Рецензия на фильм Э. Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви»
Рецензия на фильм Э. Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви».
Т.П. Ветошкина
МАОУ Заозёрная СОШ №16 г. Томск
Фильм Э. Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» вышел на экран в 2006г. Когда начинаешь смотреть этот фильм — нравится. Декорации, актеры, костюмы, атмосфера. Все замечательно. Снимает Рязанов, придраться не к чему. Правда, фильм, рассчитан на интеллектуального, умеющего думать зрителя.
В фильме Рязанов не только показал трагическую судьбу великого сказочника, но и поделился своими раздумьями о назначении искусства, о трудном поприще человека-гения и толпы. Все время противопоставление — человек и толпа, человек и высшее общество, человек и чье-то мнение. Здесь идет борьба, которую не каждый выдерживает.
В начале фильма показано мрачное детство «гадкого утенка» - это и беспросветная нищета и та сумрачная атмосфера, в которую, собственно, была облечена вся жизнь Андерсена.
Очень удачно Рязанову удалось подчеркнуть избранность мальчика, которого поцеловал сам Господь и предсказал ему великое будущее. Вячеслав Тихонов великолепно сыграл эту эпизодичную роль Бога.
В фильме показаны страдания сказочника так непохожего на толпу, не такого, как всего, чего толпа не прощает. Представьте юношу, который играет в куклы, с увлечением ставит кукольные спектакли и прекрасно поёт. Перед нами удивительно беззащитный человек и душой ребёнка, непонятый и непринятый, которому предстоит выдержать множество страданий. По приезду в Копенгаген его ждёт ещё более страшная нищета и ему негде даже переночевать. Это вызывает у Ганса Христиана слёзы отчаяния, но даже тогда он не предаёт свои мечты.
Чем труднее Андерсену в реальной жизни, тем больше света в его сказках. Как он счастлив, когда сказки посещают его, какими актёрскими способностями обладает Ганс Христиан, читая свои произведения. В те моменты из нелепого долговязого странного мужчины он перевоплощается в великого сказочника. Его преследуют завистники, в их число как не странно и не банально входит и его учитель гимназии (в исполнении О. Табакова, мастерски сыгравшего роль лицемера, тирана и мучителя).
Э. Рязанов сумел показать отрешённость главного героя от обычной жизни во имя искусства. Мимо него прошла любовь. Первая попытка обрести семейное счастье была неудачной, он был отвергнут своей избранницей. Второй раз у Андерсена это светлое чувство возникло к певице, которая тоже его отвергает, променяв его любовь на славу. Андерсен страшно одинок, он отрекся от своих близких (матери, сестры), и только в конце фильма он понимает, что это отречение – страшный грех, и смиренно просит прощения у Бога, который прощает ему все грехи и говорит, что не жалеет, что поцеловал его в детстве, но не понимает из-за чего он пожертвовал счастьем обладания любимой женщиной.
Несмотря на все страдания, нищету и грязь, Андерсен не научился ненавидеть людей, он сохранил душу ребенка до самой старости, и это помогло ему сочинять свои изумительные сказки.
В общем, актерский состав не подкачал, они настолько вжились в образы, что я ни разу не вспомнила об их других ролях, не сравнивала, а верила, что вот это и есть Андерсен, король, свинопас и т. д. И, конечно, музыка Рыбникова, которую невозможно забыть. Она продолжает звучать в голове после окончания фильма - это его душа.