Статья «Результативность коррекционно-образовательной программы по изобразительному искусству в коррекционной школе»

0
0
Материал опубликован 12 December 2015 в группе
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

По данному предмету ставятся следующие коррекционные задачи:

– способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
– находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
– содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
– дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
– знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

Личностными результатами изучения предмета являются:

Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;

Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

Развитие аналитико-синтетической деятельности, сравнения, обобщения;

Улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Метапредметными результатами изучения курса являются:

– в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

– владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

– получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

– практико-ориентированная направленность содержания обучения;

– применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

– применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.

Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу:

коррекционно-обучающую;

коррекционно-развивающую;

коррекционно-воспитательную;

воспитание положительных качеств личности;

развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Программа по изо реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез. Занятия проводится в кабинете ИЗО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации программы.

Уроки проводятся в виде:

– изучение нового материала,

– комбинированные,

– обобщающие уроки,

– практические работы,

– экскурсии.

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, беседы об изобразительном искусстве способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел включает в себя основные теоретические сведения, практические работы

На уроках ИЗО присутствуют межпредметные связи:

ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;

ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;

ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;

ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.

В результате обучения дети, по предложенным темам в программе, должны знать и уметь:

 

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учащиеся должны знать:

Речевой материал 1 – 7 класса;

О существовании цветов радостных и мрачных;

Форму, конструкцию предмета, величину его составных частей, цвет и положение в пространстве;

Последовательность выполнения рисунка;

Основы изобразительной грамоты;

Цветовые оттенки.

Учащиеся должны уметь:

Строить изображение в определённой последовательности (от общего к частному);

Планировать свою работу;

Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

Передавать в рисунке объёмную форму предметов доступными учащимся средствами;

Подбирать цвет в соответствии с натурой.

 

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Учащиеся должны знать:

Речевой материал 1 – 7 класса;

Виды узоров (орнаментов): геометрический, растительный;

Приёмы работы акварельными и гуашевыми красками;

Значение прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.

Учащиеся должны уметь:

Стилизовать природные формы и использовать их в оформительской работе;

Элементарные представления о приёмах выполнения простейшего шрифта по клеткам;

Пользоваться материалами в процессе рисования;

Подбирать гармонические сочетания цветов.

 

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учащиеся должны знать:

Речевой материал 1 – 7 класса.

Понятие о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.

Речевой материал 1 – 7класса.

Понятие о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.

Учащиеся должны уметь:

Передавать в рисунке связанное содержание;

Использовать приём загораживания одних предметов другими в зависимости от их положении относительно друг друга;

Размещать предметы в открытом пространстве;

Изображать удалённые предметы с учётом их зрительного уменьшения.

 

БЕСЕДЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Учащиеся должны знать:

Речевой материал 1 – 7 класса;

Виды и жанры изобразительного искусства: натюрморт, живопись, скульптура, архитектура, графика;

Широко известные скульптурные, архитектурные произведения;

Виды народно-прикладного искусства;

Представления об основных средствах выразительности живописи и их отличительные особенности.

Учащиеся должны уметь:

Высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации