Ресоциализация, как основная цель общеобразовательных учреждений при исправительных колониях уголовно-исполнительной системы

3
0
Материал опубликован 28 September 2022

Малаханова Валентина Георгиевна

Ресоциализация, как основная цель общеобразовательных учреждений при исправительных колониях уголовно-исполнительной системы.

Социальная ситуация на данное время в Российской Федерации характеризуется неуклонным ростом преступности и, как следствие, ростом количества осужденных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Особую тревогу вызывает женская преступность, которая оказывает существенное влияние на общую криминогенную обстановку. Все вопросы исправления и перевоспитания лиц, отбывающих наказание, рассматриваются в русле общей пенитенциарной педагогики.

Пенитенциарная педагогика как наука возникла сравнительно недавно, в 20-е годы XX века. Пенитенциарная педагогика занимается обучением лиц, отбывающих наказание в тюрьмах, колониях общего, строгого режима, колониях поселения.

Реализация нового уголовно-исполнительного законодательства, реформирование уголовно-исполнительной системы в современных условиях выдвигают на передний план проблемы исправления и ресоциализации осужденных женщин, их подготовку к жизни на свободе. К понятию ресоциализация достаточно близко понятие «реабилитация».

Одним из основных направлений воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях[4] является общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы. Образовательные учреждения УИС (уголовно-исполнительная система) входят в систему образования Российской Федерации, поэтому и содержание образования должно отвечать тем же требованиям, которые предъявляются законом «Об образовании».

Значение общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что в соответствии со ст. 9 УИК (Уголовно-Исполнительный Кодекс) оно является одним из основных средств исправления осужденных.

Правовое регулирование общеобразовательного обучения осужденных исходит из закрепленного ст. 43 Конституции Российской Федерации права граждан на образование.

В исправительных учреждениях (ст. 112 УИК РФ) организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста тридцати лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего общего образования, администрацией исправительного учреждения и администрацией образовательного учреждения создаются необходимые условия.

Для сдачи экзаменов учащиеся- осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде, что создает им необходимые условия для получения образования в местах лишения свободы.

Получение осужденными среднего общего образования, как важный фактор позитивного развития, поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Таким образом, образовательные учреждения при уголовно – исполнительных учреждениях, а именно Учебно – Консультационные Пункты и вечерние школы, реализуют образовательную программу среднего общего образования. Но все же, главной ролью пенитенциарной школы является гуманистическая функция.

Наша школа совместно с администрацией колоний решают основную проблему исправления и ресоциализации осужденных женщин, их подготовку к жизни на свободе.

Подготовка к освобождению начинается с момента прибытия осужденных в исправительное учреждение. Происходит комплексное изучение осужденных, составляются социально-психологические характеристики, выявляются социально-полезные связи, налаживаются связь с родственниками.

Наш контингент – учащиеся в возрасте до 30 лет, многие из них не имеют основного общего образования, а порой имеют только начальное образование. У большинства из них большой перерыв в обучении, что составляет определенные трудности в педагогическом процессе. У многих учениц в деле отсутствуют документы, подтверждающие уровень образования, поэтому нашим коллективом проводится большая индивидуальная работа по определению уровня знаний обучающихся и определению их в тот или иной класс.

Наши обучающиеся – женщины, до осуждения находились в социально неблагоприятной среде, и поэтому такие понятия как добра, любви, веры для многих незна­комы или искажены до неузнаваемости. Рано или поздно эти люди возвращаются в общество, и очень важно, что они унесут в своих душах: злобу, агрессию или покаяние, веру, надежду.

Нахождение в социальной изоляции оказывает сильное влияние на личность женщины, ее дальнейшую судьбу. За годы нахождения в колонии, где жизнь строится в соответствии с правилами внутреннего распорядка, все заранее определено и решено, женщины теряют социальные навыки. К тому же в стране жизнь меняется стремительно и, освободившись, женщины оказываются совершенно не приспособленными к новым условиям. Не имеющие документа об образовании не могут устроиться на работу, теряются и зачастую вновь совершают преступления.

Поэтому отношения учителя и обучающихся строятся по линии большей предупредительности, чуткости, выдержки, доверительных отношений, открытости, благожелательности, а также с учетом психологических особенностей данной категории обучающихся, таких как асоциальные установки, психические аномалии и расстройства.

Женской психологии свойственно такое качество, как стремление обращать на себя внимание, демонстративность, ригидность (застреваемость и стойкость психотравмирующих переживаний), а также высокая импульсивность. Неспособность адекватно воспринимать и оценивать возникающие жизненные трудности побуждает их к необдуманному, дезорганизованному, часто преступному поведению. Им характерна повышенная тревожность, эмоциональная ранимость, гиперчувствительность к межличностным взаимодействиям, отчужденность, плохая социальная приспособляемость, Характерна фрустрация (состояние повышенной психической напряженности, вызываемое объективно-неопределенными или субъективными трудностями, которое возникает на пути к достижению личностно значимой цели), потеря уверенности в себе, переживание вины перед семьей, страх перед будущим, а также суицидальные мысли и попытки.

Необходимо также помнить, что в прошлом наши обучающиеся страдали наркоманией, алкоголизмом, проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством, и учитывать недостатки биологического развития (дефекты органов чувств, соматическая ослабленность, особенности высшей нервной деятельности как следствие ВИЧ-инфекции, туберкулеза и других заболеваний).

С учетом вышеперечисленных особенностей данной категории людей мы осуществляем процесс исправления и ресоциализации своих подопечных через обучение и воспитание.

В общешкольный план отдельным пунктом включен план совместной работы с администрацией ИК:

Подбор обучающихся в школу.

Закрепление учителей школы за советом воспитателей отрядов.

Руководство учителей школы работой секций общеобразовательного обучения в отрядах.

Регулярный контроль и ответственность начальников отрядов за посещаемостью и успеваемостью обучающихся их отряда в течение года.

Организация внеклассных и воспитательных мероприятий совместно с администрацией колонии в течение года.

Проведение совместных совещаний (педсоветов) с администраций по вопросам организации обучения.

Подготовка помещений школ к новому учебному году.

Оказание финансово-материальной помощи на приобретение канцелярских товаров.

В колониях традиционно проводятся дни отряда и дни колонии. В прошлом колонии были закрытыми системами. На сегодняшний день родственники имеют возможность посещать своих родных, находящихся в местах лишения свободы, эти дни. Кроме того, обязательно предусмотрено посещение школы.

Классные руководители ведут переписку с родственниками, также проводятся беседы с родными во время кратковременных свиданий.

В своей работе педагогический коллектив большое внимание уделяет нравственному воспитанию. Так как по статистике обучающиеся нашей школы осуждены по следующим статьям УК РФ: кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, преступление против половой неприкосновенности, незаконное приобретение, хранение, перевозка наркотических средств, многие ученицы совершили повторное преступление. Все преступления были совершены, в основном, в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Еще хотелось бы отметить, что наши ученицы это женщины – матери сейчас или в будущем. Поэтому в нашей школе сложились традиции проводить внеклассные, общешкольные мероприятия такого плана: День матери, День борьбы со СПИДом, День защиты детей; проводятся индивидуальные беседы, классные часы, лекции, направленные на проблему материнства.

Таким образом, мы постоянно убеждаемся в непреложности главного принципа нашей реабилитационной педагогики: собственные успехи учащихся вселяют в них уверенность, веру в собственные силы, уважение к себе и к окружающим, открывают новые перспективы жизни на воле.


Литература:

Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.М. Психологические особенности осужденных и их отличительные черты. – М., 1989.

Димитров А. В., Сафронов В. П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социаль­ный институт, 2003, 176 с.

Дмитриев Ю.Д., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология./Ростов н/Д: Феникс, 2007.-681.

Гербеев Ю.В. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными: Учеб.пособие. – Рязань: РВШ МВД, 1985. – 359 с.

Ласточкин В.А. Особенности исправления и перевоспитания впервые осужденных к лишению свободы. Учебное пособие - М., 1976. - 45c.

Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика. Курс лекций.-М.:Московский психолого-социальный институт, 2004, 400с.

Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. СПб., 2001. С. 4.

Трубников В.М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. - Харьков, 1990.

Шнайдер Г.Й. Криминология. М., 1994. С. 501.

Открытая школа: научно-методический и организационно-педагогический журнал.- М: ООО «Открытая школа», 2010.-№7.-стр.42

Открытая школа: научно-методический и организационно-педагогический журнал.- М: ООО «Открытая школа», 2011.-№8.-10

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации