Результаты проведенного анализа сведений об обновлении и эффективности использования материально-технической базы профессиональными образовательными организациями

3
0
Материал опубликован 1 December 2021

Результаты проведенного анализа сведений об обновлении и эффективности использования материально-технической базы профессиональными образовательными организациями


Одним из ключевых факторов эффективности процесса обучения является состояние материально-технической базы образовательной организации. Важнейшими условиями повышения качества образования являются внедрение, освоение и эффективное использование материально-технической базы в образовательных организациях.

При подготовке квалифицированных кадров отсутствие современной материально-технической базы может стать основным аспектом, снижающим качество образования. Совершенствование её оснащенности непосредственно влияет на развитие профессионализма и творческих способностей обучающихся.

Инновационные тенденции в образовании диктуют необходимость постоянного использования материально-технической базы, её обновления и масштабирования. Увеличение количества студентов должно вести к улучшению оснащения материально-технической базы.

Эффективность образовательного производства возможно оценить через развитие материально-технической базы. Успех реализации любой образовательной программы зависит во многом от материально-технической базы, которой располагает образовательная организация.

Результативность использования материально-технической базы в образовательных организациях должна заключаться в повышении качества образования. Это можно оценить по показателям аттестации, лицензирования и аккредитации образовательных организаций.

С целью получения объективной информации и выявления лучших практик обновления и использования материально-технической базы организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, было проведено соответствующее исследование.

Опрос проводился в сентябре-октябре 2021 года методом анкетирования. В опросе приняли участие 242 образовательные организации СПО.


– Распределение организаций СПО – участников исследования по специальностям, укрупненным группам профессий и федеральным округам

Федеральный округ

Коды укрупненных групп профессий и специальностей

Всего

08.00.00

09.00.00

15.00.00

23.00.00

29.00.00

38.00.00

43.00.00

44.00.00

49.00.00

54.00.00

Коды профессий и специальностей

08.01.24

08.02.25

08.02.01

09.02.01

09.02.07

15.01.32

15.02.08

23.01.17

29.01.07

38.02.01

43.02.15

44.02.01

44.02.02

49.02.01

54.01.20

Дальневосточный

2

2

2

1

4



3


3

4

3

3

2


29

Приволжский

3

4

7

3

16

2

4

9

1

1

7

8

5

5

2

86

Северо-Западный

1

1

2


4


1

2


5

5

4

4

1


30

Северо-Кавказский


1



1

1

1

1

2

3

1

1

2

1


15

Сибирский

1

5

7

5

14


2

11

2

19

7

9

9

6

3

100

Уральский

2

5

6

2

4

3

2

4

2

4

2

3

1



40

Центральный

4

7

4


12

3

4

11

1

9

12

9

9

8

2

95

Южный

2

4

4

2

6


1

3


8

4

4

4

1

1

44

Итого опросных форм по профессии, специальности

15

29

32

13

61

9

15

44

8

61

42

41

37

24

8

439

Итого опросных форм по группе профессий, специальностей

76

74

24

44

8

61

42

78

24

8


При этом максимальное количество организаций приняло участие в исследовании по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» – 44 учреждения и по специальностям: 09.02.07 «Информационные системы и программирование», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» – по 61 учреждению.

В следующих укрупненных группах профессий и специальностей принято к исследованию наибольшее количество опросных форм: 44.00.00 «Образование и педагогические науки» – 78; 08.00.00 «Техника и технологии строительства» – 76; 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» – 74.

Наиболее активными участниками исследования стали следующие субъекты: Сибирский ФО – 100 опросных форм, Центральный ФО – 95 опросных форм, Приволжский ФО – 86 опросных форм.

При анализе сведений об обновлении и эффективности использования материально-технической базы профессиональных организаций было выявлено следующее.

По обеспеченности образовательной организации помещениями (кабинетами, мастерскими, лабораториями), оборудованными современной материально-технической базой, выделяется БУПО ХМАО – Югры «Нижневартовский строительный колледж», оснащенный в соответствии с утвержденными инфраструктурными листами Ворлдскиллс Россия. Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться по профессиональным образовательным программам с использованием оборудования, учебной и материально-технической базы, в общем количестве обучающихся в образовательной организации составляет 33 %.

ОБПОУ «Курский монтажный техникум» имеет 35 помещений (кабинетов, мастерских, лабораторий), оборудованных современной материально-технической базой, включая 8 учебных кабинетов (лабораторий, мастерских), аккредитованных в качестве центров проведения демонстрационного экзамена, и 4 учебных кабинета. Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться по профессиональным образовательным программам с использованием оборудования, учебной и материально-технической базы, в общем количестве обучающихся в образовательной организации составляет 77 %.

ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум» имеет 20 помещений, оборудованных современной материально-технической базой на 71 %. Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться по профессиональным образовательным программам с использованием оборудования, учебной и материально-технической базы, соответствующей современным требованиям (инфраструктурным листам), в общем количестве обучающихся в образовательной организации составляет 21 %.

ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум» располагает 22 помещениями, оборудованными современной материально-технической базой и наилучшим оснащением мастерских профессионального цикла. Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться по профессиональным образовательным программам с использованием оборудования, учебной и материально-технической базы, соответствующей современным требованиям (инфраструктурным листам), в общем количестве обучающихся в образовательной организации составляет 23 %.

ГАПОУ КК «Лабинский аграрный техникум» выделяется благодаря наличию 35 помещений (кабинетов, мастерских, лабораторий), оборудованных современной материально-технической базой, включая 8 учебных кабинетов (лабораторий, мастерских), аккредитованных в качестве центров проведения демонстрационного экзамена. Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться по профессиональным образовательным программам с использованием оборудования, учебной и материально-технической базы, соответствующей современным требованиям (инфраструктурным листам), в общем количестве обучающихся в образовательной организации составляет 25 %.

По обеспеченности образовательной организации помещениями (кабинетами, мастерскими, лабораториями), оборудованными современной материально-технической базой, выделяется ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж» благодаря наличию 51 помещения (кабинетов, мастерских, лабораторий), оборудованного современной материально-технической базой, включая 15 учебных кабинетов (лабораторий, мастерских), аккредитованных в качестве центров проведения демонстрационного экзамена, и 15 учебных кабинетов (лабораторий, мастерских), оснащенных в соответствии с утвержденными инфраструктурными листами Ворлдскиллс Россия. Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться по профессиональным образовательным программам с использованием оборудования, учебной и материально-технической базы, соответствующей современным требованиям (инфраструктурным листам), в общем количестве обучающихся в образовательной организации составляет 35 %.

По обеспеченности образовательного процесса оснащенной современным оборудованием базой практик (практического обучения), в предоставлении которой участвуют работодатели, выделяется ФГБОУВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», в котором реализацию практического обучения и предоставление оснащенной современным оборудованием базы практик осуществляют 13 предприятий-работодателей, обеспечивая 4 вида производственной практики для 44 % обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.

БУПО ХМАО – Югры «Нижневартовский строительный колледж», в котором реализацию практического обучения и предоставление оснащенной современным оборудованием базы практик осуществляют 2 предприятия-работодателя, обеспечивается 3 вида производственной практики для 51 % обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.

ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» предоставляет оснащенные современным оборудованием базы практик за счет 5 предприятий-работодателей, обеспечивая 6 видов производственной практики для 71 % обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.

Выделяется также ГАПОУ СО «Серовский политехнический техникум», в котором реализацию практического обучения и предоставление оснащенной современным оборудованием базы практик осуществляют 2 предприятия-работодателя, обеспечивается 3 вида производственной практики для 73 % обучающихся по основным профессиональным образовательным программам;

По обеспеченности образовательного процесса оснащенной современным оборудованием базой практик (практического обучения), в предоставлении которых участвуют работодатели, выделяется ГАПОУ МО «Подмосковный колледж «Энергия», в котором реализацию практического обучения и предоставление оснащенной современным оборудованием базы практик осуществляют 13 предприятий-работодателей, обеспечивая 2 вида производственной практики для 65 % обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.

По обеспеченности образовательного процесса оснащенной современным оборудованием базой практик (практического обучения), в предоставлении которой участвуют работодатели, выделяется также ФГБОУВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет», в котором реализацию практического обучения и предоставление оснащенной современным оборудованием базы практик осуществляют 3 предприятия-работодателя, обеспечивая 4 вида производственной практики для 51 % обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.

По обеспеченности образовательного процесса педагогическими кадрами, эффективно использующими современные образовательные технологии и современную материально-техническую базу в своей профессиональной деятельности, лучшие практики отмечаются:

– в ГОУ ВО МО ГГТУ «Ликино-Дулевский политехнический колледж», где 65 % преподавателей и мастеров производственного обучения прошли за последние 5 лет повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам, реализуемым на современной производственной (материально-технической) базе; 90 % преподавателей имеют опыт трудовой деятельности не менее 5 лет по профилю реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ;

– в ГАПОУ СО «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж», где 100 % преподавателей и мастеров производственного обучения по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» прошли за последние 5 лет повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам, реализуемым на современной производственной (материально-технической) базе, и 91 % преподавателей и мастеров производственного обучения имеют опыт трудовой деятельности не менее 5 лет по профилю реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ;

– в ГАПОУ ЧР «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологии», где 100 % преподавателей и мастеров производственного обучения прошли за последние 5 лет повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам, реализуемым на современной производственной (материально-технической) базе, и имеют опыт трудовой деятельности не менее 5 лет по профилю реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ.

Отмечается также ГАПОУ МО «Подмосковный колледж «Энергия», где 100 % преподавателей и мастеров производственного обучения по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» прошли за последние 5 лет повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам, реализуемым на современной производственной (материально-технической) базе, и имеют опыт трудовой деятельности не менее 5 лет по профилю реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ.

Также выделяется ОБПОУ «Рязанский политехнический колледж», где 90 % преподавателей и мастеров производственного обучения прошли за последние 5 лет повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам. Эти программы реализуются на современной производственной (материально-технической) базе. Преподаватели имеют опыт трудовой деятельности не менее 5 лет по профилю реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ.

По уровню расходов, затраченных на оснащение образовательного процесса современной материально-технической базой, в общем объеме финансовых расходов образовательной организации превосходит другие организации ГБПОУ «Сахалинский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства», уровень финансовых расходов в котором за прошедшие три года, потраченных на закупку современного оборудования и материально-технической базы, составляет более 168 290 430,89 руб.,
что в расчете на одного обучающегося составляет 148 797,91 руб.

В ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум» уровень финансовых расходов за прошедшие три года на закупку современного оборудования и материально-технической базы составляет 90 234 642,14 руб., что в расчете на одного обучающегося составляет 54 162,45 руб.

В ГПОУ «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий» уровень финансовых расходов за прошедшие три года на закупку современного оборудования и материально-технической базы составляет более 920 340 917 руб., что в расчете на одного обучающегося составляет 741 015,23 руб.

В ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» уровень финансовых расходов за прошедшие три года на закупку современного оборудования и материально-технической базы составляет 87 373 062,05 руб., что в расчете на одного обучающегося составляет 28 950,65 руб.

В ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет» уровень финансовых расходов за прошедшие три года на закупку современного оборудования и материально-технической базы составляет 283 782 800 руб., что в расчете на одного обучающегося составляет 209 743,39 руб.

В ОБПОУ «Рязанский политехнический колледж» уровень финансовых расходов за прошедшие три года на закупку современного оборудования и материально-технической базы составляет более 134 417 030 руб., что в расчете на одного обучающегося составляет 90 334,03 руб.

По обеспеченности образовательного процесса современным оборудованием и материально-технической базой (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), пригодными для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, максимальный уровень обеспеченности достигнут в ГАПОУ «Оренбургский автотранспортный колледж» и составляет порядка 96 %.

ФГБОУВО «Майкопский государственный технологический университет» тоже достиг высоких показателей по данным критериям: уровень обеспеченности современным оборудованием и материально-технической базой составляет порядка 94 %.

ГАПОУ СО «Серовский политехнический техникум» оснащен материально-технической базой, пригодной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, на 91 %.

Представленные аналитические сведения показывают, что уровень оснащенности многих образовательных заведений находится на высоком уровне и почти достигает максимальных показателей. Однако многие учебные заведения все еще нуждаются в необходимом материально-техническом оснащении. Материально-техническое оснащение образовательных организаций требует постоянного обновления. Важными факторами поддержания материально-технической базы на должном уровне, отвечающем современным критериям, являются активная позиция самих образовательных организаций, поддержка государства, инвестиции и другие ресурсы.

С целью содействия повышению показателей эффективности обновления и использования материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, руководителям подобных организаций и специалистам Министерства просвещения Российской Федерации были разработаны некоторые предложения.

Основываясь на результатах комплексного анализа эффективности реализации мероприятий по оснащению организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, современной материально-технической базой, наиболее значимым критерием является уровень обеспеченности образовательной организации помещениями (кабинетами, мастерскими, лабораториями), оборудованными современной материально-технической базой. Повышение эффективности обновления и использования материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, прежде всего лежит в плоскости обеспечения инфраструктурой и материально-техническим оснащением учебных кабинетов (лабораторий, мастерских) в соответствии с инфраструктурными листами Ворлдскиллс Россия по компетенциям и планам застройки мастерской, которые ежегодно актуализируются и размещаются на ресурсе «Единая система актуальных требований – ЕСАТ», расположенном по адресу esat.worldskills.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а в случае отсутствия соответствующих инфраструктурных листов Ворлдскиллс Россия по компетенции должны использоваться требования ФГОС среднего профессионального образования и примерных основных образовательных программ.

Однако соответствие этих компонентов стандарту (инфраструктурным листам Ворлдскиллс Россия, требованиям ФГОС среднего профессионального образования или примерных основных образовательных программ) и даже многократное превышение стандарта еще не свидетельствуют о появлении качества образовательного процесса. В основу системы основных показателей оценки эффективности проведения мероприятий по обновлению материально-технической базы целесообразно положить принцип целевой ориентации, позволяющий выстроить иерархию целей и (при возможности) характеризующих их показателей. В рамках данного подхода при оценке целесообразности и эффективности обновления материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, следует опираться на детальное планирование хода обновления и использования материально-технической базы организаций (при необходимости – разработать программу модернизации материально-технической базы), регулярный мониторинг состояния материально-технической базы организаций и оценку:

необходимого объема обновляемых материально-технических средств;

соответствия современным техническим, технологическим условиям развития науки и производства;

затрат на материалы;

затрат на топливно-энергетические ресурсы;

надежности;

эргономичности;

показателей стандартизации и унификации;

транспортабельности;

безопасности;

качества сервисного обслуживания;

производительности.

Что касается обеспеченности образовательного процесса оснащенной современным оборудованием базой практик (практического обучения), в предоставлении которой участвуют работодатели, то следует отметить, что внедрение практического обучения и предоставление оснащенной современным оборудованием базы практик предприятиями-работодателями является выгодным направлением сотрудничества предприятий и образовательных организаций, способствует перераспределению нагрузки на материально-техническую базу организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО. Сотрудничество с работодателями, их вовлечение в развитие образовательных организаций среднего профессионального образования имеет большой потенциал: начиная от знакомства студентов с используемыми материально-техническими средствами на современных предприятиях и заканчивая в перспективе трудоустройством обучающихся. В качестве ориентиров для выстраивания отношений взаимовыгодного сотрудничества с руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, может быть использован наработанный опыт коллег из других регионов. Например, Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области «Ярославский градостроительный колледж» взаимодействует с обществом с ограниченной ответственностью «Кнауф» по внедрению в учебный процесс профессий в области отделочных строительных и декоративных работ, строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Данный опыт сотрудничества с организацией-работодателем может быть полезен для других организаций. Также этой организацией при использовании материально-технической базы организовано взаимодействие с Ярославским государственным техническим университетом: на базе мастерской ООО «Кнауф» занимаются студенты ЯГТУ. Данный опыт совместной работы организаций среднего профессионального образования также может быть полезен другим организациям профессионального образования.

Успешный опыт сотрудничества с предприятиями, работодателями целесообразно транслировать профессиональному сообществу на семинарах, конференциях, мастер-классах, вебинарах.

Эффективность использования материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, напрямую зависит от квалификации педагогических кадров образовательной организации. С целью максимизации эффективности использования материально-технической базы необходимыми являются следующие мероприятия:

увеличение количества преподавателей из числа действующих работников профильных предприятий, организаций, трудоустроенных в образовательной организации по совместительству;

своевременное и систематическое повышение квалификации преподавателей по дополнительным профессиональным программам, реализуемым на современной производственной (материально-технической) базе;

своевременное и систематическое повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций на базе мастерских, занятых в их использовании и обслуживании, в том числе с использованием ДОТ, электронного обучения;

своевременное и систематическое повышение квалификации преподавателей, обеспечивающее владение компетенцией на мировом уровне (уровень сертифицированного эксперта Ворлдскиллс);

повышение квалификации преподавателей по программам, направленным на присвоение статуса эксперта демонстрационного экзамена;

привлечение к преподавательской деятельности педагогов, имеющих опыт трудовой деятельности не менее 5 лет по профилю реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ.

Отдельным направлением повышения эффективности использования материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, является воспитательная, просветительская работа педагогического состава. В данном аспекте она должна вестись с упором на: формирование у студентов чувства ответственности за сохранение помещений и оборудования, материально-технических ценностей, санитарное состояние и чистоту в учебных помещениях, местах общественного пользования, на территории образовательной организации; укрепление учебной, трудовой и исполнительской дисциплины; обеспечение неукоснительного и своевременного выполнения учебных и плановых заданий; формирование профессионального сознания, интереса к выбранной специальности (учебные занятия, научно-практические конференции, конкурсы, воспитательные часы, экскурсии на предприятия, беседы со специалистами, круглые столы, профессиональные праздники и др.).

Также организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, необходимо предусмотреть возможности для доступа и соответствующие условия для реализации основной профессиональной образовательной программы с использованием современного материально-технического оборудования обучающимися с ОВЗ и инвалидами.

Использование разработанных предложений при планировании обновления материально-технической базы образовательных организаций, а также в ходе её эксплуатации будет способствовать повышению эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов организации.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации