока | Оценка |
1. Опрос |
|
2. Устный счет |
|
3. Решение задачи |
|
4. Самостоятельная работа |
|
Общая оценка деятельности на уроке: |
|
IV. Актуализация знаний.
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
1. Опрос
- Прочитайте:
1) (260 + х) – 83 = 175
2) 16 – а = 16
3) (х + 56) + 140 = 520
4) а – 142 = 30
- Назовите номера уравнений, в которых надо найти слагаемое.
- Назовите номера уравнений, в которых надо найти уменьшаемое.
- В каких уравнениях надо найти вычитаемое?
- Спросите друг у друга, как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое (диалог).
2. Устный счет
Когда уравнение решаешь дружок,
Ты должен найти у него корешок
Значение буквы проверить не сложно,
Поставь в уравнение его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значение зовите тотчас.
Найдите корни уравнений:
а – 50 = 325 340 + 360 – с = 150
х + 170 = 600 х – 25 = 123 + 252
Ученики показывают карточку с номером правильного ответа.
V. Применение знаний и способов деятельности.
Цель: развитие способности применять приобретенные знания и умения
Проект «Уравнения вокруг нас»
- Ученики 7г класса принимали участие в проекте «Уравнения вокруг нас» и предлагают задачи, которые решаются с помощью уравнений.
1. Раздел «Дом». Фронтальная работа.
Работа над условием задачи.
В ходе обсуждения условия задачи составляется краткая запись.
- О чем задача? (о бюджете семьи)
- Что известно в задаче? (доход, расход на ком. услуги, остаток)
- Что неизвестно в задаче? (расход на продукты и хозтовары)
- Что надо узнать в задаче?- Какие слова возьмем для краткой записи? (доход, расход, остаток)
- Как удобнее записать краткую запись? (в таблице)
Решение задачи.
В ходе обсуждения появляется опорный алгоритм решения задачи с помощью
уравнения.
- Какой доход семьи?
- Сколько денег расходует семья на коммунальные услуги?
- Сколько денег расходует семья на продукты и хозтовары?
- Сколько денег остается у семьи?
- С чего надо начинать решать задачу с помощью уравнения?
1. Обозначить неизвестную величину буквой |
- Каким действием узнаем сколько всего денег расходует семья на коммунальные услуги, продукты и хозтовары?
- Теперь мы можем составить уравнение? Что надо сделать?
2. Составить буквенное выражение |
|
45200 – (5850 + х) = 9600
- Что неизвестно в уравнении?
- Как найти неизвестное вычитаемое?
2. Раздел «Школа» Самостоятельная работа
(Самопроверка учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов).
3. Раздел «Магазин»
Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
- Решить задачу с помощью уравнения из раздела «Магазин».
VII. Итог урока и рефлексия.
Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
- Вернемся к цели нашего урока.
- Достигли ли мы своей цели?
- Что показалось вам сложным?
- Оцените свою работу на уроке
Самооценка своей деятельности учащимися:
- За работу на уроке я поставил (а) себе оценку …
- На уроке мне понравилось …
- Мне было сложно …