Исследования на предмет любви к жизни у восьмиклассников сельской школы
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА
Данное анкетирование проводилось нами в 8 классе МОУ "Овощновская школа" совместно с педагогом-психологом в 2 этапа с целью раскрыть причины отторженности детей от общества, определить отношение ребят к праву на жизнь, выявить отношение к жизни, как великому дару.
В опросе участвовали 16 учеников. На первом этапе были предложены следующие вопросы:
Любимый ли ты ребенок в семье?
Любишь ли ты проводить время с семьей?
Кому ты доверяешь секреты?
Возникает ли желание уйти из дома?
В результате опроса было выявлено: 15 учащихся считают себя любимым ребенком в семье, , им нравится проводить время в кругу семьи, и только один не является таковым, что составляет 93% и 6% соответственно.
Секреты свои дети доверяют и маме, и папе одинаково.
Во второй части социологического опроса учащихся решались следующие жизненные вопросы:
1. Как вы относитесь к проблемам и чувствам своих сверстников?
В результате было выяснено, что равнодушно относятся 3 человека,сдержанно-3, участвуют и поддерживают -9 , один ребенок не ответил ничего.
2. Как вы считаете, понимают ли вас сверстники?
На этот вопрос были получены следующие результаты:
никогда -2, иногда -6, редко -2, часто -1, всегда -5.
3. Как вы считаете, понимают ли вас родители?
В результате мы увидели, что никогда не понимают -0, иногда -3, редко -1, часто -3, всегда -9.
4. Участвуют ли родители в вашей жизни? Данный вопрос решался в процентах. Были получены следующие ответы:
40% - 1, 50% - 6, 60% - 1, 70% - 1, 80% - 1, 90% - 2, 100% - 4.
5. Есть ли в вашей жизни непреодолимые трудности?
"Да" ответили 4 человека, "нет" -12.
6.Испытываете ли вы чувства отчаяния, душевных страданий?
Никогда не испытывают 4 человека, редко -9, иногда -2, часто -1, всегда - 0.
7.Можете ли вы изменить свою жизнь и справиться с трудностями?
Могут 12 человек, нет - 2, двое не ответили ничего.
8.Подвергали ли вы себя смертельной опасности?
Никогда не подвергали 13человек, редко -2, всегда -1.
9.Насколько процентов вы любите жизнь?
На 60% любит жизнь 1 человек, на 70% - 1, на 80% - 1, на 100% -13.
10. Имеют ли люди право убить себя?
В данном вопросе получены следующие мнения и высказывания:
3 человека считают, что имеют на это право, так как "это его (человека) жизнь, их право, им решать"; 12 человек считают, что такого права не имеет никто, потому что "жизнь - это самое дорогое в человеке", "эту жизнь дал Всевышний и ты не в праве ее отнимать у себя", "человек не имеет права убивать себя", "жизнь дана, чтобы жить, а не умирать".
11. Посещали ли вас мысли о суициде?
Никогда не посещали у 10 человек, редко - у одного, иногда -1, всегда -1.
12.Как вы думаете, что толкает людей на то, чтобы лишить себя жизни?
Все ребята в этом вопросе считают по-разному и называют следующие причины:
- не хочется жить;
- не могут что-то доделать и у них ничего не получается;
-горе, проблемы;
- любовь;
-нет другого выхода;
- нерешенные проблемы;
- глупые необдуманные поступки;
- слабость, безвыходность;
- отношения с родителями.
Выводы социологического опроса
Учащиеся данного класса в основном довольны жизнью, могут самостоятельно решать жизненные проблемы, имеют поддержку как со стороны родителей, так и со стороны сверстников. Эти дети дорожат жизнью как великим даром, на который не имеют права покушаться. Живут для того, чтобы радоваться, наслаждаться жизнью, общением.
Из 16 опрашиваемых 1-2 постоянно имеют жизненные трудности, которые практически не преодолимы. Эти ребята не видят поддержки ни со стороны сверстников, ни со стороны родителей, они чувствуют себя одинокими в этом обществе, часто испытывают чувства отчаяния и даже подвергали себя смертельной опасности.
После социологического опроса была проведена работа по данной теме:"Я люблю эту жизнь". В результате ребятам предложили написать сочинение-миниатюру по данной теме. И после проверки чувство тревоги было рассеяно, так как ребята, насторожившие нас, отозвались положительно о своей жизни.
Ефимова Алла Ивановна
Пинчук Лилия Валентиновна
Селиванова Галина Геннадьевна