Статья «Результативность коррекционно-образовательной программы по изобразительному искусству в коррекционной школе»
По данному предмету ставятся следующие коррекционные задачи:
– способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
– находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
– содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
– дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
– знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
Личностными результатами изучения предмета являются:
Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;
Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
Развитие аналитико-синтетической деятельности, сравнения, обобщения;
Улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Метапредметными результатами изучения курса являются:
– в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
– владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
– получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности
При отборе содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
– практико-ориентированная направленность содержания обучения;
– применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
– применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.
Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу:
коррекционно-обучающую;
коррекционно-развивающую;
коррекционно-воспитательную;
воспитание положительных качеств личности;
развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).
Программа по изо реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез. Занятия проводится в кабинете ИЗО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации программы.
Уроки проводятся в виде:
– изучение нового материала,
– комбинированные,
– обобщающие уроки,
– практические работы,
– экскурсии.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, беседы об изобразительном искусстве способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел включает в себя основные теоретические сведения, практические работы
На уроках ИЗО присутствуют межпредметные связи:
ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;
ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;
ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;
ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.
В результате обучения дети, по предложенным темам в программе, должны знать и уметь:
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учащиеся должны знать:
Речевой материал 1 – 7 класса;
О существовании цветов радостных и мрачных;
Форму, конструкцию предмета, величину его составных частей, цвет и положение в пространстве;
Последовательность выполнения рисунка;
Основы изобразительной грамоты;
Цветовые оттенки.
Учащиеся должны уметь:
Строить изображение в определённой последовательности (от общего к частному);
Планировать свою работу;
Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
Передавать в рисунке объёмную форму предметов доступными учащимся средствами;
Подбирать цвет в соответствии с натурой.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Учащиеся должны знать:
Речевой материал 1 – 7 класса;
Виды узоров (орнаментов): геометрический, растительный;
Приёмы работы акварельными и гуашевыми красками;
Значение прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.
Учащиеся должны уметь:
Стилизовать природные формы и использовать их в оформительской работе;
Элементарные представления о приёмах выполнения простейшего шрифта по клеткам;
Пользоваться материалами в процессе рисования;
Подбирать гармонические сочетания цветов.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учащиеся должны знать:
Речевой материал 1 – 7 класса.
Понятие о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
Речевой материал 1 – 7класса.
Понятие о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
Учащиеся должны уметь:
Передавать в рисунке связанное содержание;
Использовать приём загораживания одних предметов другими в зависимости от их положении относительно друг друга;
Размещать предметы в открытом пространстве;
Изображать удалённые предметы с учётом их зрительного уменьшения.
БЕСЕДЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Учащиеся должны знать:
Речевой материал 1 – 7 класса;
Виды и жанры изобразительного искусства: натюрморт, живопись, скульптура, архитектура, графика;
Широко известные скульптурные, архитектурные произведения;
Виды народно-прикладного искусства;
Представления об основных средствах выразительности живописи и их отличительные особенности.
Учащиеся должны уметь:
Высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался.