Интерактивное родительское собрание на тему «Жизнь без конфликтов!»

18
4
Материал опубликован 21 January 2019 в группе

Интерактивное родительское собрание

на тему: «Жизнь без конфликтов!»

Кияйкина Наталья Федоровна

педагог-психолог

МБДОУ детского сада № 31 «Заря» г. Пятигорска

Ставропольского края

Цель мероприятия:

просвещение родителей воспитанников ДОУ в вопросах конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в диаде «родитель-ребенок» с использованием интерактивных средств.

Задачи:

выявление мнения родителей воспитанников о стратегии поведения, негативно влияющих на формирование растущего организма ребенка;

развитие «языка эмоций» в диаде «родитель-ребенок»;

формирование ответственности взрослых за формирование эмоционально-личностного развития детей;

повышение психологической компетентности взрослых в вопросах эффективного разрешения конфликтных ситуаций и профилактики негативных проявлений в ДРО.

Оборудование: музыкальный зал, интерактивная доска для показа видео ролика, релаксационная музыка, четыре стола с бумажными скатертями, наборы для чаепития, цветы из картона (оранжевые, синие, желтые) и ваза для цветов по определению настроения участников, листы бумаги и карандаши по количеству человек.

Предварительная работа: групповые тренинги и консультации по разрешению конфликтных ситуаций для родителей на предыдущих родительских собраниях, анкетирование родителей

Участники: родители воспитанников старшей группы детского сада, воспитатель.

Ход мероприятия:

Звучит веселая музыка. Родители входят в музыкальный зал. Каждый участник мероприятия выбирает цветок своего настроения, прикрепляет его к вазе на стенде и присаживаются за накрытые к чаепитию столы. На каждом столе бумажная скатерть для творческой работы.

1. Вступительное слово педагога-психолога.

- Добрый вечер! Рада очередной встречи и, мне очень приятно, что у присутствующих, судя по букету цветов в вазе, преобладает хорошее настроение и позитивное психологическое состояние! Позвольте начать необычное родительское собрание, которое будет проходить за чашкой чая. В процессе чаепития мы обсудим очень актуальную, на мой взгляд, тему «Жизнь без конфликтов!» Давайте попробуем разобраться!

Педагог-психолог предлагает родителям каждого стола поприветствовать присутствующих своим «необычным жестом». Участники, посоветовавшись, демонстрируют приветствия (четыре приветствия – четыре стола).

Педагог-психолог анализирует вместе с родителями разнообразные формы приветствия, которые проявили участники мероприятия.

- Как приятно, что все участники мероприятия поняли друг друга!

К большому сожалению, не всегда люди понимают друг друга. Часто, даже у самых близких людей возникают конфликтные ситуации. Каждый из родителей рано или поздно сталкивается с проблемами во взаимоотношениях со своими детьми.

2. Дискуссия. Путь благополучного выхода из проблемных ситуаций в диаде «родитель-ребенок».

На интерактивной доске появляется иллюстрация по детско-родительскому взаимодействию. Педагог-психолог начинает дискуссию.

- Довольно часто мы бываем, вовлечены в конфликтные ситуации близкими людьми. Какие ассоциации возникают у вас от слова «семейный конфликт»?

Родители каждого столика высказывают свои мнения.

Педагог-психолог продолжает вести беседу с родителями.

- Многие люди боятся конфликтов и старательно их избегают. Конфликт связан с чувствами, которые принято подавлять гневом и агрессией. Он всегда означает, что при столкновении интересов нам не удалось найти компромисс, мирно договориться. Каждая семейная система имеет свою модель общения в проблемной ситуации. Она выстраивается у каждой личности на подсознательном уровне (генетическая память рода).

Конфликтные ситуации неизбежны,

но умный ищет выход из них, а дурак – вход.

Губарев В.Г.

- Так можно ли быть «умным» и создать жизнь без конфликтов?

Терпение и уважение в семейных

переговорах «перетрут» любые конфликты.

Рой О.

И это, действительно, так, но при соблюдении определенных правил взаимодействия.

Предлагаю посмотреть короткий видео ролик, пример конфликта.

3. Показ видео ролика «Мост».

https://www.youtube.com/watch?v=iJbgQ8zJd18

После просмотра видео ролика участники мероприятия делятся своими впечатлениями.

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.

Макаренко А. С.

Предлагаю выполнить всем участникам мероприятия тест-опросник. Интерпретация результатов будет выполнена вами в домашних условиях, что будет способствовать продуктивному самоанализу.

4. Тест-опросник К.Томаса «Определение стратегии поведения в конфликте».

(https://psycabi.net/testy/193-oprosnik-k-tomasa-na-povedenie-v-konfliktnoj-situatsii-test-tomasa)

Данный тест предназначен для выявления стратегии поведения в конфликтной ситуации личности. Методика Томаса используется в качестве изучения коммуникативных способностей человека, стиля межличностного взаимодействия. Результаты показывают реакцию личности на конфликт и объясняют, насколько она эффективна и целесообразна.

Для прохождения самодиагностики участникам понадобится: готовый бланк теста и ручка. При помощи специальной формулы подсчитывается исход конфликта личности.

Каждому родителю выдается готовый бланк теста, а в конце выполнения теста – бланки с интерпретацией.

Инструкция: выберите в каждой паре вопросов то суждение, которое наиболее типично вашему поведению в конфликтной ситуации. Над ответами не нужно подолгу задумываться. В тесте нет правильных или неправильных ответов, и, чем честнее вы будете с самими собой, тем достовернее будут полученные результаты. На прохождение теста отводится 15 минут.

Вопросы теста.

1 пара:

А) В некоторых случаях я могу предоставить другому человеку возможность быть ответственным за решение неоднозначного вопроса

Б) Я стремлюсь обращать внимание на точки соприкосновения, а не на расхождения во взглядах

2 пара:

А) Я всегда стремлюсь найти компромисс

Б) Я всегда стараюсь решить проблему так, чтобы были учтены и интересы и мои и другого

3 пара:

А) Практически всегда я непреклонен в достижении своей цели

Б) Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения

4 пара:

А) Я всегда стремлюсь к компромиссу

Б) В некоторых случаях я могу поступиться своими интересами, чтобы в выигрыше остался другой человек

5 пара:

А) В процессе разрешения конфликта, я стремлюсь найти поддержку у соперника

Б) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло

6 пара:

А) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы у меня не было неприятностей

Б) Я всегда стремлюсь достичь своей цели

7 пара:

А) Часто я стремлюсь отложить принятие решения по спорному вопросу, чтобы сделать это позже

Б) Нередко я могу пойти на уступки, чтобы добиться другой цели

8 пара:

А) Как правило, я всегда настаиваю на своём

Б) В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов

9 пара:

А) Мне кажется, что переживать по поводу разногласий следует далеко не всегда

Б) Я делаю всё, чтобы было так, как хочу я

10 пара:

А) Я решительно пытаюсь достичь своей цели

Б) Чаще всего я стремлюсь к поиску компромиссного решения

11 пара:

А) В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов

Б) Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения

12 пара:

А) Чаще всего, я стараюсь избежать позиции, способной вызвать разногласия

Б) Я могу легко пойти другому навстречу, если и он тоже готов пойти на уступки

13 пара:

А) Чаще я предлагаю найти среднее решение

Б) Чаще я продолжаю настаивать на своём

14 пара:

А) Я всегда объясняю другому свою позицию и интересуюсь, как думает он

Б) Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции

15 пара:

А) Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения

Б) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло

16 пара:

А) Я всегда учитываю чувства другого и стараюсь не задеть их

Б) Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции

17 пара:

А) Как правило, я настойчив в достижении своей цели

Б) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло

18 пара:

А) Я могу позволить человеку настаивать на своём, если знаю, что он будет счастлив

Б) Я могу легко пойти другому навстречу, если и он тоже готов пойти на уступки

19 пара:

А) В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов

Б) Часто я стремлюсь отложить принятие решения по спорному вопросу, чтобы сделать это позже

20 пара:

А) Я всегда стремлюсь к немедленному преодолению разногласий

Б) Я всегда настроен на лучшее сочетание потерь и выгод для каждого

21 пара:

А) В процессе переговоров я всегда учитываю желания другой стороны

Б) Мне больше нравится, когда проблема обсуждается прямо

22 пара:

А) Я стремлюсь занять такую позицию, которая будет посредине между моей личной и противоположной

Б) Я всегда стремлюсь отстоять свои желания

23 пара:

А) Меня всегда волнует вопрос, удовлетворены ли желания другой стороны

Б) В некоторых случаях я могу предоставить другому человеку возможность быть ответственным за решение неоднозначного вопроса

24 пара:

А) Если для другого человека очень важна его позиция, я пойду ему навстречу

Б) Я стремлюсь склонить другого к компромиссному решению

25 пара:

А) Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции

Б) В процессе переговоров я всегда учитываю желания другой стороны

26 пара:

А) Чаще я предлагаю найти среднее решение

Б) Практически всегда я стремлюсь сделать так, чтобы были удовлетворены желания всех сторон

27 пара:

А) Я стараюсь не занимать потенциально спорной позиции

Б) Я могу позволить человеку настаивать на своём, если знаю, что он будет счастлив

28 пара:

А) Как правило, я настойчив в достижении своей цели

Б) В процессе разрешения конфликта, я стремлюсь найти поддержку у соперника

29 пара:

А) Чаще я предлагаю найти среднее решение

Б) Мне кажется, что переживать по поводу разногласий следует далеко не всегда

30 пара:

А) Я всегда стараюсь сделать так, чтобы чувства другого не были задеты

Б) Чаще всего я придерживаюсь такой позиции в спорной ситуации, чтобы и я и другой человек достигли успеха

Ключ к тесту Томаса типы поведения в конфликте.

Просмотрите нижеследующую таблицу и проставьте себе 1 балл за каждый ответ, который совпадает с ключами.

Родителям раздают бланки.

- Интерпретировать полученные результаты вы сможете в домашних условиях. То количество баллов, которое вы набрали по каждой из шкал, показывает, насколько выражена у вас тенденция к тому или иному поведению в процессе конфликтного взаимодействия (характеристики указаны в начале). Чтобы узнать, какой тип поведения у вас доминирует, нужно просто сопоставить баллы по каждой из форм, и выбрать ту, по которой набрано наибольшее количество баллов.

Интерпретация: количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации.

Некоторые специалисты в области конфликтологии считают, что оптимальной можно считать стратегию поведения и при использовании всех пять тактик поведения, в интервале от 5 до 7 баллов. Если результат испытуемого отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо – имеют значение ниже 5 баллов, другие – сильно – выше 7 баллов.

Формулы, для прогнозирования исхода конфликтной ситуации:

А) Соревнование + Решение проблемы + ½ Компромисса.

Б) приспособление + Избегание + ½ Компромисса.

Если сумма А больше суммы Б, шанс выиграть конфликтную ситуацию есть у вас;

Если сумма Б больше суммы А, шанс выиграть конфликт есть у вашего оппонента.

5. Элемент тренинга «Жизнь без конфликтов!»

Основные фазы конфликта: начало, фаза подъема, пик конфликта, спад.

На интерактивной доске появляется слайд:

По данным исследования психологов эффективно решение конфликтов на начальной стадии – 92 %, на фазе подъема – 45%, на пике – 5 %, на спаде – 25 %. Приведенные данные свидетельствуют о том, что конфликт следует решать как можно раньше. С момента зарождения, не допуская его развитие.

Мы не знаем, как вести себя в конфликте, не умеем направить его в конструктивное русло и извлечь из него пользу. А главное - мы не можем преподать эту науку детям, и они зачастую остаются с конфликтом один на один.

Конфликт – ссора – скандал – неприятность…

На самом деле – это столкновение мнений, сторон. Что с неизбежностью возникает при контактах. Поэтому, конфликтов не стоит бояться, их надо предупреждать и своевременно улаживать. Именно улаживать, т.к. в конфликтах не бывает победителей. Если победит один, то проигравший инициирует очередной конфликт и так до бесконечности…

Конфликт показывает, что проблема назрела и если ее разрешить вовремя, то конфликт минует. Подобным образом кризис словно болезнь и происходит выздоровление. Таким образом, кризис находится в развитии и переходит на новый этап.

Следующий слайд:

Схема разрешения конфликта Родители составляют за каждым столом

1. Умение слушать

2. Понимание.

3. Компромис

4. Тритейский судья.

5. Анализ своих действий.

6. Согласие.

Родители составляют за каждым столом

Как вести себя в ситуации конфликта?

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применял двухмерную модель регулирования конфликтов. Основополагающими измерениями в ней являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Соответственно двум способам измерения К. Томас выделил стратегии регулирования конфликтов.

Существует пять типовых стратегий в конфликтной ситуации:

соперничество (конкуренция) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку;

приспособление (улаживание) – означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого человека;

компромисс;

избегание (уклонение) – как отсутствие стремление к кооперации, так и отсутствие к достижению собственных целей;

сотрудничество – альтернативный подход, удовлетворяющий интересы обеих сторон.

При соперничестве, приспособлении и компромиссе – или один участник выигрывает, а другой проигрывает в конфликте, что чревато последствиями, или проигрывают оба участника конфликта

При избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха.

Самой эффективной стратегией поведения является пятая - сотрудничество, при которой выигрывают обе стороны.

Упражнение «Конфликтная ситуация». 

Разыгрывание конфликтных ситуаций, представленных родителями от каждого стола. Подведение итогов.

Чтение стихотворение (подготовленное родительницей)

Есть волшебное слово ПРОСТИ.

Есть прекрасное слово ПОНЯТЬ.

Есть бесценная сила ТЕРПЕТЬ.

Не ответить злым словом, смолчать!

Не копить на душе злых обид.

Не накапливать яд, не роптать.

Сохранить свет нетленной души

И молитвой всё злое прогнать.

Гордость шепчет: ты непобедим.

Лучше знаешь и больше других.

В споре дерзок и неотразим.

Только нет в этом прока для них.

Дай нам силы, Господь, чтоб любить!

Чтоб прощать злобу внешних людей,

Чтобы кротость, Твою сохранить

Среди воя безумных страстей….

Священник Алексей Есипов

6.Рефлексия.

Подведение итогов. Обратная связь.

Закончить нашу встречу мне бы хотелось словами восточного мудреца Далай Лама: «Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас…»

Родители делятся мнениями о проведенном мероприятии.

Каждому родителю раздается памятка, в которой рекомендации по предотвращению конфликтных ситуаций и рекомендованная литература по данной тематике.

Правила поведения в конфликтных ситуациях и для их предотвращения:

1. Не стремитесь доминировать, во что бы то ни стало.

2. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.

3. Помните, прямолинейность хороша, но не всегда.

4. Критикуйте, но не критиканствуйте!

5. Чаще улыбайтесь! Улыбка мало стоит, но дорого ценится.

6. Традиции хороши, но до определенного предела.

7. Сказать правду тоже надо уметь.

8. Будьте независимы, но не самоуверенны!

9. Не превращайте настойчивость в назойливость!

10. Не ждите справедливости к себе, если вы сами несправедливы.

11. Не переоценивайте свои способности и возможности.

12. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

13. Проявляйте доброжелательность!

Проявляйте выдержку и спокойствие в любой ситуации!

Рекомендованная литература по данной теме:

1. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.

2. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 238.

2. Куртышева, М. А. Как сохранить психологическое здоровье детей / М. А. Куртышева. – СПб. : Питер, 2005. - (Практическая психология). – 251 с.

3. Интернет ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?v=iJbgQ8zJd18;

https://psycabi.net/testy/193-oprosnik-k-tomasa-na-povedenie-v-konfliktnoj-situatsii-test-tomasa;

https://constructorus.ru/aforizmy/vyskazyvaniya-velikix-i-uspeshnyx-lyudej-o-konfliktax-i-ix-razreshenii.html.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за работу!

4 March 2019

Спасибо за отзыв к разработке! Надеюсь на скорую встречу на страничке!

4 March 2019

Мероприятия "Жить без конфликтов" важный момент для каждый человека, умение находить компромисс в любой ситуации. Благодарю за работу!

3 August 2019

Благодарю за комментарий! Буду рада, если информация окажется полезной!

3 August 2019